Эта статья основана на моем личном опыте, так что всё описанное ниже было опробовано как минимум на одном родителе, если точнее, на моей маме. Предыстория довольно проста: у мамы была простая Nokia 3610 Fold, к которой она уже очень привыкла, но из функций использовала только звонки и чтение SMS-сообщений, писать их она, к сожалению, не умела. Я несколько раз пробовал обучить ее этому несложному (на мой взгляд) действию, но каждый раз безуспешно. То мы не могли разобраться с Т9, то буковки на телефоне ей казались маленькими и т.д. Уже тогда я подумал о том, насколько же проще набирать сообщения на смартфоне. Да, там тоже есть автозамена, но по крайней мере, все буквы на виду и не нужно запоминать, сколько раз на какую клавишу надо нажимать. Разумеется, это была не единственная причина «пересадить» ее на смартфон: почта, Skype, WhatsApp, Viber – очень хотелось научить её всем этим пользоваться.

Выбор смартфона

Непосредственно перед выбором аппарата я хотел бы сделать важное уточнение. Наши с вами мамы и папы – такие же люди, как мы, и, как и нам, им хочется иметь красивый аппарат, поэтому лично я совершенно против различных «бабушкофонов». Вообще, само название звучит унизительно. Так что мы выбираем просто хороший смартфон, а не «телефон для старушек».

Прежде всего вам нужно определиться, на какой операционной системе вы хотите купить смартфон. Мой совет довольно прост — выбирайте ту ОС, которой пользуетесь сами. Если у вас у самого iPhone, вы без проблем расскажете маме/папе, как правильно пользоваться iMessage и т.д. Если вы пользователь Android, то настроите рабочие столы максимально удобно, а владельцы Windows Phone воспользуются удобным размещением плиток.

Не нужно пытаться покупать маме/папе iPhone, если вы ярый фанат Android, ведь перед тем, как учить основам iOS, вам придется разбираться с ней самому. И скорее всего, вы будете плеваться сами (у вас же не просто так смартфон на Android). И наоборот, владельцам iPhone стоит обратить внимание на ту же марку для родителей. Нет, не обязательно брать топовый iPhone 6, подойдет и какой-нибудь iPhone 4s/5.

И да, по поводу цены, мне кажется, что бюджет в 10 000-15 000 рублей был бы адекватной суммой для покупки. Приобретать последние флагманы явно не стоит.

Я выбирал смартфон полтора года назад, если точнее, это был подарок на день рождения (8 июня 2013 года). Изначально решил остановиться на LG Optimus L7 как относительно недорогом, но красивом и достаточно функциональном смартфоне. Однако мне повезло, и приятель предложил купить его новый Galaxy S3 на пару тысяч дороже, чем L7 (аппарат был новый, в пленках, это был просто не подошедший подарок, так-то покупать родителям именно б/у аппараты я не рекомендую). Разумеется, S3 – это уже модель совсем другого уровня, актуальная даже сейчас, и выбирая смартфон на продолжительное время, я решил остановиться на ней.

Подготовка смартфона

Покупая новый смартфон, не вздумайте просто отдать его родителям без предварительной настройки и объяснения. Это худший подарок, который вы можете им сделать! Ниже я расскажу о нескольких простых настройках, которые надо совершить перед вручением аппарата.

Перенос контактов

В случае со старыми Nokia этот процесс оказался максимально простым. Вы делаете импорт ваших старых контактов в CSV с помощью Nokia PC Suite/Nokia Ovi Suite, а затем экспортируете в мамин/папин Google-аккаунт (как вариант, можно использовать iCloud или учетную запись MS, в зависимости от ОС смартфона). Разумеется, его нужно предварительно создать и обязательно записать пароль где-нибудь в надежном месте. Делать импорт/экспорт с SIM-ки я не рекомендую, так как имена контактов получаются обрезанными, мне это кажется неправильным.

Установка стороннего ПО

Это очень важный момент. Каким приложением вы научите пользоваться вашего родителя, то приложение он и будет считать самым лучшим, даже если на ваш взгляд оно уже перестало быть таким удобным. Поэтому обязательно подумайте, какое встроенное ПО вы хотите заменить на сторонние программы. В моём случае очевидной заменой должен был стать встроенный дайлер, я поменял его на платную версию ExDialer. Помимо этого, были установлены Skype, WhatsApp, Viber, Одноклассники и Сбербанк Онлайн. Чуть позже я расскажу об обучении каждой из этих программ.

Настройка рабочих столов

Запомните, процесс взаимодействия с рабочими столами должен быть максимально простым. В идеале нужно оставить один-два стола с самыми важными ярлыками. И нет, в меню приложений ваш родитель вряд ли будет заходить.

Что я поместил на рабочие столы?

Во-первых, ярлыки быстрого вызова меня и еще одного близкого человека, а также ярлыки быстрого сообщения. Это избавило маму от начального обучения звонкам и SMS-кам, а также сократило время на набор важных контактов.

Во-вторых, ярлыки самых нужных приложений, в моем случае это почтовый клиент, Одноклассники, WhatsApp и ярлык на одну рабочую страницу в браузере.

В-третьих, виджет Яндекс.Погоды (мама до сих пор смотрела погоду по телевизору!), он большой и наглядный (теперь на остановках в метро про погоду ее спрашивают все подружки).

В-четвертых, небольшой виджет часов, а также ярлыки Яндекс.Метро и приложения «Часы».

На втором экране расположились виджет фонарика и ярлыки всех оставшихся нужных приложений.

Ну и для новостей я установил соответствующий виджет от Яндекс на третий стол.

Работа с дайлером и контактами

Я по своей наивности думал, что Smart Dial – это очень удобно, и долго пытался объяснить маме, что это такое и как это работает, однако безуспешно. «Я не понимаю, да зачем мне это нужно!» Это был важный урок, родители не всегда ценят удобство, им важнее простота. Тогда я показал ей, как она может позвонить через приложение «Контакты». Разумеется, я использовал версию «Контактов» от ExDialer. Мне даже удалось научить ее переходить к нужной букве сразу.

К счастью, в ExContacts при нажатии на контакт есть две удобные кнопки «Вызов» и «Сообщение». Это позволило мне быстро объяснить маме не только как звонить, но и как отправлять SMS-ки другим контактам.

Клавиатура

Повторюсь, если вы планируете установить стороннюю клавиатуру для своих родителей, то делать это нужно сразу, чтобы человек привыкал уже к ней. Вы даже представить себе не можете, какие иногда люди консервативные.

Я решил остановиться на фирменной клавиатуре Samsung, она меня полностью устраивала (вернее, как, я бы с удовольствием поставил Swype, да только он в те времена плохо работал при использовании его «тапательным» методом). Сейчас я, конечно же, установил бы какой-нибудь TouchPal, но время ушло, а мама переходить на другую клавиатуру уже не хочет.

По части ввода текста вам нужно объяснить только несколько простых вещей. Во-первых, что если вы ошиблись, то автозамена ошибку исправит, а сверху показано, на какое именно слово. Во-вторых, необязательно вводить всё слово, достаточно первых букв, а потом выбрать одно из предложенных. И, в-третьих, рассказать про переход в меню символов и знаков препинания. Звучит-то просто, но все эти вещи придется повторять по несколько раз, чтобы родитель запомнил («Почему я должна это помнить? Мне что, больше заняться нечем?»).

Прием звонков

Казалось бы, что может быть проще, чем принять звонок? Но не тут-то было. Каждый производитель горазд добавить свой метод ответа: различные горизонтальные и вертикальные свайпы, наведение иконки в кольцо и т.д. В случае с Samsung у вас появляется два колечка, по которым нужно провести пальцем, мама никак не могла это запомнить. К счастью, нашелся альтернативный метод приёма вызова — нажатие на центральную клавишу, включается он в настройках.

WhatsApp

Изначально я был немного эгоистичным и научил маму пользоваться WhatsApp только для написания/чтения сообщений мне. Тем более, сделать это было довольно легко. Я просто поставил ярлык быстрого WhatsApp-сообщения на рабочий стол, и мама в одно нажатие могла начать его набор или чтение.

Но позже ее знакомые и подружки, увидев, что у Нины Павловны появился «воцапп», тоже начали ей писать туда. Пришлось поспешно обучать ее читать и другие сообщения. К счастью, тут помогла функциональная шторка уведомлений, где можно не только прочесть сообщение, но и сразу же перейти к переписке.

А чтобы написать новое сообщение, я предложил ей просто найти нужный контакт через «Контакты» и затем выбирать пункт «WhatsApp».

Viber

С Viber как-то не задалось, если честно. Сам я этим сервисом пользуюсь редко, научить маму звонкам так и не удалось, она постоянно забывала, куда нужно «свайпать» при входящем. Периодически ей кто-то пишет туда, но очень редко.

Skype

Скайп требовался маме уж больно редко, поэтому ни я, ни она времени на него особо не тратили. Единственный момент, когда он действительно был нужен, это во время поездки в Болгарию, когда она периодически звонила мне с него. Там уж помогли ее более продвинутые подружки, за что им огромное спасибо.

Одноклассники

Сам бы я в жизни не предложил маме регистрироваться в этом сервисе, но против аргумента «все подружки там» особо ничего не скажешь. Буквально в течение недели после регистрации к ней добавились все «ключевые» друзья и начали периодически писать.

Знаете, я пытался научить ее отвечать друзьям и с компьютера, но потерпел полное поражение. Каково же было моё удивление, когда я увидел, как легко у нее это получается с телефона! Видимо, тут просто не было разницы с SMS-ками, и барьер «это трудно» отключился.

Почта

Маме мало кто пишет на почту, однако она подписана на различные рассылки, поэтому я просто научил ее открывать список писем и читать их. В качестве приложения использовал фирменный клиент от Samsung, у него есть удобные бейджи при появлении новых писем.

Сбербанк Онлайн

Моя мама – пенсионер, и пенсия приходит ей на сбербанковскую карточку, а также на две сберкнижки. Учитывая, что подключить SMS-уведомления о поступлениях на сберкнижки нельзя, раньше ей приходилось ходить в ближайшее отделение Сбербанка, чтобы узнать, пришла ли пенсия, и снять её там. Сейчас же она может оперативно посмотреть её наличие в приложении. У меня в планах – научить ее и сразу переводить пенсию на карту, чтобы ей было удобнее снимать её.

Калькулятор

— Мама, у тебя в телефоне есть калькулятор, хотя бы попробуй им воспользоваться.
— Да зачем мне это нужно, зачем мне это нуж… Хмм, а довольно удобно, ты прав.

Вообще, таких ситуаций было довольно много. Люди очень не любят учиться чему-то новому, а уж при достижении определенного возраста – и подавно.

Камера

В Samsung дарят пользователям 50 ГБ облачного хранилища в Dropbox, и я этой возможностью, естественно, воспользовался, а также включил сохранение всех фотографий в облаке.

Но вот научить маму хорошо фотографировать у меня пока не получилось. У нее сильно дрожат руки при фотографировании, поэтому картинка получается нечеткой. Надеюсь, что это придет с опытом, камера-то в S3 относительно неплохая.

Аксессуары

Мой приятель продал мне аппарат с абсолютно новым S Cover, одним из лучших чехлов, на мой взгляд. Каково же было моё удивление, когда маме он совершенно не понравился. В итоге было решено приобрести что-нибудь на eBay.

После долгих часов выбора мы остановились на паре чехлов-книжек, а бонусом я заказал несколько стилусов, цепляющихся к 3,5 мм разъёму. Чехлами мама была очень довольна (особенно ценой в 100-150 рублей), а вот про стилус хотелось бы поговорить отдельно.

Он уже весь старенький и потрепанный, так что скоро будем менять

После нескольких дней его использования она с таким восторгом отзывалась о его удобстве, что я даже пожалел, что не заказал его раньше. «Набирать текст с палочкой намного удобнее». Думаю, что если когда-нибудь решу обновить ей смартфон, то подарю что-то вроде Galaxy Note 3.

Общие советы

Не удивлюсь, если некоторые читатели сидят и думают: «Чему тут учить, всё это осваивается за день-два, да и автору вроде не очень трудно пришлось». Однако спешу вас разочаровать. По факту, процесс обучения был очень долгим. Прежде всего, из-за того, что мама сама учиться не очень-то и хотела. «Да зачем мне это нужно!» — эту фразу я слышал довольно часто. А если уж мы садились учиться и у нее что-то не получалось, то слова «У меня не получается, давай в другой раз» также звучали нередко. Если вы собрались научить родителей обращению со смартфоном, то будьте готовы сами их «пинать» на тему, иначе ничего путного не выйдет.

Прежде всего наберитесь терпения. Вы удивитесь, насколько неочевидными являются те или иные действия в смартфоне для родителей. Вот, вроде бы, для вас нажатия туда-сюда и вот потом здесь кажутся чем-то естественным и само собой разумеющимся. Для них же это всё – тёмный лес, и нужно показывать несколько раз. Не объяснять, а именно показывать.

Вы должны сократить цепочки действий до минимума и сделать каждое из них максимально простым. То есть идеальным вариантом было бы «включила экран, нажала туда-то, и начался звонок». Не пытайтесь сразу объяснить всё, давайте информацию небольшими порциями, чтобы мама или папа видели, что всё довольно легко. Поощряйте их, говорите им, что они молодцы, когда у них что-то получается. Не ругайтесь и не кипятитесь, это будет их очень расстраивать. Помните, что это одни из самых близких людей, которым вы просто хотите помочь, и спустя какое-то время обнаружите, что вот они уже сами к вам подходят и спрашивают, как сделать то или иное действие.

Немного о самом смартфоне

Буквально пару недель назад аппарат начал жёстко глючить, экран покрывался рябью, смартфон произвольно перезагружался и т.д. После последней перезагрузки он и вовсе перестал включаться. Я решил вытащить аккумулятор и перезапустить его снова, когда обнаружил, что аккумулятор-то был сильно набухшим. Тут, с одной стороны, стоит порадоваться, что он съемный и его без проблем можно заменить, а с другой – удивиться, ведь полтора года – это относительно небольшой срок для аккумулятора. С покупкой нового аккумулятора и вовсе произошла неприятная история, о которой я уже писал в своём блоге, поэтому повторяться не буду.

Попытка дать другой смартфон

На время замены аккумулятора я решил дать маме другой аппарат, вполне себе достойный (на мой взгляд) Meizu MX2. Я сделал всё, чтобы внешний вид рабочих столов был практически таким же. Предустановил всё нужное ПО, вот только клавиатуру заменил на TouchPal.

Но ей MX2 совершенно не понравился. «Здесь всё не так, я ничего не понимаю». Именно поэтому при выборе конкретного аппарата и ОС хорошенько подумайте, чем бы вы хотели научить пользоваться близкого человека.

Заключение

За полтора года использования смартфона мама научилась писать SMS-ки, отправлять сообщения в WhatsApp, читать почту и новости, проверять погоду со смартфона, а также пользоваться Сбербанк Онлайн и еще парочкой других приложений. Признаюсь честно, я потратил на это много времени и сил, но для меня важно, чтобы близкий человек мог воспользоваться благами научно-технического прогресса. Тем более, что некоторые действия со смартфона действительно удобнее совершать.

Пока я учил маму обращаться с телефоном, мне вдруг стало ясно, почему в салонах связи берут деньги за установку приложений, обучение использованию смартфона и прочие несложные, в общем-то, действия. Одно дело, когда вы один раз помогаете близкому человеку, и совсем другое — когда процесс поставлен на поток, а таких людей приходит очень много. Конечно, хочется хотя бы что-то за это получать.

Оглядываясь назад, я не жалею потраченных усилий. Опять же, мама как-то сказала, что это очень здорово – лет пять назад она даже предположить не могла, что всему этому научится. К слову, обращаться с ПК я ее тоже научил, но это отдельная история, и даже не знаю, насколько интересной она окажется.

Мои советы универсальны, их можно применять не только к родителям, но вообще к любому человеку, которого вы хотите научить пользоваться смартфоном. Только помните, это отнимает много времени и сил и явно не стоит того, чтобы тратить их на постороннего.

В комментариях я предлагаю вам поделиться своими историями, удачными и не очень. Также готов ответить на ваши вопросы, если они появятся.

В наши дни нередко можно увидеть детей, не отрывающих свой взор от экрана смартфона, когда они едят в ресторане или посещают какие-либо мероприятия. Мы живем в цифровую эпоху, и представители этого поколения Z никогда не знали времени, когда еще не было Интернета. Теперь, когда в их руках власть над Интернетом, родители должны думать над очень важны вопросом: «Когда покупать ребенку его первый смартфон?»

А что Вы думаете по поводу первого смартфона для ребенка? Предлагаем вам принять участие в опросе и ответить на несколько вопросов:

Принять участие в опросе

Когда ребенок должен получить свой смартфон?

У каждого из нас есть свой стиль воспитания детей, но поскольку дети растут в цифровую эпоху, технологии, несомненно, будут влиять на родительские решения. Чтобы помочь нам лучше понимать тенденции в решении данных вопросов, мы опросили группу из 1000 американцев, включая мужчин и женщин всех возрастов, когда ребенок должен получить свой первый смартфон.

Результаты показали, что 40% американцев считают, что детям следует дождаться средних классов (возраст 11–13 лет), прежде чем получить свой первый смартфон.

Почти треть опрошенных респондентов заявили, что родителям следует дождаться, пока их ребенок перейдет в старшие классы, а уже только потом покупать ему первый смартфон.

Хотя большинство людей думают, что не следует торопиться с покупкой смартфона своему ребенку, но в реальной жизни часто происходит не совсем так. Опросы показали, что средний возраст ребенка, получающего свой первый смартфон, составляет 10 лет. Также сообщается, что 25% детей в возрасте до шести лет уже имеют телефоны, а половина из них тратит на них порядка 21 часа в неделю. Такая тенденция, когда дети получают смартфон до того как они к этому готовы, является причиной для беспокойства.

Какие проблемы у детей, имеющих смартфоны?

Существует много опасений, если речь идет о покупке своему ребенку смартфона. Чтобы выяснить основные беспокойства родителей на этот счет, мы опросили группу из 1000 человек, чтобы они назвали свое самое серьезное опасение.

Треть опрошенных респондентов указали, что их самое большое беспокойство связано с огромным количеством времени, которое дети тратят на свои смартфоны.

Как вы можете видеть ниже, другие беспокойства были связаны с зависимостью от смартфонов, опасностью кибер-буллинга, возможности столкнуться с порнографией и насилием, возможными проблемами со здоровьем, и также рядом других опасностей.

Опасность того, что дети тратят на смартфоны слишком много времени

Тот факт, что люди больше всего обеспокоены тем, что их дети тратят слишком много времени на смартфон, а не опасности столкнуться с порнографией или насилием, показывает всю серьезность данной проблемы. Слишком много времени перед экраном смартфона может способствовать многим другим негативным последствиям, таким как ожирение, проблемы со сном, нарушение поведения, проблемы с учебой и повышенная агрессивность.

Common Sense Media сообщает, что американские дети в возрасте от 0 до 8 лет каждый день в среднем находятся перед экранами медиа-устройств в течение 2 часов 18 минут. 35% этого времени тратится на мобильные устройства. Такой объем времени вдвое превышает ежедневный лимит, который рекомендован Американской академией педиаторов для детей от 2 до 5 лет.

Развитие мозга и смартфоны

Слишком много времени перед экраном смартфонов также влияет на развитие мозга у детей. Анализ детей по возрасту может помочь нам получить представление о том, как развивается их мозг и как смартфоны могут влиять на эти процессы.

Дети от 4 до 6 лет (младший и дошкольный возраст)

Это время, когда мозг ребенка все еще активно растет и развивается. Экраны на мобильных устройствах вызывают чрезмерную стимуляцию, производя в головном мозге дофамин и андреналин. В таком возрасте это приводит к сильному привыканию. В дополнение к этому, эта возрастная группа только начинает осваивать социальные навыки, которые следует преподавать ребенку лично, а не через экран смартфона.

Использование смартфона в таком возрасте не рекомендуется и должно быть серьезно ограничено. Опрошенные респонденты поддерживают это мнение, и только 3,3% опрошенных заявили, что дети должны получить свой первый смартфон в младшем или дошкольном возрасте.

Возраст от 7 до 11 лет (младшие классы)

В этом возрасте дети начинают обретать самостоятельность. По полдня находятся в школе, а часть времени после уроков могут тратить на продленку или другие внеклассные мероприятия. Такая независимость может заставить родителей приобрести ребенку телефон, чтобы иметь возможность отслеживать и контролировать его.

Кроме того, в этом возрасте дети могут сталкиваться с издевательствами, особенно в Интернете, благодаря которому через свой смартфон они могут получить доступ к социальным сетям. Эти сайты, не имеющие серьезной проверки возраста своих пользователей, могут иметь негативное влияние на ребенка с неокрепшей психикой.

Возраст от 12 до 14 лет (средние классы)

Переход в средние классы, как правило, ребенок делает уже со своим смартфоном. 40% опрошенных согласились с тем, что это лучший возраст, когда дети могут начать использовать данные технологии. С точки зрения развития мозга, это время, когда подростки развивают такие навыки, как решение проблем, критическое мышление и контроль своих чувств. Если вы можете увидеть у своего ребенка эти навыки развитыми, то, возможно, он уже готов к контролируемому использованию смартфона.

Разработчики технологий для мобильных устройств также согласны с тем, что следует как можно позже предоставлять ребенку смартфон. Сообщалось, что один из основателей компании Apple Стив Джобс ограничивал своим детям использование смартфонов и даже запрещал им использовать iPad, когда его компания выпустила данные устройства. Бывший глава корпорации Microsoft Билл Гейтс также ждал, пока его детям не стукнет 14 лет, прежде чем дать им свой первый смартфон.

Возраст от 15 до 18 лет (старшие классы)

Хотя старшеклассники могут думать (и чаще всего так и думают!), что они уже выросли и стали взрослыми, тем не менее, их прифронтальная кора головного мозга еще должна вырасти на 20%. Эта зона мозга контролирует когнитивные функции и может влиять на планирование, организацию, подавление импульсного поведения и взвешенную оценку возможных последствий. А если добавить сюда еще активные гормоны, то поведение старшеклассников становится совершенно непредсказуемым.

В таком случае смартфоны могут стать причиной для беспокойства, особенно, когда они предоставляют неограниченный доступ в Интернет. Важно, чтобы родители учили своих детей правильному обращению со смартфонами и вырабатывали у них хорошие привычки их использования, которые должны быть привиты старшеклассникам. Также большое значение имеет мониторинг использования смартфона ребенком.

Обучение правильному использованию смартфона

Независимо от того, в каком возрасте вы решили подарить своему ребенку первый смартфон, крайне важно научить его правильно использовать данное технологичное устройство. Дети должны понимать свою ответственность при владении смартфоном и те последствия, которые могут случиться, если они им будут злоупотреблять.

Рекомендации при обучении ребенка правильному использованию смартфона:

  • Начните с того, что дайте вашему ребенку мобильный телефон без доступа в Интернет.
  • Выбирайте возраст ребенка, когда ему следует предоставить телефон, на основе того, насколько он является зрелым, а не потому, что все остальные дети в его возрасте уже получили смартфоны.
  • Открыто обсуждайте с ребенком все опасности при использовании смартфонов.
  • Договоритесь с ребенком о правилах использования смартфона и оговорите последствия за их нарушение.
  • Настройте опции родительского контроля на мобильном устройстве ребенка.
  • Контролируйте, сколько времени проводит ваш ребенок перед экраном своего устройства (большинство устройств имеет функцию отслеживания и контроля данного показателя с возможностью ограничения).
  • Установите в семье время, когда все члены семьи не могут пользоваться цифровыми технологиями, чтобы способствовать простому человеческому общению и нецифровому обучению.

Если их правильно использовать, то смартфоны предоставляют множество преимуществ. Представленные выше советы помогут вам решить, когда следует подарить своему ребенку его первый смартфон, а также помогут обеспечить безопасное использование мобильного устройства вашим ребенком. Для дополнительной защиты своего ребенка попробуйте антивирус Panda, который предлагает функции родительского контроля, позволяющие вам управлять тем, как ребенок использует Интернет и к каким приложениям, установленным на сматфоне, он имеет доступ.

Методология:

Данное исследование состояло из получения ответов на два отдельных вопроса с использованием Google Surveys. Выборка для каждого вопроса составляла не менее 1000 заполненных ответов. Для обеспечения точной и репрезентативной выборки опрашиваемых были применены пост-стратификационные веса. Опрос проводился в мае 2019 года.

Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Польза или вред?

«Моему ребёнку три года. Он пошёл в детский сад, я ему дала с собой телефон. Почему воспитатели отбирают телефон у ребёнка? Как я могу поддерживать с ним связь в течение дня?»
«Почему учителя не регулируют отношения с телефонами у детей в школе? Они играют на уроках в игры, и мешают моему ребёнку учиться!»
«Мой ребёнок сидит в телефоне круглосуточно, я не могу ничего с этим сделать! Я пытаюсь его ограничивать, но он кричит и угрожает мне, что уйдёт из дома!»
«Портфель моего ребёнка очень тяжёлый, мы все учебники перевели в телефон, но не все учителя позволяют им пользоваться на уроках».

Сегодня телефон и смартфон — постоянные аксессуары и детей, и взрослых, и предмет сервировки стола, и «успокоилочка», и вещь, демонстрирующая статус и любовь родителей. Он давно вышел за рамки прямого назначения — связывать между собой близких людей и договариваться о встрече с далекими. Но появившись в истории человечества не так давно, телефон ещё не приобрёл устоявшихся правил эксплуатации: не всем понятно про вред и пользу, про этику его использования в разных ситуациях. И каждая семья и страна, обеспокоенные телефонной эпидемией, охватившей мир, придумывает свои правила. Так, Франция запретила детям до 15 лет использовать телефон в школе, подобный запрет обсуждают и в России, Дании, Швеции, Великобритании, Америке. Одновременно с этим школы постепенно переходят на электронные учебники, видеоуроки и контрольные на смартфонах. В интернет-формате можно полностью учиться, не выпуская смартфона из рук, все уроки и все общение с учителем проходят внутри маленькой коробочки. Хорошо это или плохо? Мы можем только предполагать, так как научных данных по этому вопросу ещё накоплено недостаточно. Появилась целая академическая область — M-learning, которая изучает влияние мобильных устройств на процесс обучения.

Кто против?

Какие основные аргументы родители, руководство школ и даже правительство приводят, предлагая запретить детям пользоваться телефонами в школе?

— Дети отвлекаются во время уроков и не заняты учебой
— Зрение портится
— Есть риск, что телефон будет использован для кибербуллинга
— Дети получают доступ к информации, которая не предназначена для их возраста

Серьезные причины, правда? В одном из опросов 80% из 2000 взрослых австралийцев вне зависимости от пола, возраста, экономического и образовательного статуса, высказались за запрет на использование телефонов детьми в течение учебного дня.

А как отвечают на эти аргументы противники запрета?
— До тех пор, пока телефоны не появились, дети отвлекались, читая журналы под партой, перекидываясь записками, болтая между собой и глядя в окно. То есть ничего не изменилось, только добавилась еще одна форма досуга на скучных уроках. Надо менять формы урока, которые будут интересны.
— Зрение портится и от постоянного сидения за учебниками и тетрадками, а настоящая профилактика здоровья глаз — это не избавление от телефонов и возвращение в бумажный формат, а прогулки на свежем воздухе и переключение зрения на формат смотрения в даль.
— Решение проблемы кибербуллинга мало чем отличается от проблем других форм травли детей — без использования телефонов. Запрещая телефоны и общие чаты, вся активность учителей уходит на контроль выполнения этого запрета, вместо того, чтобы заниматься решением проблемы травли детей. А травля и кибербуллинг прекрасно процветают за дверью школы, никак не ослабевая от того, что на уроках телефон нельзя использовать.
— Вместо запрета важно научить детей адекватно пользоваться поиском в интернете, научить получать полезные знания, а также ввести уроки кибербезопасности, так как сами родители часто безграмотны в этом вопросе и не могут научить этому ребёнка. Боятся — вот поэтому и запрещают.

Опыт внедрения запретов в разных странах показал его неоднозначность. Например запрет, введенный в Нью-Йорке с 2006 года, был отменен в 2015 году. Стало ясно, что школам приходится тратить много ресурсов на то, чтобы выполнять эти правила. Школы в районах для более богатых учащихся запрет практически игнорировали, школы в бедных районах — исполняли. При этом родители детей несли дополнительные расходы на обеспечение сохранности телефонов во время учебного процесса, а учителя не могли воспользоваться преимуществом наличия смартфонов на уроках.

Так что по существенному вопросу «быть или не быть» телефонам в учебных заведениях, однозначного ответа до сих пор нет. Но быть или не быть смартфонам в жизни ребёнка — уже вопрос не стоит.

С какого возраста ребёнку можно пользоваться телефоном?

Это абсолютно ваше семейное дело: решить, что вашему ребёнку уже можно иметь свой личный телефон. И здесь вопрос не про возраст, а про уровень зрелости ребёнка, понимание, насколько телефон ему необходим, а еще про ваши финансовые возможности. Когда у ребёнка появляется телефон, то это не только канал связи, но и новые мощности по просмотру и производству фото, видеопродукции, игрушки, и доступ к мировым знаниям и музыке. Если вы думаете, что ваши дети легко разберутся с технической составляющей смартфона, то это не обозначает, что они легко научатся грамотно им пользоваться. Возможно, некоторым детям вам придется сказать: «Нет, пока еще рано».
Вот несколько вопросов для обдумывания, сможет ли ваш ребёнок использовать смартфон ответственно прямо сейчас:

  • Знакомо ли вашим детям чувство ответственности? Например, когда вы сообщаете, что пора выходить из дома, они начинают собираться?
  • Они возвращаются домой именно в то время, в какое обещали быть?
  • Ваши дети склонны терять вещи — рюкзаки или сменку? Если это так, ожидайте, что они могут потерять дорогой телефон тоже.
  • Ваши дети должны быть на связи из соображений безопасности?
  • Необходим ли им более простой доступ к друзьям?
  • Как вы думаете, они смогут использовать телефоны ответственно? Например, не писать сообщения во время уроков, или не будут ли они мешать другим, разговаривая по телефону?
  • Смогут ли они придерживаться ограничений, установленных вами — по количеству минут разговора или использованию загруженных приложений?
  • Будут ли они использовать текстовые, фото и видео функции ответственно, чтобы не смущать и не беспокоить других?
  • Насколько вы готовы к тому, чтобы сейчас учить ребёнка ответственно пользоваться телефоном?

Вам придётся научить ребёнка:

  • Придерживаться семейных правил об использовании телефона; например, не использовать телефон с 21 часа до 7 утра, не хранить его в спальне, не использовать во время семейных приемов пищи;
  • Управлять расходами;
  • Держать телефон заряженным и в безопасности, не использовать его в ванной, не ставить в ванной на подзарядку, не терять его;
  • Соблюдать безопасность и уважительное отношение к собеседникам в звонках, текстах и сообщениям в социальных сетях.
  • Понимать последствия каждого нарушенного правила. Например, стоит обсудить заранее, что произойдёт, если ребёнок повредит или потеряет телефон. Будете ли вы покупать новый или ребёнок должен будет как-то отработать; что произойдёт, если ребёнок потратит весь месячный кредит на своём телефоне; что случится, если он будет писать гадости другим людям; что стоит делать, если он столкнётся с травлей по телефону.
  • Соблюдению правил ограничения использования телефонов в общественных местах и учебных заведениях.

Если ваш ребенок использует мобильный телефон для самостоятельного общения с другими людьми или доступа в интернет, это увеличивает риск того, что он столкнется с контентом, который его может беспокоить. Это также подвергает его риску оказаться в ситуации кибертравли, получить огромный и непосильный блок информации про секс и порнографию, столкнуться с множеством фейковой информации и вступить в контакт с незнакомцами. Но он и без смартфона получит доступ к тому же самому другим путём, например, через телефоны одноклассников.

Как говорить о безопасности?

Пока у нас нет в стране уроков кибербезопасности, вы можете помочь самим себе и защитить своего ребенка от рискованных содержаний и неуместных действий, обучая его безопасности в Интернете. Вы также можете поговорить со своим ребенком об управлении настройками безопасности и конфиденциальности на своем телефоне — например, таких, как проверка приватности профилей в социальных сетях. Расскажите, почему не стоит вводить личные данные — имя, адрес или дату рождения в онлайн-аккаунты или формы, принимать новые запросы на добавление в друзья в социальных сетях от незнакомых людей. Объясните, что пол, возраст и фотография в социальных сетях могут никак не совпадать с реальностью.
Обсудите, как проверять, какие приложения используют службы определения местоположения, и отключать те, которые ему сейчас не нужны. Это может гарантировать, что ваш ребенок не показывает свое местоположение незнакомых людям, которых он не знает. Вашему ребенку также нужно научиться так пользоваться своим мобильным телефоном, чтобы самому не стать кибербуллером: не создавать и не пересылать оскорбительные или унизительные письма, фотографии или текстовые сообщения.
Адекватное использование гаджетов — важная часть современного человека, и нам приходится и самим учиться владеть ими и параллельно учить детей.

Ребенок со смартфоном

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *