24.09.2020

Среди многочисленных физических, химических и биологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного мира, одним из главных является освещение. Световые лучи способны ускорять или замедлять химические процессы в клетках растений, стимулировать обменные реакции и регулировать процессы роста.

Так, энергия света способствует прохождению в растениях химических реакций синтеза органических веществ из углекислого газа (фотосинтез). Длина световых волн (спектральный состав) и их интенсивность оказывают влияние на размеры и форму (морфологию) представителей флоры (фотоморфогенез). Не меньшее значение для развития растений имеет также их биологическая реакция на продолжительность светового воздействия – фотопериодизм.

Потребность растений в освещении может очень сильно отличаться. В зависимости от географических особенностей их происхождения различают: растения длинного дня, растения короткого дня и нейтральные.

Характерным отличием растений длинного дня является начало фазы цветения при условии увеличения продолжительности светового дня до 13 и более часов в сутки. Если световой день более короткий и освещения недостаточно, они будут продолжать свой рост, интенсивно образуя зеленую массу, но не вступая в фазу цветения. Как правило, в эту группу входят растения умеренных и северных широт.

При коротком периоде освещения растения длинного дня не смогут образовать плоды, либо урожай будет ничтожным. Эта особенность длиннодневных растений определяет и правильные сроки их сева. Так, в случае позднего сева они дают меньший урожай и худшего качества, чем при раннем весеннем севе. Интересно, что по завершении плодоношения растений их дальнейшее развитие практически не зависит от продолжительности дневного освещения.

Растения короткого дня – это, как правило, обитатели южных широт. Наиболее часто возделываемые огородные культуры, входящие в эту группу: фасоль, перец, баклажаны, помидоры, огурцы, тыква, дыня, кукуруза, кабачки, подсолнечник, базилик; из зерновых: просо, хлопчатник, суданская трава, могара, кунжут, соя и др. Для их цветения и плодоношения необходимым условием является продолжительность темного времени суток более 12 часов.

Третья группа – нейтральные культуры (гречиха, цикламен, арбуз, спаржа, а также большинство сортов и гибридов культур, выращенных и адаптированных для средних широт). Они развиваются, цветут и плодоносят без ярко выраженной зависимости от продолжительности дня и ночи.

Чувствительность растений к соотношению дня и ночи может несколько меняться в зависимости от окружающей температуры, влажности, интенсивности и качества освещения, а также от минерального питания растений.

Реагировать на продолжительность освещения может как взрослое растение, так и его семена. Прорастание некоторых культур возможно только в темноте, другие требуют чередования света и темноты, либо только света. Зная эту особенность растений, можно легко регулировать плодоношение длиннодневных или короткодневных культур и собирать несколько урожаев за летний период. Достаточно лишь создавать им необходимые условия – затенение или дополнительное освещение.

Освещение растений может быть как естественным (солнечный или лунный свет), так и искусственным (электрические лампы и различные излучатели). Нельзя игнорировать также разное воздействие спектра световых лучей в зависимости от длины их волн. К наиболее важным относятся красная и сине-фиолетовая зоны спектра. Именно они влияют на обмен веществ и процесс роста растений.

Короткодневные растения воспринимают синий свет как темноту и скорее переходят к цветению. Так же реагируют длиннодневные растения на свет красного спектра. Но сине-фиолетовый провоцирует у них замедление роста и торможение функций плодообразования.

Самый нейтральный – свет зеленого спектра. Он не вызывает ощутимых изменений в росте и развитии растений. Инфракрасное излучение способствует получению быстрого урожая. А при его снижении вегетационный период затягивается, но показатель урожайности увеличивается.

Чтобы успешно выращивать овощные и зерновые культуры, необходимо учитывать влияние на них как продолжительности освещения, так и качества света. Управляя этими факторами, можно регулировать процессы роста и уровень урожайности в целях повышения продуктивности культур.

У растений длинного дня большая продолжительность дневного освещения действует в одинаковом направлении и на цветение, ускоряя его, и па образование углеводов, увеличивая их содержание. Однако процессы эти не связаны друг с другом, возникают каждый в отдельности под влиянием непосредственно действующего на них светового фактора. Следовательно, у растений длинного дня налицо лишь совпадение этих двух показателей — увеличения концентрации сахаров и ускорения цветения, а не закономерная связь между ними. Таким образом, количество растворимых углеводов и величина их отношения к количеству растворимых азотных соединений (С/N) ие обусловливают наступления цветения растений.

Овощные растения заметно реагируют на продолжительность дневного освещения. Отдельные растения тропического происхождения ускоряют цветение при уменьшении длины дня. Такие растения называют растениями короткого дня. К ним относятся: соя, табак, огурец, фасоль, некоторые сорта помидоров. Растения из умеренных широт — шпинат, салат, редис и все двулетние — при коротком световом дне замедляют образование репродуктивных органов и, наоборот,— с увеличением длины дня ускоряют развитие. Их называют растениями длинного дня. Например, редис типичное растение длинного дня, при позднелетнем сроке сева, когда дни укорачиваются, долго не стрелкуется и образует корнеплод с плотной, стекловидной мякотью.

Отношение растений к недостатку магния определяется природой растения. По данным М. М. Мазаевой , растения короткого дня — просо, чумиза, кукуруза, конопля, сорго и др. — более чувствительны к недостатку магния, чем растения длинного дня — овес, ячмень, горчица, люпин и др.

Для многих растений важна не только интенсивность света, но и продолжительность светлого времени суток — определенный фотопериодизм. Размах отношения длительностей дня и ночи возрастает от тропиков к полярному кругу. Так называемым растениям длинного дня, обитающим в высоких широтах, для начала цветения нужен фотопериод больше 14-15 часов, тогда как тропическим растениям короткого дня — меньше 10-11 часов.

У некоторых растений больший рост сочетается с ускоренным развитием, а меньший рост — с замедленным развитием (растения длинного дня). У других растений больший рост сочетается с замедленным развитием и меньший рост — с ускоренным развитием (растения короткого дня). Все эти сочетания становятся ясными, если посмотреть на рис. 6 и 7, па которых показано состояние растений горчицы и конопли па разной длине дня.

Этим различием растений по их отношению к свету ; объясняется, например, почему некоторые растения и культуры на севере сильно сокращают свой вегетационный период и гораздо быстрее созревают,— очевидно, -это растения длинного дня. С другой стороны, мы знаем много примеров, когда южные растения, перенесенные на север (хотя бы летняя температура там была для них подходящая), опаздывают в свсем развитии и не успевают вызреть,— очевидно, это растения короткого дня.

Некоторые высшие растения цветут при увеличении длины дня, их называют растениями длинного дня, другие зацветают при сокращении дня (когда он продолжается менее 12 ч) и называются растениями короткого дня. Животные также могут реагировать на длину дня. У многих (но далеко не у всех) организмов, чувствительных к фотопериоду, настройку биологических часов можно изменить экспериментальным изменением фотопериода. Цветоводам часто удается вызывать внесезонное цветение растений, изменяя фотопериод. Перелетные птицы в течение нескольких месяцев после осеннего перелета нечувствительны к фотопериоду. Видимо, короткие осенние дни необходимы для того, чтобы «перевести» биологические часы и подготовить эндокринную систему к реакции на длинные дни. Если после конца декабря искусственно увеличить длину дня, это вызовет последовательность явлений, обычно происходящих весной, — линьку, накопление жира, перелетное беспокойство и увеличение гонад. Физиология этой реакции у птиц сейчас довольно хорошо изучена (см. обзоры Фаряера, 1964, 1965а), но неясно, наступает ли осенняя миграция непосредственно под влиянием короткого дня или же здесь играют роль биологические часы, «заведенные» длинным весенним фотопериодом.

В наших опытах были взяты растения короткого дня — перилла красная и растения длинного дня — горчица белая, шпинат Витофик, редис Ледяная сосулька и рудбекпя . Постановке опытов предшествовала формовка растений. Оставленные па растениях 2—3 листа помещали в условия различного светоного режима и суммарный эффект действия листьев, получающих различные фотопериоды, учитывали по скорости репродуктивного развития верхушечной почки.

Вводные пояснения. Реакция растений на длину дня, получившая название фотопериодизма, способствует их приспособлению к сезонным изменениям жизненно важных факторов внешней среды (температуры, влажности). У фотопериодически чувствительных растений длина дня влияет на вызревание древесины, переход почек к покою, время листопада у древесных и кустарниковых многолетников, вегетативное размножение и генеративное развитие у однолетних, двулетних и многолетних растений.

Гиббереллины стимулируют рост растений, увеличивают в них содержание целлюлозы и растворимых углеводов. Ценное свойство этой группы соединений — стимуляция ими цветения растений длинного дня на севере, а также двулетних растений, часто цветущих под действием гиббереллинов в первый год. Они стимулируют также прорастание зерен ячменя при приготовлении солода и увеличивают образование в них амилазы.

По степени отношения к световому режиму выделяют растения длинного дня, которые могут расти, цвести и плодоносить круглый год, темнота им совершенно не нужна. В средних широтах они (гортензия, глоксиния, сенполия, кальцеолярия, цинерария и т.д.) цветут с ранней весны, т. е. с наступлением длинного дня и короткой ночи, до начала осени.

Чайлахян М. X., Самыгин Г. А. О роли листьев в фотопериодической реакции растений длинного дня//Докл. АН СССР. 1948.

Таким образом, накопление сухого вещества и связанный с ним рост у одних растений совпадает с быстрым переходом к репродуктивному развитию; у других растений такого совпадения пет. Так, растения короткого дня — соя, просо, конопля и другие — с повышением продолжительности дневного освещения увеличивают накопление сухого вещества, усиливают рост, по задерживаются в цветении. Растения длинного дня — горчица, пшеница, люпин и другие — в условиях более длинного дня тоже повышают накопление сухого вещества и усиливают рост; одновременно с этим они быстро зацветают и переходят к плодоношению. Поскольку накопление сухого вещества и рост тесным образом связаны с фотосинтезом и первичными его продуктами — углеводами, эти сочетания роста и развития у разных растений сами по себе показывают, что цветение растений не находится в прямой зависимости от увеличения содержания углеводов в листьях, как думал Клобс .

Продолжительность периода от посева или посадки до цветения у большинства растений сильнее зависит от светового периода (количество светлых часов), чем от интенсивности света и состава лучей. Растениям, цветущим обычно весной и осенью, требуется короткий день, то есть относительно небольшое число светлых часов в сутки. Растениям, цветущим летом, нужен длинный день. Первую группу растений называют растениями короткого дня, а вторую — растениями длинного дня.

В 1977 г. Кандлер установил, что в условиях постоянного освещения ацетилхолин препятствует цветению растений длинного дня Lemna gibba, по в том же самом световом режиме ускоряет цветение короткодневного растения Lemna perpusilla. Это нашло подтверждение и для некоторых других видов растений.

Специальная работа в этом направлении была проведена нами совместно с Л. П. Ждановой . Опытными растениями служили просо Саратовское, конопля сорта Новгород-Северская, подсолнечник Кубанский 631, гюрилла и хризантема — растения короткого дня; подсолнечник Саратовский ранний — растение нейтральное к длине дня; горчица белая (Siliapis alba L.) и люпин еппин (Lupiniis angnslifolius L.) — растения длинного дня.

С 1967 г. нами совместно с Л. И. Яниной была начата работа по экспериментальному изучению природы фотопериодической реакции длинно-короткодневных видов. Ниже приводятся результаты тех опытов, которые проводились по изучению влияния на цветение растений длины дня и гиббереллина .

Результаты опыта показали, что испытанные экстракты содержат гиббереллиноподобиыо вещества, причем их количество в экстрактах из листьев растений длинного дня больше, чем из листьев растений короткого дня.

Культура арахиса до сих пор ограничивается у нас южными районами, а на севере арахис обычно запаздывает в развитии и редко вызревает, так как имеет длинный вегетационпый период. А мы только что видели, что длительность вегетации находится в полной зависимости от продолжительности светового дня. Мы можем заставить его цвести и плодоносить гораздо раньше и успеть созреть в течение северного лета, воздействуя теми же самыми приемами (укорачиванием рабочего дня), которыми мы заставляли редиску (растение длинного дня) задерживать свое развитие, и этим добиться ускорения цветения и плодоношения у пего.

Изучение фотопериодической реакции при дифференцированном световом режиме отдельных листьев привело нас к установлению закономерностей в развитии побегов растений в зависимости от-взаимного положения короткодпевиого и длинно дневного листьев. Как и в опытах с дифференцированным световым режимом отдельных частей — половинок листа, у растения короткого дня — периллы — выявился факт резкого тормозящего цветение действия длипнодневиой зоны — целого листа, если он находится на пути между короткодневпым листом и верхушечной почкой. У растения длинного дня — горчицы такого рода своеобразный барьер, хотя и в мепее выраженной форме, создается при расположении короткодневного листа над длинно-дневным.

Первые же работы Гарнера и Алларда внесли новое понимание в вопрос об отношении растительных организмов к свету и открыли новый путь исследованиям в этой области. Выяснился, казалось бы, простой факт, что растения в процессе эволюции приспособились не к свету вообще, т. е. к количеству лучистой энергии, а к его определенной периодичности (смене дня и ночи), соответствующей географической широте места происхождения растений. Гарнер и Аллард показали, что для перехода растений от вегетативного роста к репродуктивному развитию большое значение имеет соотношение суточной длительности света и темноты, т. е. длины дня и ночи. У одних растений увеличение длины дня ускоряет цветение и плодообразовапие (растения длинного дня), у других, наоборот, то же самое ускорение вызывает укорочение дня (растения короткого дня), и, наконец, некоторые растения оказываются нейтральными по отношению к длине дня.

В юго-западной части района годовая сумма осадков составляет 650 мм, и безморозный период длится 150 дней. Сумма активных температур выше 10°С составляет 1700…2000 °С, что создает благоприятные условия для получения высокой урожайности возделываемых растений длинного дня.

Длиннодневиые и короткодпевные виды возникли из нейтральных, более древних по происхождению и неспециализированных. Специализация длиннодневных видов дала им огромные преимущества перед нейтральными в климатических условиях умеренных и северных широт. Растения длинного дня при коротком осеннем и зимнем дне не образуют цветочных стеблей и не цветут, а кустятся или образуют розетки, что способствует сохранению их под снежным покровом и служит, таким образом, приспособлением к перезимовке. Специализация коротко-дневных видов также дала им большие преимущества перед нейтральными в тропических и субтропических странах. Растения короткого дня в условиях длинного летнего дня не цзветут, а вегетируют и таким образом переживают жаркое и сухое лето тропиков и субтропиков или, наоборот, период проливных дождей. У промежуточных видов специализация дошла еще дальше — они имеют ограничения короткодневпых и длинно-дневных видов и зацветают только в узком интервале средних, длин дня.

Всякий, кто разводил на грядах редиску на севере, знает, что весной редиска имеет сочный и вкусный корень, а чем ближе к лету, тем корень ее становится все хуже и хуже. Если ее посеять летом, то всходы редиски очень скоро начинают идти в стебель и не образуют хорошего корня. А между тем на юге,-например в Закавказье, редиску выращивают целое лето, при этом корни все время получаются крупные, сочные и растения долго не идут в стебель. Основная причина та, что редиска — растение длинного дня и ускоряет свое развитие в летние длинные дни на севере. Она раньше начинает цвести и плодоносить, прекращая образование корня, а на юге при коротком дне задерживает выход в стебель и продолжает образовывать корень.

Растения короткого и длинного дня. Растения длинного и короткого дня.

п., необходимо, чтобы в нужное время на растениях образовались цветки, и потому не знать или забывать об этой особенности никак нельзя.

Фотопериодическая реакция многих видов растений настолько точна, что разница между длиной периода освещенности, при которой растение зацветает и при которой цвести не станет ни за что, составляет всего пятнадцать-двадцать минут. При этом часто важна не абсолютная долгота светового дня, а именно сравнительная с днем предыдущим, будет ли он короче или длинней некоего критического периода.

По требованиям к световому режиму растения делятся на короткодневные, длиннодневные и нейтральные (которые, впрочем, на самом деле тоже не вполне нейтральны, но непосредственно на изменение длины светового дня, то есть периода получения растением солнечной энергии, не реагируют).

К растениям короткого дня (короткодневным) относятся: тыква, огурец, перец, баклажан, кукуруза, кабачок, патиссон, фасоль и отдельные сорта томата.

К нейтральным растениям относятся: арбуз, спаржа, а также некоторые сорта томата, огурца, гороха, фасоли, выведенные в умеренных и северных широтах бывшего СССР и районированные для соответствующих регионов.

Только в условиях продолжительного светового дня длиннодневные растения своевременно переходят к образованию генеративных органов, начинают раньше цвести и плодоносить. Короткодневные в некотором смысле менее требовательны — особый световой режим при их выращивании необходимо соблюдать лишь в начале их жизни (вегетации), а в дальнейшем они могут успешно развиваться и плодоносить в условиях длинного дня.

Мало того, с некоторыми растениями происходят чуть ли не фокусы! Вот мы, ни о чем не задумываясь, включаем ночью люстру — а для длиннодневного растения достаточно одной минуты света ночью при коротком дне, чтобы оно зацвело, тогда как короткодневное в ответ на этот «импульс» света, наоборот, цвести откажется наотрез. Надо понимать, что период непрерывного света и период непрерывной темноты для растений, чувствительных к данному фактору, почти одинаково важны.

Впрочем, не надо пугаться — к счастью, связанные с фотопериодизмом неприятности можно ожидать лишь при выращивании отдельных культур, а не всех до единой. А знать о нем необходимо для того, чтобы точнее установить необходимое для досвечивания время. Кроме того, с помощью искусственного регулирования долготы светового дня можно оказывать целенаправленное воздействие на культуры, позволяющее управлять «включением-выключением» их отдельных физиологических процессов. Так, удлиняя или укорачивая световой день, можно менять сроки цветения овощных культур и получать более высокие урожаи, например, за счет предотвращения стрелкования у зеленых и листовых овощей (чтобы избежать ненужного цветения у редиса, салата, шпината или лука, выращиваемого на зелень, этим культурам искусственно устраивают более короткий день). Для создания укороченного дня растения затеняют в определенные часы суток. В некоторых случаях также практикуется частичное затенение растения (не целиком, а только отдельных его частей) — у цветной капусты затеняют головку, у спаржи и лука-порея — продуктивные органы (обычно с помощью окучивания).

Какие растения называются длиннодневным. Растения длинного и короткого дня

Среди многочисленных физических, химических и биологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного мира, одним из главных является освещение. Световые лучи способны ускорять или замедлять химические процессы в клетках растений, стимулировать обменные процессы и регулировать процессы роста. Так, энергия света способствует прохождению в растениях химических реакций синтеза органических веществ из углекислого газа ( фотосинтез ). Длина световых волн (спектральный состав) и их интенсивность оказывают влияние на размеры и форму (морфологию) представителей флоры ( фотоморфогенез ). Не меньшее значение для развития растений имеет также их биологическая реакция на продолжительность светового воздействия – фотопериодизм . Потребность растений в освещении может очень сильно отличаться. В зависимости от географических особенностей их происхождения различают: растения длинного дня, растения короткого дня и нейтральные.

Характерным отличием растений длинного дня является начало фазы цветения при условии увеличения продолжительности светового дня до 13 и более часов в сутки. Если световой день более короткий и освещения недостаточно, они будут продолжать свой рост, интенсивно образуя зеленую массу, но не вступая в фазу цветения. Как правило, в эту группу входят растения умеренных и северных широт.

Из известных нам огородных культур к растениям длинного дня относятся: морковь, сельдерей, свекла, лук, редис, капуста, картофель, салат, шпинат, редька, петрушка, укроп, репа, пастернак, брюква и др.; из злаковых: пшеница, рожь, ячмень, овес. При коротком периоде освещения растения длинного дня не смогут образовать плоды, либо урожай будет ничтожным. Эта особенность длиннодневных растений определяет и правильные сроки их сева. Так, в случае позднего сева они дают меньший урожай и худшего качества, чем при раннем весеннем севе. Интересно, что по завершении плодоношения растений их дальнейшее развитие практически не зависит от продолжительности дневного освещения.

Растения короткого дня – это, как правило, обитатели южных широт. Наиболее часто возделываемые огородные культуры, входящие в эту группу: фасоль, перец, баклажаны, помидоры, огурцы, тыква, дыня, кукуруза, кабачки, подсолнечник, базилик; из зерновых: просо, хлопчатник, суданская трава, могара, кунжут, соя и др.. Для их цветения и плодоношения необходимым условием является продолжительность темного времени суток более 12 часов.

Третья группа – нейтральные культуры (гречиха, цикламен, арбуз, спаржа, а также большинство сортов и гибридов культур, выращенных и адаптированных для средних широт). Они развиваются, цветут и плодоносят без ярко выраженной зависимости от продолжительности дня и ночи.

Чувствительность рас тений к соотношению дня и ночи может не сколько меняться в зависимости от окружающей температуры, влажности, интенсивности и качества освещения, а также от минерального питания растений. Реагировать на продолжительность освещения может как взрослое растение, так и его семена.

Прорастание некоторых культур возможно только в темноте, другие требуют чередования света и темноты, либо только света. Зная эту особенность растений, можно легко регулировать плодоношение длиннодневных или короткодневных культур и собирать несколько урожаев за летний период. Достаточно лишь создавать им необходимые условия – затенение или дополнительное освещение.

Освещение растений может быть как естественным (солнечный или лунный свет), так и искусственным (электрические лампы и различные излучатели). Нельзя игнорировать также разное воздействие спектра световых лучей в зависимости от длины их волн. К наиболее важным относятся красная и сине-фиолетовая зоны спектра. Именно они влияют на обмен веществ и процесс роста растений. Короткодневные растения воспринимают синий свет как темноту и скорее переходят к цветению. Так же реагируют длиннодневные растения на свет красного спектра. Но сине-фиолетовый провоцирует у них замедление роста и торможение функций плодообразования.

Самый нейтральный – свет зеленого спектра. Он не вызывает ощутимых изменений в росте и развитии растений. Инфра-красное излучение способствует получению быстрого урожая. А при его снижении вегетационный период затягивается, но показатель урожайности увеличивается.

Чтобы успешно выращивать овощные и зерновые культуры, необходимо учитывать влияние на них как продолжительности освещения, так и качества света. Управляя этими факторами, можно регулировать процессы роста и уровень урожайности в целях повышения продуктивности культур.

Длиннодневные растения примеры. Фотопериодизм

Фотопериодизм (от др.-греч. φῶς , род. пад. φωτός , «свет» и др.-греч. περίοδος — «окружность, обход») — реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).

Термин «фотопериодизм» ( англ. photoperiodism ) предложили в 1920 году американские учёные селекционеры У. Гарнер и Г. Аллард, которые открыли данную реакцию у растений. Оказалось, что многие растения очень чувствительны к изменению длины дня.

Под действием реакции фотопериодизма растения переходят от вегетативного роста к зацветанию. Эта особенность является проявлением адаптации растений к условиям существования, и позволяет им переходить к цветению и плодоношению в наиболее благоприятное время года. Помимо реакции на свет, известна также реакция на температурные воздействия — яровизация растений.

За восприятие фотопериодических условий у растений отвечают особые рецепторы листьев (например, фитохром ).
Растения делят на длиннодневные, которые зацветают при непрерывной суточной освещенности более 12 часов, такие как рожь, морковь, лук и короткодневные, которые зацветают при непрерывной суточной освещенности менее 12 часов, такие как хризантемы, георгины, астры, капуста. Есть и нейтральные, для цветения им необходимо 12 часов, например виноград, одуванчики, сирень. В умеренных широтах короткие дни весной, а длинные — в середине лета. Поэтому короткодневные цветут весной и осенью, а длиннодневные — летом. Но следует также учитывать родину растений, температуру воздуха и даже плодородие почв.

Фотопериодизм известен также у животных — насекомых , рыб , птиц , млекопитающих . Реакция на длину светового дня регулирует начало брачного периода, линьки , зимней спячки и т. д.

Рис растение короткого дня. Рис

Рис (лат. Oryza) — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Очень требователен к условиям выращивания, может быть погублен заморозками. Рис очень любит влагу, и его побеги растут прямо из воды. Семена прорастают при 10—12 °C.

Рис — главная продовольственная культура в тропической зоне с муссонным климатом, где огромные территории надолго заполняются водой и становятся непригодными для выращивания других сельскохозяйственных растений.

В переводе с санскрита «рис» означает — «основа питания человека». Современная статистика подтверждает это, доказывая, что в основных рисосеющих регионах в среднем на одного жителя приходится 100-150 кг зерна в год. Здесь каждый человек получает за счет риса половину или значительно больше общего количества калорий. Тем более что калорийность его зерна наиболее высокая среди других зерновых (360 кал/100 г). В состав зерна входят: углеводы — 73-81%, белок — 6-9, жир — 0,6-2,6, зола — 0,8-2,0, клетчатка — 0,2-1,0%, витамины (в основном BT). Белок риса по сравнению с другими зерновыми культурами содержит повышенное количество таких незаменимых аминокислот, как лизин, валин, метеонин, благодаря чему он лучше переваривается и усваивается организмом человека.

На мировом рынке продается как неочищенный (зерно), так и очищенный, или белый рис (крупа). Последний более дорогой и пользуется большим спросом. Однако преимущественное употребление в пищу такой крупы вызывает у некоторых народов Азии очень опасное, иногда и смертельное заболевание нервной и сосудистой системы — бери-бери. Это объясняется тем, что в процессе изготовления крупы с зерна кроме оболочек удаляют зародыш и алейроновый (белковый) слой, богатый витаминами и минеральными веществами. На некоторые европейские и американские рынки поступает глазированная крупа, обогащенная этими веществами. Крупа риса используется для приготовления большого количества различных пищевых блюд и деликатесов. Из муки готовят кондитерские изделия, детское питание, крахмал, который применяют в парфюмерии и медицине. Солома идет на корм животным, строительство, производство бумаги и различных предметов домашнего обихода.

По данным бюллетеня ФАО (1989 г.), площади под рисом составляют 145,6 млн га с преимущественным (88,2%) размещением в Азии. Соответственно здесь сосредоточено и основное производство зерна — 91,3% мирового валового сбора, который составляет в год 443,5 млн т. Средняя урожайность сравнительно невысокая — 2,8-3,4 т/га. Особенно много риса в Азии производят Китай и Индия, где сосредоточены его основные посевы, а сбор составляет соответственно, 4,2-5,4 и 1,8-2,5 т/га. Кроме того, рис как главную сельскохозяйственную культуру выращивают в Индонезии, Бангладеш, Таиланде, Вьетнаме, Мьянме, Японии, Республике Корее, КНДР, на Филиппинах. В Америке под ним занято 9,2 млн га (в том числе в Южной — 7,4 млн га). Здесь главные производители зерна Бразилия, Колумбия, США, Мексика, Куба, Доминиканская Республика. Всего в Новом Свете производят 26,5 млн т зерна при урожайности в Южной Америке 1,8-2,3 т/га, в Северной — 4,4-5,1 т/га. Африка производит 9,5 млн т зерна на площади 5,4 млн га, но урожайность здесь самая низкая — 1,7-1,8 т/га. Производство сосредоточено на Мадагаскаре, в Нигерии, Гвинее, Кот-д’Ивуаре, Сьерра-Леоне, Танзании, Заире.

Нейтральные растения примеры. Нейтральные растения

Нейтральные растения. Томаты, одуванчик лекарственный, тростник обыкновенный и др. зацветают при разной длине дня.

Слайд 18 из презентации «Влияние света на растения» . Размер архива с презентацией 505 КБ.краткое содержание других презентаций

— Склоны холмов. Влияние света на рост растений. Хлорофилл. Свет. Свет и фотосинтез. Свет ультрафиолетовой части спектра. Свет и цветение растений. Для чего свет нужен растениям. Растения длинного дня. Необходимо учитывать требования. Нейтральные растения. Какой свет несет больше энергии. Разнообразие условий освещения. Что такое фотосинтез. Длиннодневные зацветают в начале лета. Солнечный спектр. Инфракрасная часть.

«Фотосинтез и хемосинтез» — Свет. Мелвин Кальвин. Фотосинтез. Фотоавтотрофы. Разность потенциалов. Электроны реакционного центра. Протоны. Фотосинтез, хемосинтез. Мягкий ультрафиолет. Образование АТФ. Хемоавтотрофный тип питания. Световая фаза фотосинтеза. Фотосистема. Инфракрасная часть солнечного спектра. Органические вещества. Хемоавтотрофы. Темновая фаза фотосинтеза.

«Типы фотосинтеза» — Значение фотосинтеза. Поглощение квантов света пигментами. Распространение и экологические функции. Фотосинтез. Аноксигенный фотосинтез. Типы фотосинтеза. Свет для фотосинтеза. Пространственная локализация. Схема строения хлоропласта в объемном изображении (А) и на срезе (Б). Роль хемосинтетиков. Строение хлоропласта. Оксигенный фотосинтез. Хемосинтез. Бесхлорофильный фотосинтез.

«Воздушное питание растений фотосинтез» — К. А. Тимирязев. Органические вещества. Сельский хозяин. Луч солнца. Джозеф Пристли. Сахар. Воздушное питание. Фотосинтез. Крахмал. Хлорофилл. Ян ван Гельмонт. Воздушное питание растений. Красное Солнышко. Ян Ингенхаус. Процесс превращения углекислого газа и воды.

«Фазы фотосинтеза» — Главным органом фотосинтеза является лист. Световая фаза фотосинтеза. Окисленные молекулы хлорофилла восстанавливаются. Темновая фаза. Цикл реакций Кальвина. Разность потенциалов. Место протекания реакций. Световая фаза. Фотосинтез. Образование углеводов. Суммарное уравнение фотосинтеза. Хлоропласты. Процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов.

24.09.2020

Среди многочисленных физических, химических и биологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного мира, одним из главных является освещение. Световые лучи способны ускорять или замедлять химические процессы в клетках растений, стимулировать обменные реакции и регулировать процессы роста.

Так, энергия света способствует прохождению в растениях химических реакций синтеза органических веществ из углекислого газа (фотосинтез). Длина световых волн (спектральный состав) и их интенсивность оказывают влияние на размеры и форму (морфологию) представителей флоры (фотоморфогенез). Не меньшее значение для развития растений имеет также их биологическая реакция на продолжительность светового воздействия – фотопериодизм.

Потребность растений в освещении может очень сильно отличаться. В зависимости от географических особенностей их происхождения различают: растения длинного дня, растения короткого дня и нейтральные.

Характерным отличием растений длинного дня является начало фазы цветения при условии увеличения продолжительности светового дня до 13 и более часов в сутки. Если световой день более короткий и освещения недостаточно, они будут продолжать свой рост, интенсивно образуя зеленую массу, но не вступая в фазу цветения. Как правило, в эту группу входят растения умеренных и северных широт.

При коротком периоде освещения растения длинного дня не смогут образовать плоды, либо урожай будет ничтожным. Эта особенность длиннодневных растений определяет и правильные сроки их сева. Так, в случае позднего сева они дают меньший урожай и худшего качества, чем при раннем весеннем севе. Интересно, что по завершении плодоношения растений их дальнейшее развитие практически не зависит от продолжительности дневного освещения.

Растения короткого дня – это, как правило, обитатели южных широт. Наиболее часто возделываемые огородные культуры, входящие в эту группу: фасоль, перец, баклажаны, помидоры, огурцы, тыква, дыня, кукуруза, кабачки, подсолнечник, базилик; из зерновых: просо, хлопчатник, суданская трава, могара, кунжут, соя и др. Для их цветения и плодоношения необходимым условием является продолжительность темного времени суток более 12 часов.

Третья группа – нейтральные культуры (гречиха, цикламен, арбуз, спаржа, а также большинство сортов и гибридов культур, выращенных и адаптированных для средних широт). Они развиваются, цветут и плодоносят без ярко выраженной зависимости от продолжительности дня и ночи.

Чувствительность растений к соотношению дня и ночи может несколько меняться в зависимости от окружающей температуры, влажности, интенсивности и качества освещения, а также от минерального питания растений.

Реагировать на продолжительность освещения может как взрослое растение, так и его семена. Прорастание некоторых культур возможно только в темноте, другие требуют чередования света и темноты, либо только света. Зная эту особенность растений, можно легко регулировать плодоношение длиннодневных или короткодневных культур и собирать несколько урожаев за летний период. Достаточно лишь создавать им необходимые условия – затенение или дополнительное освещение.

Освещение растений может быть как естественным (солнечный или лунный свет), так и искусственным (электрические лампы и различные излучатели). Нельзя игнорировать также разное воздействие спектра световых лучей в зависимости от длины их волн. К наиболее важным относятся красная и сине-фиолетовая зоны спектра. Именно они влияют на обмен веществ и процесс роста растений.

Короткодневные растения воспринимают синий свет как темноту и скорее переходят к цветению. Так же реагируют длиннодневные растения на свет красного спектра. Но сине-фиолетовый провоцирует у них замедление роста и торможение функций плодообразования.

Самый нейтральный – свет зеленого спектра. Он не вызывает ощутимых изменений в росте и развитии растений. Инфракрасное излучение способствует получению быстрого урожая. А при его снижении вегетационный период затягивается, но показатель урожайности увеличивается.

Чтобы успешно выращивать овощные и зерновые культуры, необходимо учитывать влияние на них как продолжительности освещения, так и качества света. Управляя этими факторами, можно регулировать процессы роста и уровень урожайности в целях повышения продуктивности культур.

Растения короткого дня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *