Поговорим о банальных сказках. И о пошлых. О том, какие писать не надо. Если вы будете писать сказку про Принцессу и Дракона ,у вас сто процентов выйдет банальная сказка. Или вы уйдёте в иронический стёб для взрослых.
Это вышло из моды. Ещё в 90-х мы зачитывались ироническим фэнтези, где Иван-Царевич сыпал остротами математиков-программистов, а Серый Волк цитировал тексты песен русского рока и Упанишады. Но и это надоело.
Самый же обычный «взрослый» юмор – это намёки на тему секса, на тему «мужчина и женщина». Вы собьётесь на эту тему обязательно, даже если сядете писать сказку для детей, даже и психотерапевтическую.
А получится банальная исповедь тридцатипятилетней девочки, «о том, как встретить принца». Так что банальных героев и банальные сюжеты – в сторону. Вы ничего не выжмете из старых – короля, принцессы и дракона. (Пока не напишете тысячу очень хороших сказок!)
Как достать до Архетипов Души, до глубинных уровней, до серьёзной работы?
Кто подарит нам зачаток потрясающего поучительного сюжета, из которого потом можно будет сделать сказку?
Где они – неизбитые мультиками, небанальные истории чьей-то жизни, перипетии судеб? О чём рассказывать ребёнку завораживающие замысловатые сюжеты?
Открою секрет. В некотором царстве… А сколько у нас царств?
-
царство животных,
-
царство растений,
-
царство грибов,
-
царство вирусов… Ну, вы поняли.
Содержание
Хорошо ли мы знаем Жизнь Насекомых?
Жизнь одного только вида насекомых – это поэма, героический эпос, шекспировские страсти, философская притча и психотерапевтическая метафора. И кладезь восторгов и вдохновений для ваших будущих сказок.
Такие книги как Брэм «Жизнь животных», Фабр «Жизнь насекомых», Метерлинк «Жизнь пчёл» и даже Вебер с его сагой о муравьях и Пелевин с его мухой и комарами – должны стать вашими настольными книгами, если вы хотите иметь материал для сказок, метафор и притч.
А ещё лучше – соответствующие статьи хотя бы в Википедии и научно-популярные фильмы о животных и насекомых. Они живут рядом с нами на Планете, а мы про них ничего не знаем. И ещё жалуемся: «Про что писать сказки?»
Рассказывать истории также: про жизнь звёзд, планет и галактик. Про образование, жизнь и разрушение гор, про моря, которых нет. Это всё тоже живое, потому что и Планета – живая и Вселенная – живая.
Самые древние и сильные архетипические сюжеты, подсмотренные человеком у Природы
Древний человек очень внимательно наблюдал за всем, что видел в Природе и с чем имел дело в ходе трудовой деятельности.
Он читал Природу и её явления как записку от Бога, в которой написано: «Я тебя люблю. Еда – там-то. А вот тебе ещё задачка на размышление».
Есть в Природе по крайней мере три древнейших архетипических сюжета, которые древний человек сразу «увидел», оценил и сразу «понял как надо». Вот они.
Первый архетипический сюжет – гусеница превращается в бабочку
Это наглядный показ идеи о человеческой Душе. Как её ещё описать и «станцевать»? Древний человек так и изображал душу человека с крыльями мотылька – психея.
Этот сюжет он нигде не прочёл, он увидел его в Природе и понял.
Второй великий сюжет – мать жемчуга
Второй архетипический сюжет подарила человеку река или море. Сюжет о том, как именно рождается прекрасная жемчужина. Наглядный показ того, что есть муки творчества и муки духовной трансформации и для чего человеку нужна боль, дискомфорт.
Песчинка извне попадает в мягкое тело устрицы и причиняет ей беспокойство. Устрица обволакивает песок, трудится над этим источником боли – и вот родился жемчуг!
А представьте, что бы было, если бы устрицы просто выпивали таблетку обезболивающего, или удаляли бы песчинку, или растворяли бы её и выводили другим препаратом.
Не было бы на свете жемчуга и никто не восхищался бы устрицами – породительницами жемчуга. Так, ели бы их, да и всё. Под шампанское.
Третий великий архетипический сюжет – Путём зерна
Его подарила человеку земля, земледелие.
Это наглядный показ символической мистерии Смерти, Жертвы, за которой начинается новая Жизнь.
«Если не умрёт, то останется в земле одно. А если умрёт, то даст вдесятеро больше». Идти путём зерна – это не бояться, что «с тобой что-то случится».
Если вы почитаете, как птицы переносят зёрна на дальние расстояния, и что для этого терпят сами зёрна – вы напишете отличную сказку для эмигрантов.
Итак, если вы хотите писать действительно мощные исцеляющие сказки, подключайтесь к мега-архетипам – три главных мы только что назвали. Возвращайтесь к этим трём сюжетам время от времени и пишите всё новые и новые сказки на эти темы. Сказки будут получаться разные, ведь эти архетипы бездонны.
Древний человек подсмотрел у Природы и Труда ещё несколько таких же мощных архетипических сюжетов. Назовём некоторые:
-
превращение виноградной лозы в напиток вино,
-
всквашивание теста закваской,
-
метаморфозы плодового дерева: цвет – завязь – плод.
Вообще, Дерево – это кладезь сказок. Только вот у современного городского лентяя этот архетип не будет работать (или выйдет опять банальность).
Дерево нужно знать и любить, чтобы от него рождались мудрые сказки. Ухаживать за ним, созерцать его терпеливо в круговороте года, читать, наконец, про него материалы, которые пишут биологи.
Да ведь даже наблюдая за простыми … физическими свойствами воды – можно уже стать сказочником! Чего только ни делает вода! И принимает форму сосуда, и превращается в снежинку, и испаряется, и очень многое в себе растворяет.
Можно написать целый цикл сказок про одну только Воду.
Итак, чтобы сказка у вас придумалась, читайте про Природу, наблюдайте Природу, ухаживайте за Природой.
Интересуйтесь и физикой (в рамках детской энциклопедии – достаточно), и химией, и выращиванием кристаллов, и жизнью насекомых.
В конце этого разговора я хочу дать два полезных совета, чтобы сказка писалась лучше и была психотерапевтичной.
Совет первый – записывайте поразившие вас факты!
Если читая научно-популярную статью или смотря фильм, вы натолкнулись на факт, который вызвал у вас сильные эмоции – запишите его и не теряйте! Это ваша будущая сказка! Тут же задайте себе вопрос: «Что это мне напоминает из жизни людей? Общества? Из моей жизни?» Начёркайте ваши ассоциации и гипотезы.
Совет второй – идите туда, где вам страшно
Если вы боитесь змей или пауков – это значит, что вам нужно читать именно про них – побольше объективных и интересных фактов, зато поменьше глупых фантазий и просто страхов и отвращения.
Вы напишете свои самые психотерапевтичные сказки, когда коснётесь того, что вас отталкивает и пугает. Значит, та и проблема ваша прячется…
В нашем прошлом материале – как раз про это.
Елена Назаренко
Марина Якурина
«В гостях у сказки». Наш театральный уголок
Наша группа «Ягодка» заняла первое место в детском саду по оформлению театрального уголка и получила сертификат на приобретение игрушек в свою группу в размере одной тысячи рублей. Многое было собрано и используется давно, но много было сделано и нового материала, который мы подсмотрели на старицах http://www.maam.ru/ ., кое-что придумали и додумали сами.
Вот так выглядит весь уголок. Ширму мы заказывали вместе со всей остальной детской мебелью (покажу в следующий раз) шторки сшили наши родители (Огромное спасибо всем). Ну, а теперь посмотрим, что там у нас внутри.
Это ложковый театр. С одной стороны нарисованы улыбающиеся, добрые герои, а с другой -хмурые, сердитые или расстроенные. И сразу можно увидеть любимца детворы,по обкусанному краю.)
На этой полочке стоит у нас шумовой оркестр, очки для рассматривания картин, методическая литература и Курочка Ряба, которая учит с детками стишки и разучивает пальчиковые игры.
На другой полочке у нас подборка рабочего материала.
Что в этой папке вам показал Буратино и Мальвина.
Еще одна папка «Сказочные тени» -здесь собраны персонажи для теневого театра, последовательность работы, подборка сказок,стишков.
А это наш старый добрый друг, который поет песни и рассказывает сказки, которых собрана целая коллекция.
При случае купила новогодние маски, стоят копейки (5 рублей что-ли за одну, намного крепче картонных, которые мы делаем сами. Теперь есть и три поросенка, и зайцы, и белки,и волки и кого только нет.
Шапочки помогали мамы вязать, ну и мы тоже кое-что сделали.
Не все конечно, но ведь и так понятно, что там у нас «спряталось».
О! А это- волшебный сундук с куклами!
И кого тут только нет!
Тетр на стаканчиках.
Заканчиваем обзор нашего уголка фотографиями, которые рассказывают о разных видах театра:
Спасибо, что были у нас нас в гостях.
Наши шедевры Уважаемые коллеги! В нашем детском саду прошел смотр-конкурс поделок из природного и бросового материала. Это увлекательное творческое занятие.
Оформление группы «Белочка» Приглашаю Вас,дорогие коллеги,в нашу группу «Белочка».Хочу поделиться с вами идеями оформления своей группы. В новом детском саду работаю.
В свободное от ООД время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для ООД, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.
В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полка для хранения музыкальных пособий, – столы со стульями для самостоятельного музицирования и настольные дидактические игры. Там же можно разместить цветы и декоративные работы детей. При желании музыкальный уголок можно огородить ширмой, которая легко убирается.
Основное содеражние уголка составляют разнообразные музыкальные пособия:
В первую очередь – это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном ими пользуются дети самого младшего возраста (погремушки, дудочки, колокольчики и т.д.) Детские инструменты являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих, хотя иногда и носят их названия, схожи по внешнему виду и способу звукоизвлечения.
Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.
Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик «поет” выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой.
Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо”: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей” различных групп – струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники, и т.д.
Рекомендации по оснащению музыкальных уголков.
В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.
Детям младшей группы дают ударные инструменты: бубен, барабан, погремушки, колокольчики;
Средней – можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон (во второй половине года); всего не более 3-4 видов.
Старшей – румба, треугольник металлофон и другие (на выбор);
Подготовительной – маракасы, трещотка, кастаньеты, ксилофон, цитра и другие.
В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.
Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Вопрос создания предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому многие педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – развивающей среды ДОУ. Организуя предметно – развивающую среду в ДОУ с учетом ФГТ, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность.
В группе детского сада необходимо иметь театральный уголок. В них отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок. Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Театральный уголок организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещенное в уголке оборудования позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы:
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
2. Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
3. Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.
4. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для младшей группы:
1. Коврограф (фланелеграф).
2. Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
3. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
4. Маленькая ширма для настольного театра.
5. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
6. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.
Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.
Тематика наборов определяется образовательной программой.
Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Оснащение театрального уголка для средней группы:
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
3. Стойка-вешалка для костюмов.
4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
7. Театр математики.
8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для старшей группы:
1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
Оформление ДОУ своими руками
Столь Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ№203 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Данная работа предназначена для педагогов ДОУ, это оформление группы и приемной.
Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым. Нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества воспитателей.
В своей группе работаю второй год. Группа досталась неухоженная. Но я постаралась сделать все возможное, чтобы детям было комфортно и интересно, чтобы они получали удовольствие от каждого прожитого дня в нашей группе.
Наша группа называется «Белочка». Хочу поделиться с Вами, уважаемые коллеги, своими идеями оформления группы и приемной. Все оформление сделано мною в младшей и средней группе.
Оформление «Наша группа». Белочка и зонтик выполнены из потолочных плит, покрашены водоэмульсионной краской с добавлением разноцветных колеров.
Уголок для потерянных вещей.
Так же в приемной изготовлен стенд для детей и родителей «Нельзя приносить в детский сад» (как показывает практика очень полезная информация).
Для поздравления детей с днем рождения изготовила торт со свечками из гофрированной бумаги.
Алгоритм одевания (одежду вывешиваем по сезонам) и складывания одежды в шкафчик.
Это оформление «Веселые карандашики» для уголка художественного творчества.
Очень много пособий делаю из бросового материала. Карандашница в уголок ИЗО (из рулончиков от туалетной бумаги).
Это атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Дочки – матери: вареники, пельмени, глазунья, тортики, пирожные, сардельки, сосиски, лапша, морковь.
Оформление игрового уголка также сделано из потолочных плит и покрашено водоэмульсионной краской.
Уголок по изучению и закреплению ПДД.
Уголок «Мы дежурим» и «Учимся сервировать стол».
Уголок «Ряженье» и «Парикмахерская».
Это наша «Больница».
Оформление уголка «Природы».
Познавательная зона и мини – музей «Буренушка».
Оформление прогулочных участков КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: Лучшее оформление прогулочного участка «Бабушкин дворик» Вот и домик расписной Посмотрите, вот какой. Возле.
Благоустройство и оформление участков Благоустройство и оформление участков в дошкольном учреждении очень сложная трудоемкая работа. Необходимо придумать на какую тему будет.
Летнее оформление участков Территория детского сада – это своеобразная визитная карточка. Любой посетитель обращает внимание на его ухоженность. Если взгляд радуют.
Летнее оформление участков Каждый год мы стараемся украсить летние участки по- особенному красиво и эстетично, а главное функционально, чтобы каждому ребенку было.
ООД по информатике в ДОУ Тема: «В гостях у сказки» (По мотивам русской народной сказки «Колобок». Рассчитано на 2–3 занятия) Цель: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера. Ход занятия.
Оформление участков в детском саду Добро пожаловать в наш замечательный детский сад «Березка» Под звуки трубы детки выходят на прогулку Птичий двор. Жители птичьего двора.
Оформление веранды «В гостях у сказки» Наконец то настало долгожданное лето! Лето. Одно из самых удивительных, красивых, ярких времен года. Летняя природа особенная, впечатляющая.
Смотр-конкурс «Лучшее оформление зимних участков на территории ДОУ» Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, наблюдений, прогулок. Чем содержательней организован.
В гостях у сказки Конспект занятия «В гостях у сказки». Мищенко Галина Николаевна воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №113» Описание работы:.
В гостях у сказки Рассчитано на детей младшей и средней группы. Я проводила викторину с детьми в конце года, как завершающий этап наших знаний по развитию.
В детском саду в апреле, был реализован новый образовательный проект «Книжка своими руками»
В проекте приняли участие группы:
Паровозик, Теремок, Улиточка, Лебедята, Сказка, Звездочки, Кораблик, Зайчата и Ромашка.
Каждая группа выбрала свой литературный жанр и тему книжки: это и книжка русских потешек; книжка иллюстраций к сказкам; книжка вкусных потешек; познавательная книжка о космосе (группа Звездочки); и книжка с загадками о цветах (группа Ромашка).
А так же, в проекте приняли участие и родители. Каждый родитель мог нарисовать вместе с ребенком иллюстрацию новой групповой книжки, а так же помочь ребенку подобрать и выучить потешку, рассказать или придумать сказку, найти и запомнить загадку и другое. Дети с удовольствием рассказывали в группах стихи и сказки, загадывали загадки, подписывали строчки знакомых сказок, рассказывали о далеких планетах. И все это иллюстрировали рисунками, дома.
Сегодня книжки – самоделки «пошли» путешествовать по группам.
А вот книжку группы Улиточка, Вы можете посмотреть на нашем сайте, ведь она не простая, а электронная.
Спасибо всем участникам проекта. Ваши странички будут долго жить, и радовать детей в нашем детском саду.
Одной из самых значимых книжек получилась «Книга памяти» группы Зайчата.
Детям и родителям группы было предложено сделать страницу о дедушках бабушках, живших в годы войны.
В канун празднования семидесятилетия Победы Великой Отечественной Войны была создана электронная книга памяти.