Здравствуйте! Меня зовут Ольга Михайловна. Я ознакомилась с Вашим письмом, в котором Вы просите совета. как научить Вашего ребёнка писать сочинения. Вы не должны волноваться и слишком торопить время. Ваш сын ещё в самом начале пути. Сочинение-важный элемент программы,но подходить к нему надо постепенно.
Для этого необходимо накопить определённый опыт, накопить достаточный словарный запас и, что очень важно, расширять по мере работы умение пользоваться достаточно сложными предложениями.
Поскольку Вы занимаетесь дома, в спокойной обстановке, и над Вами не «висит» план, эту работу лучше проводить, не пугая ребёнка задачей: Сегодня мы будем писать сочинение! Ваш сын тут же «ударится в панику»
Итак: начинайте с пересказа текста очень небольшого объёма-8-10 предложений, которые Вы можете подобрать из любых пособий для изложений 5-6 класса. Самыми лучшими темами я считаю научно-популярные: о природе, о животных, о поступках людей.
Например так:читаете текст
— Корни дерева служат ему две службы. Они питают дерево пищей,которую сосут из земли. Они прикрепляют дерево к матери-земле и служат ему опорой против бурь и непогод. Отнимите у дерева корни,и оно умрет.
Ствол дерева служит ему также две службы. Он несёт на себе сучья с ветвями ,листьями и плодами и в то же время проводит им пищу из земли.
Сучья и ветви несут на себе листья, цветы и плоды и передают им те соки,которые получают через ствол от корней.
К тексту на первом этапе обучения подготовьте вопросы по содержанию. В вопросах обязательно должны звучать ОПОРНЫЕ слова,вокруг которых строится текст. Это, как правило, слова, которые ребёнок в обыденной речи не употребляет. Например: Какую СЛУЖБУ служат корни дерева? Что будет,если вы ОТНИМЕТЕ у дерева корни? и.т.д.
Впоследствии, когда появится опыт, вопросы может готовить сам ребёнок.
После ответов на вопросы даете ребенку задание записать самые ключевые слова в каждом предложении: что делают корни,ствол,сучья ? (служат, питают, осут, прикрепляют, несёт, проводит,передают.)
Хорошо, если у Вас будет доска (или на листке, прикрепленном к опоре) на которой ВЫПИСЫВАЕТЕ слова для запоминания- мать-земля, непогода, также, то же.
После этого еще раз читаете текст,а потом пробуете пересказать(не спеша,не сердясь!!!!!). Сначала ребенку очень трудно,и,
если Вы будете требовать всё и сразу,кончится тем,что он будет ненавидеть эти уроки.
После пересказа дайте задание написать все,ЧТО ЗАПОМНИЛ. Обратите внимание на АБЗАЦЫ, т.е.о корнях, о стволе, о сучьях с новой строчки.
Вы знаете силы вашего ребенка и физические, и учебные,поэтому урок ни в коем случае, как бы Вам ни хотелось закончить начатое,не должен превышать норму-30-45 мин. Если ребенок настроен продолжить, то писать можно после перемены, если нет-на следующий день прочитайте 1 раз,повторите по записям, а потом пусть пишет.
Написанный текст НЕПРЕМЕННО приучайте прочитывать ВСЛУХ, МЕДЛЕННО, ПРАКТИЧЕСКИ ПО СЛОГАМ. ВАЖНО:
Если у него написано служут, а он читает служат,обязательно обращать на это внимание! — Так как правильно? Как написано или как читаешь?Такие упражнения развивают СЛУХОВУЮ грамотность.
Последний этап работы-проверка. Пусть ребёнок по вашему тексту попробует найти ошибки,если они есть. Вы можете сказать:у тебя 3 ошибки,попробуй их найти. Найдёт-хорошо, нет-подчеркиваете неверное написание.
Затем работа над ошибками.
Работа очень кропотливая,требует Вашей выдержки и ДРУЖЕЛЮБИЯ. Вот как, к примеру, у одних родителей хватает терпения ждать, когда ребенок оденется, застегнёт и завяжет всё, что положено, а другая мама нетерпеливо хватает одежду, и начинает быстро-быстро делать все сама. Пустяк? Не скажите. Из таких пустяков формируются характер, привычки и знания.
Всего хорошего, успехов, пишите, если возникнут вопросы.

Этим материалом мы открываем цикл статей, в котором познакомим вас с корневой системой дерева. В доступной форме объясним, что она собой представляет, как развивается, за что отвечает в сложном организме дерева, что оказывает на нее влияние и, наконец, какой ущерб может причинить корневая система дерева коммуникациям или фундаментам.

Функции

Корневая система дерева выполняет несколько основных и очень важных функций: поглощение из почвы воды, минеральных и органических питательных веществ, их транспортирование в ствол дерева, физическое закрепление дерева в вертикальном положении. Данные функции выполняются комплексно, т. е. взаимосвязаны и одновременны, нарушение или прекращение одной из них неизбежно вызывает отмирание корневой системы и, как следствие, гибель дерева. Корни способны синтезировать сложные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности дерева.

Наиболее активно поглощают из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества тонкие корни. Они различаются по строению и выполняемым ими функциям. Незначительная часть тонких корней способна интенсивно расти в длину, тем самым формируя осевую структуру корня (его рост в длину). Такие корни называют ростовыми. Основная же их масса, рано прекращая развитие в длину, интенсивно ветвится и образует так называемые мочки. Эти корни, в отличие от ростовых, только поглощают воду с питательными веществами и называются всасывающими.

Также в корневой системе дерева выделяют корни первичные – молодые окончания корней и их ответвлений – и вторичные, составляющие остальную массу корней. Первичные (всасывающие или поглощающие) обладают способностью поглощать из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами. Вторичные корни транспортируют воду с питательными веществами в ствол дерева, в связи с чем их называют проводящими.

Структура корневой системы

Проводящие корни выполняют и другие важные функции. Прежде всего, они являются носителями поглощающих корней т. е. являются основой, на которой формируется активная часть корней и их поглощающая поверхность. В тканях проводящих корней накапливаются запасы органического вещества, продуцируемого деревом. Проводящие корни выполняют одну из важнейших функций, обеспечивающую биологическую устойчивость дерева, – восстановление активной части корней, утраченной по тем или иным причинам, а также увеличение числа активных ответвлений корней в процессе роста дерева, когда прежнего их количества становится недостаточно для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Расположение и строение

Все элементы корневой системы подразделяются на три категории: стержневые корни, горизонтальные корни, вертикальные ответвления от горизонтальных

Одревесневшая корневая лапа с всасывающими воду корневыми окончаниями

корней. Они различаются не только по расположению, но и по строению.

Строение корневых систем дерева существенно изменяется в период от роста сеянца до глубокой старости дерева. Небольшой вначале, стержневой корень постепенно превращается в мощную, организованную и взаимосвязанную совокупность корней. Этот процесс протекает на протяжении всей жизни дерева: постоянно возникают и нарастают новые образования корневой системы, происходит накопление корневой древесины и одновременное отмирание, выпадение из живой системы части данных образований с последующим их преобразованием в органическое вещество почвы и дальнейшей минерализацией. Превращение первоначально возникшего стержневого корня в мощную и сложную корневую систему происходит неодинаковыми темпами в период роста дерева. Наиболее активно оно протекает в молодом возрасте, а уже к 40 годам корневая система приобретает стабильный вид, после чего происходящие в ней изменения носят чисто количественный характер.

В ботанике по морфологическим признакам различают два основных типа корневых систем: стержневой и мочковатый. Корневая система мочковатого типа отличается тем, что с самого начала ее формирования отсутствует основной (стержневой) корень или он не явно выражен. Для корневой системы стержневого типа характерно наличие хорошо выраженного стержневого корня. Этот тип свойствен древесным и кустарниковым породам, а также некоторым видам травянистых растений (щавель, люцерна и др.).

Микориза – симбиоз различных грибов со всасывающими корнями (корневыми волосками). Иначе – «грибокорень», так как ткани корня и гриба тесно связаны друг с другом.

Почва – среда обитания и формирования

Органические вещества в виде остатков мертвых корней, различные корневые выделения, а также интенсивно развивающаяся микрофлора воздействуют на физические свойства почвы (плотность, влагоемкость, теплопроводность, химический состав и т. д.), от которых, в свою очередь, зависит рост и развитие корневых систем. Эти особенности почвенной среды по-разному влияют на корни древесных растений. Начиная от изменения направления развития и скорости роста до изменения прироста по длине и диаметру. Непосредственно влияют на корни механические свойства почвы, в частности ее плотность. Рост корней многих деревьев приостанавливается при плотности почвы 1,4–1,5 г/см3.

Внезапное и существенное изменение структуры почвы, например из-за появления зон уплотнения или плужных подошв, серьезно препятствует развитию корней. На структуру почвы можно сильно воздействовать в ходе ее обработки, проездом по ней, встряхиванием, движением по влажной почве, орошением и осушением.

Воздух играет решающую роль в корневом дыхании, жизни микроорга­низмов и микоризы.

Насыщенность почвы воздухом зависит от объема пор и их размера. Большое количество крупных пор сокращает водоудерживающую способность (влагоемкость). Пропорциональное соотношение крупных, средних и мелких пор обеспечивает в почве оптимальное для роста растения количество воздуха и воды. Для обмена образующегося в почве (в процессе дыхания) углекислого газа с наружным воздухом необходим достаточный объем пор. Источником двух третей углекислого газа в почве являются микроорганизмы. Стабильная раздельночастичная структура с частицами приемлемой жесткости способствует хорошему газообмену.

Суберинизация – процесс накопления в тканях корня вещества суберин, в результате чего происходит опробковение экзодермы. Это приводит к уменьшению способности тканей корня поглощать воду.

Для жизнедеятельности корней необходимо определенное количество влаги в почве. В условиях недостатка влаги при ее увеличении в почве стимулируется рост корней. В свою очередь на переувлажненных почвах избыток влаги оказывает отрицательное влияние.

Водоснабжение корня

При уменьшении влаги в почве до уровня мертвого запаса отмирают корневые волоски, усиливается суберинизация поглощающих корней, а затем отмирают растущие корневые окончания и тонкие корни.

Водоудерживающая способность частиц суглинка, глины и органиче­ской субстанции обеспечивает снабжение растительности застойной почвенной влагой, в которой растворены питательные вещества. Почвенная влага подпитывается осадками, грунтовой водой и конденсацией из атмосфе­ры (роса, туманы), вызванной температурной дифференциацией между покровами и почвой.

Уплотнение почвы и обусловленный им дефицит воздуха наносят значительный вред активности корней. Рыхлая, хоро­шо вентилируемая почва (желательно по своей поверхности соответствующей общей поверхности кроны) имеет важное значение для обеспечения жизнеспособности дерева.

Различные проявления уплотнения почвы вызывают определенные поражения.

  • Поначалу неприметные: отмирание корней, снижение жизнеспособности и связанной с нею сопротивляемости нападению вредителей, возникновение поражений и ран, появление гнили.
  • Наблюдаемые признаки поражения: разреженность лиственного покрова, меньший размер листьев и их пожелтение, усыхание тонких ветвей, сухие участки кроны, оголение в зоне верхушки кроны вплоть до появления суховершинности, отставание в росте, поражение грибами (видны их плодовые тела) и далее до засыхания и гибели дерева.

В стадиях, предшествующих усыханию тонких ветвей, еще возможна регенерация с помощью мероприятий по улучшению почвы, таких как ее рыхление, снятие покрытия или озеленение. Далее помогут только радикальные меры – замена почвы, аэрация и восстановление кроны.

Уплотнения почвы – причины их образования и воздействие на жизнь дерева и его жизнеспособность

Причина

Результат

Проявление

Проезд автомашин и другого транспорта Сниженный газообмен Плохое дыхание корнейПоражение микроорганизмов, вплоть до их гибелиВозрастание концентрации токсических веществ
Утаптывание пешеходами и уборочными машинами Уменьшенный объем пор Ограниченная влагоемкостьМинимизация поглощения питательных веществСокращение насыщенности водой
Вибрационное воздействие уличного движения и компрессоров Разрушение структуры почвыОбразование уплотненных горизонтов Уменьшенная активность микроорганизмовУменьшение возможностей по разложению органической массыИсчезновение возможности минерализации

Разрушение комковатой структуры и технологической пригодности почвы

Отсутствие возможностей для существования микоризы

Глинизация верхних слоев почвы из-за неправильной промывки водой и воздействия рассыпаемой соли Вымывание катионов и пептизацияИсчезновение воздухообменаИсчезновение возможности поглощения воды Медленное отмирание корней из-за недостатка кислородаОграничение поглощения воды и питательных веществОбразование горизонтов глубинных размывов и вымываний

Отсутствие возможности прорастания корней в глубину

Деревья – это один из прекрасных даров человечеству, созданных природой, без которых представить окружающий мир попросту невозможно. Эти огромные растения являются неутомимыми «тружениками», постоянно насыщающими воздух кислородом. А их присутствие на приусадебном участке является не только природным фильтром окружающей атмосферы, но и превосходным гармоничным дополнением для любого вида ландшафтного дизайна. Специалисты в этой области умело создают разнообразные композиции, основным элементом которых являются именно взрослые высокорослые деревья. Поэтому не стоит спешить избавляться от якобы лишних представителей флоры на частной территории, тем более, что органам по охране природной среды (экологам) это тоже не понравится.

Несмотря на эстетическую привлекательность и пользу для атмосферы, деревья могут быть и достаточно опасными соседями. Располагаясь в непосредственной близости от дома, эти массивные представители природы способны превратиться в настоящее бедствие, постепенно разрушающее конструкцию здания любого размера.

Корневая система деревьев, постоянно развиваясь и находясь в поиске необходимой влаги, может с легкостью разрушить канализационную систему дома и даже нарушить основание фундамента. Починить трубы сравнительно несложно, но вот трещины в фундаменте – это гораздо более серьезная проблема, которая обычно сопровождается:

  • заклиниванием оконных рам;

  • короблением дверных коробок;

  • деформацией половых покрытий.

В некоторых случаях корни деревьев могут проникнуть и сквозь кирпичную кладку дома, тем самым нарушив ее целостность.

Конструкция любого нового дома постепенно оседает. Это достаточно распространенный и закономерный процесс, который может продолжаться до тех пор, пока основание здания полностью не осядет. Иногда в процессе осадки на стенах дома могут образовываться небольшие трещины. Такие микротрещины являются нормой. Они получаются, когда грунт неравномерно оседает под огромной массой здания. Следовательно, их количество и глубина напрямую зависит от рода почвы под постройкой:

  • Если это глинистый влажный грунт, то трещины образуются наверняка, так как почве такого типа сложнее просохнуть и устояться.

  • Если дом построен на более устойчивом, песчаном грунте, то осадка будет не так заметна.

Не стоит преувеличивать проблему, если трещина образовалась один раз. Ее можно легко заделать и навсегда позабыть об этой неурядице. К специалистам же имеет смысл обращаться лишь в тех случаях, если дефекты на стенах здания образовались повторно.

В чем же причина возникновения упомянутой выше проблемы?

Во-первых, на прочность грунтов влияет температурный фактор. Так, в зависимости от температурного режима в разное время года, грунт, на котором возведено здание, может:

  • давать усадку;

  • расширяться;

  • пучинить (увеличиваться в объеме при замерзании).

Второе, что может влиять на «поведение» грунтов – это растущие вблизи здания деревья, от мощной корневой системы которых напрямую зависит водный баланс всего земельного участка.

Чтобы полностью обезопасить свой дом от возникновения изложенной выше проблемы, следует предпринять некоторые простые, однако очень важные меры еще до начала строительства:

  1. Для начала следует помнить, что длина корней деревьев обычно равна их высоте и именно эти параметры должны быть определяющими. Поэтому чем дальше дерево находится от дома, тем лучше. Если у владельца участка появится желание высадить деревья уже после завершения строительства дома, желательно отдать предпочтение хвойным породам. Корневая система этого вида деревьев развивается вглубь, поэтому их безопасно высаживать даже на незначительном расстоянии от дома.

  2. Если деревья на участке были срублены, следует также избавиться и от пней. Выкорчевывание – необходимый процесс, поскольку корни даже срубленного дерева могут продолжать развиваться в земле в течение многих лет.

  3. Иногда возникают случаи, когда дерево, соседство с которым никогда ранее не приносило проблем, вдруг начинает тянуть свои корни в сторону фундамента здания. Причина данного явления достаточно банальна и имеет отношение к обустройству приусадебного участка. Возможно, дерево «осваивает» другие места потому, что там, где ранее было достаточно влаги для его корневой системы, была обустроена, например, асфальтовая дорожка или бетонная площадка. Поэтому растение потянулось корнями в поисках воды.

  4. Еще до постройки дома лучше выяснить особенности участка. Проектировщики могут дать сведения о свойствах почвы и о том, как близко находятся грунтовые воды. Если влаги достаточно, то корни будут распространяться вширь.

  5. Самый нежелательный «сосед» среди деревьев – тополь, радиус развития корней которого может превышать высоту дерева. Что касается высоты самых распространенных пород деревьев, то по европейским стандартам они равны следующим показателям:

  • ясень – 27 метров;

  • тополь – 30 метров;

  • клен – 24 метра;

  • липа – 30 метров.

Для того, чтобы полностью избежать проблем, которые в будущем может спровоцировать взрослое дерево, можно высадить на своем участке декоративные, низкорослые деревца, такие как:

  • рябина;

  • боярышник;

  • туя.

Можно также превосходно оформить свою приусадебную территорию и декоративными кустарниками:

  • можжевельником;

  • самшитом;

  • гортензией.

Корни деревьев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *