Картофель – это чудесный продукт, который можно употреблять в пищу и не только. Довольно часто педагоги в детских садах и школах проводят опыты с клубнями, чтобы сделать определенные выводы о составе и свойствах овоща. Проводить опыты с картошкой в детском саду намного проще, чем ставить эксперименты вместе со школьниками. В дошкольных учреждениях дети маленькие, сложные механизмы они пока еще не усваивают. Зато самые элементарные превращения корнеплода удивляют и веселят малышей. Приведем несколько примеров.

Зеленая картошка

Для этого опыта нужно взять одну картофелину и положить ее на самое светлое место в групповой комнате. Это может быть подоконник. Через пару дней дети заметят, что кожура клубня изменила цвет, она приняла выраженный зеленый оттенок. Если взять нож и срезать немного кожуры, то насыщенность цвета можно рассмотреть лучше.

Почему такое происходит? Под воздействием ультрафиолета в клубне начинает активно синтезироваться хлорофилл, именно благодаря ему практически все растения зеленые. А детишкам можно пояснить, что это солнышко покрасило картошку в зеленый цвет.

Опыт: йод и картофель

Для этого эксперимента нужно взять сырую картофелину и разрезать ее ножом пополам. Потом на мякоть каждой половинки капнуть по капельке йода. Через некоторое время пятно потемнеет. Объясняется такая метаморфоза тем, что при взаимодействии с крахмалом йод становится сине-черным.

Из этого опыта напрашивается вывод: крахмал в картофеле точно есть, причем в большом количестве. Для чистоты эксперимента можно капнуть йод на разрезанные редис, огурец и прочие овощи. С ними такое либо вообще не произойдет, либо реакция будет гораздо менее выраженной.

Опыт с натертой картошкой

В этом случае берется один крупный клубень и натирается на терке. Дети видят, как твердый овощ превратился в жидкую кашицу, а это означает, что в нем точно содержится вода.

После этого кашица добавляется в стакан с водой. Жидкость становится мутной. Почему? Потому что в картофеле есть крахмал, и он не растворился в воде полностью.

Дальше нужно процедить всю жидкость через сито. Кашица из мякоти убирается в сторону, а вода в стакане остается и отстаивается. Через некоторое время на дне появится осадок беловатого оттенка. Теперь нужно взять тонкий шланг и с его помощью убрать верхние слои жидкости, оставляя только белый осадок. Дальше его извлекают на темную ткань и высушивают на солнце, благодаря чему он превратится в картофельную муку или же крахмал.

Таким образом, в ходе эксперимента можно сделать сразу несколько выводов. А именно:

  • в картофеле есть вода;
  • в нем также много крахмала, который не растворяется в воде;
  • крахмал можно высушить на солнце.

Эти простые эксперименты будут очень интересными для детей возрастом от 3 до 6 лет. А вот школьников такими простыми «фокусами» уже не удивишь, им подавай более сложные опыты, где все шипит, гремит и стреляет. Ниже приведены несколько экспериментов с овощем для школьников разных возрастов.

Картофель и перекись водорода: опыт

Берется стакан и наполовину заполняется перекисью водорода. Потом в него опускается ломтик сырого картофеля. Реакция, которая произойдет после этого, просто поражает воображение. Начинают выделяться пузырьки газа. Почему? Объяснение довольно интересное. В мякоти сырого картофеля есть природный фермент, который называется каталаза. Он находится в каждой клеточке. Его функция – ускорение процесса расщепления сложных пищевых веществ на более простые, мелкие, легко усваиваемые. Именно поэтому каталаза провоцирует превращение перекиси водорода в воду и кислород (пузырьки).

Опыт с картошкой и содой

Это уже очень сложный эксперимент, который требует предварительной подготовки.

Нужно собрать такие материалы и инструменты: 1 картофелину, соду, зубную пасту, 2 провода с оголенными контактами (медный и алюминиевый), 2 зубочистки, вату, нож, ложку.

  1. Сначала клубень разрезается ножом пополам. В одной из половинок зубочистками делаются 2 сквозных отверстия. В них вставляются провода так, чтобы концы выступали на 1 см из мякоти.
  2. Во второй половинке клубня ложкой надо сделать углубление. В него насыпается 2 маленькие ложки соды и 1 ложка зубной пасты. Эти компоненты перемешиваются до получения однородной массы.
  3. Дальше обе половинки соединяются между собой по линии разреза. При этом важно, чтобы концы проводков попали в смесь соды и пасты.
  4. На один из проводков (на его конец) нужно намотать небольшой кусочек ватки. И оставить конструкцию минут на 8-10.
  5. По истечению указанного времени конец второго проводка подводиться к ватке. В момент соприкосновения она должна вспыхнуть.

Картофель батарейка

Из картошки можно сделать даже батарейку, причем вполне рабочую. Это несложно, материалов потребуется совсем много:

  • 2 клубня среднего размера;
  • 2 оцинкованных гвоздя (чем длиннее, тем лучше);
  • медный провод большого сечения;
  • 3 провода, оснащенных зажимами-аллигаторами с обоих концов.

Итак, сначала в каждую картофелину нужно вставить по гвоздю. Желательно воткнуть поглубже, чтобы они надежно держались внутри мякоти. Потом в каждый клубень надо вставить по 1 куску медной проволоки. Главное условие – провода и гвозди не должны соприкасаться друг с другом ни снаружи, ни внутри мякоти.

Следующий этап – правильное соединение проводов с зажимами. Один из них фиксируется на гвозде, вставленном в одну из картофелин. Второй конец остается свободным. Другой проводок крепится к медной проволоке первой картофелины и гвоздь второго клубня. Третий провод нужно соединить с гвоздем второй картофелины. В результате на конструкции остаются свободными два конца с зажимами. Их нужно подсоединить к положительной и отрицательной клемме электроприбора (часов, фонарика).

Если электроприбор не работает, первым делом стоит проверить, не соприкасаются ли зажимы с кожурой клубней. Возможно, напряжение картофельной батарейки слишком низкое. В таком случае придется задействовать больше картофелин. Добавлять их надо по одной, перебор тоже ни к чему.

Вывод: овощ является электролитом. Если вам вдруг срочно понадобилось запитать какой-то простой прибор, а лишней батарейки в хозяйстве нет, тогда ее можно быстренько смастерить из перечисленных подручных средств.

Опыт с картошкой и лампочкой

С помощью той же схемы, что рассматривалась в предыдущем опыте, запросто можно зажечь лампочку. При этом конструкция получается более простой.

Для работы нужны:

  • 2 провода с оголенными концами;
  • 2 гвоздя;
  • 2 картофелины;
  • лампочка;
  • термопистолет с силиконовыми стержнями.

Нужно взять 2 провода с оголенными концами. Один из них приклеивается к цоколю лампы горячим силиконом из термопистолета. Второй проводок приклеивается к выступающему контакту в нижней части цоколя. Потом в каждую картофелину втыкается по толстому гвоздю. Одна проволока прикручивается к одному из гвоздей. Конец второй сгибается и петелькой накидывается на свободный гвоздь. В этот момент лампочка должна загореться!

Опыт с магнитами и лампой

Этот эксперимент тоже позволит зажечь лампу без привычного электричества. Для работы следует подготовить:

  • 1 большую картофелину;
  • медную проволоку;
  • 2 круглых магнита с отверстием в центре;
  • нож;
  • лампочку.

Ножом нужно сделать аккуратное отверстие в центре картофеля. Оно должно соответствовать форме и диаметру цоколя. Потом на магниты накручиваются куски медной проволоки (достаточно 3-4 витка). Концы проволок должны быть направлены в одну сторону. Магниты размещаются по сторонам таким образом, чтобы они притягивались, а не отталкивались. Между магнитами ставится картофелина с отверстием вверху. Один магнит надо воткнуть с правой стороны клубня, а второй с левой. Остается только вставить лампу в отверстие, и она должна зажечься.

Опыты с картошкой для школьников могут стать интересным занятием и для многих взрослых. Кто не хочет вернуться в детство? Во время экспериментов важно не забывать о мерах предосторожности и быть максимально аккуратным, чтобы ничего не разбить, не пролить и не навредить своему здоровью.

Надежда Талалай
Опыты с картофелем в подготовительной группе

Цели и задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами соли и йода. Показать их воздействие на картофель. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать интерес к проведению опытов.

Материалы и оборудование: две стеклянные банки, картофель, йод, пипетка, соль, сито.

Ход занятия:

Ребенок загадывает загадку:

Возле дома, меж кустов,

В поле, в грядке, вдоль лесов,

Растет важная культура

С крепкой, кроткою фактурой.

Клубни все мы соберем,

Высушим и приберем.

Будем кушать до весны,

Явства все ее вкусны.

В

спитатель: Что это за важная культура?

Дети: Это — картофель.

Воспитатель: Правильно, это картофель. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без него. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

(Ответы детей)

Воспитатель: Подберите слова – признаки к слову картофель, Какой он?

Дети: Круглый, твердый, полезный.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, сырой картофель вкусный? Можно его есть в сыром виде? (ответы детей). Много его не съешь. Поэтому ещё с давних времен человек научился употреблять в пищу вареный картофель, жареный (воспитатель читает стихотворение):

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печенки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из (картошки).

Сегодня мы с вами проведем опыты с картофелем. Перед вами на столе стоят две стеклянные банки. Одну из них я наполню проточной водой, а в другую налью проточную воду и добавлю шесть столовых ложек соли. Нужно соль размешивать ложкой или нет? (ответы детей). Соль нужно тщательно перемешать, чтобы она растворилась в воде. Напишу на бумаге слово «соль» и наклею на банку. А теперь внимание! Я опускаю картофель в банку с проточной водой. Что происходит с картофелем?

Дети: Картофель тонет. Он опустился на дно банки.

Воспитатель: Верно. Теперь я достану картофель из этой банки, и опущу его в банку с соленой водой. Что вы видите?

Дети: Картофель не тонет! Он плавает на поверхности.

Воспитатель: Правильно, оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной. Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.

Физминутка

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Выросла она большая — круглая, овальная,

Среди овощей – главная! (дети выполняют движения).

Воспитатель: Предлагаю вам проделать следующий опыт. Я разрежу картофель на две части. На одну из них пипеткой нанесу каплю йода. Обратите внимание, какого цвета картофель на срезе и какого цвета йод?

(дети рассматривают). Будьте внимательны: что происходит с картофелем, когда я капнула йод на него? Каким цветом он стал?

Дети: Картофель стал фиолетовым цветом.

Воспитатель: В картофеле находится крахмал. Под воздействием йода крахмал поменял цвет.

Воспитатель: Давайте попробуем выделить крахмал из клубней картофеля. Для этого я возьму мелкую тёрку, и натру картофель в тарелку на этой терке. Получилась своеобразная кашица. Немного подождем, и увидим, что появилась в кашице жидкость. Что это?

Дети: Это картофельный сок.

Воспитатель: Верно. Теперь тертый картофель зальем водой, немного подождем и профильтруем через марлю. Картофельную гущу хорошо размешаем с водой и пропустим через сито. Вода вымывает крупинки крахмала из картофеля. Придется немного подождать, чтобы крахмал осел на дно.

Затем сольем воду. Что вы видите?

Дети: Что- то белое.

Воспитатель: Это вещество и есть крахмал. Посмотрите, такой же крахмал продается в магазине (дети трогают его руками). Из крахмала можно приготовить кисель. Его добавляют в тесто при выпечке некоторых изделий. Предлагаю вам дома с родителями провести эти же опыты.

(воспитатель закрепляет полученные знания детей).

МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1″»

КОНСПЕКТ

открытого занятия

«Развитие у детей познавательной активности, через детское экспериментирование».

«Красавица картошка»

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное»

«Познавательное»

«Развитие речи»

Выполнила:

воспитатель Глебова Т.С.

2019

Конспект открытого занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников о картофеле через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные задачи:

• Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. • Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление, развивать умение слушать воспитателя и сверстников, развивать умения излагать собственные рассуждения, полагаясь на личный опыт;

  • Продолжать учить детей формулировать простые выводы после проведения простых опытов.

  • Обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Тип занятия: закрепление и усвоение нового материала.

Активизация словаря: крахмал, вещество

Используемые средства: Ноутбук, проектор, экран, презентация «Откуда к нам пришла картошка», крахмал, мука, йод, одноразовая посуда по количеству детей, картофель, ситечко, терка, аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского).

Форма обучения: фронтальная = педагог + группа детей

Формы организации образовательного процесса: (НОД ) совместная, самостоятельная

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Игровые: физминутка » Волшебник»

Практические: выполнение экспериментов.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская,, игровая

Предварительная работа: Занятие по теме: «Овощи».
Рассматривание овощей, дегустация овощей.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки».
Загадывание загадок, разучивание стихов по теме «Овощи».
Рисование, лепка и аппликация на тему «Овощи».
Домашнее задание: знакомство с рецептами блюд из картофеля, знакомство со способами хранения картофеля.

Литература:

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку: звучит песня «Улыбка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель:

Гости улыбаются нам.

И вы улыбнитесь им,

подарите нашим гостям красивую улыбку.

Улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь и мне.

В это время в приемной мигает свет и звучит музыка инопланетян

Воспитатель: Ребята, что же это такое происходит в нашей раздевалке? Там все светится и мигает.

В группу входят два инопланетянина

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же это такие?

«Добрый день. Мы маленькие человечки с планеты Марс. Узнали, что на вашей земле растет необычный вкусный и полезный овощ. (показывают картинку картофеля) Нам бы очень хотелось все про него узнать. Помогите, нам пожалуйста»

Воспитатель: Ребята, давайте поможем инопланетянам и расскажем им о картофеле?

Дети: Да.

Воспитатель: Проходите дорогие гости, сейчас мы с ребятами попробуем вам рассказать все , что мы знаем об этом удивительном овоще

Воспитатель: В некотором царстве, В некотором государстве, Не на Марсе и не на Луне — Жила картошечка на земле.

Свойство царское имела: Накормить народ сумела. Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом! Из чего он состоит и как болезни победит.

Воспитатель: Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница тетушка сова

(Показ презентации «Откуда к нам пришла картошка»)

Воспитатель: Ребята, напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез?

Не догадался ни за что
До этого я сам бы —
Картошку садят не за стол,
Её сажают в ямы.
Без темноты и сырости
Она не может вырасти!

(читает ребенок)

Воспитатель: Для чего он нам нужен?

Думаю, из овощей,
Лучше всех — картошка,
Без нее не сваришь щей,
Не поешь окрошки (читает ребенок)

Д/И Какие блюда из картофеля можно приготовить?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, много блюд вы знаете о картофеле. А еще картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился — надо подышать над паром варенной картошки — и станет легче.

А еще сырой картошкой лечат ожоги — вот такой удивительный овощ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы точно узнать , какие вещества есть в картошке нам с вами и нашими гостями нужно пройти в лабораторию. Ребята, а что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: Молодцы! Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории. — аккуратно обращаться со стеклянными предметами; — не брать в руки вещества, без разрешения воспитателя; — быть предельно аккуратным.

Воспитатель: Правила мы с вами повторили, давайте оденем шапочки, как у настоящих ученых (А кто такие ученые?) и пройдем в нашу лабораторию, где будем изучать картофель и заносить данные о нем в табличку.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Надя, что ты сможешь рассказать о картошке?

Я — не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент! Надя

Воспитатель: Молодец Надя! Вот она душечка-голубушка.А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. Какого он цвета? Какой формы?

Воспитатель: – Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.

– Какой картофель на ощупь?

– Что есть у картофеля?

Воспитатель: Ребята, что мы с вами узнали о картошке (ответы детей) Мы с вами выяснили, что картофель по форме и по цвету бывает разный, что есть гладкий, а есть шероховатый, и что у него есть глазки, из которых появляются росточки

Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (Цвет, форма, какая поверхность)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим из чего состоит картофель.

Опытно — экспериментальная деятельность:

ОПЫТ №1

1)Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица. Отжимаю картофель, показывая что в нем есть вода .

Вывод: в картофеле есть вода.

ОПЫТ №2

Натертую картофельную кашицу положим с вами в пластмассовые стаканчики , вы добавите немного воды и размешаете ложечкой. Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

ОПЫТ №3

Теперь возьмите пустые сканчики и постарайтесь аккуратно перелить в них нашу мутную воду. Дадим нашей водичке отстояться. в конце занятия мы с вами посмотрим что произошло с нашей мутной водичкой.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество, его называют крахмал.

Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (есть вода, есть жидкая кашица)

Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

А теперь физминутка :

Попрошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились разогнулись,

Вдох и выдох- улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

ОПЫТ №5

Воспитатель: Ребята, говорят, что картофель богат крахмалом, Крахмал – это безвкусный порошок белого цвета, напоминающий муку. Он

не имеет никакого запаха и при потирании его пальцами можно

услышать своеобразный хруст его мельчайших частичек, а они,

кстати, меньше чем у муки.

Воспитатель: У вас на столе стоят тарелочки с крахмалом. Что вы можете сказать о цвете крахмала?

ответы детей

Вывод: Крахмал белого цвета.

Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем

Вывод: Крахмал хрустит

Воспитатель: Ребята мы с вами рассмотрели крахмал, потрогали его, а теперь давайте посмотрим есть ли такое вещество в картофеле.

Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. если в продукте есть крахмал , то цвет меняется и становится темно-синего цвета.

Воспитатель: Ребята берите по кружку картошки и я сейчас на каждый ваш картофельный кружочек капну капельку йода, посмотрите, что получилось?

При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: Вывод: картофель посинел, значит в нем есть крахмал.

Воспитатель: Ребята а теперь возьмите осторожно, не болтая стаканчики, куда мы с вами переливали мутную картофельную водичку, что там произошло?

ответы детей

Воспитатель: Правильно на дне стаканчика появился белый осадок, это и есть наш с вами крахмал, я сейчас тихонечко солью водичку и на вещество в стаканчике капну капельку йода, чтобы показать вам , что это крахмал. Капаю йод, вещество синеет.

Воспитатель: Дети, скажите, какое вещество мы с вами получили с вами из картофеля? А как мы с вами узнали что это крахмал ?

ответы детей

Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (есть крахмал, он белый, хрустит)

Воспитатель:

Итак, мы сегодня с вами узнали, что картофель бывает:

— разного цвета, формы.

-гладкий и шероховатый

сделали открытия:

— Картофель состоит из воды и крахмала, — Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь снимаем с вами наши шапочки и возвращаемся с нашими гостями в группу . Молодцы, вы сегодня очень старались и наши гости благодаря вам узнали очень многое о нашем овоще, которое называется как? КАРТОШКА. Ребята из вас получились отличные исследователи!

Воспитатель: Давайте наши записи, которые мы делали во время наших экспериментов мы подарим нашим гостям, чтобы они на своей планете Марс могли рассказать о нашем замечательном овоще.

Инопланетяне благодарят детей и дарят им корзиночку с гостинцами и уходят

Опыты с картошкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *