Статистическими видовыми точками называются те, в которых мы пребываем в состоянии относительной неподвижности (сидим на скамейке, находимся в беседке и т. д.). Динамические же формируются в зависимости от движения, например на поворотах дорожек. Общей чертой для обеих точек является то, что обозреваемая картинка, которая нам открывается может находится как близко, так и на удалении. Это дает возможность говорить о, как минимум четырех уровнях восприятия той или иной садовой композиции — вблизи или с более дальнего расстояния, в состоянии статическом или в движении.

Можно с уверенностью говорить о том, что со всех четырех точек пространственная картина будет восприниматься по-разному, а значит и обустраивать ее нужно неодинаково.

Например, если вы решили приукрасить загородный участок хвойными деревьями и купить тую в Киеве, то для начала необходимо разобраться с ее декоративными свойствами и деталями. Если выстраивать видовые точки по мере того, как уменьшается способность различать мелкие детали растений, то получится примерно так: лучше всего мы сможем рассмотреть детали растений, когда будем находиться по отношению к ним в статическом положении и на небольшом расстоянии. Сложнее всего будет заметить детали, находясь на расстоянии и в движении. Таким образом, возможность изучения деталей уменьшается и становится критической в случае статического положения и большого расстояния.

Далеко не все сорта растений кажутся одинаково красивыми как вблизи, так и на расстоянии.

В то же время некоторая часть декоративных характеристик может быть оценена по достоинству только из дальней точки. Сюда можно отнести ажурность растения, форму кроны, общую цветовую гамму. Некоторые особенности вблизи вообще очень трудно рассмотреть. Например, чтобы сосна обыкновенная в вашем саду выглядела достойно, ее необходимо размещать на таком расстоянии от видовой точки, которое равнялось бы трем ее высотам.
В то же время множество мелких деталей просто невозможно увидеть на удалении. Это пятна и кайма на листовой пластинке, необычные листья, побеги с наростами, плоды и цветы у некоторых видов. Как только вы отойдете на 2-3 метра от такого растения, его ценностные элементы станут уже почти неразличимыми. Именно поэтому подбор растений для садовых композиций нужно подстраивать под разные видовые точки, ориентируясь на их непосредственные характеристики.

Ландшафтный лизайн №2 — 2011

Говоря о декоративности сада, мы не редко имеем в виду именно сезонные эффекты. Конечно быстротечная смена времен года, а значит, и ландшафтных картин придает садам свое очарование, однако эти моменты все же вторичны. Что же можно тогда считать первичной (долговременной) основой композиций, независимой от сезонности. Что в первую очередь организует садовое пространство. Безусловно — структура, объемно-пространственная форма сада, создающая его «скелет» и круглогодичную основу.

Если снег еще способен сам по себе послужить украшением, заметно преображающим любой ландшафт, то межсезонье настоящий экзамен для дизайнера. Какие элементы планировки будут привлекать взгляд в ноябре и апреле на фоне облетевшей или еще не распустившейся листвы, или сад окажется пустым и скучным? Что определит его картину в отсутствии сезонных эффектов, когда ни зелень листвы, ни летнее многоцветие или осенний парад красок не «заслоняют» его структуру? Да и собственно будет ли сад в отсутствии цветов и листьев? Недаром говорят, «не каждому ландшафту удается и зимой оставаться садом».

Постоянная составляющая

Итак, в пору зимней графики, и монохромных гризайлей поздней осени и ранней весны выявляется главное – «скелет» сада и его планировочная структура. Или их отсутствие. Природа будто отдергивает зеленый занавес, и убирает все лишнее, отвлекающее и мимолетное,

И совершенно очевидно, что чем суровей климат и продолжительней зима, Согласно этому плану осуществляется строительство тем прихотливей и недолговечней эффекты цветения, и тем более актуальны вопросы создания садовой структуры. В первую очередь за нее отвечает совокупность планировочных решений, заложенная на этапе проектирования. Чем логичней и продуманней будет соотношение линий, форм, объемов, тем более целостной и гармоничной станет картина сада. Результатом этого этапа работы является составление разбивочного чертежа, на котором кроме всего прочего закрепляются места расположения малых архитектурных форм и садовых сооружений. дорожек и площадок, организация террас и подпорных стен и т.д., которые именуют «жесткой структурой сада». Красота и четкость контуров мощеных территорий, формы площадок и патио, изящество пергол и трельяжей подчеркивают и поддерживают линии и фигуры планировки. Архитектурные элементы организуют садовое пространство, «делают» и «держат» его, не зависят от сезонов, и являются его долговечной основой.

Арки и оригинальные опоры для растений, например, наиболее заметны в безлиственном саду. Размещенные в соответствии с основной концепцией оформления, они прекрасно организуют ландшафт, но, тем не менее, нуждаются в поддержке формами и линиями посадок.

Структурные посадки

Вы, наверное, замечали, как выделяются зимой на белом фоне жесткие щетки живых изгородей и формированные купы кустарников в оформлении городских парков, как хорошо «читаются» эти формы и в безлистном состоянии? Это и есть структурные растения.

Наравне с архитектурными элементами они поддерживают планировку. Сферы и вертикали крон деревьев и кустарников, живые изгороди и стены решают задачу наполнения объемами садового пространства.

В первую очередь они заметны зимой и в межсезонье, за счет красивой графики ветвей, формы кроны. Они хорошо формируются или легко поддаются стрижке, благодаря способности к ветвлению. Они создают «растительный скелет», доминанты и повторы в композициях, поддерживают заданные жесткой планировкой линии и формы до и после снега.

Для структурных растений в первую очередь важна устойчивость к климату и жизнестойкость, в нашем случае, в условиях средней полосы России, ведь они основа объемно-пространственной композиции сада. К ним нельзя отнести сорта и виды, не имеющие эффектной, ярко выраженной в безлистном состоянии, необычной формы кроны, а так же капризные и не зимостойкие, чей внешний вид и размеры в текущем сезоне зависят от характера зимы и высоты снежного покрова. В последнее время заметно вырос интерес к теплолюбивой флоре (чему в известной мере поспособствовали аномально теплые зимы прошлых лет). Однако следует помнить, что радуя цветением или фактом присутствия, они представляют интерес лишь как коллекционный экземпляр, и не относятся к «садообразующим» растениям. Посадки не даром принято делить на структурные и декоративные. У каждых — своя роль: одни сад создают, другие его украшают.

Структурные растения, прежде всего, создадут основу сада, в котором, словно шторы в комнате, можно потом менять цветущие декорации.

К сожалению, в нашем арсенале практически нет вечнозеленых деревьев и кустарников, подходящих для нашей климатической зоны. В качестве замены мы располагаем лишь хвойными видами. Конечно, эти породы играют немаловажную роль в формировании облика сада, стоит лишь помнить, что собственно к зимней декоративности будут иметь отношение лишь виды способные перерасти высоту сугробов.

Но не только вечнозеленые хвойные обеспечивают структуру композиций в саду. Листопадные древесные виды, обращающие на себя внимание формой кроны, выразительной графикой и особенностями ветвления не менее привлекательны в безлистном состоянии.

Круглый год поддержат, как планировку всего сада, так и отдельных композиций, одиночные (солитерные) деревья с красивой и регулярной формой кроны, аллеи и кулисы, крупные кустарники и живые изгороди. Вписанные в линии плана, они подчеркнут перспективу, выразительный полукруг газона, край прямоугольной площадки, границы посадок, оригинальные изгибы дорожек, помогут добиться визуальной обособленности, разделить участок на садовые комнаты.

Было бы ошибочно считать, что четкость, «читаемость» линий возможна лишь при регулярной планировке, а структура — удел только классических садов. Определенность форм и линий — вносит строгость и упорядоченность в любое пространство. Там где посадки неминуемо подчиняются геометрии строений, особенно в непосредственной близости от дома или прочих элементов жесткой структуры, стриженные живые изгороди, солитеры, симметрия и повторы отдельных групп всегда наиболее уместны. Тем более, что если стоит цель стилистически увязать их с общей картиной сада, это можно легко сделать за счет комбинации с мягкой пейзажной посадкой, например, многолетников или мелких кустарников.

В предыдущем материале мы рассказали, как связать функциональные зоны на участке удобными садовыми дорожками. Какие же пейзажные картины будут с них открываться – еще предстоит обдумать.

Садовые дорожки, которые мы нанесли на план участка на 4 этапе проектирования, – это не только отдельный декоративный элемент дачной территории и хороший способ перемещения по участку без луж и грязи, но и целый ряд обозревательных пунктов, с которых можно любоваться окрестными красотами.

На профессиональном языке дизайнеров видовые, или смотровые, точки – это выгодные положения в пространстве, из которых садовый участок предстает в наиболее привлекательном виде.

Какие бывают видовые точки

В идеале они наносятся на план на этапе создания проекта, после трассировки. Конечно, картина, которую вы видите из видовой точки, может быть и естественной, природной. Но чаще всего пейзаж для обзора приходится создавать. И делать это нужно с учетом расположения видовых позиций. По «функционалу» они бывают динамическими (например, садовые дорожки) или статическими – скамейка, с которой виден эффектный цветник, уютная беседка; окно дома, откуда можно созерцать альпийскую горку, в то время как грядки скрыты с обратной его стороны.

Основные видовые точки:

  • въездные ворота (калитка);
  • крыльцо (терраса) дома;
  • зона отдыха (беседка);
  • прогулочные дорожки.

От правильного расположения видовых точек зависит общее впечатление, которое произведет дизайн вашего участка на гостей.

Как правильно выявлять видовые точки

Со статическими видовыми точками в основном все понятно. Они, как правило, уже заранее заданы, неизменны, и их нужно просто отметить на схеме. Небольшой нюанс касается только видовых точек дома. Многие начинающие «сам себе» дизайнеры обозначают главную видовую точку на подоконнике окна. Но это неправильный подход, ведь садом необязательно любуются, подойдя вплотную к окну. Часто в сад смотрят, сидя в удобном кресле, на диване или за столом в гостиной. Эти точки – кресло, стул, диван – и следует обозначить на плане как видовые. Пейзаж, наблюдаемый с этих ракурсов сквозь окно, должен быть приятным, вызывать эстетическое удовольствие.

Труднее всего определить динамические видовые точки, расположенные по пути садовых дорожек, поскольку в процессе ходьбы картинки, которые вы видите, постоянно сменяют друг друга. Двигаясь, вы переводите взгляд на новые объекты, и вам открываются новые виды. Место смены и принимают за видовую точку, которую следует обозначить на плане.

1-6 – видовые точки (стрелками обозначены направления взгляда); 7 – пейзажная картина; звездочка – центр садовой композиции

Когда вы, меняя направление, пройдете по дорожкам в обе стороны, вы обнаружите, что видовых точек может оказаться много, но это не должно пугать новоиспеченного дизайнера. Такова нормальная практика.

В ходе движения картина перед глазами будет меняться совсем незначительно, т.е. вы станете фиксировать лишь дополнительные акценты. Дублировать такие точки на плане не имеет смысла. Просто благодаря свойствам восприятия по мере приближения к садовым объектам вы будете видеть их более детально. И эти «мелкие детали», заметные только с небольшого расстояния, тоже следует проработать при проектировании ландшафта.

Что такое пейзажная картина

Очень важно, какая картина открывается взгляду человека, входящего на участок через калитку (основную видовую точку). Часть ландшафта, вызывающая в процессе восприятия положительные эмоции и настроение, получила название пейзажной картины. Недаром въездную зону еще называют парадной. Эту часть территории вам предстоит обыграть очень тщательно, ведь с любовью созданный миксбордер на ухоженном газоне произведет на посетителей вашей загородной «усадьбы» первое впечатление. И насколько ярким оно будет, зависит только от вас.

Пейзажная картина (в отличие от музейного полотна) объемная, у нее есть акцент (центр композиции). Эта точка притягивает взгляд в первую очередь. Она может быть одиночной (самый крупный валун рокария, солитер, центральное дерево миксбордера) или состоять из нескольких элементов (пергола, увитая плетистой розой). Ограничивающей пейзаж «рамой» могут выступать растения, окна и двери дома, ограждение террасы.

Акцентом пейзажной композиции необязательно должно быть высокое или массивное дерево, иногда взгляд замечает более мелкую или низкую, но выразительную акцентную деталь – кустарник с яркой листвой или разноцветными ягодами, живописный фасад дома, искусно сделанный сухой ручей, изящную беседку, образованную вьющимися растениями.

Взаимодействие видовых точек и пейзажных картин

После того как выявлены и нанесены на схему все видовые точки (направление взгляда на плане обозначают стрелками), начинают проектирование пейзажных картин, исходя из уже имеющихся обзорных пунктов. Пейзажная композиция с акцентом необязательно должна соответствовать каждому из них. Но если объект интересный, хорошо, если он будет виден сразу из нескольких точек наблюдения.

Для создания удачной ландшафтной композиции нужно тщательно подбирать растения, чтобы взгляд останавливался не на глухом неприглядном заборе, а, к примеру, на пышных кронах деревьев, которые замаскируют его подобно живой изгороди. Также нужно учитывать, насколько далеко от глаз будет расположена группа растений. В зависимости от этого можно удачно комбинировать более высокие или, наоборот, низкорослые культуры.

Правильно определить расстояние из каждого пункта обзора до центра пейзажной композиции поможет следующее соотношение: расстояние до воспринимаемого объекта должно в 2-3 раза превышать его высоту. Это значит, что при высоте ключевого объекта (композиции) 3-6 м оптимальное расстояние, с которого пейзажная картина будет восприниматься более полно и выгодно, составит от 6 до 18 м. Естественно, в каждом конкретном случае эти параметры могут разниться.

Проектировщику очень важно знать не только законы перспективы и свойства восприятия, но и особенности разных растений (деревьев и кустарников) – их высоту, форму кроны, ветвистость, интересное строение листьев, окраску. При умелом использовании и сочетании всех факторов можно создать эффектные пейзажные картины.

Разработка начальной концепции дизайна

5 шагов, которые мы проделали вместе, носили подготовительный характер и вплотную подвели нас к моменту создания собственного ландшафтного проекта. Во всяком случае, общая картина проектируемого участка на этом этапе уже хорошо ясна, вы вполне представляете себе, какие зоны хотите на нем видеть, как в них должны быть расположены объекты и каким образом они будут взаимодействовать между собой.

Далее будем заниматься подробной детализацией фрагментов, на которые нужно будет поделить всю территорию, чтобы внимательно проработать каждый конкретный уголок. Зачем, спросите вы, а как же функциональные зоны, на которые участок уже разделен? Фрагментирование, в отличие от зонирования, – это уже не «вотчина» ландшафтного архитектора, а сфера деятельности дизайнера, который занимается непосредственно декором каждого отдела сада, учитывая его общую концепцию.

Если на предыдущих этапах мы только «конструировали» внешний вид будущего участка – отводили места под строения и посадки, задавали расположение и общий объем каждой зоны, обозначали места их разделения (слияния), связующие трассы, то далее займемся заполнением заданных объемов.

Каждая группа растений будет описана «поштучно», каждая дорожка «обретет» свою реальную форму, ширину, протяженность и материал покрытия, цветы на клумбах будут подобраны в необходимом соответствии со сроками цветения и в желаемой цветовой гамме.

На 6 этапе планирования мы проработаем все детали, благодаря которым ландшафтный проект, кроме уже определенной формы, приобретет конкретное «содержание» в рамках общей садовой композиции. Следите за нашими публикациями.

Продолжение следует.

Видовая точка — место, с которого раскрывается обзор части ландшафта. Зачастую закрепляется в натуре устройством специальной площадки.

Точки пейзажного обзора

С различных видовых точек системы игровых площадок, составляющих вместе со своим обрамлением своеобразный парковый ландшафт, могут раскрываться перспективы в сторону центральной поляны.

Возвышающиеся точки рельефа являются центрами системы видовых точек, с которых могут быть открыты характерные для ландшафта пейзажные картины.

Очень эффектная видовая точка -летний домик с маленьким патио перед фасадом — является одновременно дополнительным местом отдыха, особенно в том месте сада, где можно застать последние лучи послеполуденного солнца. Выберите стиль и материалы, которые были бы в гармонии с остальной частью сада. Спроектируйте сад так, чтобы обеспечить летний домик электричеством для освещения его вечерами.

Оптимальное расстояние от видовой точки — 2—5 м. Площадь, занимаемая ландышевым садиком, не должна превышать 60—80 кв. м.

Максимальное удаление от главных видовых точек допускается в предела к 5—8 м.

Это основной элемент дизайна, центральная видовая точка, вокруг которой располагаются все остальные элементы и группы. Для эффекта движения и звука можете добавить маленький фонтан, но не слишком высокий, чтобы вода не разбрызгивалась сильным ветром и не выплескивалась из берегов. Противоположный эффект даст спокойная зеркальная гладь, отражающая свет и играющая цветными бликами.

Водные устройства в любом саду создают превосходные видовые точки. Следуя нашим советам, вы добьетесь успеха и обеспечите безопасность.

Ш соседней странице: Г>[ сочетающиеся вазы создают идеальную видовую точку и заключительную деталь этой мощеной площадки.

Главная оеь композиции — невидимая линия, объединяющая центр видовой точки и наиболее красочные места композиции.

Композиция может быть создана на площади 700—800 кв. м. Допустимое удаление от центральной видовой точки —5—10 м.

На этом же плане все сосредоточено вокруг прудов и водотока и эти элементы являются основной видовой точкой проекта. Извилистые изгибы водотока зеркально повторяются в изгибах дорожки по склону, а серия площадок на разных уровнях — патио, настил и мощеное кирпичом место для отдыха — предлагают расслабиться и оглядеть сад с наиболее выигрышных точек.

Если вы решите, что домик должен быть заметным элементом сада, поставьте его изолированно, как видовую точку, и, напротив, при желании не выставлять его напоказ слегка замаскируйте его кустарниками или включите в полосу бордюра.

Арки представляют собой связующее звено между двумя зонами, обрамляют отдаленный пейзаж или направляют взгляд к видовой точке сада.

Беседки — чудесные места для отдыха и, кроме того, создают атмосферу в саду. Это может быть либо простая конструкция, видовая точка, просматриваемая из дома, или, напротив, сплошь заросшая, с едва различимыми очертаниями, в самом тихом уголке. Выберите стиль и материалы, гармонирующие с остальными элементами дизайна. Может быть, стоит сделать маленькое патио, где поставить стол и стулья.

Можно располагать растения, не придерживаясь определенной схемы. Но, конечно, нельзя сажать их хаотично — ведь это будут видовые точки. При размещении учитывайте, чтобы растения были видны из окон или с площадки для отдыха, либо поместите композицию за поворотом дорожки, чтобы там вас ждал сюрприз.

ПАНОРАМА — широкая, многоплановая перспектива, позволяющая свободно обозревать открытое пространство обычно с приподнятой видовой точки. ПАРАЛЛАКС (англ. parallax) стереоскопическая разность — разность координат изображений точки на сетчатке глаз или на стереопаре. ПЕЙЗАЖ — общий вид местности, визуально воспринимаемая часть ландшафта, ограниченная определенными пределами, вызывает ощущения и настроения аналогично полотну художника.

Законченность и индивидуальность дизайну придают такие элементы, как скульптуры, статуи и купальни для птичек. Следует расположить эти видовые точки таким образом, чтобы иметь возможность видеть их из различных частей сада. Даже зимой эти купальни полезны для птичек.

Существуют солнечные часы всевозможных видов и размеров — от традиционных моделей до ультрасовременных конструкций из металла. Используйте их в качестве видовой точки, например, в центре газона на маленькой круглой гравийной площадке с окантовкой из кирпича. Или, напротив, конструкция может ненавязчиво проступать сквозь скромные низкорослые многолетники. В любом случае часы эти обязательно должны находиться на солнце.

У японских кленов много декоративных форм. Они хороши в одиночных посадках, и в этом случае полностью проявляются их форма и расцветка листвы. Используйте в качестве видовых точек более крупные формы, сочетая их с низкорослыми почвопокровными растениями или слоем коры или гальки. Медленно растущие густые формы хороши в контейнерах или в посадках на скалах.

Подобно многим растениям, бамбук можно выращивать в контейнерах. Существуют превосходные экземпляры, которые можно посадить среди более низких растений, создав тем самым видовые точки и вертикальный контраст. С помощью бамбука можно замаскировать неприглядные уголки вашего сада. Помните при этом, что посадки бамбука нельзя пересушивать. Во всем остальном уход за ними ничем не отличается от ухода за другими растениями.

Этот прием прекрасно использован при построении парковых пейзажных картин в Павловском парке, расположенных по левую сторону р. Славянки, где группы деревьев и отдельные деревья на газоне то приближаются, то удаляются от реки, а следовательно, и от главных видовых точек, расположенных по правому берегу р. Славянки. Один и тот же вид растения может быть с успехом повторен десятки раз в одном и том же пейзаже или даже парке и каждый раз будет казаться новым, если он в этих случаях применяется в связи с другими растениями.

Вы можете использовать урны в качестве садовых элементов. Отнеситесь к ним как к простым скульптурам, оставив не засаженными, включите их в бордюры, как скрытые сюрпризы, или оставьте их на открытом месте в качестве привлекающих внимание видовых точек. Можно обсадить урны массой ярких однолетников для истинного всплеска цвета или поместить рядом одиночное карликовое хвойное дерево для круглогодичного эффекта.

Солнечный сад. На ровном участке проложен извилистый ручеек, красиво размещены контрастные ленты из седума едкого, барвинка малого и гвоздики-травянки с незначительными вкраплениями древесных растений. Круговое обозрение доступно со многих видовых точек, расположенных на тропинках. Интересная перспектива, к примеру, может быть раскрыта с перекидного мостика над ручейком. Здесь уместны обсадки из ирисов и купальниц.

Если вы хотите приспособить понравившийся вам дизайн к длинному и узкому участку, используйте такие элементы, как перголы, экраны и изгороди, расчленяющие пейзаж. Можете для этого также использовать извилистые или зигзагообразные дорожки. Создайте несколько видовых точек, таких как фонтан, скульптуры или одиночные деревья. При этом старайтесь сделать так, чтобы эти элементы нельзя было увидеть все сразу.

Добавьте посредством поднятой площадки еще одно измерение к плоскому в целом саду. Вы можете сделать бортики, например, из старых железнодорожных шпал, положенных на гравийное основание, или из красных или синих кирпичей. В центре поставьте скульптуру или вазу в качестве видовой точки или сделайте простое сиденье в форме ящика со съемными подушками.

Сочетайте декоративные травы с кустарниками и многолетниками в смешанных бордюрах или сажайте их как самостоятельный отдельно расположенный элемент, состоящий из одного или более различных видов. Карликовые формы хороши для низких живых изгородей или как окантовка по переднему краю бордюра. Более высокорослые травы можно использовать в качестве видовых точек и для создания объема и вертикальных линий при недостатке места.

В листе проходят проводящие пучки, которые обычно различным образом ветвятся и анасто-мозируют. В большинстве случаев проводящая система листа выступает в виде так называемого ж и л к о в а н и я, обычно особенно хорошо выраженного на нижней его стороне (рис. И). Жилкование листьев отличается очень большим разнообразием и у разных групп цветковых растений имеет свои характерные признаки. Нередко, найдя на земле отдельный лист растения, можно определить по характеру жилкования (а также, конечно, по его очертаниям), к какому роду, а иногда даже виду он относится. На это обстоятельство ужо давно обратили внимание палеоботаники, которые, изучая детали жилкования на отпечатках ископаемых листьев, часто безошибочно определяют если не видовую, то родовую их принадлежность. Поэтому не случайно, что классификацией типов жилкования и разработкой специальной терминологии для ее описания впервые занялся известный австрийский палеоботаник К. фон Эттингсхаузен (1858, 1861). В последние годы характер жилкования начинает все чаще привлекаться также к решению вопросов филогении цветковых растений.

Видовые точки в ландшафтном дизайне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *