Виды японских садов

На первый взгляд, добиться такого эффекта самостоятельно чрезвычайно сложно. Особенно если начать изучать основы создания японских садов со сложных композиций, но не стоит опускать руки. Перед тем как начать продумывать планировку и подбирать элементы для оформления, нелишним будет ознакомиться с типами садов в японском стиле.

Можно выделить 4 типа садов:

  • парковые сады – можно сказать, что с них началось садово-парковое искусство Японии, первые представители этого типа появились примерно в VI-VII веке, перекочевав из Китая;

Парковые сады занимают немалую площадь

  • дворцовые – появились в IX-XIIвв, по названию понятно, что простые смертные такими садами обладать не могут;
  • храмовые – устраиваются при монастырях и должны настраивать человека на размышления о высоких материях;
  • домашний тип наиболее распространен, причем не только в Японии, но и за ее пределами.

Парковый сад

Его отличительной особенностью является большая площадь, чаще всего такие сады размещались на равнинной территории, где протекала река либо находилось озеро. В отдельных случаях и рисовые поля, расположенные по соседству, использовались как часть оформления.

Это не собственность одного человека, а скорее национальное достояние, тем более, что такие сады в первозданном виде практически не сохранились. Это отличное место для творчества и релаксации. В прошлом именно такие места предпочитали императорские семьи для отдыха.

Отдых в парке и сейчас не теряет популярности

Этот тип стал базисом и садовое искусство Японии более позднего времени позаимствовало многое из дизайна первых садов. Например, строгую цветовую гамму и минимализм в оформлении.

Дворцовые сады

Как и парковые, они занимали значительную площадь, а использовались главным образом для приятного времяпровождения императорской семьи и знати. Основной элемент – остров и озеро (или даже несколько), соединенные с берегом изящными деревянными мостиками.

В остальном оформление сильно напоминало парковые сады, единственное на что делался основной упор – водоем должен был быть виден не только с земли, но и из здания. Размер водоема должен был быть достаточен для лодочных прогулок, такое времяпровождение любили японские императоры.

Храмовые сады

В дзэн-буддизме красоте природы отводится не последнее место. Считается, что созерцая красоту и совершенство дикой природы человек может стать немного ближе к познанию истины. Именно поэтому японский сад – неотъемлемый элемент каждого уважающего себя храма в стране восходящего Солнца.

Храмовый сад настраивает на размышления о вечном

Отметить стоит и новую струю в оформлении территории. Именно здесь впервые привычные растения стали сменяться валунами и небольшими камнями (в зависимости от площади садика). Речь идет о знаменитых «каменных садах» и сухих ручьях для дачных участков.

В качестве основных элементов оформления использовались валуны, галька, небольшие камни, кусочки мха. Особое внимание уделяется взаимному расположения отдельных элементов, тонкости создания сада камней рассмотрены ниже.

Обратите внимание!
При использовании валунов и камней среди растительности уместным будет мох на них.
Такой прием только усилит общее впечатление седой древности, а это пойдет на пользу общему впечатлению от сада.

Домашние сады

В Японии уже который год остро стоит проблема свободной территории, но и в таких условиях многие дома имеют свой небольшой сад. Доходит до того, что его площадь может исчисляться буквально считанными квадратными метрами.

Садик в японском стиле может разместиться на территории в пару квадратных метров

Визуально такой японский садик должен создавать ощущение продолжения пространства дома. Желательно использование воды, ее журчание будет способствовать умиротворению. Идеальным вариантом можно назвать объединение череды небольших водоемов каскадами невысоких водопадов.

Как подвид в этой категории можно выделить чайные сады – чаепитие серьезная церемония и требует отдельного подхода. Чайный сад должен был провести человека по извилистой дорожке к источнику воды, а уже после традиционного омовения рук наступало время чаепития.

Пример чайного сада

Особенности японских садов

Каждый сад в японском стиле уникален, но можно выделить несколько общих рекомендаций, применимых при оформлении любого сада. Также можно привести ряд элементов, умело сочетая которые, и достигается необычная атмосфера.

При оформлении участка следует придерживаться таких рекомендаций:

  • использование камней можно только поощрить;
  • вода также относится к рекомендуемым элементам оформления сада. Конечно, устроить небольшое озерцо на участке не каждому по карману, но эффект от водной глади стоит финансовых затрат;

Каскад из небольших водопадов отлично смотрится

  • если с водоемом ничего не получается, то можно попытаться устроить сухой ручей. Основная задача дизайнера – создать ощущение того, что небольшой ручеек только что высох;
  • дорожки в японском саду не должны изгибаться под острыми и прямыми углами. В природе можно встретить только мягкие изгибы и плавные контуры, в таком же стиле должны быть выполнены и дорожки;

Пример дорожки в саду

  • освещение – с этим все просто, можно просто приобрести готовые фонари для садового участка в японском стиле и установить их в подходящих местах;
  • правильно подобранная растительность также играет большую роль;

Обратите внимание!
Освещение должно быть мягким, заливать весь участок ярким светом совершенно ни к чему.

  • если размер участка позволяет, то на берегу озерца можно установить небольшую пагоду или хотя бы пару скамеек для отдыха и размышлений;
  • в отдельных случаях японский сад будет выглядеть незавершенным без «шиши-одоши» (пугала для оленей) или «тсуку-баи», того же пугала, только более сложной конструкции.

Пугало для оленей

Сад камней

Для его создания понадобится несколько крупных камней, гравий для оформления пространства между ними и, возможно, немного мха.

Основная сложность при расстановке камней заключается в том, чтобы не нарушить основные правила каменного сада:

  • крупные валуны могут находится в саду в гордом одиночестве;
  • более мелкие камни допускается группировать по 3,5 и даже 7 камней. При этом рекомендуется сочетать вытянутые и обычные формы;

Камни можно группировать

Обратите внимание!
Категорически запрещено размещать продолговатые камни в горизонтальном положении.
Так они будут напоминать лежащее человеческое тело, то есть вызывать ассоциации со смертью – не лучший эффект для сада.

  • не нужно пытаться достичь симметрии. При проектировании сада своими руками лучше правильно выбрать точку созерцания и отталкиваться уже от нее;

Схема организации сада камней

  • пространство между отдельными группами камней заполняется гравием, он разравнивается и на его поверхности можно прочертить волнистые линии обычными граблями – это будет символизировать море.

Обратите внимание!
Далеко не всегда под рукой есть валуны нужной формы, да и работать с большим весом не каждому под силу.
Выходом из этой ситуации могут стать самодельные камни с заполнителем из полиэтиленовых пакетов и каркасом из арматурной сетки, их поверхность обмазывается слоем цементного раствора и после высыхания такой камень не отличается от природного.

На поверхности гравия нужно прочертить волнистые линии

Вода в японском саду

При устройстве водоема важно чувствовать баланс между размером, например, пруда и размером самого сада. Бурный водопад будет неуместно смотреться в маленьком садике и станет скорее источником беспокойства, чем настроит на спокойный лад.

Ни один японский ландшафтный сад не обходится без водоемов (как вариант могут использоваться «сухие водоемы»). Неплохо будет смотреться каскад небольших водопадов или простой ручей, но и статичные водоемы также широко распространены.

Особое внимание нужно обратить на следующие особенности:

  • береговую линию – для японских садов противопоказаны правильные округлые очертания. Лучше всего если берег будет изломан;
  • отражение зеркале воды – неплохим решением будет высадка растений на берегу, которые будут нависать над водой;
  • на дне озерца уместны будут крупные валуны;
  • если размеры позволяют, то в центре озерца обязателен небольшой остров, к которому должен вести изящный деревянный мост с берега.

Небольшой островок в саду мхов

Сухие водоемы

Японские парки и сады нередко обходятся без воды в привычном виде, в таком случае часто используются так называемые «сухие ручьи» или пруда. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что вода исчезла буквально несколько часов назад и при следующем дожде водоем заполнится.

Сухой ручей с небольшим мостиком

Для простейшего варианта сухого ручья инструкция выглядит так:

  • формируется русло. Для этого снимается дерн и в земле делается углубление;
  • русло выкладывается галькой (можно использовать и другие материалы, например, гранит);
  • на берегах высаживаются растения, которые обычно растут у водоемов;

Обратите внимание!
Пару растений можно посадить и в самом русле ручья.

  • допускается устройство небольших мостиков.

Дорожки и растительность в саду

При организации дорожек в саду следует избегать длинных прямых участков, но и частые резкие переломы будут лишними. Дорожка должна плавно изгибаться и, проходя по ней, человек должен увидеть все потаенные уголки.

Что касается внешнего вида, то не следует придерживаться правильных форм, то есть тротуарная плита не подойдет. Оптимальный вариант – крупные камни с плоской поверхностью, если на них будут заметны следы выветривания, это только пойдет на пользу. По краям такие крупные камни можно украсить мхом, вариантов много, причем цена такой дорожки будет даже меньше, чем из обычной плитки.

Схема японского сада

Камни можно назвать основой (скелетом) сада, но без растений (без плоти) любой сад будет смотреться пустовато. Но подойдет далеко не каждый вид растительности, если в обычном саду яркие пятна только идут на пользу, то при оформлении в японском стиле цветовая гамма должна быть более спокойной.

Чаще всего используются вечнозеленые виды, которые важны в первую очередь тем, что позволяют создавать интересные формы, сохраняющиеся круглый год. Да и вечная зелень наталкивает на размышления о вечном.

Что же касается конкретных видов, то могут использоваться такие растения для японского сада в России:

  • японские клены (на зиму придется тщательно утеплить), допускается использование других видов кленов;

Японский клен

  • хвойные растения – речь идет о разных видах сосен;
  • бамбук используется редко, в России упомянуть можно разве что сазу – небольшой бамбук, который в теплое время вырастет максимум до 1,5 м;
  • из кустарников отметить можно азалии, рододендроны, бересклет;
  • из многолетников подойдут ирисы и хризантемы;

На фото – фрагмент водного сада ирисов

  • папоротники и мох также часто используются при оформлении.

Обратите внимание!
При выборе растения для японского сада нужно учитывать климат России.
Часть из них не переносят сильные морозы.

Флора

Понятие «Флора» пришло из древнеримской мифологии. Так звали богиню цветов, весны и юности. Для флоры важны условия произрастания. Погода и климат Кореи создают благоприятные условия для представителей растительного мира сибирской тайги, маньчжурских китайско-японских лесов.

Лесные массивы

Многочисленные растения Южной Кореи достаточно разнообразны. Флора страны насчитывает около четырёх тысяч видов. Горная часть полуострова покрыта смешанными лесами. Стволы деревьев часто оплетены многометровыми лианами плюща, винограда, перца, фикуса. Лесные массивы чередуются вместе с изменением ландшафта.

Широколиственные. Деревья с широкими листьями, опадающими осенью, любят равномерные осадки в течение года, достаточно высокую температуру и подзолистые или тёмно-серые почвы. Растут они в нижнем поясе гор. Дубы, грабы, каштаны встречаются повсеместно. Также многочисленны магнолии, хурма, конфетное дерево, вишня, павлония.

Смешанные. Произрастают на средней линии гор. Хвойные растения Южной Кореи прекрасно соседствуют с лиственными – берёзой, липой, клёном.

Хвойные. Заполняют горные склоны выше 1100 метров. Представлены наиболее выносливыми к похолоданию породами пихты белокорой, ели и более теплолюбивыми пихтой чёрной, корейским кедром, тисом, туей. В южной части полуострова можно встретить пихту корейскую, сосну мелкоцветковую, торрею, тсугу разнолистную, головчатый тис.

Влаголюбивые растения прижились в предгорьях. Самые распространённые из них – известный лечебными свойствами женьшень и корейская сосна, из которой получают ценные породы древесины. Равнины на побережьях покрыты бамбуком, достигающим 10-метровой высоты, зарослями 13 разновидностей лавровых деревьев.

Кустарники

Альпийские луга окружены многочисленными кустарниками. На юге встречаются вечнозелёные растения Южной Кореи, характерные, в основном, для Японии:

  • Японская камелия.
  • Бензойное дерево.
  • 5 видов вечнозелёного дуба.

В северной части страны кустарники уступают место деревьям, но также многочисленны. Если в лесных зонах преобладает высокий травостой, то луга отличаются разнотравьем, многочисленными злаками.

Травы и цветы

Цветочные растения играют в жизни корейцев особое место. Бархатные камелии, цветы персиков, слив, вишен, азалии воспевались корейскими поэтами с древних веков. В Корее, глядя на цветок, не только наслаждаются его красотой, но и отождествляют его с живым образом.
В апреле традиционно проводятся фестивали жёлтого рапса, цветов персика. В мае – фестиваль азалии. Камелии прославляются прекрасной усадьбой с удивительным садом на острове Погильдо и паломничеством на остров азалий Комундо. Гибискус, являясь национальным символом, даже изображен на монетах и гербе. Нужно упомянуть корейскую сакуру. Она цветёт не хуже японской. Жители страны ежегодно устраивают праздничные мероприятия в честь её цветения.

Фауна

Имя богини-покровительницы стад животных стало названием для обширной группы представителей животного мира. Для фауны важны условия обитания. Близость к морю, обилие горных рек и относительно тёплый климат предпочитают животные Южной Кореи, относящиеся к разновидностям Маньчжурской зоогеографической провинции. Это звери северной тайги, китайско-японских субтропиков и некоторых индо-малайских районов. В фауне полуострова соседствуют различные представители животного мира.

Птицы – более 400 видов. Это самые многочисленные представители фауны. Несколько отрядов воробьиных, цапель, журавлей представляют дикую природу. Миролюбивые аисты, кулики, мандаринки, утки, гуси облюбовали места около многочисленных рек. Побережье населено гагарками, чайками, чистиками, бакланами, кайрами. Из хищников попадается камчатский орлан. Рябчиками, фазанами и тетеревами обозначен отряд куриных.
Млекопитающие – около 100 видов. Дикие животные Южной Кореи не так многочисленны, как рыбы или птицы. В труднодоступных лесах есть небольшое количество тигров, рысей, леопардов, уссурийских и бурых медведей. Более представительны группы лис, выдр, колонков. В обычных лесах можно встретить белок, кабанов, косуль, пятнистых оленей, изюбрей.

Земноводные – 15 видов. Этот класс включает в себя многочисленных четвероногих позвоночных животных, которые занимают среднее положение между водными и наземными животными. Развиваются они в воде, а взрослую жизнь проводят на суше. Окружённый двумя морями и проливом, полуостров щедро населён земноводными.

Пресмыкающиеся – примерно 27 видов. Для существования рептилий тоже необходима водная среда. Разные типы черепах, змей и других чешуйчатых животных облюбовали полуостров благодаря климату.

Рыбы – более 500 видов. Корея занимает ведущее место в мире по потреблению морепродуктов. Это и не удивительно. Солёные и пресные воды гарантируют изобилие рыбы. В море добывают:

  • лакедру,
  • терпуг,
  • сибасс,
  • рыбу-саблю,
  • морского леща.

В пресноводных озёрах и прудах обитают:

  • серебристый карась,
  • судак,
  • амурский сом,
  • корюшка речная,
  • карп, угорь,
  • лобан и другие.

Для восстановления дикой природы, в Корее открыты национальные парки, специальные резерваты. Зоологи надеются, что редкие животные Южной Кореи будут сохранены.

Невероятная красота дикой природы, разнообразие флоры и фауны Кореи привлекает множество туристов в эти края. Бережное отношение и забота о будущем полуострова вызывают уважение всего мирового сообщества. Корейцы умеют ценить гармонию окружающей природы.

§ 6 Садово-парковое искусство Китая и Японии

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Китай.

Садово-парковое искусство в Китае зародилось в глубокой древности. Император Цинн Шихуанди, при котором было произведено объединение Китая., построена великая Китайская стена( длиной более 4 тыс.км., выс до 10 м, 3 в до н.э.), владели огромным парком, строительство которого было закончено в 212 г. До н.э.

Император Ханьской династии Ву-ди (140- 87 гг. до н.э.) имел сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В нем росли декоративные деревья и кустврники.

Сады того времени на начальном этапе были связаны с даосизмом (одна из трех основных религий Китая), по которому природа рассматривалась как обитель богов.

То были участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (т.н. «парки красивых мест» — бодарчу).

В период следующих шести династий (220-589 гг.). С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в пейзажном направлении, отражало естественную природу и несло определенное настроение. Оно являлось материальным воплощением идей своего времени, господствовавших в литературе, ландшафтной живописи, поэзии – описания и изображения естественной красоты , ее поэтическое восприятие способствовало контактам человека с природой, особое внимание уделялось озерам, рекам и горам.

По эмоциональной направленности парка, по аналогии с живописью, обусловлена классификация его пейзажей на устрашающее (с темными рощами , нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т.д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем холмы, цветущие растения), Идиллические (спокойная гладь воды, остров, погода) в пейзажных композициях подчеркивались красота естественной природы. бесконечные разнообразие меняющихся видов.

Расцвета с.-п. искусство Китая достигла в X-XII вв. и вновь – в XIII-XIV вв. в период правления династии Сунг (907-960), когда получили развитие различные искусства.

В северной части Китая сады занимали территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) – малые, устраиваемые при жилых домах.

Во всех случаях центром композиции является водоем, занимающий от 30 до 70 % территории. Около него размещается архитектурное ядро парка – дворцовые постройки.. у водоемов изрезанная береговая линия и много островов.

То при движении обеспечивает чередование живописных картин, в которые включаются многочисленные парковые сооружения – беседки, веранды, платформы, галереи, мосты. Взгляд в нужном направлении ориентируется с помощью фигурных проемов в стенах — » проникающих окон», обрамлением опор галерей, путем нейтрального решения ли изоляции одной из сторон маршрута.

Сооружения имеют яркую окраску оттеняющую, зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений ( например, павильон «где слышен снег», или » беседка, омываемая ароматом леса», и т.д.).

Состав растений очень богат: виды сосны, можжевельника, клена, дуба (дуб китайский), кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих – камелии, азалии, рододендроны; из цветов ценились пионы, хризантемы; в водоемах высаживались лотосы, на берегах – ирисы.

В скульптурном оформлении использовались изображения птиц или животных – аистов, дракона, черепахи; часто используют естественные камни – в оформлении берегов водоемов создания горок, в качестве «естественных» скульптур (наиболее выразительны)

По значению они приравниваются к произведениям искусства.

Большое число императорских садов находилось в столице империи – в основном в северных и западных пригородах Пекина. Прекрасный парк на берегу озера, с искусственными холмами, особенными деревьями и кустарниками упоминает Марко Поло (1254-1323).

В ансамбле огромного Зимнего дворца несколько необычное пространственное решение имела светская резиденция «Храм Неба» сооруженной в 1420 г. (соответствует времени раннего Возрождения Италии). Это симметричная композиция, которая от главного входа, через квадратный двор с округлым «алтарем неба», с четырьмя террасами (квадрат был символом ритма, а круг символом неба) ведет к округлому «храму молитвы о ежегодном урожае. Комплекс зданий имел регулярное размещение, был окружен рядовыми посадками вечнозеленых деревьев. Деревьями были обсажены дороги.

В состав огромного комплекса зимнего дворца входили обширные сады (парки) с искусственно созданными озерами, островами и холмами, размещенные на западной стороне и «пурпурного города». Характерным элементом являлся сад Пай-Хай, с тремя объединенными озерами Южным, Средним и Северным. Доминантой было озеро («северное море») с островом и холмом в центре, на котором в 1644 г. построена Большая Белая Пагода, которая была видна даже с разных концов города. Острова, дикие скалы, гроты, лабиринты с разнообразными древесными растениями дополняют храм, павильоны, беседки, террасы, соединенные сетью дорог. Вход на остров дополняют каменный мост и декоративные ворота «Пай воу», аналогичные главным и боковым входам в парк. Характерным элементом парка Пай-Хай являются прекрасная «Стена девяти Драконов», украшенная керамикой и резьбой, комплекс павильонов «Пяти Драконов», а также большой императорский мост против входа в парк. Крупнейший парк Юаньмин не сохранился.

Наиболее полно сохранился парк Летнего дворца Около Пекина – Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов около 400 га. Начало его создания относится к XIV в. Он неоднократно разрушался (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он занимает площадь 270 га, из которых 3/4 занято озером Куньмыньху.

На южном склоне горы Ваньшоушань (гора Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон покрыт лесным массивом.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являются частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка замаскирована невысокими холмами.

В стране выделяют шесть типов садов: при императорских дворцах и гробницах, храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых и литературы. Они различны по размерам и богатству оформления, но отвечают следующим основным принципам, выделенные мастерами садово-паркового искусства Китая:

  1. действовать в зависимости от местных условий;

  2. максимально использовать окружающую природу;

  3. отделять главное от второстепенного;

  4. использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;

  5. в малом добиваться большого;

  6. учитывать гармонию пропорций;

  7. использовать постепенное раскрытие видов;

  8. учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию т.н. англо-китайского стиля.

Япония

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии в VI в. (через Корею и Китай). На протяжении почти 2000 лет японский сад формировался как пейзажный. Этому способствовал мягкий климат Японии, богатая флора и разнообразие живописных пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т.д.). Японцы любят природу. Они стремились собрать на незначительной территории сада наиболее полюбившиеся им пейзажи. Хотя подобные пейзажи далеки от действительных, но в их основу положены образы родной природы.

Главная функция японского сада – созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался под влиянием религиозно-философских воззрений о строении мира, религиозных учений – буддизма и синтоизма.

В его развитии выделяют следующие основные периоды: VI-VIII вв. – период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чань-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой – горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др.). Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

IX – XII вв. – Хейанский период. Столица – Кисто. Характерны утонченная культурная жизнь, развитие искусств. Сад приобретает изысканные формы, используется для развлечений, придворных праздников, а также – для созерцания, размышления и отдыха. В отличие от китайских садов которые создавались эстетической доработкой естественных пейзажей, выявление и их художественных элементов, садово-парковое искусство Японии основано на воспроизведении живой природы в заранее заданных, как правило, уменьшенных масштабах. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально, с определенных точек от воды.

Основу сада составляет озеро и остров. Садовое искусство формируется как специфический жанр и своими формальными признаками и канонами.

13- начало 14 в- период Камакура характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн- буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

14- 16 вв. – период Муромати. Происходит сближение хейанского и камакурского направлений и новый расцвет культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами.

В 16 в. появляется новый сад- сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады, как необходимая часть жилого дома.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

В последние два периода садовое искусство развивалось под влиянием идей дзэн – буддизма, по которым красота природы есть одна из форм постижения истины. Происходит обострение эстетического восприятия, вырабатываются поэтически- метафорические способы мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика.

Основным композиционным принципом (т.н. принципом неопределенности) было создание гармоничного равновесия всех элементов сада, в которых есть свобода и порядок, движение и покой. Отрицается равенство: объёмно- пространственное элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера 18 в выделяли следующие типы садов

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад

Любимый мотив холмистого сада- миниатюрная гора «Фудзи»( священная гора Японии «Фудзияма»]

По сложности композиционного построения: полная форма- «син», полусокращенная- «со», сокращенная- «чё».

Наиболее развернутая форма «син» обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма «чё» более сжата; число элементов невелико, но они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т.д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы: основную — определяет всю композицию- высоту холмов, размеры и очертания водоёмов, размещение растений в саду; вспомогательную — подчиняется главной и подчеркивает её основную идею: «гостевую группу»- композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает её; связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом и др.

Схема размещения составных в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая- слева, а средняя- справа. При этом необходимо выявить и почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, что бы создать из них гармоничную пластику пространства сада.

Для иллюзорного увеличения пространства сада, глубины открывающихся картин выработаны искусственные приемы, важнейшими из них являются:

  1. посадка растений с крупными, выраженной формы, листьями, интенсивно окрашенными листьями цветами и соцветиями на переднем плане;

  2. на переднем плане размещают крупные, художественно выразительные камни;

  3. этот же принцип положен при искусственном формировании крон( стрижка под бонсай», геометрические фигуры)

  4. также при подборе и размещении декора;

  5. ширина дорожек уменьшается по мере удаления от видовой точки

Для усиления эмоционального воздействия около жилища высаживают растения с крупными глянцевыми листьями, создающими иллюзию дождя.

Вода – основа жизни любого сада. Это водоёмы с заливом, островами, песчаными и каменистыми берегами, изображение спокойной и широкой реки или бурного потока с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится «острову Черепахи» и «острову Журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», который не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символически подменяется галькой или песком, т. н. «гравийный садик».

Составу растений уделяется особое внимание. Преобладают вечнозеленые, как хвойные, так и лиственные. Многие из них несут определенную смысловую нагрузку. С помощью растений акцентируется сиена времен года: весна – цветение плодовых (сакура), осень – окраской листьев (особенно клена), зима – рисунком обнаженных ветвей. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, или их вовсе нет.

Самое любимое растение – Сосна мелкохвойная (Pinus parvifolia), из цветущих – слива (уше), вишня (сакура), камелия, азалия, олеандр. Хризантема, слива, орхидея и бамбук – «четверка благородных» растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

Обязательны садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные или керамические, светильники, ограды, ворота, выполненные из естественного материала – дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, чтобы чувствовать фактуру материала, его естественный цвет. Особенно ценится веяние (или налет) времени – лишайники на камне, блеклости тонов дерева и бамбука.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с приемами живописи: рассчитан на статическое зрительное восприятие, пространство строится по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерным для японского сада является символизм. Надо проникнуться пониманием особого мировосприятия, чтобы оценить эстетические принципы японской культуры: «югэн» — нечто манящее, но неуловимое, чудесное, завораживающее; «саби» — красота без блеска, как бы подернута дымкой; «сатори» — внезапное озарение, прозрение. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и утонченно продуманной композицией скрывается более глубокое содержание. Эстетическая ценность растений, камней, песка, воды (как таковых) является второстепенным по сравнению с тем, что они символизируют.

Отсюда метафоричность сада, недоговоренность в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рьеан-дзи в Киото, созданный в конце XV – начале XVI вв. Это небольшая прямоугольная площадка, расположенная перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны невысокая глинобитная стена, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев.

На площадке, застланной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней с любой точки веранды из 15 камней видны только 14.

Известностью в Киото пользовался сад монастыря Хейян-дзингу

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой — образной трактовкой природы; задача — показать природу, нетронутую человеком.

Но способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японских садов очевидна. Многие растения несут определенную смысловую нагрузку.

Помимо придворных и храмовых садов с XVI в. В Японии формируется новый тип сада — сад чайной церемонии. Он связан с обрядами чаепития, которые, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие размеры. Основой композиции являлся миниатюрный, т. н. «чайный домик». Неотъемлемые части этого сада — дорожка, ведущая к чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом. Для устройства дорожек использовались также круглые площадки деревянных спилов.

Идея сада чайной церемонии сохранилась до наших дней.

В XVII — XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известны парковые ансамбли Кацура (1625 — 1651) и Шигакуин (1656 — 1695 и позже). Они занимабт большие площади (Кацура — 6,6га, Шигакуин — 20га), имеют сеть дорог со сменой пейзажных картин, раскрывающихся последовательно при движении — поэтому они получили название чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по замыслу владельца — принца Тосихитоя, находящегося под сильным впечатлением от садов Китая. В центре ансамбля находится большое искусственное озеро, вокруг которого проложены дорожки. Дворец расположен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада.

В традиционный тип сада — сад » озера и острова» — органически вошли приемы других типов садов. Пять чайных домиков сельского вида для использования в разные времена года, являются основой построения отдельных местных ландшафтов. Для любования природным материалом идет активное использование маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах.

Особое место предназначено для наблюдения за полнолунием.

Сложный план не позволяет охватить сад одним взглядом. Его образ постигается через детали: через часть раскрывается целое.

Сад Шигакуин — бывшая резиденция императора Гомицуно. В отличие от остальных садов он расположен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на далекие горы и деревья. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

В XIX в. В Японии сформировался ансамбль из жилого дома и сада как его неотъемлемой части.

Основные особенности содово-паркового искусства Японии:

1. типологичность;

2. традиционность;

3. символизм;

4. образная трактовка природы;

5. связь с живописью;

6. канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов — камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад представляет большой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959г. У здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200м2) Сад мира. Его автор — скульптор И. Ночуки. Некоторы приемы получают распространение и в Европе.

В 1987г. В ГБС АН СССР открыт японский сад на площади 2,7га по проекту и под руководством Кон Нахадзимо. Сад решен в традициях японского паркостроения. В составе растений представители японской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), и других, передающие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник казацкий и др.).

Сад в китайском стиле – это экзотичный и неповторимый ландшафтный дизайн, о котором мечтает огромное количество дачников. Эта композиция сочетает в себе одновременно буддизм и даосизм. Пейзажный сад характеризуется естественной планировкой, а также привлекательным внешним видом.

Фото-пример:

Правила создания китайских садов

Для того чтобы создать красивый ландшафтный дизайн в китайском стиле, рекомендовано придерживаться определенных правил:

  1. Жилье, которое создает человек, не должно искажать течение Ци. Все строения на участке характеризуются прямыми углами и геометрическими формами. В то же время природа имеет плавные линии и хаотичность. Для того чтобы сделать композицию гармоничной, рекомендовано создать китайский сад.
  2. Дом человека – это часть композиции, которую необходимо располагать по центру участка. При создании ландшафтного дизайна рекомендуется следить за тем, чтобы композиция была законченной. В данном случае энергия ци должна направляться в сторону жилища. Это даст возможность полюбоваться прелестями природы с террасы дома. Композиция должна создаваться таким образом, чтобы дом и ландшафтный дизайн дополняли друг друга.
  3. С помощью китайского сада должно проводиться не только эстетическое украшение местности. Его создают для того, чтобы оздоровить человека. Благодаря универсальности дизайна обеспечивается прилив сил и энергии.

Изобразительная составляющая традиционного китайского искусства является достаточно важной. Этот аспект должен в обязательном порядке учитываться при создании сада как в Китае.

Элементы композиции, присущие восточным садам

Для того чтобы создать сад в азиатском стиле, необходимо обеспечить его всеми необходимыми элементами:

  • Вода. Является символом спокойствия и постоянным спутником жизни китайских людей. Для отделки источников воды наиболее часто используются высокие берега или специальные ограждения. Вода является неотъемлемой частью быта. К источнику воды рекомендуется организовать небольшую дорожку. В данном случае используются крупные валуны, которые погружаются в грунт. Для создания оригинального ландшафтного дизайна рекомендуется соорудить мостик через источник воды.
  • Камни. В китайском воображении камни являются живыми существами, поэтому ихз зачастую используют при оформлении ландшафтного дизайна. Расположение камней в саду должно быть гармоничным, что даст возможность правильной организации потоков энергии. Форма, размер и расцветка камня играют достаточно важную роль в его энергетической ценности.
  • Стены. Зонирование ландшафтного дизайна проводится с применением невысоких стен. Для их возведения используются камни. Благодаря применению специального искусства они не относятся к категории тяжеловесных конструкций. Благодаря светлому тону стен предоставляется возможность создания эффектного фона для растений.
  • Окна и ворота. Во внутренних стенах сада зачастую конструируются окна, которые являются проемами небольших размеров. Благодаря окнам обеспечивается оригинальное обрамление живописного уголка. Для украшения окон может использоваться кованные решетки. Для создания оригинального эффекта в стенах делают отверстия, которые в высоту примерно рост человека. Их называют лунными воротами. Они характеризуются различной формой и позволяют создавать наиболее качественные ракурсы для наблюдения.
  • Входные ворота. При оформлении ландшафтного дизайна в китайском стиле, этот элемент является обязательным и традиционным. В большинстве случаев осуществляется применение деревянных ворот, которые предварительно окрашиваются в красный или коричневый. Они характеризуются высоким уровнем декоративности и наличием крыши.
  • Беседки. Китайский сад будет выглядеть гармонично при наличии на участке беседки, которая имеет изогнутую крышу. Они в большинстве случаев устанавливаются в зонах отдыха.

Ваш браузер не поддерживается

«Жизнь, имеющая изначально все жизненные блага, не сравнится с красотой жизни, прошедшей сквозь напасти и неудачи, и живописностью жизни, одолевшей борьбу с искушением или потерпевшей поражение в смертельной битве страсти и сомнений. Истинное счастье невелико,» — Олдос Хаксли.

***

Изуна не был тем человеком, с которым он нуждался видеться чаще. Младший брат был ещё молод и поэтому слишком энергичным, а в его глазах до сих пор томилась ненависть к клану Сенджу. Такие сильные чувства сложно подавить. Мадара когда-то пытался, но в конечном итоге получил кого-то, кто точно не мог быть его братом, и в конце концов вернул Изуне это чувство, позволив ему ненавидеть противоположный клан без особой причины и дальше. Чтобы просто знать, с Изуной всё в порядке. Знать, что он жив, видеть его улыбку, искреннюю, как и раньше, следить, чтобы он не убежал с Хикаку и Наори, позабыв про ждущий на столе завтрак — такими стали его обязанности, как старшего из братьев, — лёгкими и ненавязчивыми, спокойными, дающими возможность позабыть обо всём и потратить немного времени в своё удовольствие.
Например, сидя с Хаширамой на своей же каменной голове, рассматривая игрушечные, маленькие домики внизу и посмеиваясь над немного глупыми занятиями современных жителей деревни.
— Видишь вон то здание? — показывая в нужном направлении пальцем, — тренировочный комплекс для детей. Я сегодня встретил Наруто-куна и расспросил об их системе. Рассказать?
— Зачем ещё? — немного рассеянно ответил Мадара.
Улыбка исчезла с лица Хаширамы, сменившись недоумением:
— Но ведь ты сам просил меня разузнать о ней вчера…
Вчера. Удивительно, как это слово до сих пор не исчезло из их языка вместе с его практическим значением. Всё, что Мадара помнил из прошедшего, — остаточный свет улыбок Хаширамы, каждая из которых накрепко засела в его памяти, согревая своим теплом. Он был счастлив. Так какая разница, что было вчера?
— Не помню такого, — ответил он и, чтобы успокоить друга, добавил с игривой усмешкой, — Но я уверен, ты с лёгкостью придумаешь нам занятие поинтереснее.
Смущённое лицо Сенджу выглядело весьма иронично, особенно если вспомнить, что инициатором выступал обычно он:
— Здесь? Но нас же увидят!
— Нет, идиот ты мой дорогой, в высотке, или как оно там правильно называется…
— Многоэтажный дом с квартирами, — скривив умную моську, подсказал Хаширама, — Прекрасное место, как ни посмотри. Не понимаю, почему ты до сих пор не переехал из особняка Учиха в квартиру напротив? Она ещё свободна, хорошо оформлена, и плата за неё вполне приемлема.
— Я и так могу добраться до тебя за пару секунд. Хотя, знаешь, это здание больше похоже на отель, чем на нормальный дом. К тому же мне нужна личная спарринг-площадка.
Хаширама в ответ ничего не сказал, только усмехнулся себе под нос и встал с прохладной поверхности огромной головы друга. В компании с осенним коноховским ветром они начали свой путь со скалы, пока невидимый спутник то тянул их длинные волосы назад, то кидал чуть вперёд, то просто спутывал их концы в невообразимые маленькие узелки.
Уже почти год.
Время неумолимо идёт вперёд, подобно ребёнку, что учится бегать. Всё быстрее и быстрее.
Они шли, не держась за руки, но призрачные руки верно идущих позади теней соприкасались.
Светлые улицы Конохи, как и всегда, встретили новоприбывших радостными возгласами и улыбками пробегающих тут и там детей.
Чтобы понять этот мир понадобилось время. Хотя, стоит отметить, Хаширама стал его неотъемлемой частью до безобразия быстро. В кротчайшие сроки он умудрился разузнать обо всех ранее не известных ему словах и научиться использовать новые фразеологизмы, да так хорошо, что они уже с некой небрежностью соскакивали с его языка в обычной жизни. Спустя три месяца его приняли все жители деревни.
Шумные улицы Конохи невольно заставляли вспомнить о доме, о тихом особняке, где вопреки прогрессу, пришедшему вместе с «новыми», не было современной системы отопления — ему было достаточно и старого камина, изредка потрескивающего горящей древесиной. А в сочетании с мирным постукиванием бамбукового шиши-одоши за окном, выходящим на скромный садик с маленьким прудиком, этот звук приносил истинное спокойствие.
Через час они добрались до квартиры Хаширамы. Аренду за неё он оплачивал деньгами, что получал, выполняя миссии ранга S, правда, задача большинства из них заключалась в наложении фуин-печатей, которым его давным-давно обучила Мито, на бумаги с ценными договорами и прочей ерундой, которая в рамках их новой реальности никому никогда по сути и не понадобится… А эта квартира не так уж и плоха.
— Кто бы мог подумать… Кто бы мог подумать, что я гей, а, Мадара? — прошептал Хаширама, — Так теперь называет это молодёжь. Думаю, кроме тебя никто и не догадался бы. Проницательности тебе не занимать…
Он осторожно поцеловал его, остановившись на пороге, у входа с насквозь открытой дверью. Хотя, какая разница — одна короткая мысль, и никто даже не подумает пройтись по этому коридору именно в этот момент. Руки Сенджу нежно коснулись его лица и аккуратно заправили чуть запутанные чёрные пряди волос за ухо.
Хаширама не любил мужчин. В том мире у него была жена, он любил её и ни за что не пошёл бы на такое. К тому же, там связь между двумя мужчинами казалась чем-то немыслимым. Да чего уж там, от самого Мадары, как от лидера клана Учиха, советники тогда требовали наследников, о какой однополой любви может идти речь? Но теперь и это неважно. Ведь от Учиха, не считая себя, он оставил пятерых человек. Они и сами как-нибудь разберутся. А он пока просто протолкнёт одного Сенджу в его же квартиру, по ходу вспоминая примерное расположение в ней кровати.

***

Спустя несколько часов он наконец вернулся к себе домой. Взмыленный, с пылающими, красными от поцелуев и нередких покусываний губами, с причёской ввиде вороньего гнезда, но не растерявший уверенности в себе, Мадара вошёл внутрь, чтобы сразу же про себя отметить отсутствие Изуны. Хотя, в этом нет ничего удивительного: клановый особняк пустует большую часть дня. Младший брат скорее всего опять отправился распивать саке с Хикаку, а Наори наверняка отправилась просматривать списки с миссиями, в попытке найти парочку достойных для их компании на завтра. Хикаку и Наори — эти двое всегда были настоящими, единственными друзьями Изуны, поэтому он решил вернуть их в этот мир, надеясь, что они смогут дать ему то дружеское, даже скорее братское тепло, что иногда не мог в полной мере дать ему сам Мадара.
Хоть их клан теперь немногочислен, но каждый из них достоин быть его частью.
Через пару секунд выяснилось, что особняк не такой уж и пустой.
— Мадара, — хрипло обратился к нему мальчишка за спиной. — Нужно поговорить.
Старший Учиха медленно обернулся, в его глазах промелькнуло нечто, отдалённо напоминающее жалость:
— Как хочешь, — и он продолжил свой путь вглубь особняка.
Мальчишка молча шёл за ним, прожигая спину мужчины взглядом кровавых глаз. В том мире не потребовалось много времени чтобы заметить: последний Учиха мог видеть сквозь алую луну. Тогда Мадара не обратил на это особого внимания, а сейчас уже слишком поздно что-либо делать и пытаться изменить. Саске просто надо научиться жить с этим. И просто жить.
Когда они вошли в центральную часть дома, комнату с камином и окном, выходящим в сад, на небе уже взошла полная луна. Алая луна. После того как они сели по разные стороны котатсу, Мадара отдал право начать разговор Саске. Он ответит на вопросы мальчика. В конце концов, он создал этот мир для всех и мог по праву гордиться им.
— Это просто невозможно, — прошипел Саске, вцепившись пальцами в тёмную ткань одежды, — Иногда начинает казаться, будто я один лишаюсь воспоминаний. Прекрати это.
После нерешительной заминки, сквозь зубы он добавил короткое:
— … пожалуйста.
— Я не могу этого сделать. Всё давно вовлечено в игру, а ты упустил свой шанс мне помешать, — Мадара слегка наклонил голову, наблюдая, как красный свет луны падает на бледную кожу младшего Учихи. Недолгое молчание, воцарившееся в комнате, лишь изредка нарушалось тихим постукиванием шиши-одоши за окном. — Ты приходил сюда несколько месяцев назад, с того момента ничего не изменилось. И никогда не изменится. Ты Учиха, так что просто оставайся здесь. Выбирай любую комнату, и если захочешь увидеть своих родителей или брата, знай, в нашем мире теперь возможно и это.
— Нет! — отчаянно выкрикнул мальчишка в ответ, — Не смей! Возвращай с того света кого хочешь, но не смей трогать мою семью! Я не хочу их видеть… Я не могу…
Мадара спокойно смотрел на него. У паренька явно был какой-то странный комплекс. Возможно, он боялся реакции родителей, когда они узнают, на что он потратил свою жизнь. Глупый, они ведь даже не узнают. В любом случае, для его же психики будет лучше, если они останутся мертвы:
— Хорошо, — согласился он, — Но всё-таки подумай о возвращении в особняк, не вижу смысла оставаться в той маленькой квартирке. Познакомлю тебя с Изуной, наконец. Думаю, вы отлично поладите.
Тишина вновь заполонила комнату, давая Саске, который вцепился в ткань ещё крепче, время чтобы прийти в себя и вернуть способность говорить:
— Мадара… Что произойдёт, когда реальность доберётся до этого места? Что станет с людьми… с теми, кто ещё будет жив?
Мадара усмехнулся. Заметил всё-таки. А он не так глуп, как кажется.
Только вот, проблема была не в создании и даже не в поддержании иллюзии. Всё это было им давно систематизированно. Да, пришлось изрядно помучаться, чтобы аккуратно вплести сложную систему гендзюцу в каменную оболочку Гедо Мазо, но на стороне Мадары были десятки клонов Хаширамы, чарующая мечта и около семидесяти лет в запасе. А какие-то семь часов каждодневной работы — не такая уж большая цена за новый, светлый мир.
Проблема была в другом. Войны не возникают на пустом месте. Им нужна причина. И, как человек, практически развязавший войну, он её знал. И понимал, что от неё нигде не скрыться. По крайней мере, так было в том мире…
— Не знаю, — усмехнулся он, — Помнится, когда-то Хаширама сказал мне, что человеку для счастья многого не надо, и хоть я тогда не согласился с ним, особых причин на это у меня не было… Просто не бери в голову. Лучше потренируйся с товарищами по команде, снова поговори со своим сенсеем или, ещё лучше, попроси Рокудайме восстановить тебя в качестве джонина. Талант не должен пропадать, даже если его негде использовать.
Саске молча кинул взгляд на свои руки и тихо кивнул ему в ответ, разбивая вдребезги остатки собственной решимости и сопротивления новой реальности.

***

Хоть война исчезла из их мира, но тренировки и спарринги никуда не делись. Правда, теперь их предназначением стало не повышение шансов на выживание, а поддержание тела и духа в тонусе.
— И почему от меня все шугаются, как от огня, на тренировочной площадке? — засмеялся Хаширама, останавливая свой удар и давая им обоим возможность отдышаться, — Я думал, они знают, что я всё ещё могу сражаться наравне с тобой.
— Конечно знают, — вытерев пот со лба, Мадара сел рядом с ним, скрестив ноги на траве, — Ты Ниндайме, и, поверь, никто и не подумает считать тебя дряхлым стариком только потому, что с поста Хокаге ты ушёл семьдесят лет назад, — семьдесят… А они оба до сих пор выглядят на двадцать пять. Почему на двадцать пять? Всё просто — именно в этом возрасте тело Учихи было наиболее здоровым. До этого, в военное время, его постоянно мучал затяжной голод, а после — стресс, который подстерегал на каждом шагу в деревне, где абсолютно все ненавидели даже его имя. Но здесь, в ложной реальности, всё было совсем иначе.
— А по-моему, всё как раз-таки наоборот! Даже Наруто-кун отказался от спарринга со мной! Хотя, ладно, его нельзя винить, каждый хочет потренироваться с самим Хокаге, а времени на это у Узумаки в обрез. Конохе очень повезло, что у него есть Нара, пинками загоняющий того в кабинет к бумажной работе… Прям как ты меня когда-то.
— Я не «загонял тебя пинками». Я, как более опытный в управлении деревни человек, «аккуратно напоминал тебе о твоих обязанностях», — подправил он. Выдуманное прошлое, казалось, стало роднее настоящего. Нет, оно стало настоящим, — В конце концов, как без меня ты бы не пропустил свадьбу собственного брата?
— Пф, просто за день до этого Тока принесла шочу от Та-сана. Я не мог не попробовать… А ты и сам знаешь, что со мной под утро после алкоголя происходит, — с этими словами он встал, отряхнулся и весело улыбнулся, — Ладно, хватит о грустном! Может ещё немного потренируемся? А то я недавно отказался от одной трудной миссии и теперь чувствую себя тряпкой.
— Как скажешь, — Мадара улыбнулся в ответ и, поднявшись с земли, встал в стойку, отдавая право начать их новый танец Хашираме. В тот момент для него не существовало других звуков, помимо глухих ударов и предшествующего их предупреждающего о начале боя крика соперника.

***

Шёл второй год, когда Мадара принял решение.
Он развернулся на их маленькой кровати, хитро извернувшись в объятиях спящего любовника. Не будить его смысла не было, так зачем ждать? Мадара не знал, почему именно сейчас его пробило на дрожь. Страх быть отвергнутым тут же был задвинут куда подальше, такого просто не произойдёт. Не может произойти. Через пару секунд Учиха вновь был уверен в своём решении, он сделает это, даже если таким образом поселит в глубоких глазах Хаширамы семена сомнения.
Он разбудил его, осторожно погладив по щеке. Тёмные глаза Хаширамы открылись.
— Ты рано сегодня.
— В отличие от некоторых, спящих до середины дня, я всегда встаю рано.
— Эй, вчера я встал раньше тебя! А ты проснулся только когда дегустатор закончил проверять твой завтрак. Кстати, почему ты до сих пор отдаёшь еду на пробу? По-моему это глупо, особенно в своём же доме.
Мадара молча наблюдал, как его любовник медленно потёр глаза, протяжно, безмятежно зевая. Тяжело вздохнув он сел на кровати, скрестив ноги под одеялом. Прошло уже два года, а он только сейчас осмелился рассказать любимому человеку правду об этом мире.
— Давай пока останемся здесь. Завтрак никуда не денется, — сейчас они в особняке Учиха, и, в самом лучшем случае, Изуна с Хикаку и Наори пока ещё за столом, если вообще не ушли, так и не поев. Возможно, там сидит Саске со своим вечно задумчивым выражением лица, которое преследует его с тех пор, как он вернулся сюда. А может даже Обито ненадолго заскочил в обеденный зал, решив проведать своих соклановцев, прежде чем снова отправиться к той девчонке, Рин.
Хаширама приподнялся так, чтобы их губы были на одном уровне, и хищно улыбнулся:
— Мне уже нравится эта идея~
— Я хотел сказать тебе кое-что, — Мадара отодвинулся чуть ближе к краю, не давая Хашираме повалить себя на кровать и обхватить его талию ногами, таким образом оседлав. Он твёрдо намерился сделать это сегодня. А сидящий на нём Хаширама вряд ли сделает разговор легче.
— Тебя опять Обито достаёт?
— Нет. Наш мир — иллюзия.
— Ну, это не совсем то, что я ожидал услышать, — Хаширама усмехнулся, — Интересно. Расскажи мне об этой иллюзии, — он наклонился вперёд, чтобы снова поцеловать его, но остановился на полпути.
Мадара криво усмехнулся:
— Что, начинаешь понимать? А ведь когда-то я уже говорил тебе о ней.
Вскоре, Хаширама отвёл от него взгляд, сморщив лоб.
— Вспомнил что-нибудь? — спросил Мадара.
— Я сражался с тобой. И я… я был мёртв тогда, — осторожно ответил он, — Но как это возможно? Призванные Эдо Тенсей возвращаются в царство мёртвых, когда действие техники прекращается…
— А ты и вернулся. Больше скажу, я лично отправил тебя на тот свет, так как ты должен был остановить меня. Но сейчас мы оба живы в иллюзии, разве не прекрасно? — задал он испытывающий вопрос, наблюдая за непередаваемым выражением на лице идиота Сенджу, пока тот пытался уложить все кусочки открывшейся ему головоломки воедино. Для этого ему требовалось немного времени, поэтому пару минут они сидели друг напротив друга в полной тишине, которая прерывалась только приглушенным голосом шиши-одоши в саду.
Правильно ли он поступил? Этот мир — предел всех его мечтаний. Даже Обито, его ученик, был в восторге. Он проводил дни напролёт со своей возлюбленной, заставляя ту только восхищаться его преданностью. Да чего там, каждый раз, когда он видел живого Изуну, самому Мадаре казалось, будто у него камень с души свалился. И за все два года никто не умер. Правда, глубоко внутри Учиха понимал, что никто и не жил, тоже.
— Монумент Хокаге, — наконец прошептал Хаширама, опустив голову так, что Мадара почувствовал его дыхание на собственной шее, — Ты изменил его. Добавил своё лицо.
Слова Хаширамы сначала ввели его в замешательство, заставив в ту же секунду отвести взгляд к окну. Скала никуда не исчезла, впрочем, как и его каменный двойник, по-прежнему с высока наблюдающий за жизнью Конохи. А ведь Мадара и сам поверил в им же придуманное прошлое. Учиха слегка напрягся. Но тут же удивлённо открыл глаза, резко почувствовав, как Хаширама обнял его.
— И этого ты хотел? Понимаю, тебе было трудно. Мадара, я делал всё, что было в моих силах, но я и не думал, что всё зайдёт так далеко.
— Это не единственная причина.
— Я знаю. Я знаю, — нервный смешок наполнил комнату, — И теперь ты решил рассказать мне всё, частично освободив от иллюзии… А это занятная штуковина. Я уже начинаю забывать, что было вчера, но при этом понимаю, что именно забываю. Факты, события. Воспоминания исчезают.
— Война — порождение огромной концентрированной ненависти, которую люди взращивают в своих сердцах долгие годы, иногда и несколькими поколениями. Но если никто не будет помнить за что именно сражается, то и сражаться не будет, — он говорил медленно, тихо, позволив себе закрыть глаза и прислониться к плечу любовника, — Твоя идея провалилась, так что я решил опробовать свою.
— Не нравится мне всё это, вся эта ложь. Я против. И теперь уже ничего нельзя сделать, не так ли? Даже ты не сможешь разорвать ткань иллюзии, — в тот момент его голос казался хуже выпущенного куная. Такой холодный. Острый.
— Ты ненавидишь меня, — Мадара попытался отстраниться. Хотя ему не за чем было беспокоиться: эта ненависть исчезнет уже завтра, и даже если она останется с ним и тогда, он всегда сможет воссоздать его с нуля.
— Нет! — он обнял его ещё сильнее, жёстко, но не властно, ведь по негласному правилу в их танце должен вести именно Мадара, — Всё в порядке. Хоть это неправильно, таким ты создал этот мир. Я видел, как счастлив здесь Наруто-кун, видел детей, которые теперь растут в мире и спокойствии, АНБУ, главная задача которых не прирезать друг другу глотки, а доставить любовные письма Дайме в кротчайшие сроки. Всё хорошо, даже если я пока до конца не верю, что это на самом деле возможно.
Слова Хаширамы в то же мгновение стали казаться его личной панацеей от всех мыслей и сомнений, они пьянили его, заставляя ловить каждый отдельный слог. В конце концов, даже чувство некой странности происходящего улетучилось: Хаширама почти одобрил его поступок. Но по какой-то причине на душе Учихи всё ещё было неспокойно. Когда их губы соприкоснулись, Мадара наконец понял почему — он решил проблемы каждого в этом мире, но позабыл о своих собственных, а они не ограничивались одним единственным человеком.

***

Уже несколько раз он пытался поговорить с Изуной, но как назло каждый разговор выходил чересчур формальным из-за того, что его младший брат считал его как заслуживающим уважения, так и неисправимо странным человеком. А по первой из этого маленького списка причине, когда Мадара присел на лавочку рядом с взмыленным после тренировки с Наори Изуной, первое слово пришлось сказать ему.
— Как дела?
— В норме, нии-сан, — парень устало протёр лицо полотенцем, — Но если честно, я до сих пор не могу понять, чем так занята верхушка деревни, что в ответ на мою просьбу о вступлении в АНБУ до сих пор ни ответа, ни привета. Под управлением этого Сенджу тут все будто в улиток превратились! Было намного лучше, когда нии-сан управлял Конохой, — Изуна до сих пор выглядит на двадцать, хотя по реалиям этого мира ему давно перевалило за девяносто. Но никому и в голову не придёт обратить на это внимание — зачем это в мире, где никто не умер да и не умрёт в будущем.
— Сомневаюсь, что в его крови хотя бы пятая часть Сенджу, он и Узумаки-то только наполовину.
— Ага, но последние заполонили деревню сразу после свадьбы Тобирамы, так что это тоже не есть хорошо, — проворчал брат. Внезапно, на его лице расплылась нерешительная улыбка, — Нии-сан, не хочешь ли пойти с нами завтра посмотреть на фейерверк? Я сначала собирался пойти на фестиваль втроём с Хикаку и Обито, но они сказали, что если группа состоит из четырёх человек, то каждому из её членов будет сопутствовать удача вплоть до следующей Танабаты! Да и если ты не пойдёшь, то мне придётся просить этого Саске, — на имени последнего Изуна сморщил смешную моську.
Мадара усмехнулся, несмотря на растущее беспокойство;
— А ты не думаешь хоть немного расширить круг общения? Как раз праздничная пора наступила, самое время знакомиться с новыми людьми, так ведь и вечно одиноким прослыть не далеко.
— И в этом нет ничего зазорного. Ты сам учил меня держать лицо на публике, что я собираюсь и делать дальше, — настаивал на своём Изуна, — Так ты пойдёшь с нами? Там будут продавать такояки, — его радости не было предела, когда он увидел, как дрогнуло лицо Мадары после названия заветного блюда. А каково же было его удивление, когда он услышал ответ старшего брата.
— Пожалуй, я всё же откажусь. Думаю, кое-кто ещё намерен вытащить меня на улицу в ту ночь.

***

Сидя на ступеньках храма Нака, они внимательно вглядывались в происходящее вверху действие, пытаясь уследить за каждой светящейся ленточкой на тёмной ткани небосвода. После очередного залпа фейерверка, вокруг неожиданно стало очень тихо, и только шиши-одоши отстукивало свою мелодию у оставшегося позади здания.
Всё таки это неправильно — сидеть рядом с другом, точнее любовником, держа его за руку. Он не настолько невозмутим, как принявший правду Хаширама, но и не наивен, как Саске, знавший всё с самого начала. Чтобы спокойно жить в собственном гендзюцу, рано или поздно ему придётся забыть обо всём. Забыть, что всё вокруг — сплошная ложь.
— О чём задумался? — поинтересовался Хаширама, — Ты когда-нибудь видел подобное? Всё-таки люди невероятны! Сколько же фантазии надо, чтобы продумать подобное представление.
Прервав восторженный поток мыслей друга, Мадара потянул его за ворот нелепой разноцветной юкаты, жадно целуя и одновременно запуская вторую руку в волосы Хаширамы, чтобы максимально сократить расстояние между ними. Он отстранился, только когда воздуха стало категорически не хватать. Учиха надеялся, что Хаширама сможет понять его намерения, но когда он поднял взгляд, то наткнулся на откровенное недоумение со стороны идиота Сенджу.
— Э-э…
— Дурак, это традиция такая — целовать человека, с которым наблюдал за фейерверком. А я-то думал, что это ты у нас знаток «современности».
— Ну, мне есть к чему стремиться, — засмеялся Хаширама. Но его смех быстро спал на нет, уступив место вернувшейся серьёзности. Сенджу никогда не потеряет своей проницательности, — Ты всё-таки ошибся, Мадара, — спокойно сказал он, — И мир здорово поплатится за эту ошибку, даже если эта иллюзия не спадёт. Хотя, сейчас же забивать себе этим голову бессмысленно, не так ли? — он вновь вернул себе беззаботное выражение.
Остаток ночи они провели под алым светом луны, вместе мечтая о несуществующем будущем в мире Цукуёми.

Сад в японском стиле

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *