Тип: Исследовательская деятельность.
Продолжительность: долгосрочный (март – сентябрь)
Проблема: Дети, живущие в городе и покупающие овощи в магазине не имеют понятия о том, где выращиваются овощи, о необходимых условиях для их роста, и о том, как нужно за ними ухаживать.
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети средней группы.
Цель проекта: Создание условий для вовлечения детей в исследовательскую деятельность по выращиванию культурных растений.
Задачи:
1. Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода). Расширить знания и представления детей о том, что, овощи полезны для организма человека.
2. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
3. Совершенствовать навыки работы с лейкой, граблями.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Работа с родителями:
1. Познакомить родителей с проектом
2. Покупка семян, земли, орудий труда по уходу за огородом
3. Приготовление салата
4. Помощь в создании поделок из овощей
Ожидаемые результаты:
1. Воспитанники опытным путем получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети узнают о многообразии и разнообразии семян.
3. Создание дневника наблюдений для фиксации изменений в растениях в огороде.
4. Воспитанники получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
5. Проводимая работа позволит формированию бережного отношения к растительному миру.
6. Активное участие родителей в реализации проекта.
7. В результате своей деятельности дети получат урожай со своей грядки.
8. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Продукт деятельности:
- Дневник наблюдений
- Выставка детских рисунков «Полезные овощи».
- Мини-огород
- Овощи, выращенные своими руками
- Салат, сделанный родителями из овощей
- Выставка поделок из овощей
Перспективный план работы над проектом
Этапы работы |
Формы работы |
Взаимодействие участников |
Подготовительный этап |
1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств, необходимых для реализации проекта. 2. Составление перспективного плана работы по проекту. 3. Подбор художественной литературы 4. Подбор иллюстраций овощей 5. Беседа с родителями «Мини – огород». Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. |
Воспитатели
|
Основной этап |
Познавательное развитие: – Показ схемы посева семян – Рассматривание и посев семян – Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, влияние воды на росток, влияние солнца на росток – Уход за всходами – Опыт «На свету и в темноте» – Беседа «Для чего нужно пересадить всходы на грунт», «Уход за растениями» – Пересадка всходов в грунт – Полив, прополка, рыхление почвы – Дежурство по уходу за посаженными растениями (полив, прополка, рыхление почвы) – Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи» – Знакомство с пословицами и поговорками об овощах – Проведение д/и для закрепления знаний об овощах. – Ведение дневника наблюдений – Уборка урожая – Изготовление различных поделок из овощей Физическое развитие: – Физкультминутки – Подвижные игры: «Мыши в кладовой», «Огуречик, огуречик…», «Репка» Художественно – эстетическое развитие: – Рисование: «Однажды хозяйка с базара пришла…» (с использованием трафаретов) – Лепка «Вылепим овощи для игры в магазин» – Аппликация «Овощи в корзине» – Раскрашивание картинок – Инсценировка песни «Огородная – хороводная» Речевое развитие: – Чтение стихотворения С. Виталий «Огород», О Емельянова «Что растет на огороде» – Разучивание стихов по теме «Овощи» – Составление рассказа «Как я помогаю в огороде», «Как надо ухаживать за растениями» Социально – личностное развитие: – Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «В гостях у повара» – Настольные и дидактические игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Во саду ли, в огороде», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Угадай по запаху», лото, домино Инсценирование русской народной сказки «Репка» – Совместная работа с родителями «Самый вкусный овощной салат» |
Воспитатели |
Заключительный этап |
Выставка детских рисунков «Полезные овощи» Выставка для родителей «Урожай собирай и на зиму запасай». Выставка поделок из овощей |
Воспитатели Родители |
Литература
1. Занятия по развитию речи в ДОУ/ Л. Н. Лужбина. – 2 – е изд.- Ростов н/ Д: Феникс, 2013.
2. 500 считалок, загадок, скороговорок для детей. ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
3. Михалков С. В. Любимые сказки и стихи. – Смоленск: Русич, 2009. – 288 с.: ил.
5. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Средняя группа. Методическое пособие, под. ред. Тимофеевой Л. Л. – М. : центр педагогического образования, 2016. – 320 с.
Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.
Содержание
Для чего нужен огород в детском саду
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.
Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.
Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Огород в детском саду: правила организации
Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.
На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м² огорода.
Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.
Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.
Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.
Что сажать на огороде в детском саду
Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.
То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.
Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).
На огороде рекомендуется посадка тех растений, которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:
- В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
- В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.
Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.
Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.
Занятия в детском саду на огороде
Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста детей:
- В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
- В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
- В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.
Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.
Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.
Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.
Автор — Коротаева Ольга Анатольевна, воспитатель детского сада № 22, г. Воткинск.
Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу рассказать вам про огород, который мы посадили вместе с Дашей для Даши. Огород было решено сделать около ее домика, чтобы у нее было все, в одном месте и был законченный вид. Очень мы все любим законченный вид 😉
Еще пару недель назад вместе с папочкой они выбрали семена, которые будут сажать. Выбор пал на : морковь, редис, петрушка, укроп, щавель, салат, мята, свекла и горох. Еще мы хотим посадить подсолнухи, но не успели.
Итак, вскапала я огород, вместе с дедушкой мы обнесли его забором, Даша украсила забор цветочками. Бабушка с папой подарили ей по скульптуре. Бабушка — зайку, папа — грибок с лягушкой. Я накупила ведерок маленьких, леечку, грабильки, мотыжку и все, что нужно будет ей для того, чтобы за огородом ухаживать.
Сделали мы с дедом грядки и Даша начала сажать. Я показала ей, как сделать бороздки, как сажать те или иные семена. Пока сажали проговаривали, почему сажаем именно так. Щавель растет кустиком, поэтому для него семена так и высыпаем , а вот морковку и редиску сажаем на расстоянии друг от друга, чтобы место им было для роста. Посадили, засыпали, полили!
Осталось подписать грядки. Как это сделать? Мы достали запас морских камушков, привезенных еще с Балтийского моря. Нарисовали с Дашей на них акриловыми красками овощи и некоторые камешки я подписала, так как сложно нарисовать узнаваемый укроп или петрушки, щавель и салат.
Пока камни сохли, мы отправились на опушку леса рядом с домом искать палочки. У нас как раз недавно на опушке коммунальные службы пилили деревья и вокруг много веток. Мы насобирали хороших, крепких веток и только было отправились домой, как увидели необыкновенную красоту! Около леса у нас есть небольшой ров с водой, больше напоминающей болото и в этом болоте обычно нет ничего красивого, но вот мы увидели в лучах солнышка целую полянку цветов. Они были такие нежные, белые, как маленькие солнышки, только беленькие. Мы засмотрелись на них. Даша сказала, что если будет хорошая погода, она их нарисует с натуры. Но, как на зло, второй день идет сильный ливень. Очень надеюсь, что завтра выглянет солнышко!
Мы повернулись, чтобы идти домой и увидели небольшой пенек, на котором абсолютно не боясь нас сидел жук. Даша вспомнила Бианки (Жукамо) решила, что это жук усач. Мы долго разглядывали его, но не трогали, а он сидел и не куда не собирался. Нас совсем не боялся. Рядом с ни сидела большая улитка и прятала от нас свои рожки, а на травинке неподалеку крутилась гусеница.
Вернувшись домой, я немного заострила топориком палочки и Даша приклеила к ним камушки на клеевой пистолет. Камни на палочках мы расставили на грядках и украсили грядки небольшими декоративными элементами, купленными в OBI.
Теперь Даша каждый день подходит к огородику, смотрит, растет ли что, нет ли сорняков. Поливать нам пока не доводилось, дождик все делал за нас, но лейка стоит наготове 😉