Декоративный мостик в саду – многофункциональная конструкция, которая способна придать пейзажной картине завершенность, украсить окружающий ландшафт. Эксперты Бест-Строй.ру подготовили специальный обзор видов декоративных мостиков и о том, как их сделать своими руками.

Вовсе не обязательно мостик должен быть проложен через водоем: среди архитектурных приемов есть и так называемый «сухой ручей», сымитировать течение которого можно при помощи крупных камней и гальки. Современные садовые мостики относят к малым архитектурным формам наряду с беседками, лавочками или перголами.

фото: Декоративные мостики относят к малым архитектурным формам

Мостик может выполнять функцию переправы через канаву или овраг, если рядом с вашей дачей есть водоем, можно устроить обзорный островок. Очень важно, чтобы садовый мостик не был конструкцией, ведущей «в никуда», и вписывался в общую концепцию дизайна сада. Материал и форма мостика должны быть схожими со стилистикой и архитектурой дома или малых архитектурных форм.

Давайте поговорим о стилях садов. Если ваш участок пейзажный и выполнен максимально близко к природному стилю, мостик можно установить в узком месте пруда или болотца, визуально разделив его на неравные части. В регулярных садах мостик делают четко по центру водоема, подчеркнуть линейную перспективу можно, установив на противоположном берегу красивую беседу. В японских садах мостики более декоративны чем практичны, как правило, их форма изогнутая, они выполнены из натуральных материалов. Сад в стиле кантри можно дополнить деревянным нарочито грубым мостиком с широкими перилами и балясинами. В авангардном саду и мостик должен быть ассиметричным или оригинально украшенным. (более подробно — Стили ландшафтного дизайна)

Какую роль может играть декоративный мостик на участке?

  • Смотровой площадки. С высокого мостика приятно рассматривать свои владения и окрестности (располагаться такая конструкция должна на возвышенности);
  • Композиции. В этом случае мостик выполняют в одном стиле с перголами, беседками или садовыми дорожками;
  • Яркого акцента. Если у вас есть водоем, то изящный мостик может стать главной деталью, приковывая к себе взгляды. Если водоем большой, мостик может стать причалом для лодки или местом для рыбалки;
  • Аттракциона. Дети очень обрадуются наличию оригинального подвесного моста (разумеется, предварительно нужно позаботиться об его безопасности).

Из каких материалов строят декоративные мостики?

Дерево. Это наиболее популярный для строительства материал, такие мостики прекрасно сочетаются с уже установленными на участке постройками – банями, беседками, колодцами, столиками, скульптурами. Для изготовления мостика используют древесину кедра, сосны или лиственницы, своей прочностью славится и дуб, предварительно дерево пропитывают антисептиками и фунгицидами, а при помощи лаков и красок придают желаемый оттенок. Декор мостика может быть различным, все зависит от его стиля: для классических садов подойдут изделия с резными периллами, а в саду кантри будут уместны и обычные бревна или конструкции из досок.

фото: Деревянные декоративные мостики

Камень. Это долговечные и очень красивые конструкции, которые будут уместны в саду практически любого стиля. Стоит помнить, что натуральный камень очень тяжелый, для работы с ним понадобятся специальные инструменты и навыки. Чаще всего конструкции возводят из известняка, доломита, гранита, песчаника, природных валунов, мрамора. Такой мостик очень органично сочетаются с дорожками из гравия, каменными отмостками и заборами. Можно отдать предпочтение более легкому аналогу – искусственному камню.

фото: Декоративный мостик из камня

Металл. К очарованию кованых конструкций сложно остаться равнодушным. Кованый мостик, окруженный цветами и зеленью, смотрится очень привлекательно. Стоит отметить, что такая конструкция может быть выполнена в любом стиле: от барокко до хай-тека. Желательно, чтобы на вашем участке присутствовали другие кованые изделия – фонарь, скамейка или козырек над крыльцом. Коваными можно сделать только перила, а настил выполнить из дерева.

фото: Кованый мостик — самый очаровательный!

Бетон. Это один из самых прочных материалов, долговечный и надежный. В чистом виде бетонный мостик выглядит не слишком привлекательно, поэтому его декорируют цветной плиткой, разноцветной каменной крошкой или акриловыми красками.

фото: Декоративный мостик из бетона

Бамбук. Это отличный вариант для мостиков в восточном и этническом стиле. Поперек дорожки укладываются бамбуковые палки и перевязываются прочными веревками. Из него же можно выполнить перила, закрепленные на веревках и бамбуковых столбах. В качестве декоративного элемента возле мостика можно поместить фонтанчик или китайский фонарь.

фото: Декоративный мостик из бамбука в восточном тсиле

Удачными местами для размещения мостиков станут природные овраги и канавы, искусственно созданные ручьи и пруды, цветники и клумбы, тропки и дорожки, сухие ручьи. Устанавливая малые архитектурные формы, стоит помнить и об их безопасности: перила обязательно должны быть надежными и прочными, особенно, если мостик высокий или крутой. На возвышающихся мостах обязательно нужно предусмотреть освещение, разместив по всей длине несколько фонарей или вмонтировав в полотно изделия специальную подсветку. Будет здорово, если конструкция будет оснащена вставками из нескользящих материалов, а также противоскользящими насечками – вы оцените свою предусмотрительность в снежную или дождливую погоду.

Конфигурации и формы декоративных мостиков

Можно условно разделить конфигурации мостов на следующие виды:

  • Прямые. Их легче всего изготовить самостоятельно, вписываются практически во все стили;
  • Зигзаги. Такие мостики нередко встречаются в садах восточного стиля, считается, что эта форма защищает хозяев от злых сил;
  • Арочные. Подходят для любого стиля, смотрятся очень живописно;
  • Пошаговые. Можно построить для мелких водоемов и сухих ручьев;
  • Ступенчатые. Похожи на лестницы с достаточно широкими ступенями и общей площадкой;
  • Подвесные. Интересные конструкции, но требующие внимательного подхода к безопасности.

Если вы строите прямой мостик, обязательно продумайте слив для дождевой воды: к примеру, между досками настила можно оставить небольшие промежутки.

фото: Прямой декоративный мостик

Зигзагообразные конструкции чаще всего строят из дерева: и сваи, и настил выполняют из древесины, предварительно обработанной пропиткой или антисептиком (часто используется льняное масло).

фото: Зигзагообразный декоративный мостик в японском стиле

Арочные мосты выполняются различными способами, чаще всего выгнутую форму придают именно несущим балкам.

фото: Декоративный мостик арочного типа

Пошаговый мостик создают из срезов дерева или больших плоских камней. Учитывайте, что расстояние между изделиями должно быть комфортными для ходьбы.

фото: Пошаговый декоративный мостик

Ступенчатые мосты чаще всего изготавливаются из металла или дерева. Они станут прекрасным «наблюдательным пунктом», с верхней площадки, если конструкция достаточно высокая, открывается отличный вид.

фото: Ступенчатый декоративный мостик

Из соображений безопасности подвесной мостик лучше выполнять невысоким, предварительно закрепив на сваях, которые прочно вбиты в землю. Веревочный мост должен быть удобным для передвижения, без крупных отверстий и с высокими перилами.

фото: Подвесной декоративный мостик

Декоративный мостик своими руками

Для изготовления несложного сооружения не понадобится вбитых в землю свай или бетонного основания, они нужны, только если мост будет соединять два высоких берега реки или оврага. В этом случае, берега укрепляют бетоном или натуральным камнем.

Конструкция мостика это:

  • Опоры – ими могут служить бревна или толстые брусы, укладываются на опорные площадки.
  • Пролет – определяется формой моста, располагается между опорами.
  • Ограждение или перила, может быть односторонним и двухсторонним;
  • Настил – его укладывают поперек опор, он должен быть прочным и надежным.

После того, как вы выбрали место для садового мостика, можно приступить к очистке площадки от сорняков и мусора. Большинство садовых мостиков устанавливаются без основания, но фундамент для изделий из камня и металла обязателен, поскольку такие мостики очень тяжелые. Достаточно ленточного фундамента, для длинных мостов также подкладываются бетонные столбики, камни или кирпичи.

Основой мостика будут служить две немного изогнутые балки, сечением 20х35 см, их изготавливают из прямых заготовок, удаляя лишнюю древесину лобзиком и стамеской, к ним будет крепиться настил из досок. Сверяйтесь по уровню, чтобы основание стояло ровно. Доски обрезаются по размеру, привинчиваются на нержавеющие саморезы. Между ними оставляют промежутки 1-1,5 сантиметра, через которые будет уходить лишняя влага. Перед монтажом все детали нужно тщательно просушить и обработать специальными пропитками. Конструкция перил может быть различной, проще всего на нескольких балясинах закрепить изогнутые дуги. Потом их можно украсить резьбой, пеньковой веревкой или вставками из бамбука. Готовое изделие окрашивают или покрывают морилкой. Красивый и оригинальный деревянный мостик на даче готов!

Садовые мостики для дачи: для чего нужны

Сделать свой садовый участок оригинальным, наверное, мечтает каждый дачник. Можно пойти по простому пути: нанять ландшафтного дизайнера и команду рабочих, и тогда все сделают профессионалы. Но это потребует значительных финансовых затрат, и далеко не каждому это по карману. А можно заняться этим самостоятельно: например, придумать элементы декора, изготовить их своими руками из подручных материалов.

На сегодняшний день немалой популярностью пользуются декоративные мостики. Причем они также могут носить и практическую функцию, например, обеспечивать переход через водоем. Как сделать так, чтобы мостик был и полезен, и приятен глазу?

Как сделать своими руками

Кованный из металла

Чем хороши металлические конструкции? Во-первых, долговечностью материала. При правильном нечастом уходе на металлический мостик не будут оказывать сильное влияние погодные условия. Однако, в регионах с повышенной влажностью металл может начать быстро ржаветь, поэтому лучше покрыть его каким-нибудь специальным составом, чтобы предотвратить подобные последствия. Во-вторых, металлические мостики органично впишутся почти в любой интерьер, будь то восточный стиль или стиль кантри, к примеру.

Кованный садовый мостик

При установке такого мостика необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. В начале работ стоит позаботиться о фундаменте, на котором будет стоять мост. Для этого расчистите и выровняйте поверхность на этих участках, залейте ее бетоном и вмонтируйте металлические планки, задающие ширину моста.
  2. Следующая стадия — приваривание каркаса и перил. К этому отнеситесь с особенной тщательностью: в дальнейшем от этого этапа будет зависеть прочность всей конструкции.
  3. Настил в этом варианте может быть как деревянным, так и металлическим. В первом случае доски следует укладывать поперек и крепить их металлическими скобами или саморезами. Во втором настил приваривается к каркасу.
  4. Позаботьтесь о том, чтобы на мостике не было скользко. Это можно сделать, прикрепив к мостику резиновые вставки, или прорезав в настиле небольшие отверстия.

Из дерева

Деревянный мостик проще в изготовлении, нежели металлический, но при этом он менее износостойкий. Однако этот недостаток вполне компенсируется невысокой ценой и доступностью материала для изготовления.

Садовый мостик из дерева

Особенности его изготовления заключаются в следующем:

  1. Так же, как и в варианте с металлическим мостиком, необходимо укрепить места, где будет находиться основание конструкции. Для этой цели прекрасно подойдут бетон, щебень, булыжники.
  2. Второй этап — установка деревянных брусьев, которые определят ширину будущего моста. После их монтажа к ним прикрепляются направляющие, которые будут являться основанием для будущего настила.
  3. Закрепление настила — одна из ответственных стадий. Она определяет надежность конструкции. Основной нюанс — это необходимость оставить зазоры между досками, для того чтобы вода не скапливалась на конструкции, а стекала под нее.
  4. Заключительным этапом станет установка перил. На равном расстоянии установите вертикальные колышки, а затем соедините их горизонтальными брусьями. Это будет самый простой вариант перил. Конечно, если у вас определенная стилистическая концепция садового участка, и вы хотите, чтобы мостик вписывался в нее, можно пофантазировать и придумать какой-нибудь оригинальный дизайн.

Как сделать декоративный мостик

Не всегда садовые мостики должны носить практическую функцию. Вполне возможно, что их назначение будет чисто декоративным. Но и в этом случае не стоит забывать о безопасности и прочности конструкции. В зависимости от материала, изготовление декоративного мостика складывается из тех же этапов, что и в предыдущих примерах. Все зависит от концепции ландшафтного дизайна и вашего бюджета.

Цены и где можно купить мостик

Садовые мостики можно приобрести как в обычных магазинах, таких как Леруа Мерлен, Икеа и т. п., так и через интернет, например, на сайте hitsad.ru. Доставка и монтаж редко входят в стоимость, скорее всего, вам придется оплачивать их отдельно. Стоимость мостика зависит от материала изготовления и стоимости конструкции. Она может варьироваться от 6000 рублей до 40000 рублей. Металлические, кстати, не всегда стоят дороже деревянных, тут больше дело в размере. Ну и, соответственно, чем оригинальнее дизайн, тем выше цена.

Леруа Мерлен Икеа сайт hitsad.ru

Большой выбор садовых мостиков предоставляет сайт tiu.ru. На нем собраны предложения нескольких магазинов сразу. В зависимости от региона, где вы находитесь, можно отфильтровать каталог. Таким образом, вы сможете ознакомиться с ассортиментом именно вашего города или ближайшего к вам, а также узнать условия доставки и возможность монтажа конструкции.

Программа Людмилы Зотовой

«Город и время»

Прямой эфир

Гость: Владимир Линов

Тема: Мосты Петербурга. Передача 3.

— Сегодня мы встречаемся с постоянным участником программ, заслуженным архитектором России Владимир Кузьмичом Линовым. Здравствуйте, Владимир Кузьмич. Наши постоянные слушатели помнят и знают Вас как человека не только любящего и знающего свой город, но и как человека, который активно пытается донести и до нас те моменты, которые могут быть нам интересны, которые, возможно, мы еще не знаем. В последней встрече с Владимиром Кузьмичом, как вы, дорогие друзья, наверное, помните, речь шла о мостах через Мойку.

Да, мы обсудили мосты через Мойку и сегодня можем продолжить разговор. Я предлагаю поговорить о мостах, перекинутых через канал Грибоедова.

Канал Грибоедова как раз начинается от Мойки, начинается замечательным трехколенным мостом, о котором мы уже говорили. Его составляют Мало-Конюшенный мост, Театральный мост и третья его часть заложена камнем, под ней нет судоходства. Канал Грибоедова не всегда вообще-то начинался от этого места. Это был узенький извилистый ручеек, который начинался в болоте, ближе от Мойки к Невскому, где-то примерно в районе нынешнего пешеходного Итальянского мостика. Вот здесь этот ручей вытекал из болота и протекал, извиваясь, дальше. Поэтому речку эту назвали Кривушей. Она криво шла, имела такую трассу. Но в конце XVIII века, даже в 60-е годы XVIII века, было решено спрямить эту речку, превратить ее в канал, соединить с Мойкой. Это была эпоха большого городского строительства при Екатерине Великой, когда начали строить большие гранитные набережные: и набережные Невы, и набережные других рек. Каменные набережные появились и у этого канала, который был назван в честь Екатерины Екатерининским.

Следующий мост после вот этого трехколенного – очень близко от него, прямо около собора Спаса-на-Крови – был, как и многие мосты, сначала деревянным. Потом его перестраивали. Назвали его Ново-Конюшенным. В последнее время, уже в ХХ веке, его перестроили полностью, он стал железобетонным. И в советское время его назвали в честь убийцы царя Александра II, Гриневицкого, мостом Гриневицкого. Но в 90-е годы начались переименования. Мосту было возвращено его историческое имя – Ново-Конюшенный. Он очень широкий, комфортабельный, служит продолжением Конюшенной площади. Но архитектурно сам по себе он мало интересный. И ограда у него тоже не очень выразительная, довольно простого рисунка.

А вот следующий мостик, ближе к Невскому, если двигаться по каналу – это пешеходный Итальянский мост. Место очаровательное совершенно, любимое и жителями, и туристами. Там разные музыканты всегда играют, особенно в летнее время, когда вечерами тепло и светло. Но и сам мостик очень красивый. Маленький пешеходный мостик имеет при этом очень богатую историю. Он сначала был деревянный. Построил его по собственному разумению некий инженер на свои средства. Фамилия инженера – Колпицын. Строя его на свои средства, он думал, что этот мост – полезная вещь, и Городская дума компенсирует ему все затраты. Городская дума выразила благодарность, затраты не компенсировала, он с этим смирился и объявил, что это его подарок городу.

Мост был совершенно не такой, как сейчас. Это все происходило в самом конце XIX века. Мост был высокий, чтобы под ним было удобней проходить судам. Он был выше, чем набережная, поэтому по его краям были две каменные лестницы. Вот такого типа мостов очень мало сохранилось в Петербурге, хотя кое-где они есть. Может быть, мы о них еще вспомним. Но затем этот мост уже в советское время, в середине ХХ века, был полностью перестроен, сделан металлическим пролетным строением, более низким. С очень красивой оградой и фонарями. Замечательные там фонари.

— Это новая ограда?

Это новая ограда и новые фонари. Все они середины ХХ века, но они очень тонко стилизованы под XIX век, очень красивого рисунка. И это не случайно стало любимым местом для фотографирования. И, конечно, вид на Спас-на-Крови этому способствует.

— Итак, Итальянский мост.

Итальянский мост. Почему он Итальянский? Это очень интересная история, следы которой сохранились, прежде всего, в названии Итальянской улицы. Связано это с огромным Итальянским дворцом, но который был совершенно не в этом месте. Он был на Фонтанке, там, где Екатерининский институт или нынешнее здание Публичной библиотеки. На той стороне Фонтанки, напротив которой находится Итальянская улица. Вот на этом месте был огромные дворец, а позади него – гигантские сады, которые тянулись прямо до Лиговки. Они назывались Итальянские сады, были построены приглашенными итальянскими садовниками. Все это было создано в XVIII веке, и в конце века было уже перестроено и ликвидировано. Тогда очень быстро сносили императорские постройки. Вот то, что касается названия Итальянской улицы, которая «стреляла» в этот дворец, и, соответственно, Итальянского мостика.

Надо, может быть, вспомнить, что около этого мостика есть очень красивое здание, бывшее здание Ордена иезуитов. Построено оно итальянским мастером Луиджи Руска. Это один из моих любимых петербургских архитекторов. Он очень много строил в Петербурге. При этом он был человек скромный, и в истории архитектуры не стоит на подобающем месте, на таком, как Карло Росси, или Ринальди, или Кваренги.

— Считается мастером второго плана.

Да, как бы второго ряда. А вообще-то Луиджи Руска очень много сделал для нашего города, я всегда его вспоминаю в разговорах с благодарностью.

Движемся дальше по каналу Грибоедова. Следующим будет Казанский мост, там, где канал пересекается Невским проспектом. Прежде всего – это очень широкий мост. Когда ты движешься по Невскому проспекту, то совершенно не замечаешь, что ты вышел на мост. Он имеет ширину такую же, как проспект, даже немножко большую: боковые части моста шире застройки Невского в этом месте. Мост выложен весь из камня, он строился с самого начала как каменный мост. Ну, если не считать деревянные мосты, которые были в самом начале XVIII века, когда Невский проспект еще не был проспектом, а был дорогой, першпективой. А так как мост строился уже в конце XVIII века, то его уже строили из гранита. Любопытно, что о нем часто говорят как о самом низком мосте. И действительно, если присмотреться к движению катеров по воде, то видно, что под Казанским мостом запрещено движение катеров. Он настолько низкий, там такая низкая арка над водой, что малейшее повышение уровня воды в реках и каналах уже представляет опасность для прохода в этом месте. Ну и просто в ширину даже там большие прогулочные туристские катера не помещаются. Такое очень узкое и глухое это отверстие. Больше, пожалуй, он ничем особенным не интересен, кроме того, что он такую хорошую площадь представляет перед Казанским собором. Казанский собор – большая постройка. А Казанский мост является, как бы, частью этой площади, и то, что он такой широкий, это очень удачно.

— Вероятно, он был очень дорогим в исполнении. Почему бы было не сэкономить и не сделать мост поуже?

Ну да. Но, тем не менее, задачи были не только экономические, но думали также и о другом. Казанский собор тогда еще не был построен на этом месте, нынешний Казанский собор. Но, тем не менее, строительство в Петербурге всегда велось с большим размахом. И пространства, которые создавались, в том числе и на Невском проспекте, сразу проектировались очень большими. Так что вот сделали его таким широченным. Конечно, тогда это не было вызвано потребностями в движении.

— Зато сейчас автомобилисты могут с благодарностью отметить ширину этого моста.

Да, сейчас это очень хорошо оказалось. Ну, понятно, что название Казанского моста происходит от названия Казанского собора, а название Казанского собора – от знаменитой Казанской иконы Божией Матери, которая там находится.

Следующий мост – очень интересный, потому что он пешеходный и очень красивый. Причем настолько красивый, что, можно сказать, он уникальный в мировом масштабе. Это Банковский мост. Банковский мост – потому что рядом находится здание ассигнационного банка, построенного Кваренги. И мостик как раз расположен по оси главного входа в этот банк. Мостик уникален прежде всего потому, что он с крупными скульптурами. Это огромные четыре фигуры крылатых львов, которые называются грифонами. Иногда, кстати, грифоны бывают не с львиными головами, а с орлиными головами. И таких грифонов в Петербурге тоже полно. На фасадах зданий, например, есть такие грифоны. Вот я знаю на улице Пестеля, да и в других местах есть такие. В данном случае грифоны – львы с крыльями. Ну, существа, конечно, мифологические, которые являются хранителями богатств, сокровищ. Можно считать, что тут они уместны, потому что банк – это как раз место, где хранятся сокровища.

У этих мостов замечательная конструкция. Они подвесные. Создается впечатление, что львы держат в своей пасти такую металлическую цепь. Ну, это не цепь, а стержень, к которому подвешен, собственно, мостик. На самом деле, подвешен этот стержень к треугольным опорам, которые находятся внутри фигур. Проектировал и построил этот мостик немецкий инженер. Не архитектор, а инженер Вильгельм Треттер. Второй мост такого же типа мы видим дальше по каналу Грибоедова. Это Львиный мост, но он значительно дальше по каналу. Итак, это мост висячего типа, который был построен в начале XIX века, примерно в 20-е годы. Фигуры эти выполнял профессиональный скульптор Соколов. Это очень крупный скульптор начала XIX века, который в городе много работал. Они выполнены из чугуна. Это не сталь и не бронза, а чугун. В этом есть свои плюсы, потому что это подешевле. В данном случае экономили. Но есть и свои минусы, потому что чугун – не очень прочный материал. Он подвержен образованию трещин, и, действительно, эти фигуры очень часто приходится лудить, починять и покрывать защитным слоем. Защитный слой быстро стирается от дождей и, к сожалению, от туристов, которые очень любят забираться на эту фигуру и там фотографироваться.

— То есть, лучше этого все-таки не делать, да?

Конечно. Памятники такую нагрузку не выдерживают и они на это не рассчитаны. Вот уникальность этого моста бросается в глаза. Крылья грифонов позолочены. Канал в этом месте изгибается, поскольку он весь кривой, как мы уже говорили. Мостик находится на изгибе канала, и это придает такую вот мягкость пейзажу и ландшафту. Мягкость, которая очень нужна в Петербурге, где, в основном, улицы прямолинейные, планировка регулярная, и канал, конечно, играет особую роль в городской среде, в центре Петербурга. Он является вот этим смягчающим элементом, таким лирическим. Для меня канала Грибоедова во многом похож, не по форме, а по своей роли в городе, на канал Сен-Мартен в Париже. Это тоже очень романтичное место, но совершенно по-другому сделанное. Там шлюзы, там пешеходные мостики очень высокие, но они тоже придают какое-то очарование и мягкость планировке Парижа, где также много таких жестких планировочных элементов.

— Да. Но в Париж, может быть, не все наши слушатели смогут в ближайшее время попасть, а вот на канале Грибоедова сейчас есть такая счастливая возможность посмотреть еще раз на эти мостики. В частности, на Банковский мост, который, действительно, является одним из знаковых мест города. Я так думаю. Довольно часто этот мост в фильмах показывают. Если художественные фильмы делают в нашем городе, то часто этот мостик мелькает, и сразу Петербург узнается.

Да, это как Эйфелева башня. Я бы сказал, что, действительно, этот мост с грифонами, Банковский мост – такой же символ Петербурга, как башня Адмиралтейства, как Петропавловский собор, например, или как арка Главного штаба. Это одно из самых узнаваемых мест, как знак Петербурга.

— Да. И мы, живя в этом городе, порой проходим мимо, и в своей суете, в заботах не замечаем таких мест, в частности, и этого мостика. Как-то мы уже к нему привыкли и не останавливаемся, не замечаем, насколько гармонично и красиво он смотрится в нашем городе. Поэтому, наверно, одна из целей нашей передачи – обратить внимание на такие места, вспомнить их и, может быть, там остановиться, постоять немного и подумать.

Да, вспомнить о нем. С этим мостиком связана одна проблема. Можно присмотреться к деревьям, которые растут около него. Вот как раз со стороны нынешнего Финансово-экономического университета, то есть бывшего ассигнационного банка, там около моста когда-то были посажены тополя. Тополя растут очень быстро, и два тополя, которые здесь росли, около самого моста, во-первых, своими корнями стали повреждать набережную, как раз в том месте, где мост примыкает к набережной. Во-вторых, угрожать падением. Потому что тополя достигают колоссальной высоты годам к семидесяти. До ста, во всяком случае, они стоят, а после того они могут рухнуть. Один из тополей уже спилен, слава Богу. Он, видимо, уже действительно угрожал падением, был весь трухлявый. А второй все еще стоит. И, конечно, для этого места непросто придумать, какое дерево здесь могло бы быть уместно. Ликвидировать совсем деревья тут было бы обидно, потому что здесь изогнутая трасса канала, и дерево очень уместно в этом пейзаже. И структура ствола древесного с ветками и масса зелени как фон для грифонов хорошо подходят. Вот это серьезная проблема художественного плана. И я об этом говорю потому, что в городской среде не только архитектурные сооружения важны, а важны все детали, в том числе и деревья, и зеленые насаждения другие, и иногда вертикальное озеленение, которое когда-то в Петербурге применялось довольно широко: вьющиеся растения по фасаду. А сейчас практически полностью исчезло. А вот в XIX веке это было очень популярным способом озеленения города.

— Даже не верится. Это больше характерно для южных городов.

Нет, этого в Петербурге было довольно много. Последние следы этого можно видеть до сих пор, но буквально уже следы, на Марсовом поле, на здании, в котором сейчас расположен университет культуры. Это бывшее австрийское посольство, по-моему. Вот там, с того фасада, который выходит на Марсово поле, росло несколько лоз дикого винограда. Они были столетней древности, а, может быть, и старше. Очень толстые стволы, которые вились по фасаду. Но при ремонте фасада они были уничтожены, а решеточка, где они вились, еще осталась.

Если дальше двигаться по каналу Грибоедова, то дальше будет такой капитальный транспортный мост в створе Гороховой улицы. Называется он очень просто: Каменный мост. О нем часто говорят как о первом в Петербурге мосте из камня. Но когда я готовил эту передачу, я видел упоминания многих мостов в качестве самого первого каменного моста. Но вот этот, во всяком случае – один из старейших.

— Владимир Кузьмич, пошла последняя минута эфира. Итак – Каменный транспортный мост через канал Грибоедова. Мы на нем, наверное, закончим передачу.

Да, мы на этом мосту остановимся. Самая интересная история случилась с ним в конце XIX века, когда члены партии Народной воли заложили бомбу под этот каменный мост, с целью покушения на Александра II. Покушение не удалось, потому что полиция узнала о нем заранее, изменила маршрут движения императора. И уже после гибели императора, в 1881 году, только тогда из-под этого моста извлекли семь пудов динамита. Я напомню, что пуд – это 16 килограммов. Поэтому там было больше сотни, наверное, килограммов динамита. Но вот взрыв, слава Богу, не состоялся.

— И будем надеяться, что сейчас там динамита не осталось, и опасности там нет.

Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, какой мост самый длинный в мире?
Или самый высокий?
Или наиболее часто фотографируемый?
Или самый необычный?

Большая коллекция фотографий сооружений различного дизайна, конструкции и размеров представлена на виртуальных страничках Форум-Града.

Мы не будем сжигать за собой эти важные элементы инфраструктуры – нам ещё предстоит вернуться по ним к повседневным делам. Не будем бросаться вниз головой даже с самого красивого виадука в мире, чтобы самостоятельно измерить его высоту и проверить работу закона гравитации.

Просто отправимся в увлекательное фото путешествие и ответим на поставленные выше вопросы о мостах с грифом «самый»:

  • длинный из них расположен в Новом Орлеане, в верховьях озера Понтчартрейн (36,6 км), опорами служат 9000 столбов, если вы спросите о втором, то он находится в Ханчжоу Бэй (36 км);
  • старый каменный, до сих пор находящийся в эксплуатации, – Понте Веккио во Флоренции (построен в 1345 году);
  • высокая конструкция – виадук Мийо в южной Франции (департамент Аверон), высота опоры 343 м (выше, чем Эйфелева башня), ширина 32 м, длина 2460 м;
  • высокий, висящий над рекой (Арканзас) Ройал Гордж в Колорадо. Высота 321 м, но следует ещё прибавить 270 м. до дна обрыва;
  • маленький международный – соединяет два острова, один из которых принадлежит США, другой – Канаде. Расположен в районе «Тысячи островов” между штатом Нью-Йорк и провинцией Онтарио;
  • длинный висячий – Акаси-Кайкё (Япония). Его длина 3911 м;
  • посещаемый – из лондонского Тауэра над Темзой;
  • фотографируемый – Золотые Ворота в Сан-Франциско. Постройка была завершена в 1937 году, длина 1280 м;
  • длинный разводной и ассиметричный – Эразма в Роттердаме (Нидерланды), иначе называемый «Роттердамским лебедем», 800 м длина и 140 м высота.

Мостик в саду, фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *