Особняк фабриканта И.С. Думнова в селе Заречье резко выделяется на общем непарадном фоне: ладный двухэтажный дом с красивейшими наличниками и крепким забором. За забором—не видные с улицы чудесный сад, беседки, настоящая русская баня. Ухоженная деревенская усадьба в самом центре села.

Это благолепие не такое уж давнее—в конце XX века столетний дом мало чем отличался от других брошенных на произвол судьбы домов, оставшихся без хозяев. У Думновых усадьбу отобрали на волне раскулачивания, почти всю семью посадили и выслали, а в доме разместили сельскую школу, закрывшуюся в девяностые. Уже в новую эпоху в Заречье вернулась внучка последнего из Думновых, Галина Масленникова. Ей удалось выкупить родовой дом и участок земли под ним. Цель была сформулирована сразу: не просто обустроить место для жизни, но открыть в Заречье музей. С помощью спонсоров и при содействии Владимиро-Суздальского музея семье Масленниковых удалось привести усадьбу в порядок, воссоздать старинные интерьеры, разбить сад и собрать коллекцию экспонатов, посвященных уникальному ремеслу, которым славилось село Заречье.

Дело в том, что до исторической победы пролетариата фабрика Думновых выпускала шелк, шелковый бархат и плюш, а в селе почти в каждом доме стояли прялки и станки. Ткали все—мужчины, женщины, старики и дети. После революции оказалось, что роскошные тонкие материи народу чужды, и производство переквалифицировали на искусственный плюш и подкладочные ткани. Промысел почти умер, если бы не энтузиазм наследницы Думновых, который поддержали зареченские жители.

Они охотно отдавали старинные вещи для музейного собрания—почти в каждом доме на чердаке завалялся какой-нибудь исторический объект вроде бабушкиной прялки, деталей ткацких станков, разной старинной утвари. Кое-что отыскали в других деревнях, закупили у антикваров. Сегодня музей законно гордится, например, наличием ручного ткацкого станка, крайне редкого в мировых музеях схожего профиля. Весь процесс создания ткани, все необходимые для этого приспособления заботливо собраны и восстановлены.

Экспозиция размещается в двух домиках по соседству с главным домом Думновых. Типичная крестьянская изба превратилась в маленький музей «Дом сельского ткача», а рядом построили копию старинной частной фабрики, которая называлась светелкой: это двухэтажная изба, только со множеством окон, чтобы было светлее. Интересно, что каждое окно состоит не из привычных двух или четырех стекол, а из большого количества маленьких ячеек. Объясняется это разумной экономией: веретено нередко срывалось, отлетало в окно, и чтобы не менять каждый раз дорогие стекла целиком, их предусмотрительно разделили на фрагменты.

Отдельная выставка представляет авторские куклы Галины Масленниковой. Они поддерживают общий стиль усадьбы—румяные крестьяне и крестьянки в ярких костюмах разных областей России.

В результате у Масленниковой получился цельный музейный комплекс, познавательный и живой. К тому же, усадьба открыта для гостей, поскольку старинный дом, заполненный антикварными вещами—это еще и гостиница. Здесь можно остановиться и испытать на опыте, в какой обстановке жили «экономически успешные» российские селяне сто лет назад. С поправкой на необходимые для полного комфорта современные удобства.

Все тридцать три деревенских удовольствия: угощения, приготовленные в русской печи, душистый чай из самовара, баня, даже импровизированные хороводы и народные песни. Летом—купание в ближней реке Шерне, урожай ягод и фруктов в саду, пасторальные пейзажи, открывающиеся прямо с веранды. Усадьба стоит на высоком речном берегу, и созерцание окрестностей само по себе снимает городской стресс. Зимой—катание на санках с гор и застолья в уютной кухне с большой русской печью. Музей, но не музейный, а «жилой» и живой.

Усадьба Думновых – единственный в России музейный комплекс, отражающий историю ручного шелкового и бархатного ткачества. Этот уникальный промысел был распространен в XIX в. в бывшем Покровском уезде Владимирской губернии и не имел аналогов в других регионах России.

Иван Фадеевич Думнов в середине XIX века одним из первых наладил у себя в Заречье (Киржачский район Владимирской области) производство шелкового бархата, плюша и различных шелковых тканей: атласа, плиса, фая, бурса и т.п. Этот необыкновенной красоты, ручной работы шелковый бархат поставлялся в самые дорогие магазины Москвы, Санкт-Петербурга и даже к царскому двору.

Ручные станки устанавливали в так называемых фабриках-светелках – избах с большим количеством окон, чтобы было светлее. Интересно, что каждое окно состояло не из привычных двух или четырех стекол, а из большого количества маленьких ячеек. Объяснялось это разумной экономией: веретено нередко срывалось, отлетало в окно, и чтобы не менять каждый раз дорогие стекла целиком, их предусмотрительно разделяли на фрагменты. В селе почти в каждом доме занимались шелковым ткачеством. Работали семьями, ткали все – мужчины, женщины, старики и дети.

Иван Думнов вместе с братьями активно занимались благотворительностью. На их средства был выстроен красивейший храм Казанской иконы Божией Матери над рекой Шерной в Заречье. Думновы жертвовали десятину на строительство школы, сельской больницы и содержали их. И.Ф. Думнов, являясь попечителем школы, писал учебники по математике для учащихся. Бедным никогда не отказывали в помощи. За большие пожертвования И.Ф. Думнов получил купеческое звание и серебряную медаль Синода.

Почти всю Россию думновские ткачи обеспечивали шелком и бархатом. Но после революции оказалось, что роскошные тонкие материи народу чужды, и производство перепрофилировали на искусственный плюш и подкладочные ткани.

Сегодня фактически исчезнувший промысел все же является неотъемлемой частью истории Владимирского края и важной составляющей его культурно-исторического наследия. Благодаря энтузиазму известной художницы по куклам, праправнучки И.Ф. Думнова, Галины Масленниковой, был создан Музей-усадьба Думновых. Выкупив свой родовой дом у государства более 10 лет назад, она восстановила его с исторической точностью, используя семейные документы, рассказы и дары старейших жителей села, работая несколько лет в архивах г. Владимира, г. Киржача и г. Москвы. С помощью спонсоров и при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника семье Масленниковых удалось привести усадьбу в порядок, воссоздать старинные интерьеры, разбить сад и собрать коллекцию экспонатов, посвященных уникальному ремеслу, которым славилось село Заречье.

Идею Г. Масленниковой поддержали зареченские жители. Они охотно отдавали старинные вещи для музейного собрания – почти в каждом доме на чердаке завалялся какой-нибудь исторический объект вроде бабушкиной прялки, деталей ткацких станков, разной старинной утвари. Кое-что отыскали в других деревнях, закупили у антикваров. Сегодня музей гордится, например, наличием крайне редкого ручного ткацкого станка.

На территории усадьбы находится копия традиционной для села бревенчатой фабрики-светелки, где представлен весь процесс создания шелковой ткани на основе действующего ручного оборудования. По существовавшим в старину правилам, этот фабричный «цех» стоял в стороне от жилых построек – слишком много шума давало ткацкое производство. Именно это обстоятельство уберегло наиболее ценную часть музейной экспозиции от пожара, который усадьба перенесла в 2009 г.

Здесь находится коллекция образцов старинных шелковых и бархатных тканей XIX в. и редкостная женская одежда, пошитая из них. В светелке также представлены предметы крестьянского быта сельских ткачей XIX в., а на втором этаже размещена выставка авторских этнографических кукол Галины Масленниковой, объединенных единым сюжетом на тему жизни русской деревни. Они поддерживают общий стиль усадьбы – румяные крестьяне и крестьянки в ярких костюмах разных областей России.

Кроме того, в старинной усадьбе, которая сегодня работает еще и как гостевой дом, посетители становятся участниками своеобразной исторической реконструкции русского быта. Они могут «побывать в гостях» у хлебосольных купцов Думновых, отведать вкусных щей и пирогов, гречневой каши с грибами, приготовленных в русской печи, попить чаю из самовара с душистыми травами, собранными на окрестных лугах, попариться в русской баньке, поработать на ткацком станке, послушать песни крестьянских девушек-ткачих.

В. Королькова

Музей-усадьба фабриканта-шелковика С.И.Думнова – это единственный в России музейный комплекс по истории ручного шелкового ткачества — уникального старинного промысла. Промысел был распространен с начала 19 века во всем бывшем Покровском уезде Владимирской губернии и не имел аналогов в других регионах России. Ныне полностью исчезнувший, он является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия Владимирского края.

4 января клубы «Москва Оффлайн» и «Путешествуем-Оффлайн» отправились в село Заречье Киржачского района Владимирской области встречать Новый год, где в этой усадьбе у нас была заказана экскурсия.




Внутри дома

Дед мороз и Снегурочка из нашего коллектива))


На территории усадьбы находится традиционная для сельских ткачей бревенчатая фабрика Светелка – копия старинной, с действующим ручным оборудованием по изготовлению шелкового бархата. Здесь находится коллекция образцов старинных шелковых и бархатных тканей 19 века и редкостную женскую одежду, пошитую из этих тканей.
В Светелке на втором этаже находится выставка авторских кукол, объединенных единым сюжетом на тему жизни русской деревни и предметы крестьянского быта сельских ткачей 19 века.
Музей создан московской художницей по куклам, внучкой фабриканта С.И.Думнова – Масленниковой Галиной, выкупившей свой родовой дом у государства более 13 лет назад и восстановившей его с исторической точностью. По заключению ведущих экспертов Государственного института искусствоведения этот дом, украшенный богатой аргуновской резьбой, представляет значительную художественную и историческую ценность и входит в комплекс домов, еще сохранившихся в Заречье, напрямую связанных с шелковым производством и сочетавшими в себе жилую и производственную функцию. Дом фабрикантов Думновых является главной составляющей большой усадьбы, раскинувшейся на высоком берегу реки Шерна с многочисленными цветниками, фруктовым и ягодным садом и двумя большими полянами, выходящими к реке.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Внутри храма
Виды с колокольни
В 1881 году Владимирской Духовной консисторией дано разрешение на постройку церкви под надзором епархиального архитектора Н.А. Артлебена, и уже через 6 лет в 1887 году на средства фабриканта Думнова была построена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери и открыт отдельный приход. Престолов в церкви три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах — Святителя Алексия митрополита Московского и преподобного Сергия, игумена Радонежского. В советское время церковь была закрыта и разорена. В 1990-е годы возвращена верующим и постепенно восстанавливается.
Фотосессия неподалёку от храма
село Заречье
Вдоль центральной улицы села стоят с десяток сохранившихся старинных, построенных более ста лет назад зданий — свидетельство былого процветания. Каждый старый дом, красив и уникален своей архитектурой и резными наличниками. На общем фоне выделяется усадьба фабриканта Думнова, построенный в середине XIX века.

Tags: архитектура, владимирская область, заречье, заречье 04.01.14, зима, киржачский район, музей, село, снег, усадьба

Усадьба фабриканта думнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *