Окружающий нас мир полон неисчислимого проявления сочных красок, их переходов, полутонов и оттенков. Вряд ли это можно назвать случайным, поскольку цвет – одно из наиболее сильных и выразительных эмоциональных средств, воздействующих на природу зрительных ощущений. Он действительно способен показать красоту мира во всем его совершенстве и великолепии.

И всё же, какой бы безграничной не казалась нам цветовая палитра, её принято подразделять на две основные группы: яркие-теплые и мягкие-холодные. Теплые оттенки находятся в диапазоне от красного до оранжевого, включая розовый, коричневый и бордо, а холодные – от зеленого до фиолетового, включая синий и все оттенки серого. Так называемый колористический круг, известный нам с самого раннего детства – это радуга, только цвета в ней переходят друг в друга концентрическими полуокружностями, а в колористическом круге – это радиальные сектора.

Теплые и холодные цвета расположены в этом круге друг против друга, причём те из них, что находятся по соседству, прекрасно гармонируют друг с другом, а лежащие диаметрально противоположно – являются контрастными. В зрительном восприятии гармоничные сочетания всегда комфортны для человека, тогда как резкие контрасты могут быть, как и очень эффектными, так и, увы, просто вульгарными.

Что же касается темы нашего разговора – цветовой гармонии сада – то, безусловно, здесь есть своя специфика и нюансы. Начнём с того, что поскольку основной цвет сада – зеленый – он является в саду главным и одновременно «буферным», объединяя различные цветовые гаммы и смягчая их контрасты. Конечно, чаще всего на своих земельных владениях хочется видеть что-то цветущее и яркое, чтобы вся усадьба выглядела весело и жизнерадостно. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что здесь не должны царить «аляпистый» цветовой хаос и шокирующее безвкусие.

Возможно, это кого-то удивит, но в природе существует всего три чистых цвета – синий, красный и желтый. Все остальные получаются при взаимном их наложении. А вот белый цвет с физической точки зрения – это абсолютное слияние всего цветового спектра. Наверное, его можно полноправно назвать королем сада, потому как нет в мире другого такого могущественного цвета, без которого, пожалуй, не обходится ни один гармоничный сад. Секрет этого в том, что белые тона смягчают любую цветовую гамму, добавляя эмоциональный эффект пронзительности в общую колористическую картину. И коль скоро мы об этом заговорили, давайте перечислим хотя бы часть тех растений, что могут составить основу для создания белого сада.

Открывают сезон белых цветов, конечно же, подснежники. Затем распускаются пролески и крокусы. В мае начинают цвести нарциссы. Большинство сортов этого великолепного многолетника, без которого не обходится практически ни один сад, имеют чисто белую окраску или же комбинированную – сочетание с желтым, розовым или оранжевым. Достоинство нарциссов состоит в том, что их пересадка требуется гораздо реже, чем таких луковичных, как тюльпаны. Особенно хорошо они смотрятся массивом, пусть даже и не очень большим. Деликатным украшением сада, безусловно, являются и ландыши, которые к тому же хорошо растут в тенистых местах. Ну и, конечно же, с ранней весны анемоны, рябчики, купена и белые маргаритки могут добавить своей чистой белизны в проснувшийся сад.

В мае-июне цветет сирень – удивительное по красоте, аромату и продолжительности жизни в саду растение. С ее чарами соперничает разве что чубушник – также исключительно эффектный кустарник. Далее друг за другом распускаются спирея серая и спирея Вангутта. Их «заснеженные» ветви низко клонятся к земле от обилия цветков. Белыми шапками цветут привычные калины, рябины и боярышник. А о цветущих яблонях, вишнях и черемухе сложено множество известных песен. Их снежные облака, плывущие по весеннему саду – всегда полный восторг и удивление. А для каменистых садов белоснежные акценты расставляют поляны из яснотки, белых колокольчиков и очитков.

Настоящей красавицей «белых королевских кровей» может предстать в таком саду гортензия, а её «великосветской» группой поддержки – пионы, флоксы и лилии, астильбы, волжанка, и люпины, дельфиниумы, виола и алиссум. И, конечно же, «царица бала» – белая роза – предмет особого восхищения и поклонения всех времен и народов. С ней может соперничать только обворожительная озёрная нимфа – водная лилия.

Одним словом – создать белый сад не представляет особой трудности, тем более, что все оттенки серебристо-серого в канонах садовой колористики также относятся к белому цвету. Умело добавив штрихи других оттенков, можно еще более усилить ожидаемый зрительный эффект свежести, легкости и настоящей праздничности.

Вернёмся теперь к чистому синему и голубому цвету – трогательным и нежным, пробуждающим в нас романтично — сентиментальные чувства. Они обладают способностью зрительно увеличивать занимаемое пространство, оптически отдаляя окружающие предметы. Природа позаботилась о многочисленности растений с голубыми цветами, часть которых начинает своё цветение ещё в апреле. Первыми появляются крокусы, затем мускари, пролески, пушкинии. Сине-голубую палитру мая в значительной степени составляют многочисленные сорта гиацинтов и неприхотливая незабудка, прекрасно растущая как в тени, так и на солнце. Июнь наполняется половодьем аквилегий, дельфиниумов и колокольчиков. Сюда же вносит свою лепту и вечнозеленый барвинок малый – почвопокровное декоративное растение, прекрасно адаптирующееся как на солнечных, так и на тенистых местах. В прибрежную линию водоёмов и ручьёв удачно вписываются ирисы, и, конечно же, редкий сад обходится без люпинов. Поляну, имитирующую травяной луг, могут украсить небесно-голубой цикорий, васильки, шалфей, нигелла и вероника дубравная. В цветовой гамме от сине-голубого до глубокого ультрамарина доверчиво «смотрят» на мир анютины глазки. Среди лиан – это, конечно же, красавец клематис и скромная ипомея. К сожалению, в Сибири такое чудо, как глициния, мы увидеть не можем, но её сиренево-голубые кисти умопомрачительной красоты украшают сады в южных регионах России, например, в Краснодарском крае.

Создать цветовую композицию с использованием одних только голубых тонов довольно трудно. Чистый голубой цвет в природе встречается редко. Более распространены оттенки голубого, серо-голубого, ультрамаринового, синего, серебристо-голубого и насыщенно-лазурного оттенков. К тому же композиции из одних таких оттенков выглядит зачастую немного однообразно. В свою очередь, сине-голубые тона хорошо сочетаются со всеми оттенками не только белого и зеленого, но также желтого и розового цветов, легко вписываясь в самые разные цветовые схемы.

Исходя их законов цветовосприятия, о сиреневых, фиолетовых и пурпурных оттенках можно говорить как о весьма родственной компании с розово-красной палитрой (хотя сиреневый можно было в равной мере отнести и к голубым). В связи с тем, что природа чаще всего работает на очень тонких смешениях цвета – разделить его на производные оттенки даже профессиональному глазу бывает очень затруднительно. Кстати, розовые и фиолетовые тона могут создавать ощущения глубины, тогда как светлые, наоборот, выдвигаются на авансцену.

Розовый и фиолетовый цвет представлен в садовых растениях широчайшим диапазоном этой гаммы: от нежнейших прозрачных до насыщенных пурпурно-фуксиновых. Не трудно заметить, что сама природа чаще всего вносит в эти растения и другие оттенки. Серединка розового цветка часто бывает белой и желтой или же насыщенно фиолетовой. Пузыреплодник пурпурнолистный, например, цветет белым, а во многих розовых тонах присутствует немного голубого. В результате получаются удивительные оттенки, позволяющие создавать композиции, где гармонично сочетаются между собой растения прохладной розово-голубой гаммы. Однако нужно помнить, что совершенно не желательно смешивать розовый цвет с оранжевым. Такое сочетание диссонирует и создает неприятное впечатление, вот почему не рекомендуется располагать розово-сиреневые цветники и композиции на фоне кирпичных стен или применять в этих случаях контейнеры терракотового цвета. В данном случае лучше подойдут белые и голубые – они будут чудесно сочетаться с розово-сиреневыми цветами.

О растениях рассматриваемой гаммы можно написать не одну статью, поэтому перечислим лишь некоторые из них.

Ранней весной, когда еще отсутствует листва на деревьях и кустарниках, можно легко «вспорхнуть душой» в розовые облака цветущего миндаля. Вслед за ним просыпаются крокусы, кандыки и морозник, а позже зацветают тюльпаны, способные поддержать выбранную цветовую гамму бесчисленным множеством всех оттенков розово-фиолетового. Главное здесь – выдержать чувство меры и не забывать о том, что тюльпаны хороши, когда высажены группой.

Далее зацветают баданы, флокс шиловидный, всевозможные очитки, камнеломки и молодила. Опять же – розовый сад может украсить неизменная сирень, яблони, сливы, робиния, рододендроны, азалии, спиреи и пионы. Из летних многолетников – флокс метельчатый, астильбы, дицентра, аквилегии, люпины, лилии, ирисы и эхинацея. Широчайший ряд однолетников – от алиссума и бальзаминов до бегоний и цинний.

Растения, имеющие декоративную листву этих оттенков – от прозаичной живучки, красавицы гейхеры и гордого амаранта до пурпурнолистных пузыреплодников, черемухи, барбарисов, декоративных слив и яблонь. Ну и, конечно же, величальную оду мы поём розе. Думается, что слово «розовый» произошло именно от её названия, хотя возможно и наоборот….

И, наконец, желтая и золотая листва с цветами оранжево-желтой гаммы, наполняющей сад солнечным светом в любую погоду. С массой её оттенков, от бледно-желтых, лимонных холодных тонов до жарких, просто ослепительных оранжевых, нужно проявлять достаточную осторожность. Излишек, например, откровенно желтой листвы деревьев и кустарников может легко нарушить общий баланс, являясь откровенно доминирующим в любой композиции.

Мягкие желто-золотистые оттенки легко включаются почти в любую схему посадки, тогда как солнечно-желтые, напротив, хороши в «сольном» исполнении. Главное при этом, чтобы в поле зрения попадало несколько таких растений одновременно. Хвойники с золотистой окраской также почти всегда уместны в садовых «симфониях». К этой же гамме относятся коричневые, абрикосовые и янтарные акценты. Очень эффектна листва с желто-золотистыми включениями. Это могут быть различные сорта хост, колеусы, некоторые злаки, пестролистные бересклет и дерен, бузина и бирючина.

По сценарию, написанному природой, светлой энергией весны в авангарде оранжево-желтой гаммы наполняет садовое пространство обильно цветущая форзиция. Вслед за ней – всевозможные луковичные – нарциссы, тюльпаны, крокусы. У ирисов желтый цвет такой же распространенный, как и голубой, тем более, что это сочетание исключительно гармонично. В природе, среди обычных полевых растений и тех, которые люди считают сорняками, эти два цвета вместе представляют чудное сочетание.

В июне-июле начинают цветение неприхотливые лилейники с цветами желто-оранжевой окраски, им вторят солидные георгины.

У кустарников цветение жёлтым встречается очень часто. Это и магония, и лох серебристый, и карагана, и лапчатка. Самыми распространенными среди лапчаток являются сорта с желто-оранжевыми цветками. Эти неприхотливые кустарники до самого первого снега дарят саду солнечную улыбку. Воплощением же самого солнца являются эхинацея, гайлардия, рудбекия, пижма, календула и, конечно же, наши обычные подсолнухи. Альпинарий украсят подушки очитка едкого, поляны из вербейника монетчатого и вербейника точечного. Появление таких великолепных многолетников как молочаи, также будет уместно в любом саду.

Помня о том, что источником цвета являются не только растения, мы можем поддержать выбранную палитру и дизайнерскими элементами. Это может быть садовая мебель, вазоны, скульптура, беседка, перголы или ограждения. Подобные акценты придают пространству индивидуальность и завершенность.

Цвет в саду по сути дела становится еще и визитной карточкой, и продолжением цветовых решений интерьера, показывающим определенные вкусовые предпочтения. Таким образом, сад – это отражение нашей индивидуальности и без преувеличения – настоящий живой холст, позволяющий рисовать красками, созданными самой природой. Наполняя его колористически, следует помнить, что цвет очень активно воздействует на психику человека и возбуждая, и успокаивая, и настраивая его на меланхолию. А поскольку природа – самый лучший учитель – избегая ненужного украшательства, садовый дизайн должен стремиться к естественности и простоте совершенства.

Наш садовый центр

«Какое чудо!» – восклицаем мы, глядя на роскошную клумбу в парке, и застываем в восхищении. Как красиво подобраны растения и как живописно сочетаются они между собой! Стараясь повторить увиденное, мы высаживаем цветы на своем участке и довольно редко добиваемся успеха. Это неудивительно, ведь такое великолепие неслучайно, над созданием цветочных композиций работают специалисты, главная задача которых – гармонично декорировать природное пространство.

Ландшафтных дизайнеров, без преувеличения, можно назвать художниками. Только их краски – разнообразные растения, а холст – парки, сады и клумбы. И, как и каждый художник, специалист по ландшафту руководствуется законами колористики.

Мы, простые садоводы, зачастую не обладаем нужными знаниями по основам композиции, однако можем позаимствовать у профессионалов некоторые приемы создания цветовой гармонии. Пейзаж, спланированный с учетом знаний о сочетании оттенков, выглядит гораздо более эстетично, нежели хаотично засаженный участок.

Рассмотрим основные колористические схемы с наглядными примерами из практики.

Доминанты сада. Элементы участка

Начиная декорировать свой участок, оглянитесь вокруг. На чем останавливается взгляд в первую очередь? Безусловно, это дом – наиболее крупный объект на участке.

Сейчас отделочные материалы необычайно разнообразны. Особенно сильно на восприятие дома влияют наружные стены, которые занимают большую часть всего объема строения. Они могут быть выполнены из бруса, кирпича, блоков и покрыты различной облицовкой.

От того, в какой цвет окрашены все элемента строения, а особенно его стены, зависит подбор высаживаемых в непосредственной близости растений. Выразительный дом следует окружать культурами приглушенных оттенков, так, чтобы они не отвлекали внимание от композиционной доминанты. Жилище, оформленное в серых или белых тонах, наоборот, будет служить нейтральным фоном для ярких цветов.

По мере удаления вглубь участка влияние главной доминанты ослабевает, однако появляются другие сооружения, вокруг которых строится ландшафт: баня, беседка, хозяйственные постройки. Растения вокруг них должны подбираться по вышеописанному принципу: яркое + нейтральное.

Доминирующий цвет в саду, да и вообще в природе – зеленый. Как сказал испанский драматург XVII века Педро Кальдерон де ла Барка: «Зеленый – самый главный цвет, из которого возникает вся красота мира».

Восприятие зеленого человеком неоднозначно: в интерьере или одежде цвет приковывает внимание, а вот на открытых пространствах глаз, привыкший к большим объемам этого оттенка, оценивает его как фон. Таким образом, можно рассматривать зеленый в качестве нейтрального холста, на котором строится ландшафтная композиция.

К сожалению, в попытке создать красочный сад, мы часто включаем слишком большое количество ярких растений различных цветов: красного, желтого, лилового, оранжевого. Это приводит к тому, что зеленого становится слишком мало, а иногда и вовсе не остается. Нарушается природная гармония оттенков. Всегда помните о том, что природа уже создала идеальные цветовые сочетания и не игнорируйте зеленый в своих композициях.

Цветовые схемы в ландшафтном дизайне

Безусловно, каждый из нас имеет личные цветовые предпочтения. Мы переносим их в одежду, убранство дома, оформление клумбы. У некоторых людей вкус безупречен, но большинство испытывает проблемы с подбором оттенков. В этом случае на помощь приходит колористика, предлагающая множество гармоничных сочетаний цветов. Все эти сочетания можно воплотить и на своем садовом участке, оформив его в соответствии с законами цветоведения.

Главное подспорье в выборе оттенков – это цветовой круг. Они бывают самыми разными: самый простой включает в себя шесть цветов, а сложные могут содержать сотни оттенков. Дизайнеры по ландшафту чаще всего используют схему, состоящую их двенадцати цветов, основные из которых: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Это чистые насыщенные цвета, которые создают нарядные сочетания. Они отлично подходят для того, чтобы выделить какой-либо участок сада с помощью хорошо заметного, привлекающего внимание акцента. Однако, такие оттенки не только красивы, но и коварны: бездумная мешанина ярких красок быстро утомит и вряд ли будет красива. Вот тут на помощь цветоводу и придет цветовой круг, который подскажет, как гармонично скомпоновать оттенки.

Полихромные ландшафтные композиции

Колористических сочетаний, как и оттенков в палитре может быть бесконечное множество. Однако, среди них можно выделить основные гармонии, применение которых в ландшафтном дизайне полностью оправдано.

Контраст – триада, квадрат, пятиугольник, шестиугольник. Такие цветовые сочетания состоят из равноудаленных оттенков цветового круга. Контрастная палитра всегда получается яркой и насыщенной, т.к. все цвета равнозначны по степени воздействия.

Стоит отметить, что три контрастных оттенка – самый простой и удачный вариант. Цветовые квадраты и другие сложные фигуры требуют вдумчивого подхода: слишком большое количество красок утомляет глаз и смотрится безвкусно.

В ландшафтном дизайне доминирует зеленый, поэтому вышеописанные схемы очень часто видоизменяются. Триада, к примеру, может быть разносторонней – цветовому сектору противостоят два других, расположенных через один, например, зеленый, лиловый и красно-оранжевый или салатовый, фиолетовый и красный.

Нюанс, в противовес контрасту, состоит из родственных, близких в цветовом круге оттенков. Их количество может варьироваться, но чаще всего дизайнеры используют три близлежащих цвета.

Нюансные цветовые комбинации прекрасно смотрятся на клумбе. Растительные композиции, состоящие из смежных оттенков, отличаются изысканностью и гармонией. Они очень спокойны и не утомляют глаз. К тому же ошибиться, подбирая родственные цвета, очень сложно, поэтому такая цветовая гармония под силу даже начинающим дизайнерам.

В цветовом круге часть оттенков лежит в холодном спектре, а другая часть – в теплом. Гармония нюансов, следовательно, может быть теплой (желтый, оранжевый, красный) или холодной (голубой, синий, фиолетовый).

Теплые тона, живые и яркие, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Они приковывают внимание, являясь мощной цветовой доминантой. Цветоводы, оформляя клумбу, иногда злоупотребляют насыщенными теплыми оттенками. Такая ландшафтная композиция зачастую подавляет окружение, отвлекая на себя все внимание. Впрочем, если необходимо выделить определенную часть сада, этот прием вполне уместен.

Холодная палитра, наоборот, спокойна и сдержана. Ландшафтная композиция в прохладных тонах создает иллюзию удаленности от зрителя. Эти цвета не вызывают сильных эмоций, они, скорее, успокаивают и дарят ощущение умиротворенности.

Существуют и более сложные цветовые схемы, включающие в себя элементы контраста и нюанса. Например, один из вариантов триады – два смежных и один противостоящий оттенок: зеленый, красный и красно-оранжевый или салатовый, фиолетовый, лиловый.

Может быть видоизменен и цветовой квадрат: два близлежащих цвета контрастируют с двумя другими сопредельными оттенками, например, салатовый и желтый + лиловый и сиреневый. Такая схема, с одной стороны, отличается драматическим контрастом, а с другой – тонкими изящными колористическими переходами.

Со всеми оттенками гармонирует белый, его можно включать в любую цветовую схему. Белый тон великолепно разбавляет насыщенные краски, снижая резкость колорита.

Монохромные ландшафтные композиции

Безусловно, цветовой спектр не ограничивается чистыми яркими оттенками, ведь богатство красок в природе поистине безгранично. Каждый цвет может иметь как более светлые, так и более темные тона. Сочетание таких тонов в пределах одного сектора называется монохромной гармонией.

В садовом дизайне полного монохрома, конечно, не встретишь – зеленый цвет присутствует всегда. Однако, как было сказано выше, он является лишь фоном для других красок.

Благодаря сдержанной палитре, монохромные ансамбли необыкновенно привлекательны. Это беспроигрышный вариант для сомневающихся садоводов: посадите одинаковые по цвету, но разные по насыщенности растения и вы получите элегантную клумбу без лишних деталей.

Яркость красок

Говоря о палитре сада, важно принимать во внимание такой аспект цвета, как яркость. Проще говоря, все основные цвета могут иметь более темные или более светлые оттенки. Например, бордовый, красный и розовый – это один и тот же цвет разной степени яркость.

Светлые и темные оттенки люди воспринимают по-разному. Светлые тона спокойны и не вызывают бурных эмоций. Большое количество темного, наоборот, подавляет и немного угнетает. Впрочем, и ту и другую палитру следует использовать грамотно, отталкиваясь от особенностей участка.

Светлые оттенки хорошо отражают солнечные лучи, поэтому кажутся ближе, чем на самом деле. Они отлично видны и приковывают внимание. Такие тона лучше использовать в затененных местах сада, там, где не хватает освещения. Если высадить растения пастельных расцветок на ярком солнце, цвета покажутся слишком размытыми и бледными.

Пастельные тона красиво смотрятся на фоне темно- или ярко-зеленой листвы. Контраст получается не резким, а мягким и приятным. Кроме того, соцветия светлых оттенков великолепно подчеркнут темные стены дома или хозяйственных построек.

Распространенная ошибка садоводов – высадка большой группы растений с бледными цветами на солнечной поляне. В этом случае нежные оттенки теряются, размываются и выглядят гораздо менее эффектно, чем могли бы.

Темные тона, наоборот, поглощают свет, человеческий глаз различает их гораздо хуже. Они менее заметны в ландшафте, особенно в тени, в сумерках или на неярком фоне. Что касается оптического восприятия подобных оттенков, то густые насыщенные цвета отступают на дальний план, если смотреть на них издалека.

Вместе с тем темная палитра необыкновенно приятна при правильном окружении. В хорошо освещенном месте, на фоне бледной листвы, светлых камней, плитки, дома, выкрашенного в светлые тона, темноцветные растения смотрятся великолепно. Они не отвлекают внимание, а лишь красиво оттеняют задний план.

Не стоит размещать густоокрашенные культуры в тенистых уголках сада или рядом с визуально тяжелыми элементами ландшафта. Такая композиция будет смотреться слишком мрачно.

Зимняя палитра в оттенках серого. Насыщенность цвета

В нашей стране зима бывает долгой, пять месяцев природа спит. Поздней осенью яркие краски сменяются тусклыми серыми и коричневыми оттенками. И все же цвет остается, пусть и гораздо менее насыщенный. Настоящему ландшафтному художнику зима не мешает создавать прекрасные пейзажи, а на первый план выходят палитры в серых тонах.

Чистый серый цвет в природе встречается очень редко, обычно все зимние оттенки имеют цветную примесь: хвойники окрашены в серо-зеленый, созревшие злаки – в серо-желтый, кора и высохшие листья – в серо-коричневый. Такая палитра, по сравнению с насыщенными летними красками, конечно, смотрится гораздо бледнее, но и она имеет определенную прелесть. Полутона плавно перетекают друг в друга, образуя спокойный зимний пейзаж.

Оптическое восприятие дымчатых оттенков сходно с восприятием холодного колера: такие цвета как будто отступают на дальний план, не бросаясь в глаза и не утомляя зрение. Благодаря низкой насыщенности зимней палитры, в одной ландшафтной композиции можно использовать большое количество оттенков и не ограничиваться тремя-четырьмя.

Поздняя осень и зима – не повод отказываться от красивых садовых пейзажей. Это время любоваться изысканными нюансами цвета.

***

Как видите, вариантов оформления клумбы и садового ландшафта великое множество. Чтобы не потеряться в этом многообразии используйте законы колористики. И напоследок, практический совет: прежде, чем высаживать растения, сделайте рисунок или фотоколлаж. Так вы поймете, какого цвета слишком много, а какого оттенка, наоборот, не хватает. Кроме того, можно взять на основу работы именитых ландшафтных дизайнеров, используя готовые сочетания оттенков в их работах.

Колористика в ландшафтном дизайне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *