Картофель – это чудесный продукт, который можно употреблять в пищу и не только. Довольно часто педагоги в детских садах и школах проводят опыты с клубнями, чтобы сделать определенные выводы о составе и свойствах овоща. Проводить опыты с картошкой в детском саду намного проще, чем ставить эксперименты вместе со школьниками. В дошкольных учреждениях дети маленькие, сложные механизмы они пока еще не усваивают. Зато самые элементарные превращения корнеплода удивляют и веселят малышей. Приведем несколько примеров.
Содержание
Зеленая картошка
Для этого опыта нужно взять одну картофелину и положить ее на самое светлое место в групповой комнате. Это может быть подоконник. Через пару дней дети заметят, что кожура клубня изменила цвет, она приняла выраженный зеленый оттенок. Если взять нож и срезать немного кожуры, то насыщенность цвета можно рассмотреть лучше.
Почему такое происходит? Под воздействием ультрафиолета в клубне начинает активно синтезироваться хлорофилл, именно благодаря ему практически все растения зеленые. А детишкам можно пояснить, что это солнышко покрасило картошку в зеленый цвет.
Опыт: йод и картофель
Для этого эксперимента нужно взять сырую картофелину и разрезать ее ножом пополам. Потом на мякоть каждой половинки капнуть по капельке йода. Через некоторое время пятно потемнеет. Объясняется такая метаморфоза тем, что при взаимодействии с крахмалом йод становится сине-черным.
Из этого опыта напрашивается вывод: крахмал в картофеле точно есть, причем в большом количестве. Для чистоты эксперимента можно капнуть йод на разрезанные редис, огурец и прочие овощи. С ними такое либо вообще не произойдет, либо реакция будет гораздо менее выраженной.
Опыт с натертой картошкой
В этом случае берется один крупный клубень и натирается на терке. Дети видят, как твердый овощ превратился в жидкую кашицу, а это означает, что в нем точно содержится вода.
После этого кашица добавляется в стакан с водой. Жидкость становится мутной. Почему? Потому что в картофеле есть крахмал, и он не растворился в воде полностью.
Дальше нужно процедить всю жидкость через сито. Кашица из мякоти убирается в сторону, а вода в стакане остается и отстаивается. Через некоторое время на дне появится осадок беловатого оттенка. Теперь нужно взять тонкий шланг и с его помощью убрать верхние слои жидкости, оставляя только белый осадок. Дальше его извлекают на темную ткань и высушивают на солнце, благодаря чему он превратится в картофельную муку или же крахмал.
Таким образом, в ходе эксперимента можно сделать сразу несколько выводов. А именно:
- в картофеле есть вода;
- в нем также много крахмала, который не растворяется в воде;
- крахмал можно высушить на солнце.
Эти простые эксперименты будут очень интересными для детей возрастом от 3 до 6 лет. А вот школьников такими простыми «фокусами» уже не удивишь, им подавай более сложные опыты, где все шипит, гремит и стреляет. Ниже приведены несколько экспериментов с овощем для школьников разных возрастов.
Картофель и перекись водорода: опыт
Берется стакан и наполовину заполняется перекисью водорода. Потом в него опускается ломтик сырого картофеля. Реакция, которая произойдет после этого, просто поражает воображение. Начинают выделяться пузырьки газа. Почему? Объяснение довольно интересное. В мякоти сырого картофеля есть природный фермент, который называется каталаза. Он находится в каждой клеточке. Его функция – ускорение процесса расщепления сложных пищевых веществ на более простые, мелкие, легко усваиваемые. Именно поэтому каталаза провоцирует превращение перекиси водорода в воду и кислород (пузырьки).
Опыт с картошкой и содой
Это уже очень сложный эксперимент, который требует предварительной подготовки.
Нужно собрать такие материалы и инструменты: 1 картофелину, соду, зубную пасту, 2 провода с оголенными контактами (медный и алюминиевый), 2 зубочистки, вату, нож, ложку.
- Сначала клубень разрезается ножом пополам. В одной из половинок зубочистками делаются 2 сквозных отверстия. В них вставляются провода так, чтобы концы выступали на 1 см из мякоти.
- Во второй половинке клубня ложкой надо сделать углубление. В него насыпается 2 маленькие ложки соды и 1 ложка зубной пасты. Эти компоненты перемешиваются до получения однородной массы.
- Дальше обе половинки соединяются между собой по линии разреза. При этом важно, чтобы концы проводков попали в смесь соды и пасты.
- На один из проводков (на его конец) нужно намотать небольшой кусочек ватки. И оставить конструкцию минут на 8-10.
- По истечению указанного времени конец второго проводка подводиться к ватке. В момент соприкосновения она должна вспыхнуть.
Картофель батарейка
Из картошки можно сделать даже батарейку, причем вполне рабочую. Это несложно, материалов потребуется совсем много:
- 2 клубня среднего размера;
- 2 оцинкованных гвоздя (чем длиннее, тем лучше);
- медный провод большого сечения;
- 3 провода, оснащенных зажимами-аллигаторами с обоих концов.
Итак, сначала в каждую картофелину нужно вставить по гвоздю. Желательно воткнуть поглубже, чтобы они надежно держались внутри мякоти. Потом в каждый клубень надо вставить по 1 куску медной проволоки. Главное условие – провода и гвозди не должны соприкасаться друг с другом ни снаружи, ни внутри мякоти.
Следующий этап – правильное соединение проводов с зажимами. Один из них фиксируется на гвозде, вставленном в одну из картофелин. Второй конец остается свободным. Другой проводок крепится к медной проволоке первой картофелины и гвоздь второго клубня. Третий провод нужно соединить с гвоздем второй картофелины. В результате на конструкции остаются свободными два конца с зажимами. Их нужно подсоединить к положительной и отрицательной клемме электроприбора (часов, фонарика).
Если электроприбор не работает, первым делом стоит проверить, не соприкасаются ли зажимы с кожурой клубней. Возможно, напряжение картофельной батарейки слишком низкое. В таком случае придется задействовать больше картофелин. Добавлять их надо по одной, перебор тоже ни к чему.
Вывод: овощ является электролитом. Если вам вдруг срочно понадобилось запитать какой-то простой прибор, а лишней батарейки в хозяйстве нет, тогда ее можно быстренько смастерить из перечисленных подручных средств.
Опыт с картошкой и лампочкой
С помощью той же схемы, что рассматривалась в предыдущем опыте, запросто можно зажечь лампочку. При этом конструкция получается более простой.
Для работы нужны:
- 2 провода с оголенными концами;
- 2 гвоздя;
- 2 картофелины;
- лампочка;
- термопистолет с силиконовыми стержнями.
Нужно взять 2 провода с оголенными концами. Один из них приклеивается к цоколю лампы горячим силиконом из термопистолета. Второй проводок приклеивается к выступающему контакту в нижней части цоколя. Потом в каждую картофелину втыкается по толстому гвоздю. Одна проволока прикручивается к одному из гвоздей. Конец второй сгибается и петелькой накидывается на свободный гвоздь. В этот момент лампочка должна загореться!
Опыт с магнитами и лампой
Этот эксперимент тоже позволит зажечь лампу без привычного электричества. Для работы следует подготовить:
- 1 большую картофелину;
- медную проволоку;
- 2 круглых магнита с отверстием в центре;
- нож;
- лампочку.
Ножом нужно сделать аккуратное отверстие в центре картофеля. Оно должно соответствовать форме и диаметру цоколя. Потом на магниты накручиваются куски медной проволоки (достаточно 3-4 витка). Концы проволок должны быть направлены в одну сторону. Магниты размещаются по сторонам таким образом, чтобы они притягивались, а не отталкивались. Между магнитами ставится картофелина с отверстием вверху. Один магнит надо воткнуть с правой стороны клубня, а второй с левой. Остается только вставить лампу в отверстие, и она должна зажечься.
Опыты с картошкой для школьников могут стать интересным занятием и для многих взрослых. Кто не хочет вернуться в детство? Во время экспериментов важно не забывать о мерах предосторожности и быть максимально аккуратным, чтобы ничего не разбить, не пролить и не навредить своему здоровью.
Надежда Талалай
Опыты с картофелем в подготовительной группе
Цели и задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами соли и йода. Показать их воздействие на картофель. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать интерес к проведению опытов.
Материалы и оборудование: две стеклянные банки, картофель, йод, пипетка, соль, сито.
Ход занятия:
Ребенок загадывает загадку:
Возле дома, меж кустов,
В поле, в грядке, вдоль лесов,
Растет важная культура
С крепкой, кроткою фактурой.
Клубни все мы соберем,
Высушим и приберем.
Будем кушать до весны,
Явства все ее вкусны.
В
спитатель: Что это за важная культура?
Дети: Это — картофель.
Воспитатель: Правильно, это картофель. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без него. Какие блюда можно приготовить из картофеля?
(Ответы детей)
Воспитатель: Подберите слова – признаки к слову картофель, Какой он?
Дети: Круглый, твердый, полезный.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, сырой картофель вкусный? Можно его есть в сыром виде? (ответы детей). Много его не съешь. Поэтому ещё с давних времен человек научился употреблять в пищу вареный картофель, жареный (воспитатель читает стихотворение):
Запеканки, драники,
Оладьи и пюре,
Зразы и вареники,
Печенки в кожуре,
И отличную окрошку
Можно сделать из (картошки).
Сегодня мы с вами проведем опыты с картофелем. Перед вами на столе стоят две стеклянные банки. Одну из них я наполню проточной водой, а в другую налью проточную воду и добавлю шесть столовых ложек соли. Нужно соль размешивать ложкой или нет? (ответы детей). Соль нужно тщательно перемешать, чтобы она растворилась в воде. Напишу на бумаге слово «соль» и наклею на банку. А теперь внимание! Я опускаю картофель в банку с проточной водой. Что происходит с картофелем?
Дети: Картофель тонет. Он опустился на дно банки.
Воспитатель: Верно. Теперь я достану картофель из этой банки, и опущу его в банку с соленой водой. Что вы видите?
Дети: Картофель не тонет! Он плавает на поверхности.
Воспитатель: Правильно, оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной. Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.
Физминутка
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Выросла она большая — круглая, овальная,
Среди овощей – главная! (дети выполняют движения).
Воспитатель: Предлагаю вам проделать следующий опыт. Я разрежу картофель на две части. На одну из них пипеткой нанесу каплю йода. Обратите внимание, какого цвета картофель на срезе и какого цвета йод?
(дети рассматривают). Будьте внимательны: что происходит с картофелем, когда я капнула йод на него? Каким цветом он стал?
Дети: Картофель стал фиолетовым цветом.
Воспитатель: В картофеле находится крахмал. Под воздействием йода крахмал поменял цвет.
Воспитатель: Давайте попробуем выделить крахмал из клубней картофеля. Для этого я возьму мелкую тёрку, и натру картофель в тарелку на этой терке. Получилась своеобразная кашица. Немного подождем, и увидим, что появилась в кашице жидкость. Что это?
Дети: Это картофельный сок.
Воспитатель: Верно. Теперь тертый картофель зальем водой, немного подождем и профильтруем через марлю. Картофельную гущу хорошо размешаем с водой и пропустим через сито. Вода вымывает крупинки крахмала из картофеля. Придется немного подождать, чтобы крахмал осел на дно.
Затем сольем воду. Что вы видите?
Дети: Что- то белое.
Воспитатель: Это вещество и есть крахмал. Посмотрите, такой же крахмал продается в магазине (дети трогают его руками). Из крахмала можно приготовить кисель. Его добавляют в тесто при выпечке некоторых изделий. Предлагаю вам дома с родителями провести эти же опыты.
(воспитатель закрепляет полученные знания детей).
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1″»
КОНСПЕКТ
открытого занятия
«Развитие у детей познавательной активности, через детское экспериментирование».
«Красавица картошка»
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное»
«Познавательное»
«Развитие речи»
Выполнила:
воспитатель Глебова Т.С.
2019
Конспект открытого занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка»
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников о картофеле через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. • Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивающие задачи:
-
Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление, развивать умение слушать воспитателя и сверстников, развивать умения излагать собственные рассуждения, полагаясь на личный опыт;
-
Продолжать учить детей формулировать простые выводы после проведения простых опытов.
-
Обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Тип занятия: закрепление и усвоение нового материала.
Активизация словаря: крахмал, вещество
Используемые средства: Ноутбук, проектор, экран, презентация «Откуда к нам пришла картошка», крахмал, мука, йод, одноразовая посуда по количеству детей, картофель, ситечко, терка, аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского).
Форма обучения: фронтальная = педагог + группа детей
Формы организации образовательного процесса: (НОД ) совместная, самостоятельная
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Игровые: физминутка » Волшебник»
Практические: выполнение экспериментов.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская,, игровая
Предварительная работа: Занятие по теме: «Овощи».
Рассматривание овощей, дегустация овощей.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки».
Загадывание загадок, разучивание стихов по теме «Овощи».
Рисование, лепка и аппликация на тему «Овощи».
Домашнее задание: знакомство с рецептами блюд из картофеля, знакомство со способами хранения картофеля.
Литература:
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку: звучит песня «Улыбка.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель:
Гости улыбаются нам.
И вы улыбнитесь им,
подарите нашим гостям красивую улыбку.
Улыбнитесь друг другу.
Улыбнитесь и мне.
В это время в приемной мигает свет и звучит музыка инопланетян
Воспитатель: Ребята, что же это такое происходит в нашей раздевалке? Там все светится и мигает.
В группу входят два инопланетянина
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же это такие?
«Добрый день. Мы маленькие человечки с планеты Марс. Узнали, что на вашей земле растет необычный вкусный и полезный овощ. (показывают картинку картофеля) Нам бы очень хотелось все про него узнать. Помогите, нам пожалуйста»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем инопланетянам и расскажем им о картофеле?
Дети: Да.
Воспитатель: Проходите дорогие гости, сейчас мы с ребятами попробуем вам рассказать все , что мы знаем об этом удивительном овоще
Воспитатель: В некотором царстве, В некотором государстве, Не на Марсе и не на Луне — Жила картошечка на земле.
Свойство царское имела: Накормить народ сумела. Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом! Из чего он состоит и как болезни победит.
Воспитатель: Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница тетушка сова
(Показ презентации «Откуда к нам пришла картошка»)
Воспитатель: Ребята, напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез?
Не догадался ни за что
До этого я сам бы —
Картошку садят не за стол,
Её сажают в ямы.
Без темноты и сырости
Она не может вырасти!
(читает ребенок)
Воспитатель: Для чего он нам нужен?
Думаю, из овощей,
Лучше всех — картошка,
Без нее не сваришь щей,
Не поешь окрошки (читает ребенок)
Д/И Какие блюда из картофеля можно приготовить?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, много блюд вы знаете о картофеле. А еще картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился — надо подышать над паром варенной картошки — и станет легче.
А еще сырой картошкой лечат ожоги — вот такой удивительный овощ!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Чтобы точно узнать , какие вещества есть в картошке нам с вами и нашими гостями нужно пройти в лабораторию. Ребята, а что делают в лаборатории?
Дети: проводят опыты.
Воспитатель: Молодцы! Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории. — аккуратно обращаться со стеклянными предметами; — не брать в руки вещества, без разрешения воспитателя; — быть предельно аккуратным.
Воспитатель: Правила мы с вами повторили, давайте оденем шапочки, как у настоящих ученых (А кто такие ученые?) и пройдем в нашу лабораторию, где будем изучать картофель и заносить данные о нем в табличку.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Надя, что ты сможешь рассказать о картошке?
Я — не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент! Надя
Воспитатель: Молодец Надя! Вот она душечка-голубушка.А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. Какого он цвета? Какой формы?
Воспитатель: – Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.
– Какой картофель на ощупь?
– Что есть у картофеля?
Воспитатель: Ребята, что мы с вами узнали о картошке (ответы детей) Мы с вами выяснили, что картофель по форме и по цвету бывает разный, что есть гладкий, а есть шероховатый, и что у него есть глазки, из которых появляются росточки
Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (Цвет, форма, какая поверхность)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим из чего состоит картофель.
Опытно — экспериментальная деятельность:
ОПЫТ №1
1)Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица. Отжимаю картофель, показывая что в нем есть вода .
Вывод: в картофеле есть вода.
ОПЫТ №2
Натертую картофельную кашицу положим с вами в пластмассовые стаканчики , вы добавите немного воды и размешаете ложечкой. Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
ОПЫТ №3
Теперь возьмите пустые сканчики и постарайтесь аккуратно перелить в них нашу мутную воду. Дадим нашей водичке отстояться. в конце занятия мы с вами посмотрим что произошло с нашей мутной водичкой.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество, его называют крахмал.
Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (есть вода, есть жидкая кашица)
Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.
А теперь физминутка :
Попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.
ОПЫТ №5
Воспитатель: Ребята, говорят, что картофель богат крахмалом, Крахмал – это безвкусный порошок белого цвета, напоминающий муку. Он
не имеет никакого запаха и при потирании его пальцами можно
услышать своеобразный хруст его мельчайших частичек, а они,
кстати, меньше чем у муки.
Воспитатель: У вас на столе стоят тарелочки с крахмалом. Что вы можете сказать о цвете крахмала?
ответы детей
Вывод: Крахмал белого цвета.
Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем
Вывод: Крахмал хрустит
Воспитатель: Ребята мы с вами рассмотрели крахмал, потрогали его, а теперь давайте посмотрим есть ли такое вещество в картофеле.
Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. если в продукте есть крахмал , то цвет меняется и становится темно-синего цвета.
Воспитатель: Ребята берите по кружку картошки и я сейчас на каждый ваш картофельный кружочек капну капельку йода, посмотрите, что получилось?
При этом крахмал становиться темно-синего цвета.
Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети: Вывод: картофель посинел, значит в нем есть крахмал.
Воспитатель: Ребята а теперь возьмите осторожно, не болтая стаканчики, куда мы с вами переливали мутную картофельную водичку, что там произошло?
ответы детей
Воспитатель: Правильно на дне стаканчика появился белый осадок, это и есть наш с вами крахмал, я сейчас тихонечко солью водичку и на вещество в стаканчике капну капельку йода, чтобы показать вам , что это крахмал. Капаю йод, вещество синеет.
Воспитатель: Дети, скажите, какое вещество мы с вами получили с вами из картофеля? А как мы с вами узнали что это крахмал ?
ответы детей
Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (есть крахмал, он белый, хрустит)
Воспитатель:
Итак, мы сегодня с вами узнали, что картофель бывает:
— разного цвета, формы.
-гладкий и шероховатый
сделали открытия:
— Картофель состоит из воды и крахмала, — Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь снимаем с вами наши шапочки и возвращаемся с нашими гостями в группу . Молодцы, вы сегодня очень старались и наши гости благодаря вам узнали очень многое о нашем овоще, которое называется как? КАРТОШКА. Ребята из вас получились отличные исследователи!
Воспитатель: Давайте наши записи, которые мы делали во время наших экспериментов мы подарим нашим гостям, чтобы они на своей планете Марс могли рассказать о нашем замечательном овоще.
Инопланетяне благодарят детей и дарят им корзиночку с гостинцами и уходят