Пыль и грязь бывают разными. Не обязательно это означает, что ваш забор и калитку забрызгают машины. Ведь есть ещё пыль и разнообразный мусор, который разносится ветром, и не только мусор, но и пыльца растений и семена сорняков. Если пыльца опасна только аллергиками, то семена сорняков явно навредят всему саду в целом. А где пыль от дороги, то там, вообще-то говоря, возможен и шум. Внешний шум, кстати, тоже разносится ветром.
Самое основное, здесь нужен «многослойный забор». Просто посадить, скажем, ёлки — недостаточно. Забор должен быть высоким, и вдоль него должны быть сделаны посадки деревьев (может, и ёлок) и кустарников, причём как в периметре участка, так и с внешней стороны забора. Или вы можете установить такой забор только со стороны преобладающих ветров. Сплошной забор в данном случае необязателен! Можно использовать и штакетник, и ковку при наличии посадок растений, так как самое эффективное средство против ветра – дать ему «запутаться». В сочетании растений и несплошного забора образуется много слоёв и различных направляющих, по которым ветер будет менять направление и сильно ослабляться. Если вы хотите значительно ослабить не только ветер, а следовательно, и летящую пыль, но и внешний шум, посадите с внутренней стороны забора(на участке) живую изгородь из туй, туя лучше других хвойников поглощает шум
А ещё можно дополнить всё это внешними цветниками и «символическими заборчиками». Цель здесь такая – чтобы проезжающие мимо машины не подъезжали слишком близко к вашему забору. Соответственно, пыли и грязи будет меньше. Само собой, за периметром участка не нужно устраивать парадные клумбы и высаживать редкие растения. Улица – это место общего пользования, а время сейчас неспокойное, мало ли что может быть. Но можно украсить свой «парадный подъезд» и без особых затрат. Достаточно посадить самые простые кустарники: сирень, чубушник, боярышник, шиповник, барбарис или акацию, облепиху, калину обыкновенную, снежноягодник. Цветы – самые неприхотливые и «беспроигрышные», лучше те, что высеваются прямо в грунт: календула, бархатцы, космея, агератум, настурция. Можно посадить и лесную герань – она образует красивые «шапки», куртины диких колокольчиков, водосбор, многолетние осенние астры, «золотые шары». Главное – чтобы территория была ухоженной, следует регулярно поливать свои посадки, скашивать сорняки и убирать мусор, если необходимо.
Садовые перегородки тоже спасают от пыли. Вдруг сколько-то её всё же попадёт на участок. Предусмотрите на участке как можно больше уголков с «перегородками» любых видов: шпалер, пергол, арок, ширм, стенок из кирпича или дерева, беседок, и ориентируйте их по направлению господствующих ветров. Желательно, чтобы большая часть таких уголков находилась не слишком далеко от забора. В этих перегородках ветер также «запутается», и не будет продувать весь участок насквозь. Перегородки также улавливают часть попадающей на участок пыли, ослабляют ветер и шум.
А ещё обратите внимание на саму проезжую дорогу. Так, если она грунтовая, после дождя грязи будет много. Надо сделать относительно чистым отрезок дороги прямо напротив вашего участка. Например, засыпать щебнем, битым кирпичом, блоками.
«Зеленстрой» планирует запретить посадки саженцев у объектов, находящихся в непосредственной близости от проезжей части. Об этом сообщил директор предприятия Игорь Кушнеревич агентству «Минск-Новости».
23.10.2017 Экалогія горада Аўтар: Тарас Тарналицкий
По его словам, выхлопные газов негативно влияют на молодые саженцы, что приводит к их угнетению и гибели, не помогает даже усиленный уход за ними. Из-за этого страдает не только зелень, но городской бюджет, средства которого, по мнению Кушнеревича, тратятся впустую.
«В этому году мы планируем заложить пустующие лунки для деревьев вдоль проезжей части, в которых насаждения не приживаются. В то же время растущие в первой линии деревья сохраним и будем дальше поддерживать, — говорит директор «Зеленстроя». – Наша позиция — спасать их до последнего. Там, где не получается вырастить дерево в грунте, продолжим применять контейнерное озеленение. За счет средств, выделенных Мингоркомприроды, в нынешнем году закупили около 600 емкостей, туи и цветы в них украшают улицы города. Ищем и новые формы».
Зелёный портал спросил у Городского лесничего Игоря Корзуна, какими могут быть последствия, если предложение «Зеленстроя» вступит в силу.
«Если вы хотите у себя на даче посадить ель, то кто вам может в этом помешать? Тут просто сама формулировка предложения кажется нелепой. «Зеленстрой» является унитарным предприятием, которое выполняет ряд подрядных работ муниципалитета и не принимает никаких решений. И, в общем, не стоило директору предприятия комментировать решения, которые возможно будут приняты архитекторами города. Если перед «Зеленстроем» будет поставлена задача обслуживать те или иные зеленые насаждения, которые городская администрация решит, значит, так оно и будет. Здесь нонсенсом является сама формулировка – мы запретим сами себе проектировать улицы с посаженными вдоль них деревьями. Чиновники предлагают нам не сажать деревья там, где их можно сажать. Потому что, якобы, в центре города почва загрязнена химическими реагентами. Но речь идет о новых улицах, которые появятся у нас через годы».
Городской лесничий хочет узнать, сколько тратиться денег на уход за деревьями в первой линии вдоль дороги и сколько собирается потратить денег на кадки.
«Я думаю, что обслуживание и стоимость кадки обойдутся раз в десять дороже, чем посадка деревьев в грунт», — говорит Корзун, предлагая пересмотреть технологию озеленения улиц в настоящий момент. – Поменять грунт, загрязненный солями и выхлопными газами, промывать его соответствующим образом. Попробовать сажать вдоль дорог деревья не пяти- или семилетние, а более старшие – десяти- и пятнадцатилетние. Вероятность приживания их в агрессивной среде достаточно высокая. Ну, и нужно использовать ряд других агротехнических мероприятий по нейтрализации вредных веществ в почву, где растут деревья».
По словам архитектора-урбаниста Лизы Чепиковой зеленые насаждения в городе являются эстетическим элементом, обогащающим среду проживания.
«Проведено довольно много исследований по психологии восприятия города с зеленой зоной и без нее. И в большинстве своем говорится о психическом оздоровлении районов, где грамотно используется высадка зеленых насаждений, – говорит представительница Минской урбанистической платформы. – При их отсутствии возникает постоянное ощущение тревоги из-за наличия большого количества шума и ощущения небезопасности рядом с дорогой».
Чаще всего высадка деревьев вдоль проезжей части изначально предполагает установку шумозащиты и увеличения экологичности пешеходной части, а также закрытость от шума и загрязняющих веществ к жилью и пешеходам.
«То есть, в первую очередь, отсутствие подобного буфера будет негативно сказываться на непосредственно людях, хотя тут есть вопросы по поводу качества непосредственной высадки сейчас зеленых насаждений», — рассказывает Чепикова.
В Минске очень часто практикуется точечная высадка молодых деревьев вдоль проезжей части и очень крупных магистралей. Во-первых, деревья молодого возраста не справляются со своей функцией. Во-вторых, есть различные методологии размещения зеленых буферных зон вдоль магистралей. Молодые деревья не могут сами себя обеспечивать какими-то минеральными веществами для жизнедеятельности в подобных условиях. В городе вся влага собирается в водостоке, и деревьям нечем питаться. Все средства, которые затрачиваются на попытку сохранения этих деревьев, могут уйти впустую, потому что подобные посадки не соответствуют конкретным местам.
«Я не считаю, что деревья в кадках являются универсальной заменой высадки деревьев в грунт. Само решение не является таким плохим, оно является хорошим. Вопрос лишь для каких типов улиц и где они будут это использовать, — считает архитектор. – Если мы говорим о маленьких улицах с незначительным трафиком – тогда это выход приемлемый. Но если мы говорим об улицах и проспектах с высоким автотрафиком, то разрыв зелёной зоны должен быть гораздо больше, чем то, что может представлять высадка в кадках».
Существуют исследования и нормы по выращиванию и объему растений вдоль проезжей части. Если говорить об улицах, как проспект Дзержинского, то там требуется по-хорошему двухъярусная высадка деревьев в шахматном порядке с использованием кустарника. В этом случае домам и их жителям будет обеспечиваться защита. Но если будут сажаться туи возле такой высокоскоростной магистрали, то, что этот метод просто не сработает. И город может потратить средства впустую.
Последствия расчистки полосы отвода. Фото: правительство Карелии
Дороги после расчистки полосы отвода должны своевременно убираться от древесных остатков, с такой инициативой выступило правительство Карелии. Сейчас Минтранс Карелии совместно с организацией «Управтодор» вносят изменения в госконтракты.
Предполагается, что после расчистки полосы отвода у подрядчиков будет две недели, чтобы очистить обочины дорог от остатков спиленных кусов и деревьев. В противном случае им будет грозить штраф.
— В предыдущие годы на региональных трассах иногда наблюдались случаи несвоевременной уборки порубочных остатков после расчистки полос отвода от древесно-кустарниковой растительности. Вырубленные кусты и деревья могли находиться у дорог месяцами, — объяснил необходимость изменений первый заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии Дмитрий Кондрашин.
В этом году в Карелии планируется вырубить более 200 га растительности в полосах отвода региональных дорог, отмечают в правительстве Карелии.
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru
Городские власти решили отказаться от антипешеходных заборов вдоль проезжей части на проспекте Ленина от Лагерного сада до площади Новособорной. Ограждения заменят на кустарники. Позже подобные мероприятия планируют и на других улицах.
«Эти перила точно не добавляют красоты. С точки зрения безопасности: чтобы люди не выходили на проезжую часть, подобную функцию могут выполнить зеленые насаждения. Будет и красивее, и лучше. Это дороже, но за красоту нужно платить. <…> Это не будет частным случаем. Я попросил комиссию по безопасности рассмотреть определенные участки. Вообще нужно отталкиваться от улицы, ее озеленения, ширины проезжей части», — рассказал журналистам мэр Иван Кляйн.
Проект озеленения проспекта Ленина подготовили в ООО «Трубачево». По словам главы компании Галины Шаниной, его реализация обойдется в 20 миллионов рублей. Помимо высадки кустарников, предусматривается укладка газонов вблизи тротуаров, а также высадка деревьев и цветов.
«Здесь планируется трехъярусная посадка, поскольку большая антропогенная нагрузка из-за большой проходимости транспорта. Это видно по липам, которые высажены здесь. Живая изгородь на первом уровне будет решать транспортный вопрос, чего требует законодательство. Второй уровень — это высокорослые кустарники или деревья типа рябины или калины. И на третьем — мы поднимаем растения на 2-2,5 метра по штамбу. Это станет защитой человека от шума, пыли и выхлопных газов с дороги. <…> Всего здесь планируется 21 тысяча квадратных метров газона и более пяти километров кустарника», — сказала Шанина.
Добавим, устанавливать серые заборы вдоль проезжей часть мэрию требует Госавтоинспекция, ссылаясь на ГОСТ Р 52766-2007. Согласно нему, ограждения должны стоять на расстоянии 50 метров во все стороны от перекрестка. За последние пять лет Томск на подобные заборы потратил более 10 миллионов рублей. В основном их ставили в местах, где происходили ДТП с пострадавшими.