Ландшафтный дизайнер «Новой волны» Вероника Арсеньева

Посмотрите, как растет сад. Как весной вылезают тюльпаны, как посаженные рядом тимьян и барвинок борются за свое место под солнцем и, наконец, находят равновесие в борьбе. Постепенно сад наполняется живностью — птицами, бабочками, пчелами, а иногда белками и ежами. Даже кроты и муравьи находят в саду свою нишу. Смиряются сорняки, смиряются хозяева, сад приходит в состояние равновесия, как в природе. Он прекрасен зимой и летом, на рассвете и вечером.

Природный сад – новое направление в современном ландшафтном дизайне. Его еще называют – сады Новой волны (new wave), или цветники Пита Удольфа (по имени автора – известного голландского садовника).

Для себя я определила следующие основные понятия природного сада (по степени важности для хозяина сада):

  • малоуходность;
  • стабильная декоративность;
  • применение местных растений (эндемиков и культурных растений, адаптированных к местным условиям), использование многолетников и злаков;
  • деликатное отношение к уже существующим посадкам (кустарникам и деревьям).

Казалось бы — оставь в саду некошеный луг, или засей его семенами – и вот он, природный сад. Увы, не получится! Почему, спросите Вы?

Потому что природный сад живет по своим строгим законам планирования, агротехники, выбора посадочного материала и садовых инструментов.

Опыт показывает, что расшифровка «кодов» Пита Удольфа и следование им уже на второй год позволяет вырастить стабильно цветущий, гармоничный воздушный сад.

Дьявол, как известно, кроется в деталях. А в садоводстве мельчайшие детали порой приводят к самым непредсказуемым результатам. И наоборот – колоссальные вложения и планы могут за одну зиму превратиться в желтый газон, засохшие деревья и погибшие цветы, т.е. исчезнуть.

Итак – наши ключевые детали:

  • планирование сада в соответствии с кодами и правилами цветников Новой волны;
  • подготовка местной почвы для посадок;
  • выбор качественного посадочного материала и его посадка в соответствии с законами природных садов Новой Волны;
  • уход за садом с помощью добротного садового инструмента.

Ну, конечно, садовник тоже может пригодиться, но, уверяю вас, с хорошим садовым инструментом уход за садом превращается из тяжелой работы в приятное времяпрепровождение, сродни медитации.

Голландец Пит Удольф, пожалуй, самый знаменитый ландшафтный дизайнер. Тем интереснее заглянуть на его собственный участок, куда, словно пчелы, слетаются все любители современных садов

Знаменитый садовник Пит Удольф (Piet Oudolf) превращает городские парки и заброшенные железные дороги в цветущие прерии и заливные луга. Ему подражают, им восхищаются. И есть за что. Ведь он совершил революцию в ландшафтном дизайне.

В 1970-е годы, когда Удольф только начинал работать, массовое представление об искусстве садоводства сводилось к подстриженным лужайкам. Розы были королевами сада, ухоженность считалась идеалом. И только Питу Удольфу такие сады казались неестественными. Однако и он понял это не сразу.

До двадцати пяти лет Пит Удольф работал барменом в ресторане своих родителей в голландском Харлеме, откуда он родом. И лишь когда устроился на работу в садовый центр, осознал, что нашел призвание, окончил ландшафтную школу и в 1977-м открыл собственную компанию.

В 1982-м вместе с женой Аней они приобрели старый фермерский дом в деревне Хуммело, где Пит заложил сад, открыл питомник и вывел более семидесяти сортов растений. Один из сортов шалфея Пит назвал в честь жены Dear Anja. И сегодня в свои 75 не устает признаваться ей в любви. «Без Ани все это было бы невозможно, — говорит дизайнер. — Пока я проектировал парки по всему миру и писал книги, она ухаживала за питомником». Без питомника он был бы как художник без красок. В те годы злаковые культуры, многолетние цветы и травы, которые он щедрыми красками вписывал в эскизы своих садов, были слабо представлены на европейском рынке. Поэтому Удольфы выращивали их сами, выискивая интересные сорта в бесчисленных поездках по всему миру.

«Сад должен выглядеть так, словно он создан без участия человека»

В 2010 году питомник закрыли: к этому моменту стиль Пита Удольфа с характерной для него имитацией диких луговых зарослей обрел бешеную популярность, и любимые дизайнером растения можно было купить и без его помощи. Сейчас на месте питомника разбит многолетний луг — прямо под окнами рабочей студии Пита. «Мне нравится работать, глядя на мой искусно сплетенный пейзаж», — без ложной скромности говорит дизайнер. На этом лугу Пит дает растениям еще больше свободы, чем на грядках в передней части участка.

Из главного дома открывается вид на газон и круглую клумбу, заросшую гигантским мискантусом. Мощные многолетние растения — посконник пурпурный, эхинацея, горец свечевидный, дербенник иволистный, астильбы, кровохлёбка и вероникаструм доминируют над грядками и мягко покачиваются на ветру среди пампасной травы и дешампсии. Хотя этот «хаос» выглядит очень естественным и даже случайным, все организовано по сценарию и соответствует проекту дизайнера. Оттенки цветов, формы стеблей и листьев деликатно гармонируют между собой.

«Растения не будут срезаны осенью, ведь даже отцветшие, они смотрятся просто великолепно»

Искусно созданная естественность «дикорастущих» растений контрастирует с подстриженными живыми изгородями и топиарными формами из лесного бука, которые обрамляют ведущую от входа подъездную дорогу. А дальше — поля, где пасутся овечки и кружат пчелы.

Пит Удольф хотел, чтобы сад был прекрасен в любое время года, а не только в момент цветения фаворитов клумбы. Он считает, что посадки должны казаться свободными, дикими, живущими своей жизнью, словно созданными без участия человека. Дизайнер подчеркивает, что сад прекрасно выглядит круглый год: растения не будут срезаны осенью, ведь, даже отцветшие, они являются элементом дизайна. Нам остается поверить на слово. В 2018 году Пит закрыл свой сад для посещений, но мы можем наслаждаться им на фото и следить за анонсами на сайте. Вдруг откроет? www.oudolf.com.

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

За советами этого человека по обустройству сада выстраиваются огромные очереди, клиенты стремятся «заполучить» его в свои руки по всей Европе и Америке.

Сад Пита Удольфа. Фото с сайта oudolf.com

Это Пит Удольф! Главный идеолог садоводства новой волны в стиле Naturgarden, по чьей концепции были разбиты модные сады в Лондоне, Бонне, Роттердаме, Барселоне, Нью-Йорке и Венеции.

Начало пути

Пит Удольф родился в 1944 году в провинции Северная Голландия, в городе Харлем. Кем только он не успел поработать в молодости: моряком, барменом, продавцом, официантом и даже сталелитейщиком. Как уже можно понять из этого «разношерстного» списка, склонности к садоводству у будущего дизайнера не было. Смена профессиональных ориентиров произошла чисто случайно. Удольф устроился разнорабочим в питомник растений. На тот момент ему было 26 лет. Поработав в питомнике, Пит понял, что влюбился в растения, и больше ничего искать не надо. Нужно просто развиваться в этом направлении. Он записывается в школу ландшафтного дизайна и через четыре года получает соответствующее образование.

Пит Удольф на фоне своего сада. Фото с сайта ukrbio.com

Затем Удольф открывает собственное дело – небольшую компанию, оказывающую услуги по обустройству садов. В материальном плане компания окупила себя – желающих иметь красивый, ухоженный сад было много. А вот профессионального удовлетворения мастер не получал. Все заказы были однотипны: тщательно подстриженные газоны, четкие формы цветников с розами – в общем, классический английский сад. Художественный взгляд Пита и его желание творить выходило за рамки искусственного моделирования с последующим поддержанием идеальной формы. Его сад должен быть свободным, спонтанным, близким к природе и красивым в любое время года.

Пит и Ани Удольф в своем саду. Фото с сайта cultureforfriends.eu

«Английский сад не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует что нужно делать каждую минуту, каждый день, каждую неделю».
Чтобы экспериментировать с ландшафтными формами и селекцией, Пит с женой Ани переезжают в деревню Хуммело.

Дом Пита Удольфа в Хуммело. Фото с сайта oudolf.com

Итогом этих экспериментов стали совершенно ясная концепция сада новой волны (о ней мы поговорим позже) и более 70 выведенных сортов растений, среди которых знаменитый шалфей Dear Anja, названный Удольфом в честь любимой жены, и буквица Hummelo — в честь места, в котором они долго жили.

На сегодняшний день у 72-летнего дизайнера внушительное портфолио проектов и наград:

Сад в Бад-Дрибурге. Фото с сайта oudolf.com

  • работа с Мин Рёйс (уважаемой дамы в кругах голландского ландшафтного дизайна),
  • проектирование парка «Миллениум» в Чикаго совместно с Жаклин ван дер Клут,
  • сад для временного павильона лондонской галереи Serpentine,
  • Сад Памяти в парке Battery в Манхеттене,
  • променад High Line в Нью-Йорке и еще множество интересных и заслуживающих внимания садов;
  • Пит Удольф — лауреат European Garden Award, почетный член RIBA и др.

Основные положения концепции строения сада

Удольфианский сад (именно такой термин все чаще и чаще проскальзывает на просторах интернета и в изданиях по ландшафтному дизайну) только на первый взгляд хаотичен. Все как будто бы само выросло и продолжает расти дальше. На самом деле это четко выстроенная и концепция. Вот несколько базовых положений, по которым Пит строит свои сады.

Нужно полностью задействовать все архитектурные возможности того или иного вида. Фото с сайта oudolf.com

Прежде всего должна проводиться работа с формами растений

Нужно полностью задействовать все «архитектурные» возможности того или иного вида. В связи с этим Пит выделяет несколько групп растений:

  • Шаровидной формы

Как уже ясно из названия, это растения с шарообразными соцветиями. Их цель – выглядывать из-за зелени, «играть» на закатном солнце.

Их цель — играть на закатном солнце. Фото с сайта oudolf.com
Дизайнер рекомендует использовать короставник македонский, монарду двудомную, кровохлебку лекарственную и пр. Но его фаворит – мордовник с мелкими синими или голубыми цветками, собранными в шар, и колючими листьями.

  • Остроконечной формы («свечки»)

Соцветия неширокие, устремленные вверх, напоминающие готические шпили. Сред них: наперстянка, сальвия, вертикальные злаки, вероникаструм виргинский, дербенник и шалфей.

  • Зонтичной формы

Тут все просто соцветия похожи на зонтики, и у большинства ассоциируются с дикой природой, которую не тронула рука селекционера. Тысячелистник, дягиль, лихнис халцедонский, ну и, конечно же, знакомые всем фенхель, любисток и кашка.

  • Экраны

Полупрозрачные растения с неяркой текстурой. Они призваны сгладить, смягчить краски своих «соседей». Это опять же злаки (например, ковыль), некоторые виды василистника, рута душистая и вербена.

Сад Ани и Пита в Хуммело в Нидерландах. Фото с сайта oudolf.com

  • Ромашки

Под этим понятием у Пита объединен все растения, имеющие соцветия-солнышки, как у ромашек: эхинацея, а также новоанглийские или новобельгийские астры.

  • Метелки и перья

Тут название тоже говорит само за себя. В эту группу господин Удольф поместил растения с мягкими формами, похожими на перья или метелочки.

Метелки и перья. Фото с сайта oudolf.com

Любимица Пита – астильба, а также таволга болотная и другие растения подобной текстуры.

Выбрать растения для создания похожего сада вам поможет наш маркет, где собраны предложения крупнейших интернет-магазинов. Смотреть подборку растений для сада Пита Удольфа.

С чего все начинается?

Всё начинается с обучения. Я думаю, что вы должны пойти в ботанические сады или дендрарии, а не в садовые центры. Важно видеть растения в контексте места – вот где вы узнаете больше всего. Сейчас самое время посмотреть на цветущие кустарники и деревья, чтобы увидеть их истинную форму.

Как вы выбираете растения?

Вы должны начать с идеи. Представьте себя в саду. Некоторые люди стремятся посадить высокие растения, чтобы отделиться от окружающего мира. Другим людям нравится открытое пространство, как на лугу.

Составьте список растений, которые вы хотите использовать. Не выбирайте по фотографиям, выбирайте по времени цветения, высоте, цвету и текстуре. Узнайте, являются ли растения многолетними или однолетними. Это самая важная вещь. Если вы создаете сад, то вы хотите, чтобы он радовал вас долгие годы, а не только на сезон.

Где использовать однолетники?

В принципе, сад должен быть более устойчивым. Вы можете использовать однолетние растения и двулетники, чтобы заполнить пробелы, но они не должны быть главным акцентом в вашем саду.

Когда вы работаете дизайнером, заказчики не хотят, чтобы вы сажали растения, которые цветут всего сезон.

Если у вас есть свой сад, вы испытываете радость от покупки новых растений. Но не переусердствуйте. Сад не должен быть слишком декоративным. Отправляйтесь за простыми цветущими растениями. Если вы покупаете правильные растения, это выглядит хорошо. Если же растения неподходящие, придется переделывать сад каждый год.

Поместье Скампстон-Холл, в котором находится этот сад, принадлежит сэру Чарлзу Легарду. Его семья владела землями в Йоркшире с 1690 года, но сам он с женой поселился в Скампстоне только в 1990-х.

Реклама

И дом, и сад находились в плачевном состоянии, особенно примыкающая к зданию регулярная часть, где в границах живых изгородей год за годом выращивали… рождественские елки. «Смотреть на этот кусочек сада было просто больно, – рассказывает леди Легард. – Я все время мечтала устроить там что-то новое и необычное”.

Идея была смелая – сад Скампстона существует с XVIII века. Но Легарды рассудили, что шанс на новую жизнь – лучшее проявление уважения к истории, если ландшафтного архитектора выбрать с умом. Они пригласили молодого и малоизвестного в то время голландца Пита Аудолфа.

Идея была смелая – сад Скампстона существует с XVIII века. Но Легарды рассудили, что шанс на новую жизнь – лучшее проявление уважения к истории, если ландшафтного архитектора выбрать с умом. Они пригласили молодого и малоизвестного в то время голландца Пита Аудолфа.

Но главное – здесь есть множество разных трав. Пышные поляны, травяные бордюры, крупные полоски, диагонально пересекающие одну из «комнат”, как зубья расчески; бронзовые, красные, сиреневые, серебристые стебли и метелки – и видам трав, и способам их использования нет числа.

Декоративный эффект у трав потрясающий: с 1999 года, когда Пит ­Аудолф придумал Скампстон, он смог не раз подтвердить это большими работами в Чикаго и Нью-Йорке. Однако содержание таких садов – процесс трудоемкий. Но садовники Легардов не жалуются: «Ради хорошего сада можно и попотеть”.

Пит Удольф главный идеолог садоводства новой волны в стиле Naturgarden, по чьей концепции были разбиты модные сады в Лондоне, Бонне, Роттердаме, Барселоне, Нью-Йорке и Венеции.За советами этого человека по обустройству сада выстраиваются огромные очереди, клиенты стремятся «заполучить» его в свои руки по всей Европе и Америке.

НАЧАЛО ПУТИ
Пит Удольф родился в 1944 году в провинции Северная Голландия, в городе Харлем. Кем только он не успел поработать в молодости: моряком, барменом, продавцом, официантом и даже сталелитейщиком. Как уже можно понять из этого «разношерстного» списка, склонности к садоводству у будущего дизайнера не было. Смена профессиональных ориентиров произошла чисто случайно. Удольф устроился разнорабочим в питомник растений. На тот момент ему было 26 лет. Поработав в питомнике, Пит понял, что влюбился в растения, и больше ничего искать не надо. Нужно просто развиваться в этом направлении. Он записывается в школу ландшафтного дизайна и через четыре года получает соответствующее образование.
Затем Удольф открывает собственное дело – небольшую компанию, оказывающую услуги по обустройству садов. В материальном плане компания окупила себя – желающих иметь красивый, ухоженный сад было много. А вот профессионального удовлетворения мастер не получал. Все заказы были однотипны: тщательно подстриженные газоны, четкие формы цветников с розами – в общем, классический английский сад. Художественный взгляд Пита и его желание творить выходило за рамки искусственного моделирования с последующим поддержанием идеальной формы. Его сад должен быть свободным, спонтанным, близким к природе и красивым в любое время года.
Пит и Ани Удольф в своем саду. Фото с сайта cultureforfriends.eu
«Английский сад не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует что нужно делать каждую минуту, каждый день, каждую неделю».
Чтобы экспериментировать с ландшафтными формами и селекцией, Пит с женой Ани переезжают в деревню Хуммело.
Дом Пита Удольфа в Хуммело. Фото с сайта oudolf.com
Итогом этих экспериментов стали совершенно ясная концепция сада новой волны (о ней мы поговорим позже) и более 70 выведенных сортов растений, среди которых знаменитый шалфей Dear Anja, названный Удольфом в честь любимой жены, и буквица Hummelo — в честь места, в котором они долго жили.
На сегодняшний день у дизайнера внушительное портфолио проектов и наград:
Сад в Бад-Дрибурге. Фото с сайта oudolf.com
работа с Мин Рёйс (уважаемой дамы в кругах голландского ландшафтного дизайна),
проектирование парка «Миллениум» в Чикаго совместно с Жаклин ван дер Клут,
сад для временного павильона лондонской галереи Serpentine,
Сад Памяти в парке Battery в Манхеттене,
променад High Line в Нью-Йорке и еще множество интересных и заслуживающих внимания садов;
Пит Удольф — лауреат European Garden Award, почетный член RIBA и др.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРОЕНИЯ САДА
Удольфианский сад (именно такой термин все чаще и чаще проскальзывает на просторах интернета и в изданиях по ландшафтному дизайну) только на первый взгляд хаотичен. Все как будто бы само выросло и продолжает расти дальше. На самом деле это четко выстроенная и концепция. Вот несколько базовых положений, по которым Пит строит свои сады.
Нужно полностью задействовать все архитектурные возможности того или иного вида. Фото с сайта oudolf.com
1. Прежде всего должна проводиться работа с формами растений
Нужно полностью задействовать все «архитектурные» возможности того или иного вида. В связи с этим Пит выделяет несколько групп растений:
Шаровидной формы
Как уже ясно из названия, это растения с шарообразными соцветиями. Их цель – выглядывать из-за зелени, «играть» на закатном солнце.
Их цель — играть на закатном солнце. Фото с сайта oudolf.com
Дизайнер рекомендует использовать короставник македонский, монарду двудомную, кровохлебку лекарственную и пр. Но его фаворит –мордовник с мелкими синими или голубыми цветками, собранными в шар, и колючими листьями.
Остроконечной формы («свечки»)
Соцветия неширокие, устремленные вверх, напоминающие готические шпили. Сред них: наперстянка, сальвия, вертикальные злаки, вероникаструм виргинский, дербенник и шалфей.

Зонтичной формы
Тут все просто соцветия похожи на зонтики, и у большинства ассоциируются с дикой природой, которую не тронула рука селекционера. Тысячелистник, дягиль, лихнис халцедонский, ну и, конечно же, знакомые всем фенхель, любисток и кашка.
Экраны
Полупрозрачные растения с неяркой текстурой. Они призваны сгладить, смягчить краски своих «соседей». Это опять же злаки (например, ковыль), некоторые виды василистника, рута душистая и вербена.
Сад Ани и Пита в Хуммело в Нидерландах. Фото с сайта oudolf.com
Ромашки
Под этим понятием у Пита объединен все растения, имеющие соцветия-солнышки, как у ромашек: эхинацея, а также новоанглийские или новобельгийские астры.
Метелки и перья
Тут название тоже говорит само за себя. В эту группу господин Удольф поместил растения с мягкими формами, похожими на перья или метелочки.
Метелки и перья. Фото с сайта oudolf.com.
Любимица Пита – астильба, а также таволга болотная и другие растения, подобной текстуры.
2. Сад должен быть прекрасен круглый год
Идеальный сад Пита Удольфа – «сад четырех сезонов». Он считает нецелесообразным ходить по саду с секатором и отрезать то, что уже отцвело, чтобы ненужные соцветия и веточки не портили общую картину. Все нужно задействовать.
Сад Пита Удольфа в Трентэме зимой. Фото с сайта oudolf.com
Поэтому дизайнер отдает предпочтение высадке растений разного периода цветения по следующей (приблизительной) формуле:
30% — цветущих весной,
40% — летом,
25% — осенью,
а остаток приходится на зимние «украшения». Ведь сад поздней осенью и зимой не менее прекрасен.
Интересно: Самый надежный способ проверить, хорош ли сад, – это сделать его черно-белую фотографию. Вот такое интересное мнение у Пита Удольфа. Если на таком фото сад выглядит «приятно», значит, все сделано правильно.
3. Правило «70 на 30»
Согласно ему Пит разделяет все растения на структурообразующие и наполнители. Структурообразующие могут цвести до поздней осени – они главные в саду. А вот у наполнителей короткий период цветения.
Фрагмент цветника. Фото с сайта static.habitissimo.it
Говоря проще, основа – это холодоустойчивые многолетники и злаки, а украшение (правда, недолгое) – однолетники.
4. Правило «пирога»
Еще одна интересная идея мастера. Он предлагает сравнить сад с пирогом. Казалось бы, странно: что общего может быть у садоводства и кулинарии?! Чтобы понять суть этого правила, вспомним, что нужно любой хозяйке, чтобы пирог (или торт, кому что больше нравится) удался? Во-первых, это тесто, которое в процессе выпечки принимает определенную форму, во-вторых — украшения (кондитерские посыпки, орешки, цукаты, кремовые розочки и прочее), без которых пирог не пирог, а торт не торт.
С садом то же самое – у каждой грядки и клумбы есть форма, есть основа (тесто) – в ее качестве Удольф предлагает использовать столь любимые им злаки, а есть украшения – растения с яркими соцветиями. Они должны работать в унисон.
5. Растения высаживаются по уровням
По мнению Удольфа, их может быть два или три. На первом – травы и низкорослые растения, второй – кусты, третий – высокие деревья.
6. Цвета в саду должны быть не только яркими и «вкусными»
Редко кому нравятся темно-желтый и коричневый оттенки в саду, характерные для поздней осени. Уныло? Грустно? Чего-то не хватает, по сравнению с летним буйством красок? А Пит Удольф придерживается другого мнения. Нет в природе ничего некрасивого, у каждого цвета свое обаяние. Дизайнер не видит ничего странного в том, чтобы любоваться поблекшими листьями, сморщенными соцветиями, голыми ветками. Такое видение он почерпнул из философии Хенка Герритсена. Увядает цвет, но остается форма. Поэтому сажать нужно то, что не потеряет привлекательной формы после того, как облетят цветы и листья.
Сад Пита Удольфа зимой. Фото с сайта theplanthunter.com.au
«Ты принимаешь смерть. Ты не убираешь растения из сада, потому что даже отмирающие они выглядят хорошо. И коричневый тоже цвет».
7. Нет ничего предосудительного в столкновении природы и мегаполиса
Небоскребы и «море» шуршащих злаков – почему бы нет?! Пит Удольф – большой любитель вписывать naturgarden в урбанистический пейзаж. Одним из ярких примеров такого странного соседства – парящий парк — променад High Line в Манхеттене.
High Line Park. Фото с сайта baunetz.de
Заброшенная железнодорожная ветка, проходящая на высоте примерно 10 м, эксплуатировалась последний раз в 1980 году. В 2014 год закончились все работы по ее чудесному превращению в променад длиной 2 с лишним километра. Пит Удольф стремился создать впечатление того, что природа наступает на город и отвоевывает территорию. Поэтому шпалы и рельсы убирать не стали, между ними были высажены цветы и травы. Растения были отобраны по времени цветения. Поэтому цвета и текстуры в парке постоянно меняются.
High Line. Фото с сайта oudolf.com
Это лишь немногие факты об удольфианских садах. На самом деле отдельного обсуждения заслуживают многие идеи Пита, которые, как ни старайся, в один пост не уместить. Поэтому предлагаю подборку книг Пита Удольфа, в которых дизайнер от первого лица излагает свою точку зрения.
Книги Пита Удольфа о ландшафтном дизайне:
1. «Дизайн с растениями»/»Designing With Plants», 1999 г. Рассказ о форме, цвете и текстурах. Особое внимание следует уделить главам «Великое» и «Мистицизм».
2. «Сады с травами»/»Gardening With Grasses», 1998 г. Речь идет о садоводстве с активным использованием трав.
3. «Сады во времени и пространстве»/»Planting Design: Gardens in Time and Space», 2005 г. Затрагиваются вопросы подготовки почвы к посадке растений, выбора растений и последующего ухода за ними.
4. «Растения мечты для натурального сада»/»Dream Plants for the Natural Garden», 2000 г. Изложение теории и практики посадок.
5. «Создание натурального сада»/»Planting the Natural Garden», 2003 г. Все о создании натурального сада.
6. «Neues Gartendesign mit Stauden und Grаrsern”. Описание проекта «Gardens of Remembrance in The Battery» в Нью-Йорке.
Источник

Сады пита удольфа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *