Декор из дерева в современной квартире удивителен – кажущийся несложным, даже примитивным, деревянный декор вносит в дом природную эстетику. А в умелых руках декор из дерева выступает даже в роли арт-объектов, немыслимых в искусственно-синтетическом исполнении. Например, позолоченные или покрытые серебристой аэрозольной краской пни в интерьерах ар деко. Это столики и удобные табуретки, и сочетание узнаваемой фактуры коры и спила с золотым декором – завораживает, как солнце в грозу. Индустриальная сказка или волшебный домик из будущего – выбор декора принадлежит владельцам жилища, и все более популярны в современных интерьерах природные декоративные средства, например – натуральные деревянные предметы быта, украшения и аксессуары. Востребованность отделочного материала определенной тематики видна и в предложениях производителей: сегодня абсолютно реально встретить в дорогом магазине такой товар, как «художественная амбарная доска для интерьера».

Декор из дерева своими руками

Готовых отделок из природного дерева, бамбука, сизаля, пробки, камыша и коры – огромное разнообразие. Так же, как и готового декора и аксессуаров, четко привязанных к определенному интерьерному стилю. И конечно, никто не отказывается от технологичных, роскошных и стильных готовых облицовок, мебели и декора из дерева. Но на особом месте во все времена – изделия собственных рук, или хенд-мэйд, уникальные творения в единственном экземпляре.

Домашние мастера творят не только украшения в виде панно и коллажей, рам, картин-маркетри и оригинальных поделок. Резная мебель и наличники, обрамления дверей и окон, арочный декор – все возможные варианты ручной работы не перечислить. И конечно, для серьезной работы по дереву – резьбы, тонкого столярного искусства, обивок в сложных техниках и создании мозаик из тонких спилов, требуется и серьезные знания, и опыт в ремесле. Дерево – сложнейший, пластичный и динамичный материал, и обработке древесины посвящены тома учебников. Без навыков работы по дереву и специальных сложных инструментов невозможно создать что-то действительно смелое и художественное.

Но по части несложных украшений, безделушек и поделок из даров природы – все это любят даже дети. И не только дети – владельцы квартир и домов посвящают данному хобби немало времени, и результатами их труда можно восхищаться и завидовать. Кроме эстетического взрыва чувств, имеется еще и функциональная польза – например, широкий пень становиться журнальным столиком. Рамы из веток, соединенные джутом – обрамлением панно и артистичным акцентов в интерьере кантри. Пластина из слэба – столешницей под лаком, окоренное подшлифованное бревнышко с дуплом – оригинальной тумбой для ванной комнаты.

Декор из спилов, веток и всевозможных поделок применяют для отделки мебели в деревенском стиле и для реставрации старой меблировки. Легкие украшения для интерьера выполняют из веток – рамочки из связанных в углах джутом или пеньковой веревкой тонких веточек оригинальны и оттеняют фото и панно. Процесс изготовления элементарный – нарезка веток по размеру фото с припуском на связку, и фиксация, возможны дополнительные украшения из коры, шишек.

Изделия в виде подставок, кашпо, различные предметы кухонной утвари и декоративные стаканы для хранения канцелярских принадлежностей – все это вносит оживление и природные нотки в интерьер. В качестве основы или корпуса применяют стеклянную или пластиковую посуду, отличный вариант – упаковки из плотного картона или банальные пластиковые бутылки, пластичные и удобные в работе. У бутылок срезают дно и или верхнюю часть, смотря по дизайну, и обклеивают полученный корпус тонкими веточками, длинными кусками коры или обточенными деревянными палочками. Фиксируют клеевым пистолетом и выполняют несколько рядов декоративной обвязки – лентами, пенькой, бечевой. Еще более интересный вариант – взять для декора не стакан простой формы, а оригинальную бутылку в виде кувшина или старинного сосуда. После оклеивания деревянными плашками этот предмет займет достойное место в историческом или винтажном интерьере.

Бытовая утварь из дерева пригодится в любой кухне, это подставки под горячее из мелких спилов можжевельника и хвойной древесины, источающие от нагрева приятные ароматы, посуда и корзинки, держатели для полотенец, полки и стеллажи. Основу для мелких поделок выбирают исходя из вида изделия – фанеру, которую можно вырезать в нужной форме, или шаблоны из проволоки для абажуров.

Декор абажуров – ветки и хлопчатобумажная тесьма, бечева или шпагат. Каркасы плафонов и абажуров можно выполнять из проволоки или веток.

Простые поделки можно выполнить в считанные часы. Сложнее изготовить долбленые предметы – из крупных пней или коряг в умелых руках получаются функциональные предметы эко-интерьеров: подсвечники и вазы для цветов, кресла и подставки для вещей. Особое место в деревянном декоре занимают люстры и светильники: в ход идут ветки и сучья, лаки и морилки, лампочки – светодиоды иногда для крепления осветительного прибора используют цепи.

Неожиданные и оригинальные поделки из дерева, покрытые металлизированными акриловыми красками: золотой пенек в качестве столика в интерьере, столешница из слэба, отделанная по торцам глянцевым лаком. Выбор декора зависит от идеи интерьера, желаний и имеющегося древесного материала, а варианты изготовления своими руками деревянных украшений и полезных вещей для дома невозможно перечислить.

Древесина – это органический материал, поэтому она подвергается различным вида воздействиям. Во время изготовления дверей этот материал проходит разные стадии переработки. До проведения процесса обработки древесины, нужно ее подвергнуть обрабатыванию в камерах для сушки.

Во время просушивания древесины, дерево обладает способностью задерживать влагу. Она тщательно просушивается. Этим исключаются проблемы, производящие ее вздутие при сырости в здании.

Бывают разнообразные виды просушки: в очень разряженной среде, при помощи перехода вещества из газообразного в жидкое, используя обдувку сжатым воздухом. Для этого цикла необходимо сложнейшее оборудование, чтобы, не искривился материал при незначительных недостатках просушки. Неплохое качество органического материала от 9 до 14% по сравнению с внутренней влажностью.

Материал из МДФ — это мелкая дисперсная стружка, ее вырабатывают из отходов деревообработки. Сначала их измельчают до маленьких размеров, обрабатывают паром при большом давлении, потом они попадают в крутящиеся лопасти дефибрера (терочной машины). Затем этот полуфабрикат нужно просушить и склеить. Полученный материал располагает хорошими данными: компактность, качественное сцепление волокон. В продаже появились изделия из МДФ, которые покрыты шпоном из дорогой древесины или новейшим материалом – синтетическим шпоном (ламинатином). Этот материал лучше природного, особенно по свойству материала оказывать сопротивление изнашиванию.

Листельную древесину изготавливают при помощи приклеивания листелей (реек) из высушенных сосны и тополя. Поэтому учитывается направленность волокон древесины, которые расположены рядом, для хорошей устойчивости блока. Из этого полуфабриката производят дверные коробки. При их склеивании делают два слоя, демпфированный лист кладут между ними. Их края накрывают природным шпоном.

Древесно-стружечная плита (ДСП) представляет собой панели одинаковой толщины. Этот материал состоит из синтетических смол, которые получаются в результате прессования.

Фанера, изготовленная из древесины тополя, имеет высокую устойчивость и прочность. Она имеет много листов органического материала, у них разная тонкость, чтобы повысить стабильность листов, их склеивают с волокнами, которые имеют разное направление. Фанера используется для изготовления наличников, накладок входных дверей.

В сушильной камере понижается внутренняя влажность древесины, повышается ее прочность, стабильность и длительность служения. Двери, изготовленные из этого материала устойчивые и долговечные.

При производстве панелей из МДФ получают материал из деревянных чипов (небольших кубиков, имеющих неверную форму). Эти чипы обеспечивают хорошее соединение волокон. Этот материал используется для производства комплектующих для дверей. Двери изготовленные из панелей имеют свойства крепости, хорошо выдерживает удары.

Ламельную древесину получают при склеивании брусков из хвойных пород, которые подвергались сушке. Двери из этой древесины выглядят очень привлекательными. Межкомнатные двери из ламельной древесины являются стойкими по отношению к взломам, усыханию, деформациям. Этот вид древесины похож на древесину из массива.

Лаки для мебельного производства

Начинаем новый цикл публикаций, посвященных защитно-декоративным покрытиям для древесины и древесных материалов. Мы расскажем о видах и свойствах покрытий, методах их нанесения и отверждения, современном оборудовании для всех видов отделочных работ в производстве изделий из древесины, а также методах испытаний отделочных материалов и покрытий.

Отделка во многом определяет внешний вид продукции и выбор потребителя, а отделочные материалы призваны обеспечить изделию не только привлекательность, но и защиту от воздействия разного рода факторов  - механических повреждений, перепадов температуры и влажности и т. п. Все защитно-декоративные покрытия (ЗДП) можно условно подразделить на три группы: твердые облицовочно-отделочные, жидкие лакокрасочные и порошковые. Предприятия промышленности выпускают также и комбинированные ЗДП, в которые вместе с облицовочными входят лакокрасочные материалы (ЛКМ).

К группе твердых облицовочно-отделочных материалов относятся строганый или лущеный шпон, пластики, полимерные и бумажно-смоляные пленки. В качестве основы жидких лакокрасочных материалов могут использоваться природные или синтетические пленкообразователи. Материалы каждой группы могут быть органорастворимыми и водоразбавляемыми. Водоразбавляемые подразделяются на водорастворимые и вододисперсионные.

Лакокрасочные материалы — многокомпонентные системы. Основная часть всех ЛКМ — это природные или синтетические пленкообразователи, то есть вещества, которые после нанесения на поверхность древесины тонким слоем способны образовывать при определенных условиях тонкую и прочную пленку, обеспечивающую хорошее сцепление с поверхностью детали или изделия. Компонентами отделочных материалов также являются растворители пленкообразователей, пластификаторы, красящие вещества, наполнители и в некоторых случаях вещества, которые необходимы для ускорения процессов отверждения.

ЛКМ классифицируют по химическому и эксплуатационному признакам, строению покрытий, оптическим свойствам и агрегатному состоянию. В основу химической классификации положена природа пленкообразующего вещества, из которого изготовлено покрытие. В этой публикации мы не будем рассказывать об основах формирования ЗДП для древесины и древесных материалов и рассматривать их структуру и строение, нас интересует применение в практике предприятий того или иного вида ЛКМ, используемых в технологиях отделки.

По эксплуатационному признаку или назначению покрытия подразделяются на атмосферостойкие, химически стойкие, термо-, морозо-, водостойкие и др. По строению ЛКП подразделяют на одно- и многослойные. Для многослойных покрытий приняты следующие названия слоев: первый (контактирующий с подложкой) — грунтовочный, или грунт, следующие слои — промежуточные, а верхний — покровный. Несмотря на тенденцию к сокращению количества слоев, многослойные покрытия сохраняют свое значение. Однако при формировании прозрачных декоративных покрытий функции промежуточных слоев все больше выполняют шпатлевочные материалы или специально создаваемые для этих целей грунт-лаки.

По оптическим или декоративным свойствам покрытия подразделяются на прозрачные и непрозрачные. Проз­рачные чаще всего используют для обработки древесины и древесных материалов красивой текстуры и цвета. Для формирования прозрачных покрытий применяются бесцветные нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые лаки или пленки.

Непрозрачные покрытия полностью скрывают цвет и текстуру древесины и древесных материалов. Этот вид ЗДП используется для обработки древесины хвойных или малоценных лиственных пород. Их также применяют для изделий, к которым предъявляются повышенные эксплуатационные требования (например, кухонной мебели). Для нанесения непрозрачных покрытий используют непрозрачные материалы, к которым относятся краски, эмали, порошки и пленки на основе пропитанных бумаг.

В зависимости от показателей внешнего вида ЛКП подразделяются на две подгруппы: с открытыми порами (A) и закрытыми порами (Б). Различить лакокрасочные покрытия по степени блеска или матовости позволяет простая классификация: высокоглянцевые (ВГ), глянцевые (Г), полуглянцевые (ПГ), полуматовые (ПМ) и матовые (М).

Для лакокрасочных покрытий установлены две категории: в первой не допускаются дефекты поверхности, во второй возможны отдельные дефекты поверхности в виде единичных штрихов, рисок, проколов, пузырей и т. д.

В зависимости от агрегатного состояния ЛКМ защитно-декоративные покрытия могут быть сформированы на основе жидких ЛКМ, порошков или пленочных материалов. Производители ЛКМ сегодня все в больших объемах выпускают водоэмульсионные и порошковые материалы, а также составы, которые не содержат летучих компонентов и наносятся в виде расплавов, — так называемые стопроцентные лаки и краски. В мебельном производстве значительно возросла доля использования воднодисперсионных ЛКМ. Это экологически чистые материалы, обеспечивающие безопасность производства. Стоимость таких материалов невысока, а покрытия по физико-механическим и эксплуатационным свойствам не уступают органорастворимым продуктам.

Лаки

Жидкие лаки — это растворы пленкообразователей в органических растворителях или воде. Ассортимент выпускаемых лаков для отделки древесины весьма разнообразен. В мебельном производстве в основном используют нитроцеллюлозные (нитролаки), полиэфирные, полиуретановые, алкидно-карбамидные, акриловые лаки.

Нитролаки характеризуются низким содержанием нелетучих веществ (24…33 %). Достоинств у нитролаков довольно много. Эти продукты удобны и просты в применении. Они быстро высыхают и образуют покрытия с высокими декоративными и физико-механическими характеристиками. Лаки предназначены для отделки мебели и других изделий, эксплуатируемых внутри помещений. Отечественными компаниями — производителями ЛКМ разработаны нитролаки, содержащие матирующую добавку, используемые для получения матовых покрытий и нитролаки, предназначенные для имитационной отделки древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит.

Достоинства полиуретановых лаков — малый расход, отсутствие необходимости шлифования и полирования обработанной поверхности для получения высококачественной отделки. Для таких покрытий характерны высокая степень блеска, абразиво-, атмосферо-, водо- и влагостойкость.

Для обеспечения высококачественной тонкослойной прозрачной матовой отделки щитовых деталей мебели с открытыми порами и изделий решетчатой конструкции успешно применяются двухкомпонентные алкидно-карбамидные лаки. Эти недорогие лаки также отличаются небольшим расходом. После нанесения алкидно-карбамидных лаков поверхность не нуждается в облагораживании — это еще один плюс, позволяющий обеспечить высокий экономический эффект производства.

Акриловые лаки идеальны для отделки кухонной мебели, особенно светлых тонов, на поверхности которой изменение оттенка цвета с течением времени становится довольно заметным. Эти лаки характеризуются высокой физико-химической стойкостью к царапинам, воздействию воды, кофе, алкоголя и почти не желтеют с течением времени.

Полиэфирные лаки

Плюсы полиэфирных лаков: большой сухой остаток, прекрасная наполняющая способность, высокие твердость и физико-химическая устойчивость. Такие лаки при высыхании образуют твердую пленку большой толщины, стойкую к воздействию разных реагентов и воды. На поверхность изделий полиэфирные лаки обычно наносят методом пневматического распыления или налива (с использованием лаконаливной машины).

Полиэфирные лаки подразделяются на парафиносодержащие и беспарафиновые (горячего или холодного отверждения). Парафиносодержащие лаки отличаются высоким содержанием пленкообразователей (93-97 %), что предопределяет их высокую эффективность. Такие лаки применяют для получения покрытий с зеркальным блеском или матовых покрытий для лицевых, фасадных поверхностей дорогой мебели. Парафиносодержащие лаки можно наносить толстыми слоями, так как их усадка мала, а отверждение происходит быстрее и надежнее в толстых слоях, чем в тонких, поэтому покрытие толщиной 300-400 мкм можно получить за одно-два нанесения. Грунтование и порозаполнение подложки редко применяют при отделке парафиносодержащими лаками.

Главный недостаток лаков, содержащих парафин, — невысокая адгезия к древесине. Эти лаки характеризуются низкой вязкостью и высокой текучестью. У растворов этих лаков короткий период жизнеспособности (около 30 мин). Из-за высокой текучести парафиносодержащие лаки применяют в основном для отделки горизонтальных щитовых поверхностей. При нанесении на вертикальные поверхности в них вводят специальные добавки.

Если при подготовке поверхности древесины под отделку не предполагается окраска водными растворами красителей, допускается обработка такими лаками шероховатой поверхности, так как лак не вызывает заметного разбухания поверхностного слоя древесины. По этой же причине из технологического процесса можно исключить операцию удаления древесного ворса.

Парафиносодержащие лаки рассчитаны на сушку при комнатной температуре. Полученные полиэфирные покрытия обладают высокой стойкостью к истиранию, поэтому при отделке может быть применено пигментное крашение древесины без опасения, что в процессе эксплуатации покрытие сотрется до подложки вместе с окрашенным слоем.

Беспарафиновые лаки содержат около 70 % пленкообразователей. Период жизнеспособности рабочих растворов этих лаков составляет не менее 20 ч. Покрытия на основе беспарафиновых лаков, в отличие от покрытий на основе парафиносодержащих лаков, характеризуются более высокими эластичностью и адгезией к различным подложкам. Беспарафиновые полиэфирные лаки просты в применении. Часто они используются в сочетании «полиэфирный грунт плюс полиуретановый лак или эмаль».

Отечественные производители ЛКМ производят множество марок полиэфирных лаков. Например, лаки марок ПЭ-246, ПЭ-265, ПЭ-2136 подойдут для формирования высокоглянцевых покрытий на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным, синтетическим шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг. Выпускают также лак ПЭ-2136У ультрафиолетового отверждения, который обеспечивает формирование высокоглянцевых покрытий на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным, синтетическим шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг. Лак ПЭ-2311 предназначен для получения матовых покрытий с готовым эффектом на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг, а лак марки ПЭ-2315 — для получения глянцевых покрытий аналогичного эффекта. Для отделки изделий из древесины, эксплуатируемых внутри помещений, с последующей полировкой, а также для окраски музыкальных инструментов востребован высокоглянцевый лак марки ПЭ-232. Лак ПЭ-251 предназначен для получения прозрачных глянцевых покрытий. Он применяется в основном для высококачественной отделки стульев, кресел и других изделий из массивной древесины. Производители выпускают марки ПЭ-251А и ПЭ-251 Б.

Об особенностях работы с полиэфирными лаками производства ряда компаний читайте в следующей публикации.

Екатерина МАТЮШЕНКОВА

В. В. Хвостенко, Т. В. Хвостенко. Лель. Энкаустика

. Называется состав – ганозис. Рецепт и технология его изготовления не сложны. Вот как это делается.

Непосредственно перед окраской готовим состав по следующему рецепту: на один литр натурального подсолнечного(льняного) масла берём 100 грамм скипидара и 50 грамм воска. Масло доводим до кипения и в конце добавляем скипидар и воск при помешивании.
Показать полностью…

При необходимости добавить сухой колер любого желаемого цвета или серебрянку. Готовить нужно небольшими порциями, по одному литру, чтобы при окраске состав не успевал остывать. Наносить ганозис нужно только в горячем виде, растирая кистью.

Железная крыша, окрашенная этим составом, никогда не проржавеет, потому что ганозис проникает в металл на глубину до 8 сантиметров! То есть, кровельное железо пропитается полностью. Можно окрасить этим составом весь фасад дома, как кирпичного, так и деревянного. Конструкции будут защищены от разрушения на всё время своего существования, и значительно улучшатся теплозащитные их свойства.

Оконные рамы не сгниют. Любые поверхности не будут впитывать влагу, но способны пропускать воздух! Зная полезные свойства этого уникального состава, можно использовать его везде, где это необходимо по своему усмотрению.
И ещё немаловажный фактор в пользу ганозиса – стоимость окраски вдвое дешевле, чем обычными красителями.

Нужно упомянуть ещё о безопасности для здоровья, особенно во время окрашивания внутри помещений. Более того, если окрасить деревянные стены, потолок, полы в помещении, они всегда будут источать полезные для здоровья фитонциды натуральных материалов.

Когда последний раз вы красили свой дом? : )

В этом году мне пришлось прочувствовать цену краски. И заодно прочувствовал, как система нас. «бережёт” от лишних знаний и этим кормится.

Задумал дом покрасить, которому уже 6 лет, а заодно мастерскую и гостевой дом. Пока не посерели. И как началось: баночка за баночкой, того не хватило, то не подошло. В результате, краска – вторая по крупности трата в этом сезоне – тысяч 20 рублей.

Я считаю, что это неразумно. Это как, если женщина покупает платье, если сама прекрасно шьёт, но ленится выкройку подходящую найти.

Одно дело на 20.000 рублей саженцев купить, семян, микоризы – это на века вложения! Или пруд на века выкопать. Или на 20.000 досок и кровли купить, чтобы веранду пристроить – лет 20 точно простоит.

А краска? Во-первых, существенно ничего в жизни не меняется. Во-вторых, краски лет на 5-7 всего хватает, затем она видом своим настроение портит.

Решил, что неразумно вкладывать деньги в незначимое. Тем более что краску можно делать самому. Более качественную, в любых количествах и очень дёшево!

Впервые о самодельной краске узнал от друзей в Ковчеге – они дом свой так покрасили. Прошло несколько лет и я созрел. Далее информация от них.

Вот финский состав, который мы использовали и рецепт его приготовления. Откуда скопировал — уже не помню.

Финский рецепт краски

ПОМНИТЕ, как Том Сойер маялся, когда тетушка Полли заставила его красить забор? Оказалось, зря мы все тратим столько сил на окраску деревянных сооружений.

Практичные жители Финляндии установили, что масляная краска не способствует долговечности домов из древесины. Исследования показали, что под краской скапливается влага, создается оптимальная среда для развития микроорганизмов, разрушающих древесину.

Лучше применить наш финский состав, говорят они. Действительно такие дома, штакетники стоят десятилетия, не подвергаясь разрушению. Предлагаю и в России шире пропагандировать финский состав для окраски домов, строений, ограждений. Это позволит сэкономить миллиарды, лучше сохранить жилой фонд, хозпостройки. Финский состав, прямо скажу, находка для жителей села, садоводов.

Финский состав для окраски:
мука ржаная или пшеничная — 720 г
железный купорос — 1560 г
поваренная соль — 360 г
сухой известковый пигмент — 1560 г
вода — 9 л

Изюминка, как говорят, кроется в строгом соблюдении технологии приготовления финского состава. Сначала готовят клейстер. Берут муку, постепенно добавляют холодную воду с тем, чтобы довести муку до консистенции густой сметаны. Остаток от 6 л воды доливают в горячем состоянии. Теперь клейстер процеживают и ставят на огонь.

Постоянно помешивая, добавляют соль, затем железный купорос, сухой известковый пигмент. Теперь вливают остаток воды (горячей) для получения рабочего малярного состава.

Наносят на поверхность кистью в два захода. Расход раствора — 300 г на квадратный метр. Если же дом или штакетник был ранее окрашен масляной краской, ее полностью счищают. Грунтовка не требуется. Штакетник, обработанный финским составом, может простоять без ремонта до 20 лет.

Известно, что дома, окрашенные масляной краской, плохо пропускают воздух. Состав лишен этого недостатка. Целесообразно наладить выпуск комплектов финского состава с приложением инструкции. Польза будет всем.

Прочитали этот рецепт, вдохновились и решили попробовать. Железный купорос уже не продают в магазинах (или надо сильно искать), зато он был на «Птичьем рынке», в Москве. Наверняка, он есть на каких-то базах.

Полагаю, что любой человек, имея телефонный справочник и телефон, без труда справится с поиском купороса даже в небольшом городке (особенно если на ответ: «У нас купорос не продаётся», спрашивать: «Может быть, вы знаете — где продаётся?». Как правило, люди охотно делятся этой информацией).

Большей загадкой был для нас «известковый пигмент». Его искать пришлось немного дольше. Сначала нужно было понять, что это, дабы иметь возможность объяснить продавцам (они все, как один, переспрашивают: «Известь?» – «Нет» — «Мел?» — «Да нет же — пигмент. Известковый». – «А что это?»)

Как следует из самого названия пигмент – это добавка, задающая цвет смеси. Видимо, раньше пигмент был обычным товаром. Чаще всего он представляет собой мелко молотую цветную глину. Это, пожалуй, самый лучший и самый экологичный вариант. Я бы, например, избегал пигментов на основе оксидов хрома (зелёный) и так далее. Тем более, что они заметно дороже, чем молотые глины.

В итоге мы нашли какую-то базу в Подмосковье, торгующую пигментами. Сделали совместную покупку, собрав заказы по поселению.

Когда у нас были все составляющие — мы, по указанному рецепту, приготовили краску. Укутали ведро одеялом и покрасили горячей смесью дом, используя обычные кисти и разрезанные пластиковые канистры в качестве временной тары.

1. Если на доме есть деревянные элементы, которым вы хотите оставить натуральный деревянный цвет — то не прикасайтесь к ним краской: от железного купороса дерево сразу же темнеет. Под краской этого не видно, но если смыть — то там будет древесина серого цвета (такого же, как и непокрытые старые доски).

2. Шляпки оцинкованных гвоздей потеряют цинковый слой (железо восстанавливается из купороса, окисляя цинк. Так что можно не покупать оцинкованные гвозди, а сразу простые железные, они дешевле).

3. Нужна солнечная погода во время покраски и пару дней после неё.

4. В дождь мокрая стена слегка мажется. Мы успокаиваем себя тем, что стены дома построены не для того, чтобы о них тереться в дождь 🙂 (есть состав с добавлением олифы: пишут, что он не мажется).

5. Пошёл 7 год (на 2014), краска держится. В местах наиболее интенсивно поливаемых дождем появился эффект прозрачности и немного потерялся цвет. Зато видно текстуру дерева и это создаёт всё-таки, приятный вид. Во всяком случае — отнюдь не неряшливый (в сухую погоду стена выглядит красивей, чем в мокрую).

6. Покраска двухэтажного дома, размером 6х6 м в два слоя обошлась в 260р (двести шестьдесят рублей, и большая часть цены — пигмент).
Резюме. В целом – результат хороший. Дом выглядит удовлетворительно. Летом 2014г. хочу перекрасить составом с льняным маслом.

Пару слов об олифе. Натуральная олифа это, чаще всего — натуральное льняное масло. Оно ещё называется техническим льняным маслом.

Льняное масло обладает одним эффектом, из-за которого его и используют для покрытия древесины: будучи нагретым и нанесённым на дерево — оно впитывается и высыхает, образуя прочный защитный слой. Высыхание происходит потому, что льняное масло содержит непредельные жирные кислоты (омега-3 и другие). Не все масла со временем высыхают, некоторые образуют невысыхающую и липкую на ощупь плёнку.

Все «обычные» олифы, продающиеся в магазинах, содержат в себе смесь растительных и синтетических масел. Сами по себе высыхают они хуже, чем разогретое льняное масло (либо не высыхают вовсе). Для того, чтобы малярам было удобно (чтобы не нагревать и потом не ждать пока высохнет) — производители добавляют в смесь масел специальные вещества (сиккативы), ускоряющие процесс высыхания масла.

К сожалению, наиболее частая и самая простая (дешёвая) добавка — соединения свинца. Поэтому олифу не рекомендуют к использованию внутри помещений.

Техническое льняное масло бывает не так просто достать, зато почти в каждом супермаркете есть обычное пищевое льняное масло, стоящее примерно 100р за пол-литра (есть и дороже, но зачем?). Может, повезёт купить и просроченное, если спросить у товароведа.

Есть и интересный опыт по покрытию пола льняным маслом с воском.

В кастрюле разогрел льняное масло, положил туда кусочек натурального пчелиного воска (на 0,5л масла — кусочек размером с полмизинца). Температуру масла определял, окуная в масло спичку. Если она начинает «шкворчать», значит пора красить. Кисть лучше использовать с натуральным ворсом, пластиковая будет плавиться. Если масло перегрето, то лучше подождать, чтобы остыло, потому что иначе и натуральная кисть «закучерявиться».

Масло наносится на поверхность не как при покраске, а втирается малыми количествами: чуть-чуть макаешь кисть и потом с усилием растираешь по как можно большей поверхности. Естественно, доски должны быть не только сухими и струганными, но и шлифованными, это снижает расход масла и делает поверхность более приятной на ощупь, практически глянцевой.

Работа по втиранию масла — хорошая физическая нагрузка :). Зато чем лучше вотрёшь, тем более качественным будет покрытие. Не стоит забывать и про температуру масла. Если остыло — надо снова подогреть (горячее масло глубже проникает в древесину).

Таким образом, я покрыл половину пола на втором этаже одним слоем. Спустя три года покрытие не только не вытерлось, но стало ещё более гладким и матово-глянцевым (промежуточный вариант между глянцем и простой матовой доской). Цвет древесины не изменился совсем.

Поскольку я покрыл только половину пола (тогда не успел, а потом — времени не было), то сейчас видна разница между покрытым и непокрытым полом. Покрытый выглядит так же хорошо, как и 3 года назад, даже, наверное, лучше, за счёт дополнительной полировки ногами. Непокрытый пол приобрел слегка сероватый блеклый оттенок (по сравнению с покрытым) и больше рассохся.

Это есть с чем сравнивать: с ничем не покрытым полом на веранде и полом на первом этаже, покрытым «яхтным лаком». Непокрытый пол немного сереет, а лак со временем трескается, царапается и вытирается (отчасти из-за мягкости ели), а трещины, царапины и вытертости – темнеют. И это происходит уже на 2-3 год эксплуатации.

Если б знал заранее – сразу бы весь пол покрыл разогретым льняным маслом с воском (правда, пока нет опыта наблюдения за покрытием в местах наиболее интенсивного абразивного износа, на веранде, в прихожей). Но пока что – это самый хороший и стойкий вариант, и очень недорогой.

«Яхтные лаки», видимо, более подходят для твёрдых сортов древесины. Но всё же он – трескается, пачкается, вытирается. Через 3 года вид уже неряшливый.

В тех местах дома, где редко ступает нога человека — можно оставить и просто деревянный пол. Со временем он несколько тускнеет, но это не проблема.

Окрашивание различных поверхностей не только способно придать им обновленный вид, но и нередко помогает защитить изделие от ржавчины или даже небольших механических повреждений. Использование краски для домашнего ремонта является неизбежным, однако возможны определенные препятствия для приобретения нужного состава: потребителя может отпугнуть высокая цена на продукт, либо же его вовсе не будет в доступе в условиях провинциальной глуши.

В подобных ситуациях возможным решением проблемы станет самостоятельное изготовление красителя.

Особенности

Вне зависимости от вида краска большинством людей воспринимается как покупной товар, однако приготовить ее собственными руками в домашних условиях не так уж сложно. Как правило, такая смесь содержит в себе всего лишь 2-3 основных ингредиента, обязательных к включению, которые без проблем можно приобрести на рынке.

Дорогие лакокрасочные материалы лучших брендов при этом могут показывать куда более высокие качества за счет вкраплений различных добавок, однако для непритязательного использования домашняя краска тоже сгодится.

Приготовление красок своими руками позволяет существенно сэкономить на покупке дорогой краски и сделать продукт именно того вида и цвета, который необходим.

Вполне возможно, что такой материал будет несколько уступать дорогим промышленным аналогам, скажем, по долговечности или способности противостоять негативному внешнему воздействию, однако для условного небольшого ремонта в гараже этот вариант идеален.

Способы изготовления

Для собственноручного изготовления краски в домашних условиях существует множество рецептов – все зависит от типа лакокрасочного материала, который планируется приготовить. Следует заметить, что слишком сложные разновидности краски (вроде фасадной или теплосберегающей) лучше все-таки покупать, потому что они содержат огромное количество добавок. Все остальное можно и нужно пробовать делать самому.

Грифельная

Грифельная краска окрашивает любые поверхности таким образом, что получается имитация меловой доски. Способов практичного применения такого отделочного материала может быть довольно много, однако в первую очередь глаза должны загореться у детей – по окрашенной поверхности очень удобно писать мелом!

Состав абсолютно нетоксичен даже в заводском варианте, потому его использование в детской вполне уместно. Домашний вариант отличается от продаваемого только тем, что поверхность быстрее царапается.

Самый простой способ предполагает банальное добавление двух ложек цемента в стакан любой акриловой краски.

Есть и более сложный рецепт: к трем частям акриловой краски добавляют по одной части матового лака на основе все того же акрила, цемента (или шпатлевки, или затирки) и воды. В обоих случаях смесь тщательно вымешивается. Колеровку создатель выбирает по собственному усмотрению.

Для превращения стены или мебели в полноценную грифельную доску можно к цементу подмешать и небольшое количество магнитной крошки – тогда получившееся вещество сможет притягивать к себе металлические предметы. Рассчитать количество такой крошки несложно: чем ее больше, тем выше магнитные свойства красителя.

Масляная

Краски, используемые художниками для масляной живописи, по своей рецептуре весьма схожи со своими строительными аналогами, причем люди искусства традиционно готовили материалы для творчества самостоятельно.

Наиболее сложно достать пигменты, то есть красящие вещества. Самому их приготовить не получится, так что остается только купить в магазине или заказать в интернете. Процесс изготовления может быть токсичным, потому стоит заранее позаботиться о средствах индивидуальной защиты: респираторе и перчатках.

Процедуру следует проводить только в хорошо проветриваемом помещении.

Отдельно стоит сказать, что готовый состав может вступать в реакцию с металлом, поэтому металлическая посуда не подходит для таких операций.

Далее все просто: пигменты тщательно перемешиваются с льняным, ореховым, маковым или конопляным маслом. Точной пропорции не существуют, однако задача изготовителя – полностью смочить пигменты и довести их до состояния однородной жижи при минимуме использованного масла, иначе в засохшем виде краска быстро пожелтеет. Для вымешивания используют стеклянную палочку или специальный художественный инструмент – мастихин.

В состав можно также добавить немного воска (обеспечивает матовость), смолы (придает блеск) или скипидара (способствует разжижению смеси).

Акриловая

Сделать акриловую краску на словах несложно, однако ее состав включает в себя множество ингредиентов, которые вряд ли найдутся в доме обыкновенного человека. Как и в случае с масляной краской, придется самостоятельно отыскать и выбрать готовые пигменты, которые смешиваются с водой для получения цветной пасты. После этого полученный жидкий краситель соединяют с акриловой дисперсией, которую тоже придется специально покупать. Регулирование густоты состава осуществляется путем добавления нужного количества воды.

Раз уж без похода в магазин за сложными ингредиентами не обойтись, можно изучить возможность использовать и другие добавки. Специальные антифризы помогут лакокрасочному материалу лучше переносить низкие температуры, антипирены сделают состав устойчивым к высоким температурам и огню.

Фактурная

Для стильных современных ремонтов характерным является использование текстур, существенно отличающихся от гладких и ровных поверхностей. Для отделки стен нередко используется особая фактурная краска, которая является более дешевым заменителем дорогостоящего ремонта с применением натурального камня, песка и так далее.

Разнообразие готовой продукции не получится повторить в домашних условиях, однако самые простые разновидности вполне можно сделать самому.

Основой для таких экспериментов выступит акриловая краска любого типа. Для придания характерной шероховатой текстуры нужен наполнитель, который можно сделать даже из обычной шпаклевки.

Чтобы получить нечто более замысловатое, можно отправиться в строительный магазин за кристаллами гранита или строительным песком, которые придадут краске соответствующую текстуру.

Специалисты особое внимание обращают на то, что использование обыкновенного речного или морского песка вместо чистых строительных вариантов не приветствуется из-за неоднородности и крупности фракции, а это не способствует хорошей адгезии.

Другие варианты

Рецепты красок разного типа довольно многочисленны и сильно зависят от типа окрашиваемой поверхности и требуемых свойств. В частности, огромную популярность для выполнения наружных работ получила так называемая финская краска. Она термостойкая и рассчитана преимущественно на дерево, но подойдет также для бетона и разных видов кровли.

На большое ведро такой краски требуется: 8 литров горячей воды, 1 кг ржаной муки, 1 кг железного купороса, 120 г кухонной соли, 0,8 л олифы и 4 кг охры. Этот же рецепт можно повсеместно встретить в интернете, хотя в каждом случае пропорции могут несколько отличаться. Для окраски кровель обычно используют финский рецепт с увеличенным вдвое содержанием олифы.

Для домашнего использования нередко делают декоративные виды красок, например, витражные или для росписи по стеклу. Основой в большинстве случаев выступает все та же акриловая краска, и остается лишь понять, что добавить, чтобы состав приобрел желаемые свойства. Так, маркерная краска получается путем добавления в акриловую дисперсию полиуретана и эпоксидной смолы, которые обеспечивают ей гладкость и эластичность в сочетании с водоотталкивающими свойствами.

Огнеупорной становится любая краска благодаря добавлению правильных видов антипирена, а цвет «металлик» может быть дополнен характерной текстурой через добавление металлической крошки.

Резиновая и порошковая краски, широко применяемые в автомобилестроении, – едва ли не единственные лакокрасочные материалы, которые обычно не изготавливают в домашних условиях из-за сложности процесса и невозможности достать все необходимые ингредиенты должного качества.

Полезные рекомендации

Для тех, кто только экспериментирует с созданием самодельных красок, полезными станут еще несколько проверенных советов:

  • При смешивании красок по дереву (в частности, для мебели) использование антипирена в рецепте является обязательным, ведь только этот компонент гарантирует, что поверхность не будет способствовать распространению пожара.
  • Если от окрашенной поверхности требуется вековая служба, глупо рассчитывать на краски водоэмульсионного типа. Широкое применение акриловой дисперсии в качестве основы вызвано именно тем, что такая база очень долговечна, потому за нее стоит переплатить.

  • Любой разбавитель следует использовать с умом, поскольку краска должна оставаться достаточно густой. В случае с красками на водоэмульсионной основе вода становится настоящим замедлителем высыхания и способствует образованию потеков на окрашенной поверхности. В случае с акриловой основой такую отрицательную роль может сыграть добавленный растворитель, хотя в некоторых случаях его использование оправдано конечными целями.
  • Текстурная краска окажется более дешевой и натурально выглядящей, если в качестве наполнителя использовать вещество похожего оттенка. Структурная черная или перламутровая смесь обычно делается с применением песка того же цвета.

О том, как сделать шведскую краску самостоятельно, смотрите далее.

Такой вопрос часто возникает у тех, кто занимается изготовлением различных изделий из дерева. Это может быть мебель, окна, двери и другие предметы. Мастера могут предложить множество способов, как отделать изделие из древесины.

Шлифование

Изделия, выполненные из дерева, подвергаются шлифовке. Исключением могут быть предметы, которые содержат резьбу по дереву. Шлифовку обычно выполняют наждачной бумагой. Ее изготавливают с разной зернистостью, от грубой до «нулевки».

Шлифовать необходимо только вдоль волокон, чтобы избежать новых повреждений древесины. Начинают работу крупнозернистой или средней «шкуркой». Шлифуют с применением брусков или колодок, с помощью которых прижимают наждачную бумагу к обрабатываемой поверхности. Необходимо постепенно переходить от грубой к мелкой шлифовальной бумаге.

Отбеливание и морилка

Чтобы осветлить древесину любой породы, применяют отбеливатели. Обычно используют щавелевую кислоту, а также хозяйственные хлорированные отбеливатели. Работать с ними необходимо в резиновых перчатках, не допускать попадания на кожу рук. Для работы используют кисти из синтетического материала.

Морилку выпускают на водных, спиртовых и масляных основах. Средство наносят только на тщательно очищенную от старой отделки поверхность. С морилкой работают по инструкции, лучше перед началом процесса сделать небольшую выкраску на маленьком кусочке древесины.

Отделка маслом

Для отделки применяют тиковое или льняное масло. Для применения его необходимо подготовить. Масло смешивают со скипидаром в равных частях и подогревают. Такую подогретую смесь наносят на необработанную древесину или на любой отделочный слой. Такую процедуру необходимо проделать несколько раз.

Отделка воском

Древесину предварительно покрывают порозаполнителями для заполнения неровностей. Пчелиный воск и скипидар смешивают, нагревают и доводят до состояния сметаны. После этого смесь втирают в дерево, а затем полируют.

Лакирование

Применяют синтетический лак, который дает прочное и долговременное декоративное защитное покрытие. Лаки бывают прозрачные и различных цветов. Обычно требуется нанесение нескольких слоев.

Окраска

Перед покраской древесину шлифуют, наносят слой шпаклевки и снова шлифуют. Далее, поверхность покрывают грунтовкой по дереву. После высыхания грунтовки древесину снова подвергают шлифовке мелкозернистой шкуркой. Теперь изделие готово к покраске.

Обработка дерева декоративная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *