Выращивание рыбы в открытом пруду. Что актуально зимой? Аэрация.

Аэрация пруда зимой – одно из наиболее важных условий успешной зимовки рыб. Зимой рыбам тоже нужно питаться и дышать. Температура воды зимой низкая, процессы обмена веществ и рост у рыб замедляются, поэтому в интенсивной подкормке необходимости нет, даже наоборот, это им вредит. Зимой рыбы потребляют запасенные с осени питательные вещества и «перебиваются” тем, что можно найти в воде, на растениях или грунте, раз в неделю можно дополнительно подкормить их каким-нибудь лакомством. Зато дыхание рыб остается жизненно важным вопросом, поэтому стоит отнестись к аэрации пруда со всей серьезностью.

Есть несколько важных взаимосвязанных факторов, которые определяют условия жизни рыбы в пруду:

— температура воды,
— освещение,
— содержание кислорода в воде,
— содержание соединений азота в воде.

Зимой температура воды в замерзшем пруду колеблется от 0° в верхних слоях около льда до +4… +6° градусов в нижних слоях. Рыбы предпочитают находиться в самой теплой части пруда – в нижних слоях воды. При этом вредные для рыб соединения азота также концентрируются в нижних слоях, поэтому вода на дне оказывается насыщена этими токсичными газами, что может вызвать у рыб удушье.
Необходимый для дыхания кислород попадает в воду или от растений, которые в результате фотосинтеза потребляют углекислый газ и производят кислород, или при непосредственном соприкосновении воды с воздухом.

Чтобы рыбам хватало кислорода и они не задыхались из-за перенасыщенности воды соединениями азота и углекислыми газами, пруд необходимо «проветривать”, т.е. выводить из воды соединения азота и СО2 и насыщать ее кислородом. Именно это и называется аэрацией пруда, наладить этот процесс можно различными способами.

pond aeration in winter

Водные растения производят кислород, если на них попадает свет. Для этого лед на замерзшем пруду должен был расчищен. Чистка снега действительно помогает – растения будут производить кислород, а рыбы лучше себя чувствовать, соблюдая суточный ритм.

От токсичных газов можно освободиться, «проветривая” воду – обеспечивая ей возможность соприкасаться с воздухом. Это позволит высвободить азот, который затем смешается с атмосферой и будет развеян ветром. Для вентиляции можно использовать проруби. Ни в коем случае не прорубайте проруби кувалдой или другим способом ударяя по льду. Это очень тревожит и даже оглушает рыбу. Проруби лучше сверлить и пилить. Цепная моторная пила в этом случае не подойдет, потому что масло с цепи попадет в воду.

pond aeration in winter

Также нужно иметь в виду, что площадь поверхности воды, соприкасающейся с воздухом должна быть по возможности большей. Много маленьких прорубей (например, лунок) вместе составят совсем небольшую площадь и с воздухом будет соприкасаться только верхний слой воды. Помните, что токсичные газы азота концентрируются в нижних слоях воды, где теплее, но там же находится и рыба, поэтому вентилировать необходимо именно эти слои воды. Самый простой и эффективный способ – погрузить в прорубь насос и выкачивать воду на поверхность льда, чтобы она стекала обратно в пруд через другую прорубь. Так с воздухом будет соприкасаться большая площадь воды. Главное не перестараться, потому что самые глубокие слои воды выполняют функцию теплового резерва, если выкачать эту воду на поверхность, вода остынет и весь пруд может переохладиться. Разумнее будет погрузить насос примерно на половину глубины пруда. Выкачивая воду с такой глубины, нижний слой воды останется неперемешанным, а азот постепенно будет выходить наверх, соприкасаясь с верхним слоем провентилированной воды, попавшей в пруд через другую лунку. Так в пруду можно сохранить более высокую температуру, чтобы рыбы чувствовали себя комфортнее.

pond aeration in winter

Еще один способ аэрации – закачивать воздух в пруд. Если погрузить трубку подачи воздуха на самое дно пруда и задувать в воду пузырьки, это позволит хорошо перемешать воду и избавиться от лишнего азота. Возможно пузырьки также предотвратят замерзание какого-то участка воды. Тем не менее стоит помнить, что у больших пузырей гораздо меньшая поверхность, чем у большого количества совсем маленьких пузырьков. Их можно создать, закачивая воздух в воду через специальные пористые керамические диффузоры с микроскопическими отверстиями или трубки воздушных диффузоров. Эти устройства так мелко разделяют воздух, что визуально пузырьки совершенно незаметны, просто вода вокруг них выглядит белее. Площадь соприкосновения микроскопических пузырьков с водой в тысячи раз больше, благодаря этому лишний азот высвобождается еще на глубине и поднимается наверх в виде пузырьков. Рыбы очень оценят такое решение. Единственный нюанс – микроскопические пузырьки не создадут достаточного колебания воды, чтобы большая часть поверхности пруда не замерзала. Этого можно добиться с помощью другого аквакультурного устройства – аэратора. Если у вас есть пруд, в котором вы хотите ловить рыбу на спиннинг и зимой, подходящим устройством будет погружной или плавающий аэратор. По сути это – водяной насос, который смешивает воду с воздухом и под давлением струей подает ее обратно в воду. Такая струя смешивает верхние слои воды, а также создает течение и колебание воды, благодаря чему можно предотвратить замерзание большой площади пруда.
Нашим клиентам мы по возможности предлагаем использовать надежные в эксплуатации аэраторы производства французской компании Faivre, одного из мировых лидеров в производстве оборудования для аквакультуры.

И. Бунин

-Какими эпитетами можно описать и какими красками нарисовать этот пруд? (Тихий, спокойный, зеркальный, сверкающий, прозрачный, торжественный, таинственный, загадочный, волнующий, молчаливый и т. п.)

-Объясните, почему одним пруд кажется тихим, спокойным и ласковым, другим — серебристым, сверкающим, величавым и торжественным, третьим — таинственным, загадочным и молчаливым?

Водная гладь завораживает, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и неги, познакомиться со всеми его обитателями! Кто они, эти удивительные сказочные жители водоема?

Давайте познакомимся с ними поближе.

Слышите, Рогоз рассказывает, что по ночам звезды любят играть с обитателями пруда в игру «Угадай-ка». Какие только загадки друг другу не задают! Вот некоторые из них:

Ни стола в жилище том,
Ни трубы, ни печки,
И закручен этот дом
В хитрые колечки.
(Улитка)

Подрастала —
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла —
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(Лягушка)

Что выше леса?
(Солнышко)

В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
(Рыба)

Золотой хозяин с поля идет,
Серебряный пастух на поле идет,
Мелкое стадо гонит.
(Солнце, месяц, звезды)

Не зверь,
Не птица,
А нос, как спица,
Летит — кричит,
Сядет — молчит,
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
(Месяц)

Вся дорожка
Обсыпана горошком.
(Звезды, Млечный Путь)

У ч и т е л ь. Ребята, давайте посмотрим вокруг. Посмотрите, лучик солнца играет на листке рогоза. Как он нежно ласкает его, как бы оберегая. И вот что лучик хочет нам рассказать.

История эта трагическая. На берегу этого пруда летом отдыхают дети. И задумали их вожатые провести военную игру. Для этого из рогоза решили наделать оборонительные щиты, и половину рогоза, что рос в этом пруду, дети вырвали и унесли. Вода к концу лета загнила, стала неприятно пахнуть. Люди мыли здесь свои машины, еще больше загрязняя воду. А ведь рогоз — обиталище для всего живого, особенно тех водных жителей, которые чистят водоем, поедая кусочки плавающего ила. Да и сам он фильтрует воду и очищает ее от остатков различных масел и бензина. Вот я и радуюсь новым всходам рогоза. Он может спасти водоем от полной гибели.

Рогоз (см. портфель экскурсовода )- род растений семейства рогозовых. Многолетние водные или болотные травы высотой от 3 до 4 м, с длинным и толстым ползучим корневищем. Листья большей частью широко — или узколинейные, отходят от основания стебля и иногда превышают его по длине. Цветки раздельнополые, мелкие, собраны на верхушке стебля в 2 густых, большей частью цилиндрические, соцветия. Верхнее соцветие — рыхлое и узкое, состоит из тычиночных цветков, нижнее — плотное и широкое, от светло — до тёмно-коричневого цвета, состоит из пестичных цветков 3 типов. Плод — орешек с летучкой из длинных волосков. В России насчитывается около 15 видов данного растения, которое иногда образует обширные заросли. Используют рогоз на корм (при силосовании), как строительный материал, для производства бумаги. Листья применяют для плетения корзин, циновок, верёвок и др. Богатые крахмалом корневища — хороший корм для ондатры, нутрии, выхухоли и др. Прицветные волоски используют для получения целлюлозы, киноплёнки, в смеси с шерстью животных — для производства фетра; ими набивают плавательные пояса.

У ч и т е л ь. А кто нам может объяснить, почему кувшинок и кубышек мы не видим?

Уже осень, и многие растения, готовясь к зиме, опускаются на дно водоема, накопив питательные вещества в своих корневищах и семенах. Вот вы их и не видите.

Но вот облака видели и рассказали мне ужасную историю, и я сейчас знаю, почему и летом на этом пруду не увидишь царицу цветов кувшинку белую.

Слушайте! Однажды жарким тихим деньком из затона выплыла лодка, а в ней сидели девушка и юноша. Они были красивы, как принц и принцесса. Молодой принц так обожал свою возлюбленную, что готов был подарить ей все цветы на свете. Но ей нравились только кувшинки. Весь день юноша собирал эти великолепные цветы. А когда преподнес их девушке, она отказалась от них. Сорванные цветы быстро завяли и выглядели жалкими.

Не ярились цветы, не кричали,
Но сколько в них было тоски,
Сколько печали!

Девушка выбросила кувшинки из лодки. А облака видели это и не могли понять, почему надо было рвать цветы, а не просто любоваться ими. Вот с тех пор никто и не видел больше кувшинок в этом пруду. Ведь они не отцвели и не дали после себя потомства.

Пояснение учителя
— Стебли и листья у водных растений очень нежные, гибкие, совсем не защищены от высыхания. Отрывая листья или цветки, мы лишаем их влаги, и растение быстро увядает.

Кубышка. (см. портфель экскурсовода )Летом на поверхности озер, прудов, медленно текущих рек спокойно плавают редкой красоты одиночные, шаровидные крупные желтые цветы, окруженные большими плоскими листьями. Это кубышка желтая, водяное плавающее растение с подводными стеблями до 2-3 м длиной. Это многолетнее водное растение семейства кувшинковых. Нижние листья полупрозрачные, на коротких черешках, верхние плавающие, длинночерешковые, овальные, с сердцевидным основанием, кожистые. Корневище толщиной 3—10 см, мясистое, длиной до 1—2 м, горизонтальное, желтовато-зеленое, на изломе белое, покрыто рубцами от ежегодно отмирающих листьев, прикрепляется ко дну многочисленными тонкими корнями, глубоко уходящими в землю.
Листья крупные, до 20—25 см в поперечнике, у основания сердцевидно-вырезанные. Удерживаются на воде при помощи длинных (до 3 м) черешков. Цветет все лето, с мая по сентябрь. Цветки одиночные, с множеством лепестков и тычинок, крупные, до 4—6 см в диаметре, желтые, своеобразного приятного запаха.
Плоды — ягодообразные зеленые кубышки, окруженные не опавшими чашелистиками. Семена эллиптические, зеленые, располагаются на воздухоносном мешке, при помощи которого расплываются на далекое расстояние.

А посмотрите, какая ива красавица!(см. портфель экскурсовода)

Почему же она стоит печальная? Да она нам пытается рассказать, как безжалостно обламывают весной ее ветки. Как будто руки обломали, и сейчас они не могут брать пищу от солнца. А вина-то их только в том, что они самые первые зацветают весной желтыми барашками, выставляя напоказ свои маленькие «солнышки», а стебли выделяют особые вещества (фитонциды) в воду. Вот вода и не портится.

Растет ива по всей Европе, заходя за Урал, за исключением Крайнего Севера. Это крупное дерево 20-25 м высотой, с мощным стволом, покрытым трещиноватой, серой корой. Очень эффектны молодые ветви, тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Более старые побеги голые, блестящие, желтовато — или красно-бурых тонов. Листья очередные, ланцетные, длиной до 15 см, в молодости шелковисто-беловатые, позже — сверху темно-зеленые, голые, снизу серебристые, шелковисто-опушенные, что делает дерево очень эффектным при малейшем дуновении ветра. Цветочные сережки развиваются одновременно с листьями. Растет быстро, светолюбива, морозостойка, малотребовательна к почвам. Размножается семенами и вегетативно. Это растение отлично размножается как летними, так и одревесневшими черенками. Процент укоренения близок к 100. Бывают случаи, когда укореняются даже колья, вкопанные в землю. Доживает до 100 лет.

А сейчас давайте поиграем.

Игра»Найди свое дерево». Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т. д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.

Игра «Портрет дерева». Еще раз вернитесь к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте. Обратите внимание на цвет и фактуру коры, крону, листья, цветки или плоды (если они есть). Спросите детей, смогут ли они сейчас найти свое дерево в другом месте.

II этап. Самостоятельная поисковая работа

Дети разбиваются на группы и получают задания.

Задание для 1-й группы. Объект наблюдения — пиявки.

Задание для 2-й группы. Объект наблюдения — моллюски.

Задание для 3-й группы. Объект наблюдения — насекомые (жуки и клопы).

Дополнение к ответам детей

— Если по поверхности легко скользит, как на лыжах, насекомое, используя при этом водоотталкивающие волоски на концах длинных лапок, — это клоп-водомерка.

— А этот хищник плавает спиной вниз. Конечно, это гладыш. Он тоже клоп. Попробуйте описать его (размеры, форма, строение тела, способы передвижения, поведение). С кем его можно сравнить? Какими бы звуками вы сопровождали его движение?

— Вот жучки, размером не более полсантиметра, круглые, с синевато-черными блестящими надкрыльями, с длинными передними ножками, средние и задние у них выглядят как гребные пластинки. Стайкой стремительно крутятся они по поверхности воды и, видимо, собирают с нее пищу. Это жуки-вертячки.

— Этот жук имеет темное с желтоватыми каемками или пятнами плоское тело, размером до 3 см. Задние ноги длиннее передних, и он ими энергично отталкивается, часто подплывает к поверхности воды, высовывая заднюю часть тела для набора воздуха под надкрылья. Зовут его плавунец окаймленный. Понаблюдайте за ним, дайте ему кусочек мяса на пинцете. Он с удовольствием станет его есть.

— А вот очень крупный жук размером от 2 до 5 см в длину, с выпуклой черной спиной и светлым брюшком. Он не отталкивается ножками, как плавунец, а просто перебирает ими, бежит в толще воды. Это самый миролюбивый и крупный из наших водных жуков. Зовут его большой водолюб. В отличие от плавунцов водолюбы питаются растениями, а не животными.

Задание для 4-й группы. Объект наблюдения: «В воде она живет, нет клюва, а клюет» (рыба).

Задание для 5-й группы. Объект наблюдения — кряква.

Кряква

Задание для 6-й группы.. Объект наблюдения — береговые растения (ива белая, тополь серебристый, лапчатка гусиная).

Задание для 7-й группы. Объект наблюдения — растения, живущие в воде (ряска, пузырчатка).

III этап. Выводы и обобщения

По результатам самостоятельных наблюдений и выполненных творческих заданий учащиеся делают выводы о приспособлении живых организмов к жизни в водной и околоводной среде.

Каждая группа детей докладывает о своих наблюдениях и выводах. Если какой-то вопрос недостаточно проработан, все вместе разбирают его. Каждая группа получает приз за выполненное задание.

Приспособления животных к жизни в воде

Тело у водного животного обтекаемое, без острых углов. Оно может быть сжато с боков (карась, окунь), сплюснуто в спинобрюшном направлении (пиявка, жук-плавунец, лягушка), но всегда — без резко выступающих частей, которые тормозят движения, испытывая сопротивление воды.

Уменьшить трение в воде помогает слизь, покрывающая поверхность тела (пиявка, рыба), жир на плотной шерсти или перьях (утка, выдра), гладкий панцирь (жук плавунец, водолюб).

Конечности имеют форму плавников, выполняющих различные функции: одни обеспечивают движение вперед (задние конечности лягушки, хвост рыбы), другие нужны для поворотов, третьи помогают сохранить определенное положение тела (спинные и анальные плавники рыб). Плавать можно с помощью специальных гребных ножек, а также используя особый водоструйный двигатель (личинка стрекозы). У некоторых само тело может превратиться в один гибкий плавник (пиявка).

Наиболее распространенный способ дыхания под водой — жаберное (рыбы, ракушка беззубка, личинка стрекозы). Кислородом, растворенным в воде, можно дышать всей поверхностью тела (лягушка, пиявка, червь трубочник). Некоторые обитатели водоема дышат кислородом воздуха. У одних для этого есть длинная дыхательная трубка (личинка мухи журчалки, клопы: водяной скорпион). Другие набирают воздух в специальное хранилище (легкие лягушек, пространство под надкрыльями у жуков водолюбов и плавунцов, водяных клопов).

Глаза водных животных имеют шаровидный хрусталик и плоскую роговицу. У тех, что живут близ поверхности воды, нижняя часть глаза может быть предназначена для подводного видения, а верхняя — для воздушного (жук вертячка).

Другие органы чувств также специфичны. Только у водных животных есть особый орган — боковая линия. С ее помощью рыбы и головастики улавливают колебания воды и могут определить, на каком расстоянии находится предмет, двигается он или нет и т. п. У рыб есть орган, позволяющий им находиться на нужной глубине, — плавательный пузырь.

Не замерзают в воде животные тоже благодаря своим хитростям. У холоднокровных (насекомые, рыбы, лягушки, рептилии) температура тела не отличается от температуры среды. Когда она снижается, эти животные становятся лишь менее подвижными, цепенеют. Растет температура, и они оживляются. У теплокровных животных имеются специальные покровы: густой невысокий мех с теплым подшерстком или плотное оперение с пухом под ним. Сверху такой покров смазан жиром и не намокает в воде. Под кожей есть толстый слой жира, защищающий от замерзания.

Еще одно приспособление к водной жизни связано с окраской водных обитателей. Одни прозрачны (личинка перистоусого комарика); у других тело снизу светлое, и его обладателя не видно на фоне неба, сверху же спинка темная, и на фоне темного дна его тоже незаметно (рыбы, пиявки, жуки). Если животное плавает спиной вниз, то и окраска у него изменяется: светлой становится спина, а брюшная сторона — темной (клоп-гладыш).

Итак, сделаем вывод:

Если животное имеет специализированные органы для передвижения (лапы с перепонками, плавники и т. п.), особые органы для дыхания (жабры и др.), орган для улавливания колебаний воды — боковую линию, то это животное живет в воде и в другой среде существовать не может.

Приспособление растений к жизни в воде

Какие особенности имеют растения, растущие в водоемах и по его берегам?

Одинакова ли окраска листовых пластинок у растений, возвышающихся над водой, плавающих на воде, и у тех, что находятся полностью под водой? (Подводные листья более бледные, часто буроватые.)

Какова поверхность листьев у растений, растущих на берегу, возвышающихся над водой или плавающих на ее поверхности, и у растений, полностью погруженных в воду? Почему их покровы отличаются? (Потому что живут в разной среде.)

Надводные или подводные листья больше рассечены? (Подводные листья сильнее рассечены, чтобы усилить соприкосновение с водой, из которой поступают питательные вещества.)

Для чего плавающим растениям нужны воздухоносные полости? (В воде кислорода недостаточно, поэтому через пористые ткани он поступает ко всем клеткам растения.)

Хорошо ли прикреплены водные растения к почве? (Нет. У водных растений нет необходимости доставать воду из глубоких слоев почвы, вода сама удерживает растение в вертикальном положении, отпадает необходимость в глубоких хорошо развитых корневых системах. У большинства водных и прибрежно-водных растений корни поверхностные, а у некоторых развиваются водные корни, выполняющие роль противовеса, как у ряски).

Как зимуют водные растения? (Многие из них свои почки прячут в воде. Плоды также до весны опускаются на дно (камыш, рдесты). Некоторые просто опускаются на дно (телорез, частуха).

Итак, если растение имеет глянцевые большие листья или бледные, полупрозрачные, буроватые, сильно рассеченные листья, воздухоносные полости внутри стебля и листьев, слабые корни, лежащие на поверхности, или их нет, зимующие под водой почки и семена, то это водное растение, которое погибнет вне воды.

Рефлексия: что интересного узнали вы о нашем крае?

Итог. Обратите внимание, у всех наших историй всегда один и тот же герой — водоем. Птицы прилетают к нему, но не обижают, стрекозы кружатся над водой и только украшают собой окрестности. Утка плавает в воде, и от этого пруд становится еще более красивым. Так давайте и мы своим посещением украсим этот водоем, сделаем его еще лучше и обязательно чем-нибудь поможем его обитателям.

Сбор мусора на берегу водоема.

Портфель экскурсовода

Задание для 1-й группы. Объект наблюдения — пиявки.

1. Посмотрите внимательно, водятся ли в водоеме пиявки? Много ли их? (Много, несколько штук, увидели всего одну.)Одинаковые ли они по длине, толщине?

3. Пронаблюдайте:

    какую окраску имеют пиявки (черные с продольными красно-бурыми полосами в крапинку или светло-бурые или зеленовато-серые с крапинками на спине)? однотипна ли окраска всего ее тела и подумайте почему? чем покрыто тело пиявки (чешуей, кожей, перьями, слизью)? как передвигается пиявка по дну водоема, а как в толще воды, по стеблям растений (горизонтально, вверх, вниз)? Нужны ли ноги пиявкам для передвижения? имеют ли пиявки глаза? Сколько их у нее? (Одна, две, пять пар)

4. Как ты думаешь, хищник ли пиявка? Рассмотри внимательно ее рот. Есть ли в нем зубы?

5. Реагирует ли пиявка на приближающуюся опасность? Проверь (поднеси к ней палочку).

6. Сделайте вывод: смогут ли пиявки жить без воды? какие они имеют особенности для жизни в воде?

Задание для 2-й группы. Объект наблюдения — моллюски.

1. Водятся ли в этом водоеме животные, которые имеют свой собственный дом и носят его всегда с собой? (Ракушки, улитки.) Про них даже сочинили загадки:
Кто там медленно ползет,
На себе свой дом везет?
На узкой дорожке
Голова да ножки.

2. Рассмотрите внимательно раковины ракушек и улиток. На что они похожи? (Самоходная избушка, броненосец, трактор, елка.) Какого они цвета, какие оттенки имеют?

3. Как защищаются эти животные от опасности?

4. В каком настроении улитка может открыть свой домик и даже выглянуть из него? Какие части тела она может показать? Хватит ли у вас терпения дождаться этого?

5. Где располагаются глаза у улиток? Как они дышат и передвигаются?

6. Определите с помощью линейки и секундомера, с какой скоростью они ползут?

7. Рассмотрите домик беззубки. Можно ли по нему определить, сколько лет она прожила?

8. Что произойдет с беззубкой, если ее выбросить на берег? Подумайте, можно ли это делать?

9. Сделайте вывод: могут ли животные, за которыми вы наблюдали, жить в воздушной среде? почему? какие особенности жизни в воде вы заметили? Расскажите об этом классу.

Задание для 3-й группы. Объект наблюдения — насекомые (жуки и клопы).

Учитель сначала в воде и на воде, а затем в стеклянной банке показывает детям разнообразных клопов и жуков.

1. Попробуйте по данным признакам отличить одно насекомое от другого. Как клопов отличать от жуков? Обратите внимание на различие форм и строения тела, способы передвижения, поведение. Посмотрите на некоторые персонажи:

Внимание! Почему их так назвали?

2. Пронаблюдайте, как плавают жуки, какие они для этого имеют приспособления, на что они похожи, с чем их можно сравнить. Что позаимствовали у жуков спортсмены водного спорта?

Чем движение задних ног жука-плавунца отличается от жука-водолюба?

Сделайте вывод: что помогает этим животным жить в воде?

Задание для 4-й группы. Объект наблюдения: «В воде она живет, нет клюва, а клюет».

— В каких сказках говорится, что рыбы могут быть волшебницами? Представьте себе, что вы — волшебники. Чтобы попутешествовать в водоеме и заглянуть во все его потаенные, недоступные человеку места, вы превратились в рыб (щуку, карася, пескаря).

1.Пронаблюдайте!

Какую форму приобрело ваше тело? На что оно стало похоже? Какие машины, приспособления для работы на воде и в воде придумали люди, глядя на рыб? Легче или тяжелее стало ваше тело в воде?

Чем покрылось ваше тело? Как расположены чешуйки, почему? Что позаимствовали люди у рыб, покрывая крыши черепицей? Покажите это, сложив так же ваши ладошки.

2.Легко ли вас в воде поймать и удержать? Чем ваше тело покрыто поверх чешуи? (Тиной, слизью, песком.)

Во что превратятся ваши руки, в какую сторону они будут направлены? (К голове или от головы.) Почему?

Вы рыбы разные, а что в вашей окраске общего? Почему? Зачем нужны поперечные полосы?

Обратите внимание на боковые линии справа и слева вдоль тела. Они помогут вам обнаружить опасность или охотиться?

3.Посмотрите, на опасность реагирует не одна рыба, а вся стая: как по команде все меняют направление движения. Попробуйте и вы изменить направление движения одновременно в одну сторону.

Подумай: могут ли рыбы передавать в воде друг другу информацию?

Чтобы дышать в воде, на какой дыхательный аппарат вы смените легкие? Покажите, как вы теперь дышите?

Что помогает вам быть на плаву: то подниматься к поверхности воды, то уходить на глубину и не тонуть?

4.Какие изменения произошли с вашими глазами? Вы же рыбы! (Глаза плоские, немигающие.) Учли ли это люди, конструируя подводные маски и водолазные шлемы?

Сделайте вывод: Сможете ли вы сейчас жить на суше? Расскажите, что изменилось в вас, какие приспособления появились у вас для жизни в воде.

Задание для 5-й группы. Объект наблюдения — кряква.

Вы много видели птиц, но почему-то тех, что обитают на водоеме, почти не встретишь в селе. Знаете ли вы этих птиц?

1. Понаблюдайте за кряквами. Как они грациозны!

— Нужны ли им ноги, если мы они летают только над водой, да и отдыхают тоже только на воде?

— На что похожи кряквы сейчас? (Комбайны на хлебном поле, речные лодочки, корабли в море.) А знаете ли вы, почему они хорошо плавают и прекрасно держатся на поверхности воды, не тонут. Даже их птенцы не тонут, любят воду и хорошо ныряют.

— Хорошее ли зрение у кряквы? В одиночку живут или стаями? Как защищают себя? И как сигнализируют об опасности?

Сделайте вывод: смогут ли кряквы жить без воды?

Задание для 6-й группы.. Объект наблюдения — береговые растения (ива белая, тополь серебристый, лапчатка гусиная.

1.Посмотрите вокруг: какие красивые деревья окаймляют пруд! Какая великолепная природная панорама! С кем бы вы сравнили величественный серебристый тополь и его вечную подругу на берегу водоема — белую иву?

2. Пронаблюдайте, какой высоты деревья: тополь серебристый и ива белая? С домом в сколько этажей они могут сравниться?

Подойдите к тополю, попробуйте обхватить его руками, погладьте кору. Какая она? Взгляните вверх. Что вы видите?.

3. О чем шелестят серебристые листья тополя, о чем поют? Послушайте. На что похожа их песенка?

Погладьте листок тополя, рассмотрите и догадайтесь, почему его прозвали серебристым. Пронаблюдайте, когда тополь любит надевать серебряный костюм: в ветреную или безветренную погоду? Сфотографируйте своими глазами тополь (запомните), а дома проявите «фотографию» на бумаге (рисунок). Вот и будет у вас иллюстрация к вашему рассказу.

4. Подойдите к иве, обнимите ее и посмотрите вверх. Что-нибудь видно сквозь ее ветви?

Сравните листья ивы и тополя по форме, по цвету. Нарисуйте форму листьев на песке, и пусть твой друг отгадает, чей это лист?

Сравните кору ивы и тополя. Различается ли у них кора? (Кора ивы целебна, кроме того из нее делают красно-коричневую краску. В коре ивы и тополя содержится вещество, которое помогает дубить кожу, чтобы она становилась мягкой.)

5. На берегу вы можете отдохнуть на зеленом ковре из гусиной лапчатки. Почему это растение так назвали?

У лапчатки, у лапчатки
Серебристые перчатки.

Рассмотри, отчего нижняя сторона листа имеет серебристый оттенок? Имеет ли форма листа лапчатки отличия от листа тополя и ивы? Подумайте, почему лапчатка образует такой густой ковер, даже земли не видно? Сравните: так ли густо растет трава на пригорке?

Догадайтесь, почему на этой травке можно сидеть, ходить и она не ломается? 6.Сделайте вывод о том, как приспосабливаются растения к жизни возле воды. Обратите внимание на их размеры, строение побегов.

Задание для 7-й группы. Объект наблюдения — растения, живущие в воде (ряска, пузырчатка).

1.Внимательно понаблюдайте, что это за маленькие «кораблики» дрейфуют по воде у самого берега: однолопастные, трехлопастные. Чтобы не перевернуться, они опустили в воду корни. Это ряска малая и трехдольная — любимое лакомство водоплавающих птиц.

Подумайте, зачем ряске нужны корни (выберите правильный ответ):

§ всасывать питательные вещества;

§ удерживать равновесие;

§ чтобы удержаться на одном месте.

§ Рассмотрите тельце ряски. Какое оно: с опушением или гладкое глянцевое?

2.Знаешь ли ты растение-хищник, что расставляет западню для животных, ловит и питается ими? Это растение называется пузырчатка. На побеге у нее ловчие листья-мешочки (ловит мелких микроскопических рачков-циклопов).

3.Рассмотрите, какие листья у этих растений: бледно-зеленые, почти прозрачные или темно-зеленые толстые; тонкие резные или большие плотные; с опушением, с восковым налетом, покрыты слизью?

Почему у них такие листья? (Выберите правильный ответ):

§ чтобы рыбам и другим животным не мешать плавать;

§ чтобы вода свободно проходила и не задерживалась;

§ чтобы растения могли всей своей поверхностью впитывать воду с питательными веществами.

4.Почему стебли этих растений очень гибкие? (Выберите правильный ответ):

§ чтобы легко было зацепиться за что-нибудь;

§ растение держит вода, им не нужны жесткие ткани для удержания стебля.

5. На что похожи эти растения, с чем их можно сравнить? (С елочными украшениями, водными сетями, корабликами, стадом лягушек.)

6. У каких растений есть корни и для чего они им?

-чтобы всасывать питательные вещества;

-чтобы держаться на одном месте.

Какие из них прикреплены ко дну водоема, а какие — свободно плавают?

Сделайте вывод: что произойдет со стеблем, листьями этих растений, если их вытащить на берег? кто при этом потеряет приют и вкусный завтрак?

Демонстрационный материал:

Рогоз

Кубышка

Ива

Кряква

Белолобый гусь

Сизая чайка

Библиографический список

1. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994.

2. Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки. М.: Детская литература, 1997.

3. Горышина растений. М.: Высшая школа, 1976.

4. , , Чернышова и животные водоемов. Пособие для проведения экологических экскурсий. Новосибирск: Книжица, 1999.

5. Ердаков для начального обучения. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Новосибирск: Книжица, 1997.

6. , Юдин растения и жизнь животных. Новосибирск: Наука СО, 1987.

Работы по подготовке декоративного пруда к зиме зачастую пугают новичков. Но эта процедура не такая уж и сложная. Главное – учесть вид водоема и грамотно позаботиться о его жителях, в частности о растениях и рыбах.

Начните подготовку пруда к зиме еще до наступления холодов. Перед началом листопада накройте его сеткой, чтобы в воду не падали листья. Если этого не сделать, то вскоре листья опустятся на дно и начнут гнить. В результате они не только испортят красоту, но и загрязнят водоем. Если листья все же попали в пруд, выловите их сачком или специальным водным пылесосом.

Чистка водоема

Водоем любого вида нуждается в тщательной очистке осенью. Ведь все, что оседает на дне (ил, мусор, корм для рыб), разлагается и образует болезнетворные газы, которые могут отравить жителей водоема. Дно удобно чистить с помощью граблей.

Если ваш водоем оснащен оборудованием (насосом, фильтрами и др.), осенью внимательно следить за ночными температурами воздуха. При опускании столбика термометра до 5°С отключите все приспособления (если они не оснащены специальной защитой от промерзания), извлеките их из воды, промойте, высушите и храните до весны в теплом и сухом месте.

Зимовка пруда в зависимости от его вида

Самый главный вопрос, который волнует дачников, – выкачивать осенью воду или нет. Это зависит в первую очередь от размера пруда.

Маленький водоем (площадью до 20 кв.м, глубиной до 0,8 м) считается незимующим, т.к. он промерзает до дна, причем неважно, естественный этот пруд или искусственный. Поэтому осенью из него достают все растения, сачком вылавливают рыбу, выкачивают воду и отправляют на зимовку.

Дно и стенки чистят вручную при помощи щетки. Трубопроводы продувают и закупоривают пенопластом, поскольку пробки из дерева при набухании в воде могут повредить их. На зиму такой пруд наполовину или на 2/3 заполняют водой. Ведь на дне пустого водоема все равно соберется снег и лед, который весной будет долго таять, а так пруд зимой промерзнет только сверху.

В очень морозную зиму во льду делают прорубь и через нее откачивают небольшое количество воды. Получившаяся воздушная подушка не даст водоему промерзнуть до дна.

Достаточно большому пруду (площадью свыше 20 кв.м и глубиной более 1 м) нужна только чистка (с извлечением оборудования) и подготовка к зиме растений и рыбы, воду можно не сливать. Если бетонный пруд грамотно спроектирован и построен, его гидроизоляция не вызывает сомнений, то такой водоем можно оставить зимовать полностью наполненным водой. Качественный пленочный пруд также можно оставить на зиму.

Водоемы жесткой формы (из пластика или стеклопластика) чувствительны к повышению давления. Чтобы пруд зимой не разорвало, нужно опустить в него несколько пластиковых бутылок, частично заполненных песком. Зимой они примут на себя давление льда.

На 1 кв.м площади водоема погружают одну бутылку.

Если пруд расположен вровень с землей, воду из него не спускают, а если приподнят – доводят ее уровень до поверхности земли.

Что делать с водными растениями?

Еще один важный момент – зимовка водных растений. Болотные и мелководные культуры обрезают практически под корень. Незимостойкие растения (некоторые осоки, ирисы, канны, циперус) извлекают из пруда и отправляют зимовать в помещение с минимумом света, постоянно влажной почвой и температурой воздуха около 5°С.

А вот тростник ни в коем случае не срезают: его полые стебли послужат отводами углекислого газа и проводниками кислорода для зимующих растений и рыб. С этой же целью в водоем можно поместить связку стеблей дельфиниума.

Водные растения (кувшинку, кубышку желтую, элодею, болотник, водокрас, ряску, аир, калужницу) на зиму можно оставить в глубоком водоеме, но только если это зимостойкие сорта. Большинство из них осенью дают зимующие почки, которые опускаются ко дну. Для страховки от каждого растения отрезают пару почек и отправляют зимовать в теплое место в доме. Если культуры, оставленные в пруду, не переживут зиму, их можно вырастить из этих почек.

У зимостойких водных растений обрезают старые листья и побеги до корня. Корзины с ними передвигают на середину водоема и притапливают на глубину более 1 м. Если водоем мелкий, все водные растения вынимают и переносят в помещение или в более глубокий резервуар.

Теплолюбивые растения (водяной гиацинт, пистию, нильский папирус, понтедерию, ирис болотный, тропические кувшинки) достают из водоема и отправляют на зимовку в хранилище с приглушенным светом. Там их укладывают в емкости с водой, температура которой должна быть не ниже 10°С. Воду меняют каждые 2-3 недели.

Особого внимания требуют нимфеи. Для них самый безопасный способ зимовки – остаться в воде на прежнем месте. Но если водоем промерзает, эти растения на зиму переселяют в подвал с температурой воздуха около 5°С. Контейнер с нимфеей помещают в просторную емкость с водой и следят, чтобы она полностью покрывала растение.

Зимовка рыбы в пруду

Смена места обитания может вызвать у рыб сильный стресс. Поэтому лучше, если они останутся зимовать в родном водоеме. Но это, к сожалению, невозможно, если глубина пруда менее 1,5 м. Тогда рыба замерзнет.

Чтобы оставить живность на зимовку, необходимо установить в пруду специальное оборудование (прудовые обогреватели и аэраторы), которое помогут поддерживать температуру воды в пределах нормы.

Если у вас нет возможности приобрести аэратор для водоема, можно аккуратно проделать прорубь и периодически подливать в это отверстие кипяток.

Для теплолюбивых декоративных рыбок (таких как холодноводная форель, карп кои, золотая рыбка, верховка, гольян) следует еще в начале осени подготовить большой аквариум или просторную бочку. Учтите: на каждую рыбу длиной до 10 см нужно не менее 10 л воды с температурой в пределах 10-15°С. Кроме того, аквариум должен быть оснащен фильтром для воды и системой насыщения кислородом. Декоративных рыбок оставляют зимовать в помещении с небольшим количеством света.

Дополнительные приемы и хитрости

На завершающем этапе подготовки водоема к зиме в него опускают несколько поленьев или резиновых мячей. Это нужно для того, чтобы лед не повредил стенки пруда.

Во время сильных морозов водоем поверх льда укрывают соломой, досками или мешковиной. Но если в нем зимуют рыбы, то нельзя надолго оставлять такое укрытие, поскольку живые организмы не могут находиться без света длительное время. По этой же причине нужно регулярно чистить поверхность водоема от снега и контролировать наличие прорубей.

Если осенью грамотно провести все мероприятия по подготовке пруда к зимовке, то зиму он переживет без особых хлопот и потерь. А в следующем году вновь порадует вас своим живописным видом.

Пруд зима

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *