Управление образования администрации муниципального образования

Аркадакского муниципального района

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа села Семеновка»

Аркадакского района Саратовской области

Конкурс проектных и исследовательских работ

«Мой первый проект!»

Выяснение причин изменения окраски листьев

Вид работы − исследовательский проект

Секция − биология (природоведение) и экология

Авторы:

ученики 6 класса

МБОУ «СОШ с. Семеновка» Аркадакского района

Саратовской области

Руководитель

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ с. Семеновка» Аркадакского района

Саратовской области

с. Семеновка

2016 г.

Аннотация

Данный проект состоит из двух частей: теоретической — содержит сбор, содержание и систематизацию знаний о причине окраски листьев; практической – сбор материала – листьев, проведения лабораторных исследований на выявление окрашивающих пигментов и зависимости их проявления от времени года

В начале реализации данного проекта была сформирована база исследований, сделанных учеными по теме проекта. В теоретической части выявлены причины окраски листьев, разложен процесс окрашивания листьев, пигментация, окрашивающие элементы.

Практическая часть содержит сбор материала для проведения лабораторных исследований. Описание химических реакций, наглядный материал. Доказательства наличия пигментов в листьях.

В заключении вывод о достижении изначально, поставленных целей и задач исследовательского проекта.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА О ПРИЧИНЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРАСКИ ЛИСТЬЕВ ДРЕВЕСНЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ..5

1.1. Причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников…………………5

1.2. Учёные об изменении окраски листьев……………………………………………………….6

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА О ПРИЧИНЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРАСКИ ЛИСТЬЕВ ДРЕВЕСНЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ…………………………7

2.1. Сбор и оформление гербария…………………………………………………………………….7

2.2. Работа с микроскопом………………………………………………………………………………..8

2.3. Доказательство наличия пигмента хлорофилла в листе……………………………..10

2.4. Доказательство наличия пигмента антоциана в листе……………………………….11

2.5. Доказательство наличия в листе каротина и ксантофилла………………………..12

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………………………………………………14

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Осень пришла. Самая замечательная примета осени: изменение окраски листьев.

Нам всегда было интересно узнать, откуда у осени столько ярких разнообразных красок. Ведь летом все листья зелёного цвета. Почему именно осенью листва меняет окраску, и листья становятся жёлтыми, красными, багряными. Нам стало интересно исследовать: почему листья на деревьях осенью окрашиваются в разные цвета?

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу по теме;

  2. провести наблюдения за окраской лиственных деревьев и кустарников в осенний период;

  3. научиться делать гербарий;

  4. научиться пользоваться цифровым микроскопом, сделать образцы срезов листьев и рассмотреть пигментацию осенних листьев в микроскоп;

  5. провести исследование по выделению из листа красящих пигментов;

  6. выяснить, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья;

  7. сделать выводы.

Объект исследования: опавшие листья деревьев и кустарников.

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.

Гипотеза: мы предполагаем, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что они боятся холода.

Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент.

Практическое применение: данную исследовательскую работу можно использовать на уроках по окружающему миру, на занятиях по краеведению и экологии.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА О ПРИЧИНЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРАСКИ ЛИСТЬЕВ ДРЕВЕСНЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ

1.1. Причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников

Изучив научную литературу, мы выяснили, что в листьях изначально содержатся такие вещества, как – хлорофилл, ксантофилл, каротин, антоцианы.

Летом листья имеют зелёный цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент − кормилец растения, так как именно с его помощью на свету растение из углекислого газа и воды синтезирует основной сахар − глюкозу, а из него все остальные питательные вещества . Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется, но происходит это только на свету .

Однако, наряду с хлорофиллом, зелёные листья содержат и другие пигменты − ксантофилл, оранжевый каротин и антоциан. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл разрушается. Тут-то и проявляются другие пигменты .

Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску.

Когда наступает осень и света становится все меньше и меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться. Листья избавляются от зеленого пигмента, и на некоторое время проявляется их истинный цвет.
Вещество ксантофилл придает листьям желтый цвет, каротин – оранжевый. Яркие красные, багровые оттенки придают листьям пигменты антоцианы.

Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными и яркими . Итак, в листьях изначально содержатся различные красящие вещества. Хлорофилл придает листьям зеленый цвет, ксантофилл – желтый, антоцианы – красные оттенки, каротин – оранжевые. Осенью хлорофилл разрушается, а оранжевые, желтые и красные пигменты сохраняются и становятся заметными.

1.2. Учёные об изменении окраски листьев

Ещё в XVIII веке женевский пастор Жан Сенебье задумался над вопросом: почему этот зелёный мир зелен? Изучив действие солнечного света, он показал, что благодаря процессу образования кислорода и поглощения углекислого газа, происходящему в зелёном листе, питается растение, а через него и животный мир. Так было сделано одно из величайших открытий. Но вопрос о зелёной окраске листьев так и остался открытым .

Учёные- естествоиспытатели всего мира искали на него ответ. Более 35 лет отдал великий русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев изучению зелёного листа, запасающего впрок солнечные лучи. Была открыта важнейшая роль пигмента хлорофилла в процессе фотосинтеза и значение растений на Земле .

Профессор-биолог лондонского университета Империал Колледж Томас Деринг в ходе исследований об изменении осенней окраски листьев пришел к выводу, что тем самым растения пытаются защитить себя от ряда опасных вредителей. Изучая цвета, которые «предпочитают» насекомые-вредители, в первую очередь тля, ученый установил, что они, при откладывании яиц осенью, избегают красной гаммы. При этом предпочтение у вредителей вызывает зеленый и желтый цвет. Более того, Деринг установил, что при повышенной концентрации вредителей листья могут краснеть даже у тех деревьев, которые обычно имеют осенью желтую листву. Традиционно красный цвет в природе обозначает опасность.

А вот учёные из университета Северной Каролины в Шарлотте под руководством Эмили Хабинк выяснили, что все дело в почве. Если земля бедна азотом, листья будут производить больше красного пигмента. С его помощью листва дольше продержится на ветках, и дерево сумеет забрать из нее больше полезных веществ. Таким образом, оно хоть немного восполнит дефицит азота. А вот, когда дереву такая подпитка не нужна, то природа оставляет листья желтыми. Благодаря этому открытию ученых, по цвету листьев теперь можно будет определить качество почвы. Если осенью лес окрасился в красивые красные тона — значит, с землей в этих местах не все благополучно.

Следовательно, существуют другие теории учёных об изменении окраски листьев осенью.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА О ПРИЧИНЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРАСКИ ЛИСТЬЕВ ДРЕВЕСНЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ

2.1. Сбор и оформление гербария

В процессе фенологических наблюдений мы собирали листья разной цветовой гаммы с каждого вида дерева и кустарника, укладывали их в «рубашки» (газеты) для сушки, а затем оформляли гербарий (приложение 1). Всего мы оформили 8 видов деревьев и кустарников.

2.2. Работа с микроскопом

Для работы мы собрали листья разных цветов: зеленый, желтый, красный. Затем сделали срез каждого листа. Чтобы можно было лист хорошо рассмотреть, срез должен быть очень тонким. Положили каждый срез на стекло в каплю воды, закрыли его покровным стеклом и рассмотрели в микроскоп.

Фото 1. Пигментация зеленого листа клёна. Увеличение в 10 раз.

Фото 2. Пигментация желтого листа каштана. Увеличение в 10 раз.

Фото 3. Пигментация красного листа дикого винограда. Увеличение в 10 раз.

Здесь мы увидели закономерности пигментации листьев. Во-первых: изменение цвета листьев на желтый происходит по прожилкам листа и, затем, распространяется на весь лист. Однако, при тщательном рассмотрении листьев деревьев, мы увидели, что красный или багряный цвет покрывает лист вокруг прожилок, так как этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. В отличие от хлорофилла, антоциан не связан внутри клетки с пластическими образованиями (зернами), а растворен в клеточном соке.

2.3. Доказательство наличия пигмента хлорофилла в листе

В пробирку со спиртом помещаем зеленый лист и нагреваем над спиртовкой. Через некоторое время спирт должен окраситься в зеленый цвет.

Таким образом, спирт действительно окрасился в зелёный цвет, это доказывает наличие в листе зелёного пигмента – хлорофилла.

2.4. Доказательство наличия пигмента антоциана в листе

Убедиться в наличии антоцианов в листьях можно несколькими способами.

Первый: нужно прокипятить красные листья и в этот раствор капнуть уксус. Цвет раствора станет розово-красным.

Второй: красные листья измельчить в ступке с небольшим количеством песка, и, добавив 5 мл воды, отфильтровать.

Исходя из этого, цвет раствора в первом и во втором опыте убеждает в том, что антоцианы – водорастворимые красные пигменты, находящиеся в листьях.

2.5. Доказательство наличия в листе каротина и ксантофилла

К измельчённым зелёным листьям добавляем 5 мл этилового спирта, на кончике ножа мел и растираю в фарфоровой ступке до однородной массы, пока спирт не окрасится в зелёный цвет. На бумагу наносим стеклянной палочкой каплю полученной жидкости.

Кроме того, через 3 – 5 минут на бумаге образовались цветные концентрические круги: в центре зелёный, снаружи – жёлто-оранжевый, что доказывает наличие в листе зелёного пигмента – хлорофилла, жёлтого пигмента – ксантофилла, оранжевого – каротина.

ВЫВОДЫ

В результате выполнения исследовательской работы наша гипотеза о том, что листья деревьев изменяют цвет осенью, потому что становится холодно, не подтвердилась. Мы выяснили, что окраска листьев происходит из-за нехватки солнечного света осенью.

В результате написания исследовательской работы все поставленные нами задачи выполнены.

Во-первых, мы собрали листья разных цветовых спектров 8 видов деревьев и кустарников и оформили их в гербарий (см. приложение 1).

Во- вторых, из литературных источников и Интернета мы выяснили причину изменения цвета у листьев. Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла (см. фото 1), содержащегося в них. Этот пигмент — кормилец растения, так как именно с его помощью на свету растение из углекислого газа и воды синтезирует основной сахар — глюкозу, а из него — все остальные питательные вещества. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется, но происходит это только на свету. Наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты — желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере уменьшения количества солнечного света хлорофилл в листе постепенно разрушается и не успевает восстанавливаться. Тут-то и проявляются в листе желтые и оранжевые оттенки ксантофилла и каротина.

Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом (см. фото 3). В отличие от хлорофилла, антоциан не связан внутри клетки с пластическими образованиями (зернами), а растворен в клеточном соке. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

В третьих, мы научились пользоваться электронным микроскопом, делать образцы среза листьев и рассмотрели пигментацию листьев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГЕРБАРИЙ

Конспект занятия для детей подготовительной группы

Осень. Осенние деревья

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по темам «Осень», «Деревья». Расширение словаря прилагательных, глагольного словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений (развитие навыков звукового анализа слов). Развитие дыхания, ловкости, тонкой и артикуляционной моторики. Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия.

Воспитательные цели.Формирование навыков активности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Плоскостные изображения деревьев (дуб, клен, рябин, береза). Картинки с изображением погодных явлений осенью. Мяч. Мелко нарезанные листочки. Фишки – звуки. Картинка с изображением наложенных друг на друга листьев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.(Объявление темы занятия. Совершенствование навыков звукового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).

Логопед встречает детей в кабинете и предлагает детям занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола. На столе лежат плоскостные изображения деревьев (дуб, клен, рябина, береза).

Л: Посмотрите на изображения деревьев, лежащие перед вами. Вспомните их названия. А первым за стол сядет тот, у кого название дерева начинается со звука (Д).

Садится ребенок, у которого на картинке нарисован дуб.

Л: Теперь сядет тот, у кого название дерева начинается со звука (БЬ).

Ребенок садится. Далее садятся дети у, которых названия деревьев начинаются на звуки РЬ, К.

Л: Какого цвета листья осенью? Каждый ответит про листья того дерева, которое изображено у вас на картинке. Начните свой ответ со слова осенью.

Дети по очереди отвечают (Осень кленовые листья пурпурные, багряные, дубовые листья темно-зеленые, березовые листья желтые, рябиновые темно-желтые, золотистые).

Л: Молодцы, хорошо знаете названия деревьев и помните какого цвета бывают листья осенью.

2. Игра «Подбери признак». (Активизация словаря по теме, расширение словаря прилагательных).

Л: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру. Я показываю вам картинку, а вы подбираете к ней подходящие слова.

— Листья осенью какие? –желтые, красные, багряные, золотые.

— Дождь осенью какой? – холодный, моросящий.

— Погода осенью какая? –пасмурная дождлива, хмурая, морозная.

— Деревья осенью какие? –с разноцветными листьями, поздней осенью – голые.

3. Игра «Осенние листья».(Совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных).

Детям предлагается пройти на ковер и встать в круг.

Л: А знаете ли вы на каких деревьях какие листья? Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете отвечать на вопрос.

На клене – кленовые

На осине – осиновые

На рябине – рябиновые

На дубе – дубовые

На ольхе – ольховые

На березе – березовые

На липе – липовые

На тополе – тополиные

4. Упражнение «Осенние листочки». (Развитие длительного плавного выдоха)

Детям предлагается встать около стульчиков.

Л: Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.Упражнение выполняется несколько раз. Логопед следит, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

5. Упражнение «Составь схему».(Развитие фонематических представлений – совершенствование навыка звукового анализа слов).

На столе перед детьми выкладываются фишки.

Л: Давайте мы с вами выложим звуковую схему слова ДУБЫ.

Дети выполняют задание и выкладывают схему. С К С К

Л: Молодцы, хорошо выполнили задание, а теперь, скажите, сколько звуков в слове ДУБЫ?

Д: В этом слове четыре звука.

Л: Произнесите их по порядку.

Д: Д, У, Б, Ы.

6. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку».(Развитие тонкой моторики).

Детям предлагается сидя за столом сделать пальчиковую гимнастику).

Вышел дождик на прогулку. «Шагают» по столу указательным и средним

пальцами рук.

Он бежит по переулку, Загибают по одному пальцу на руках на

Барабанит по окошку, каждую стоку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал. Встряхивают ладонями так, как будто

отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.

Н.Нищева.

7. Общая артикуляционная моторика.(Развитие артикуляционной моторики).

Логопед приглашает детей пойти к зеркалу и сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанных на индивидуальных занятиях.

8. Игра «Что делает?». (Активизация словаря по теме «Осень», развитие ловкости, расширение глагольного словаря).

Л: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне.

Дождь – льет, идет, моросит, заливает, стучит по крыше.

Ветер — дует, гудит, срывает.

Листья – краснеют, желтеют, опадают, кружатся.

Птицы – собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются.

9. Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?»(Развитие зрительного восприятия).

Детям предлагается пройти к наборному полотну на котором помещена картинка с наложенными друг на друга изображениями листьев.

Л: Посмотрите внимательно на картинку, назовите, что вы видите? Нужно не только назвать, но и обвести изображение пальцем.

Дети называют названия листьев и обводят их.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

Логопед предлагает детям вспомнить и рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли, какие упражнения выполняли. Что им больше понравилось. Дается оценка каждому ребенку.

Загадка красного листа

09.10.2010 | Интересные факты о температуре | Количество просмотров: 22837 | Комментарии (3)

В этом году осень яркая, красивая, можно сказать «в багрец и золото одетые леса…». Поэты, наверное, не задумывались, почему желтеют и краснеют листья на деревьях. А мы попробуем объяснить это для тех, кому интересно. Вообще природа настолько загадочна, что полностью объяснить даже такие, казалось бы, простые явления, как изменение цвета листьев осенью мы, как увидите, пока полностью не можем. И здесь загадки остаются.
Итак, самое простое объяснение, известное из школьной программы, выглядит примерно так: листья осенью, когда день становится коротким и понижается температура, перестают вырабатывать зеленый пигмент хлорофилл, желтеют и опадают. Все, казалось бы понятно. Но почему, если понизить температуру до тех же 10 °С летом они не опадают? Имеет ли температура решающее значение в изменении цвета листьев? Почему листья окрашены в различные яркие цвета?
На самом деле, каждый маленький новый листочек, рожденный на березе или клене весной, уже тогда готовится к своей гибели. В основании листика существует разделительный (или «отрезающий») слой клеток, образующих капилляры, через которые поступает вода для фотосинтеза хлорофилла и через которые питательная глюкоза, которую лист вырабатывает из воды и двуокиси углерода под влиянием солнечного света, поступает в ветви и ствол. Природа так устроила, что эти каналы должны непременно перекрыться с наступлением осени. Образуется «пробка», препятствующая обмену веществ лист-ствол. Это, можно сказать, процесс «на генетическом уровне», наверное, это подобно тому, как стареет человек – с возрастом обмен веществ становится все хуже. Каналы в листе перекрываются тоже постепенно. Без воды хлорофилл вырабатываться уже не может, окраска листа меняется.
Как показали недавние исследования, за осенний парад жёлтого и золотого, следующий за исчезновением зелёного хлорофилла, отвечает всего один белок — протеаза. Белок FtsH6 относится к семейству протеаз FtsH, способных расщеплять белок мембраны хлоропластов – светопринимающий комплекс фотосистемы II (LHC II), самый распространённый мембранный белок а земле. Как только этот структурных белок расщепляется, ранее незаметные пигменты – жёлтый ксантофилл и оранжевый каротин В становятся видимыми.
В некоторых статьях, объясняющих цвет листьев осенью, на этом собственно и заканчивается объяснение окраски листьев. Говорят, что по мере потери зеленого пигмента хлорофилла становятся заметными другие пигменты (красные, желтые и т.д.), всегда присутствующие в листьях.
Это не совсем так. Если желтый и оранжевый пигменты, так называемые ксантофиллы и каротины, присутствуют в листе все лето, то пигменты красного цвета, антоцианы, образуется в некоторых листьях только с приходом осени.
Антоцианы – это мощные антиоксиданты, которые присущи многим известным овощам и фруктам, таким как свекла, красные яблоки, красный виноград. Кстати, они разрешены в качестве пищевых добавок (E163). Большое значение в синтезе антоциана имеет солнечный свет. Вы замечали, что чем осенние дни яснее, тем листья ярче?
Как образуются антоцианы? Их образование зависит от расщепления сахаров в присутствии яркого света при понижении уровня фосфата в листьях. Летом фосфата в листьях достаточно много, он нужен для расщепления сахаров, производимых хлорофиллом. Однако осенью фосфат, как и другие питательные вещества, перемещается из листьев в ствол растения. При этом изменяется процесс расщепления сахаров, что приводит к образованию антоциановых пигментов. Чем ярче свет в это время, тем больше производится антоцианов и тем более красивым получается цвет листьев. Поэтому, когда осенью солнечно и прохладно, а ночи холодные, но без заморозков, расцветка листьев обычно наиболее красочная.
Как известно все в природе имеет смысл. В чем же смысл того, что дерево тратит энергию на образование красного антоциана, если листья все равно должны скоро облететь? Думаю, что нам людям не стоит слишком обольщаться, что это только для того, чтобы доставить нам удовольствие от созерцания феерии осенних красок.
Полностью загадка не разгадана. Существует несколько гипотез. Первая в том, что образуя антиоксиданты растения пытаются хоть немного продлить жизнь осеннего листа. Красные пигменты понижают температуру замерзания жидкостей в листе и помогают растению защититься от холода. Согласно теории фотозащиты, антоцианы защищают лист от вредного воздействия света при низких температурах, в присутствии антоцианов дереву удаётся усваивать питательные вещества (особенно азот) более эффективно. Чем дольше сохраняются листья, тем больше питания накапливается на зиму.
Согласно теории коэволюции, цвета – предупреждающие сигналы для насекомых, которые используют деревья как убежища на зиму. Насекомые могут избегать красных листьев и увеличивать свою приспособленность, а дерево в то же время получает преимущество, потому что понижается количество паразитов. Это было показано на примере яблони. У некоторых сельскохозяйственных сортов яблонь листья не окрашиваются осенью в красный цвет. Тля избегает яблонь с красными листьями, однако, активно растёт и размножается на деревьях, листья которых остаются зелеными.
Ярко красный цвет листьев некоторых ягодных растений (черноплодной рябины, например) помогает привлечь птиц осенью и тем самым, подкормить их.
Существует также теория аллелопатии. Аллелопатией называют свойство растений выделить органические соединения, которые тормозят развитие других растений. Американский биолог Френк Фрай (Frank Frey) выдвинул гипотезу, согласно которой деревья с большой концентрацией антоцианов в листьях отравляют почву под собой для других видов растений. Он провёл эксперимент, в котором обливал ростки сорняков экстрактом из жёлтых, зелёных и красных листьев. Семена, которые были политы экстрактом из красных листьев клёна, развивались существенно хуже.
Исследования продолжаются, и появляются новые теории, пытающиеся объяснить эту чудесную осеннюю загадку красного листа. И разгадывая подобные природные явления человек возможно сможет помочь самому себе стать здоровее и счастливее…

Статьи похожие по тематике:

Загадка снежинки

Температура солнца

Температура цвета

Что влияет на осеннюю окраску листвы

К наиболее важным факторам, определяющим осеннюю окраску, относятся температура, свет, водоснабжение и даже тип почвы.
Понижение температуры ниже нуля способствует образованию антоциана. Однако, ранние суровые морозы делают красные осенние цвета менее яркими, чем они были бы без них. При этом значение имеют не столько пороговые температуры, сколько сумма тепла, число часов с благоприятной температурой.
Понижение температуры ниже нуля способствует образованию антоциана
Яркий свет также способствует появлению красной окраски, так как антоциановые пигменты обычно образуются в листьях, находящихся на свету. Если во время образования красных пигментов один лист был накрыт другим, в нижнем листе красный пигмент обычно не образуется. У некоторых пород осенняя окраска и листопад подготавливается коротким днем.
Антоциановые пигменты обычно образуются в листьях, находящихся на свету
Снабжение водой также влияет на образование антоцианов: засуха способствует появлению ярко-красной окраски. Дождливые дни с недостатком света незадолго до периода наивысшего развития окраски существенно уменьшают яркость красок листопада.
В дождливую осень краски будут не такими яркими
Следовательно, самые лучшие осенние цвета наблюдаются при ясной, сухой и прохладной (но не морозной) погоде.
Особенно яркую окраску листья приобретают осенью в некоторых географических регионах, например, на северо-востоке и северо-западе США, юго-востоке континентальной Азии, юго-западе Европы. А вот в Северной Европе зимы мягкие и дождливые, поэтому листья становятся перед опадением в основном грязно-желтыми и бурыми.
В теплом дождливом климате листья опадают желтыми и грязно-бурыми
Существует также немало растений, у которых листья опадают без изменения окраски, практически зелеными. Это характерно для многих сортовых яблонь и груш, иногда у вишен и слив, а также ольхи черной, тополя белого, жостера, сирени обыкновенной, бирючины, иногда чубушников. Особенно это явление заметно теплой и влажной осенью.
У многих сортовых яблонь листья не меняют окраску
Ландшафтные дизайнеры придают большое значение осенней окраске листвы. Подбирая соответствующие породы и сорта, удается придать красочность грустному периоду, когда сад готовиться к долгой зиме.
Галина Новицкая
дендролог, Ботанический сад МГУ

Цвета осенних листьев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *