Паломнический центр Псковской митрополии «Вольный странник» возобновил свою работу после карантина. Ближайшая поездка состоится 17 июля в Никандрову пустынь, сообщили Псковской Ленте Новостей в митрополии.

Никандрова пустынь расположена в Порховском районе Псковской области. Это один из самых значимых и интересных монастырей Северо-Запада России. Возникнув еще в XVI веке и пережив свой расцвет в XIX столетии, монастырь прославился на всю страну своими целебными источниками.

Как и многие другие монастыри, Никандрова пустынь не функционировала в советские годы, а постройки обители были практически полностью уничтожены. Возрождение обители началось уже в новом тысячелетии, первая новая церковь у ворот монастыря была освящена в 2002 году.

Свое название Никандрова пустынь получила в честь святого Никандра Пустынножителя, удалившегося от мира в пустынь. На месте уединения Никандра после его смерти и была в 1585 году основана Никандрова пустынь.

В программе паломнической поездки — посещение пяти святых источников: «Иконы Казанской Божией матери», «Преподобного Никандра», «Святых апостолов Петра и Павла», «Животворящего Креста Господня», «Преподобного Александра Свирского».

Подробности поездки можно уточнить на сайте паломнического центра или по телефону +7-921-703-03-33.

В начале XX века в самом монастыре были три храма: Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, в монастырском селе Любовец, в 6 верстах от монастыря, была церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких.
Первоначальный деревянный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в конце XVI века основателем пустыни и первым ее настоятелем игуменом Исаией по благословению митрополита Новгородского Александра. В 1673 году он, вместе с другими церквами и прочими зданиями, сгорел, но, благодаря щедрым даяниям царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и пожалованным им землям, обитель смогла восстановиться. В конце XVII века построен каменный Благовещенский собор, который простоял до конца 20-х годов XX века. Пожар 1791 года повредил его, но в 1792 году собор был восстановлен. В 1807 году пристроен новый алтарь, паперть и два придела, правый — Преподобного Никандра, левый — Святых Апостолов Петра и Павла. Над соборной папертью построили палату, служившую ризницей. В 1854 году западная стена ризницы, давшая трещину, была исправлена. В 1894 году в соборе устроены «аммосовские печи», согревавшие его, приделы и паперть гретым воздухом. Такие же печи были установлены в Зимнем дворце в Петербурге. В 1896 году цоколь храма был облицован тёсаным камнем. В 1900 году придел Преподобного Никандра был отремонтирован, стены и потолок расписаны, в 1902 году такой же ремонт произведен в приделе Апостолов Петра и Павла. В 1908 году в соборе были сделаны новые дубовые рамы, весь храм покрашен, а в Никандровом приделе был сделан паркетный пол. В 1911 году оба придела вновь отремонтированы, поскольку в некоторых местах на потолке отстала штукатурка. После ремонта придел был вновь расписан. Весь храм заново покрыли листовым железом, окрашенным масляной краской. Главы были украшены золочеными через огонь крестами и золочеными звездами. В 1913 году внутренние стены собора расписаны заново «картинами священных изображений в древнем стиле по образцам лучших русских художников».

В соборе находился древний чудотворный, во весь рост, образ преподобного Никандра в серебряной позолоченной, чеканной ризе, венец был украшен цветными камнями. Именно этот образ переносился крестным ходом в Порхов. Рака с нетленно почивающими мощами Никандра была серебряная, чеканная, с эмалевыми клеймами. Верхняя доска кипарисная с ликом угодника и венцом вокруг главы, украшенным камнями. Рака устроена в 1792 году усердием графа Шереметева. Часть мощей хранилась в особом серебряном позолоченном ковчеге, переносимым на престол той церкви, где совершалось богослужение. В двух киотах помещались святые иконы и кресты с частицами Святой Ризы Господней, Животворящего Креста Господня, Ризы и Пояса Пресвятой Богородицы и 130 частицами мощей святых угодников Божиих.
Церковь Святой Живоначальной Троицы до 1791 года была деревянной. После пожара этого года она в 1801 году восстановлена уже из кирпича. Одновременно с церковью, по бокам её, построены два братских корпуса.
Каменная церковь Святого Геннадия, Патриарха Цареградского, построена в 1802 году, освящена в 1804 году. Эта церковь находилась на особом дворе, отделенном от внутренней монастырской территории настоятельскими кельями. Вокруг церкви был плодовый сад.
Деревянная церковь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия построена на братском кладбище в 1890 году, освящена епископом Псковским и Порховским Гермогеном. Над церковной папертью, на колокольне находились пять колоколов. Вблизи церкви был построен дом с четырьмя помещениями для братии и неусыпного чтения Псалтыри. Кладбище с церковью и домом было обнесено деревянной на каменном фундаменте оградой.
Внутри монастыря в конце XVII века была построена деревянная церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1798 году её перенесли к источнику, в 300 саженях от обители. В 1844 году церковь перенесли в монастырское село Любовец, где до 1854 года погребали монахов. В 1903 году церковь сгорела, но в том же году построена вновь деревянная церковь на прежнем фундаменте. 28 июня 1903 года освящена епископом Псковским и Порховским Сергием. В этой церкви во все воскресные и праздничные дни, а также на первой и Страстной неделе Великого поста совершались богослужения очередным иеромонахом из числа братии пустыни.
Колокольня в монастыре была каменная, построена в 1792 году. Под колокольней были Святые врата, ведущие в соборный храм. В 1807 году церковь Всех Святых, находившаяся в колокольне, упразднена, иконостас сняли, помещение заняли под монастырскую библиотеку и архив. В 1914 году некоторые рукописи и предметы древности были переданы в археологический музей г. Пскова. На колокольне находились 11 колоколов. На самом большом были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Апостолы Петр и Павел, Святые Кирилл и Мефодий и Преподобный Никандр. Надпись на нем гласила: «В благополучное царствование Государя Императора Александра Александровича при Гермогене, епископе Псковском и Порховском, отлит сей колокол в Благовещенскую Никандрову пустынь тщанием настоятеля архимандрита Мефодия с братиею. Лит в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Димитриевича Самгина, весу 351 пуд 37 фунтов. 1891 года февраля 18 дня. Лил мастер Иоаким Воробьев». На втором колоколе была следующая надпись: «1831 года отлит сей колокол при державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Всероссийского по благословению высокопреосвященнейшего Мефодия, архиепископа Псковского и Порховского, в Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь по тщанию настоятеля оной архимандрита Афанасия с братиею на монастырскую сумму; весу в нем 142 пуда 3 фунта». Посредине этого колокола были изображения Благовещения и Преподобного Никандра. Третий колокол весил 40 п., отлит в 1686 году, четвёртый колокол — 25 п. 5 ф., отлит в 1674 году, пятый колокол отлит в 1788 году. Остальные колокола не имели обозначения веса и даты отливки.
Как отмечено в документе 1915 года, «Все означенные храмы и колокольня тверды, ремонтировка их производилась своевременно для поддержания в благолепном виде и большею частью на средства монастыря».
Часовен было семь. На запад от Святых ворот находилась часовня, в которой в день Святых Апостолов Петра и Павла совершалось водосвятие. На месте Зосимо-Савватиевской церкви, перенесенной в с. Любовец, в 1845 году поставлена часовня. По преданию, на этом месте подвизался преподобный Никандр. В этой часовне под стеклом находился гроб, в котором до устройства серебряной раки покоились мощи Никандра. Часовня во имя Живоносного источника и Первоверховных Апостолов Петра и Павла находилась в 200 саженях от монастыря. Водой из источника пользовался монастырь. Часовня на север от монастыря стояла над источником. В ней находился Крест с живописным Распятием и иконой Спасителя, несущего заблудшую овцу, и Спасителя, исцеляющего слепого. В Порхове была каменная, крытая железом часовня, при монастырском подворье. Эта часовня устроена в 1872 году, в ней был иконостас с живописным Распятием с предстоящими, иконами Благовещения Богородицы, Апостолов Петра и Павла, Чудотворца Николая, Преподобного Никандра и другими святыми. В 1876 году построена каменная часовня в селе Вячек, лежащем на пути крестного хода в Порхов. В ней совершалось торжественное молебствие при возвращении крестного хода в пустынь. Была построена деревянная часовня на так называемом «дальнем» источнике на запад от монастыря.
Крестные ходы совершались в Порхов 15 (28) мая; в пяток Святой Пасхи для водоосвящения к часовне, где была Зосимо-Савватиевская церковь; 29 июня (12 июля) для водоосвящения к часовне Живоносного Источника. По случаю 300-летия со дня кончины преподобного Никандра по ходатайству епископа Псковского и Порховского Нафанаила, настоятеля и братии монастыря в 1882 году Святейший Синод разрешил ежегодно 24 сентября (7 октября) совершать особо торжественный крестный ход с мощами Никандра вокруг монастыря.
В монастыре были хлебопекарня, сапожная, столярная, портняжная мастерские, аптека, больница, богадельня для братии. Вне стен монастыря были две деревянные и одна каменная гостиницы для богомольцев, дома для рабочих, конюшни, каретный сарай, кузница, скотный и конные дворы, квасоварня, ледник, бани для монахов и рабочих, мельница, прачечная, сараи для сена. Постройки в основном каменные, крыши крыты железом.

Изъятие церковных ценностей в 1922 году не обошло монастырь. Серебряные подсвечники были целы, хотя, судя по статье в советской газете, белые должны были их увезти. Но теперь пришел их черед. 3 апреля 1922 года Порховское общество изучения местного края просило Псковский губфинотдел, куда стекались изъятые вещи, передать их в музей в Поганкины палаты. Судьба подсвечников неизвестна.

Шли годы. От прекрасной благоустроенной обители с хорошо налаженным хозяйством, которое позволяло помогать страждущим, жертвовать немалые средства на благотворительные цели (сейчас бы сказали на социальные цели), до наших дней дошли монастырское кладбище, часть наружной ограды, развалины главного собора, колокольни, настоятельского дома. Еще уцелела аллея из туй, которая когда-то были посажена монахами. Но в народе всегда жила память о святых местах, несмотря на запреты, сюда шли на поклонение, по-прежнему была целебной вода в святых источниках. По доброй воле руководителей Порховского лесхоза была построена новая деревянная часовня в память Святого Никандра. В 2000 году архиепископ Евсевий благословил послушника Крыпецкого монастыря Владимира Федорова на регистрацию устава, создание православной общины. 15 февраля 2000 года в Порховском районе была зарегистрирована новая организация: «Приход храма Преподобного Никандра Псковского».
29 мая 2001 года в Псковском областном Собрании депутатов состоялось заседание «круглого стола», посвященного воссозданию Никандровой пустыни. Горячее участие в возрождении пустыни принял заместитель председателя Собрания Борис Полозов, начальник научно-производственного центра по охране памятников Василий Михайлович Мусийчук, редактор отдела газеты «Новости Пскова» Олег Васильевич Константинов, воины Псковского гарнизона, особенно десантники 76-й дивизии ВДВ.
Газета «Новости Пскова», в свою очередь, организовала акцию сбора средств на восстановление монастыря под наименованием «именной кирпич». Владыка Евсевий назначил инока Гавриила строителем пустыни.
В 2002 году освящен деревянный монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Он стал первым храмом возрождающейся пустыни. Построен храм на месте бывшей монастырской часовни в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
В 2005 году освящен еще один деревянный храм — в честь Царственных Мучеников. Этот храм построен на месте бывшей церкви Святого Геннадия, Патриарха Цареградского.
7 октября 2006 года, в день памяти Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца, после литургии в церкви Царственных Мучеников, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием торжественно освящен закладной камень восстанавливаемого главного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он возводится из кирпича на том месте, где когда-то возвышался древний Благовещенский собор. Строители стараются максимально воспроизвести внешний вид старого собора. 9 февраля 2010 года состоялось освящение и подъём куполов на строящийся Благовещенский собор. Чин освящения куполов совершил митрополит Евсевий с сослужившими ему наместником обители игуменом Спиридоном и духовенством епархии. 7 октября 2010 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил новый Благовещенский собор.
В 2005 году построены деревянные церкви иконы Божией Матери «Знамение» в селе Дубровно и церковь Святых Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев в селе Любовец. Обе церкви ныне приписаны к Никандрову монастырю.
Заново построены все часовни на святых целебных источниках вокруг монастыря. Первой была построена часовня на источнике Преподобного Никандра. В 2005 году построена часовня с купальней на источнике Преподобного Александра Свирского, на источнике Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, на «глазном» источнике, воды которого помогают при глазных болезнях. При монастыре действует странноприимный дом. Сегодня в пустынь стекается на богомолье множество народа. Но особенно многолюдно бывает 7 октября, когда, несмотря на погоду, в Никандрову пустынь стекаются тысячи православных не только Псковской области, но и из соседних областей, из-за рубежа.

Благовещенская Никандрова пустынь

82648 Псковская область, Порховский район, Дубровская волость, п/о Загоска, д. Любовец, т. (81134) 62-345

Благовещенская Никандрова пустынь расположена в 40 км от г. Порхова на р. Демьянке. Она была основана в 1585 г. как мужской монастырь. В конце XIX в. пустынь была богатым, процветающим монастырем.

Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию на монастырской территории особых природных объектов, издавна почитавшихся на Руси святых источников, камней необычной формы и могучего дуба.

После революции 1917 г. пустынь разделила участь большинства монастырей России. Монастырские здания, производственный инвентарь и скот, все вещи, в том числе и культовые, были оставлены у монахов на правах «бесплатного пользования» и могли быть в любое время реквизированы государственными органами власти. На основании этого декрета все монастырские ценности бы вывезены в начале 20-х годов XX в. в Псков и в Петроград, в том числе все серебряные вещи, серебряная рака для мощей конца XVIII в., сами мощи, плащаница, кипарисовый крест — одна из святынь монастыря. Монахам же удалось на некоторое время сохранить свой быт.

После Второй Мировой войны монастырь исчез, но место, когда-то называвшееся Никандрова Благовещенская пустынь, в глазах псковичей сохранило статус святыни.

Паломников и странников в пустынь привлекало также и то, что на ее территории находились два священных камня, священный дуб, пять святых ключей. Все эти природные объекты были объектами почитания у славянских и финских народов: Восточной Европы в давние, еще языческие времена. Их сосредоточение на одном сравнительно небольшом пространстве усиливало сакральность места, освященной памятью преподобного Никандра.

«Возглавница»

Один из камней, почитавшийся святым, назывался «возглавница». После смерти Никандра он хранился на паперти главной монастырской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Камень был настолько почитаем среди монахов и местного населения, что в XVII и начале XVIII в. его даже обносили во время крестного хода вместе с иконами вокруг церкви. Легенда рассказывает, что в 1645 г. один из монахов пустыни усомнился в святости камня. После своих слов, как повествует легенда, монах сразу же был поражен страшной болезнью: затрясся и стал биться о землю. Припадок закончился, говорится в легенде, лишь после молебна и приложения больного к мощам преподобного Никандра. После этого камень стал объектом еще большего почитания, причем в течение последующих ста лет он привлекал к себе столь большое количество паломников, что сведения об этом дошли до Феофана Прокоповича, бывшего тогда псковским архиереем. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву. На следственном деле о камне Феофан Прокопович написал: «По своему рассуждению иного ничего кроме беспутного суеверия не признало». Камень в Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г. Однако воспоминание о «возглавнице» преподобного Никандра» было живо довольно долго. Паломники, не зная, что камень вывезли в Петербург, пытались отыскать его в пустыни еще в конце XIX в.

«Божий следок»

Камень «божий следок» — плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения. Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем «возглавницы» преподобного Никандра».

Дуб

В средневековье объектом поклонения был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронил крестьянин Иоанн Долгий из с. Боровичи, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в., но рассказы о нем и чудесах, которые свершал под ним Никандр, можно было услышать в деревнях, расположенных около пустыни, еще в XIX в.

Святой источник

Источники с сероводородной и родоновой водой привлекали людей своей, по поверью, целительной силой. Вода из одного источника помогала, по поверью, при болезни глаз, три других снимали болезни суставов и излечивали, по распространенному мнению, язвы. Особым почитанием пользовался источник, около которого стояла часовня во имя св. Зосимы и Савватия, где находилась деревянная рака, в которой вплоть до конца XVIII в. были мощи преподобного Никандра. Считалось, что если погрызть раку зубами, а потом пополоскать рот водой из источника, то можно снять зубную боль. Славился также источник, около которого стояла часовня во имя Живоносного источника. К этим часовням устраивались два раза в год в дни памяти Никандра крестные ходы.

Сейчас паломники ходят к четырем ключикам. Пятый «глазной» зарос, и мало кто из посетителей знает место его расположения. Остальные представляют собой четыре водоема разного размера, заключенные в деревянные срубы. Ключик «гробница», около которого в XVIII в. стояла часовня с деревянной ракой, наполнен красивой голубоватого цвета водой, обогащенной родоном.

Два ключика, посвященные первоапостолам Петру и Павлу располагаются в 500 м от первого. Рядом с ними находится камень «божий следок».

Дальний или желтый ключик, находящийся за монастырским кладбищем, теперь уже полностью разрушенный, представляет собой пруд с водой, резко пахнущей сероводородом, покрытый желтой пеной.

Часовен около ключиков уже нет, но около каждого из них поставлен металлический крест, аналогичный крестам, ставившимся на кладбищах в первой трети XX в. Кресты сверху покрыты длинными полотенцами.

Деревья, расположенные около источников, обвешаны небольшими тряпочками, носовыми платками, носками, чулками.

Объектом поклонения в пустыни является и так называемая «могила пр. Никандра», созданная богомольцами в 1992 г. на развалинах церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Она представляет собой могильный холмик с крестом за железной оградкой.

Святость месту придает также густой еловый лес, по которому пролегает семикилометровый путь к монастырю от ближайшего села Любовец. Он придавал раньше и придает теперь атмосферу таинственности, возникающую вокруг святого места, некоей божественности. Одна из местных жителей, часто посещающих пустынь, говорила нам, что человек в нем чувствует себя легко, радостно, хорошо, спокойно, «когда входишь в лес, прибывают силы».

Странники, т. е. люди, основной заботой которых было посещение святых мест и поддержание их славы, собирались в пустынь обычно в праздники, когда было особенно много паломников. Праздничными днями для Никандровой пустыни были день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), которому была посвящена соборная церковь; день освидетельствования мощей и канонизации Никандра — 29 июня (12 июля) и день его кончины — 24 сентября (7 октября). Большим торжеством для Никандровой пустыни был также день 15 (28) мая, когда в память о спасении Порхова от холеры из собора выносилась икона св. Никандра и с крестным ходом отправлялась в Порхов. В праздничные дни в Никандрову Благовещенскую пустынь собиралось множество богомольцев со всего Северо-Запада Европейской России в надежде на чудо, на облегчение душевных мук, на исцеление от болезней.

Фото: Никандрова пустынь

Никандрова пустынь находится в 40 км от города Порхова, рядом с Демьянкой. Пустынь была образована преподобным Никандром. Этот человек родился 24 июля 1507 года в крестьянской семье, в селе Виделебье, что находится на Псковщине. В возрасте 17 лет Никон поступил на работу к торговому человеку, по имени Филипп, в городе Пскове. Через некоторое время он поступил в Крыпецкий монастырь в качестве послушника. Вскоре Никон был пострижен в монахи с именем Никандр. Стремление к отшельнической жизни и безмолвию заставило Никандра поселиться на острове, расположенном неподалеку от монастыря, где он основал себе хижину, но вскоре снова возвратился в свою пустынь. Никандр умер осенью 24 сентября 1581 года, после чего некий диакон Петр решил возвести над могилой преподобного небольшую церковь, тем самым, положив начало обители.

В 1585 году на могилу Никандра пришел мирянин Исаий – именно при нем в лице игумена была выстроена церковь Благовещения Богородицы при могиле преподобного Никандра. На протяжении 1652 года с благословения Митрополита Никона была возведена деревянная церковь в честь преподобного Никандра. На протяжении середины 17 века при монастыре были выстроены деревянные церкви во имя преподобного Александра Свирского и Святой Троицы. В 1665 году поляки жестоко разграбили обитель, а весной 1667 года по причине пожара сгорели все имеющиеся четыре церкви, а также все монастырские постройки. Новое возрождение обители началось только при царе Алексее Михайловиче.

После того, как Россию минула революция 1917 года, пустынь буквально разделила участь наибольшего количества монастырей. Производственный инвентарь, культовые вещи, скот, а также монастырские здания были оставлены монахам на правах их «бесплатного» пользования, что давало право государству в любой момент изъять их. На основании данного декрета все монастырское имущество было бы вывезено в начале 20-х годов 20 века в Петроград и Ленинград, учитывая все изделия, сделанные из серебра конца 18 столетия и даже мощи, кипарисовый крест и плащаницу – святыни монастыря.

После Великой Отечественной войны монастырь пропал, хотя то место, которое ранее называлось Никандровой Благовещенской пустынью, в умах псковских жителей так и несет до сегодняшнего времени статус святого.

Большое количество паломников со всех уголков России привлекает то, что на территории расположения пустыни находятся два священных камня, пять ключей и святой дуб – эти объекты стали символами божественного почитания у финских и славянских народов еще в далекие языческие времена. Один из камней называется «возглавница». Этот камень после смерти преподобного Никандра хранился в главной монастырской церкви на паперти и особенно почитался среди монахов, местного населения и большого числа паломников. Камень под названием «Божий следок» (овальный плоский валун с небольшим углублением, которое отчетливо напоминает след человеческой стопы) издавна считается святым, так как говорят, что этот след оставила Божия Матерь.

Расположенный в пустыни дуб был объектом средневекового поклонения. Считается, что под этим дубом Никандр принимал паломников, проявляя пророческий дар. Спустя время, под дубом был похоронен Никандр. До нашего времени дуб не сохранился – скорее всего, он погиб во время страшного церковного пожара.

В Никандровой пустыне паломники обязательно посещают четыре святых источника, которые представляют собой водоемы совершенно разного размера, которые заключены в деревянные срубы. Один из ключей называется «гробница», в котором имеется голубоватого цвета вода, обогащенная родоном. Другие два ключа посвящены Павлу и Петру и располагаются рядом с камнем «божий следок». Самый дальний ключик находится сразу за монастырским кладбищем, полностью разрушенным на сегодняшний день. Этот ключ представляет собой пруд с водой, которая сильно пахнет сероводородом, из-за чего покрыт желтоватой пеной.

Сейчас продолжаются работы по возрождению Никандровой пустыни, действуют храмы иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и Царственных Страстотерпцев, в 2011 году прошло первое богослужение в соборе Благовещения.

Никандровская пустынь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *