Независимо от температуры окружающей среды на баллонах, которые заполнены сжиженным горючим газом — пропаном, могут образовываться ледяные натёки. Это может происходить даже при достаточно высоких внешних температурах воздуха.

Процесс образования конденсата на поверхности газового баллона

Сначала конденсация образуется, когда температура газового баллона или регулирующего давление газа устройства падает ниже точки росы. Физически процесс подобен тому, который происходит во влажный день со стаканом ледяной воды. Поскольку температура продолжает падать, конденсат может превратиться в лед. Но почему газовый баллон и регулятор остывают в первую очередь?

Чтобы понять это, необходимо сначала вспомнить, как ведёт себя нефтяной газ, который под большим давлением закачан в газовый баллон. Там он хранится в жидком состоянии и превращается в газовый пар путём кипения. Это происходит при очень низкой температуре -42 °C. До своего кипения сжиженный пропан отводит тепло от стальных стенок газового баллона. Это, в свою очередь, делает газовый баллон более холодным, чем температура окружающей среды. При использовании количество газа в баллоне последовательно уменьшается, следовательно, ёмкость становится ещё более холодной.

Таким образом, при достаточной влажности и достаточно быстром использовании газа на баллоне может образоваться конденсат или лёд. Видимая линия конденсации или замерзания указывает на уровень жидкого газа, остающегося в газовом баллоне.

Далее происходит следующее:

  • Пар, который образуется в газовом баллоне, движется вниз по течению к точке выхода, откуда он поступит к потребителям;
  • Попадая в газовый регулятор, который может быть установлен на крышке газового баллона, давление пропана уменьшается;
  • Редуктор поддерживает безопасный минимум давления, в то время как давление газового баллона может значительно варьироваться — в зависимости от температуры окружающей среды и количества жидкого газа, остающегося в баллоне;
  • Когда пропан проходит через газовый редуктор, он расширяется, что приводит к резкому падению температуры паров;
  • Благодаря высокой теплопроводности металла корпуса регулятора, он интенсивно охлаждается;
  • В зависимости от влажности окружающего воздуха и скорости, с которой используется газ, на регуляторе образуется конденсат или даже лёд.

Чем быстрее используется газ, тем холоднее становятся регулятор, как и все прочие элементы верхней части газового баллона. Вот почему при нормальной работе в теплом и влажном климате снаружи ёмкость окажется холодной и влажной на ощупь.

Температурные процессы, которые протекают внутри баллона со сжиженным газом

При нормальных условиях эксплуатации баллона, заполненного газом, справедливы следующие условия:

  • Теоретическая температура замерзания сжиженного нефтяного газа составляет -188 ° C. Однако это наблюдается только в лабораторных условиях.
  • Сжиженный пропан кипит при -42 ° C, однако и такие температуры могут наблюдаться разве что в Антарктиде или в Якутии.
  • В процессе своего охлаждения часть бутана (который практически всегда содержится в смеси) начинает испаряться.
  • При таком испарении внешняя температура стенок баллона с газом дополнительно понижается. Теоретически – до -49 ° C, практически – до начала процесса интенсивного образования льда.

С учётом исходной влажности окружающей среды, скорость испарения снижается, а с остальными вопросами, которые связаны с перепадом давления, успешно справляется газовый редуктор.

Конденсатообразование на поверхности баллона со сжиженным газом

В связи с высокой разницей температур внутри и вне ёмкости, стенки резервуара активно охлаждаются. При этом происходит отбор теплоты из окружающего баллон воздуха.

Замёрзнет ли при этом баллон? Нет, поскольку температура замерзания сжиженного газа составляет -188 ° C.

Таким образом, единственным непривычным моментом для обычного потребителя, работающего с газовыми баллонами, является конденсат. Это приводит к следующим последствиям:

  • Для многократно используемых баллонов, где целостность слоя краски может быть нарушена, возникают центры коррозии:
  • При резко открытом регуляторе сплошность потока газа может нарушиться;
  • Давление газа, которое показывает манометр, будет верным только в том случае, когда корпус манометра не будет подвергаться воздействию пониженных температур окружающего воздуха.

Поэтому газовый баллон с ледяными участками необходимо вначале занести в тёплое помещение, затем оперативно, но без ударов, удалить ледяную корку, после чего проверить расход сжиженного газа через редуктор. Если поток постоянен, то такой баллон можно безопасно использовать.

Евробаллон Материал бытового газового баллона (и металл, и композит) предполагает хранение при различных погодных условиях.
Допустимая температура окружающей среды при эксплуатации:
— для норвежских полимерно-композитных баллонов Hexagon Ragasco от -40 до +60 оC
— для индийских полимерно-композитных баллонов Lite Safe от -40 до +60 оC
— для металлических баллонов от -40 до +45 оC
А вот если речь идет о заправленном газом баллоне, то следует учесть несколько факторов.
1) В зависимости от температуры газ имеет свойство изменять объем (сужается и расширяется). Соответственно, при перепадах температуры уровень газа в баллоне может меняться.
Если Вы занесете баллон с улицы в тепло, то следует дать время приобрести газу комнатную температуру. Нельзя в теплой комнате сразу же включать газ с холода.
2) Для композитных баллонов — на вентиле установлен сбросной клапан, который срабатывает при повышении давления внутри колбы свыше допустимого значения (он откроется и сбросит лишнее в атмосферу). Поэтому обязательно — помещение, в котором находится баллон, должно быть проветриваемым / иметь вентиляционные отверстия.
3) Для защиты от воздействия внешних факторов (ветер, дождь, доступ посторонних людей и т.д.) — применяются газовые шкафы http://evroballon.ru/catalog/gazovoe_oborudovanie/gazovye-shkafy/

Существует немало заблуждений относительно эксплуатации газовых баллонов. Многие из них приводят к неправильной эксплуатации и несчастным случаям. Один из таких мифов касается образования инея в нижней части сосуда. Принято считать, что баллон «замерзает» при низкой температуре, и поэтому образуется наледь. Некоторые пользователи стараются даже утеплять емкость старыми одеялами, пальто и другими подручными средствами.

Откуда появляется наледь

Действительно, иногда после доставки газового баллона с холодной улицы, его нижняя часть покрывается инеем. Но он растает гораздо быстрее, если ничем не укутывать емкость, а просто оставить ее в тепле на некоторое время. Это явление достаточно просто объясняется рядом физических явлений, которые происходят внутри сосуда при подключении потребителя. Во время активного расхода газа сжиженная среда быстро испаряется. Процесс парообразования сопровождается поглощением большого количества тепла. Как следствие, нижняя часть баллона, в которой остается сжиженный газ, быстро охлаждается и становится холоднее, чем окружающая среда.

Опять же по законам физики на холодной поверхности начинает оседать влага из более теплого воздуха. На баллоне появляется конденсат, который при дальнейшем охлаждении превращается в иней. Это естественные процессы, с которыми совершенно не нужно бороться. Кроме того, все попытки самостоятельно утеплить сосуд – это прямое нарушение требований безопасной эксплуатации. Одеяла и прочие оболочки нарушают нормальный теплообмен емкости с окружающей средой и влияют на характеристики содержимого. Например, если в горелке и раньше не наблюдалось интенсивного пламени, то после укутывания холодного баллона она может вовсе не гореть.

Что делать, если баллон замерз

В первую очередь, ничем его не укутывать и запастись терпением. Емкость требует определенное время на отдачу, которое в холодное время года может увеличиваться вдвое. В любом случае, если в нижней части баллона появился иней, это может свидетельствовать о слишком большой нагрузке на сосуд. Такое явление чревато падением давления на выходе. Необходимо занести емкость в отапливаемое помещение и выждать некоторое время, пока внутри образуется достаточная паровая шапка. После этого иней растает самостоятельно, и баллон можно будет без опасений подключить к потребителю.

Зимняя эксплуатация — это всегда испытание для автомобилиста, а для обладателей ГБО зима нередко превращается в одну большую проблему. Довольно часто зимой с авто с газобаллонным оборудованием возникает неприятность, когда газовый баллон обмерзает, доставляя тем самым определенные неудобства автомобилистам. В этой статье я попытаюсь ответить на вопрос: «Почему обмерзает газовый баллон?», вы узнаете почему это происходит и как бороться с этой неприятностью.

Баллон обмерзает, как правило, со дна и до половины или ниже (в зависимости от уровня жидкой фазы). Эта проблема неприятна тем, что обмерзание сопровождается прекращением подачи газа, в результате происходит переход с газа на бензин.

Почему это происходит?

Газ в баллоне, как вы знаете, находится в жидком состоянии, под высоким давлением, а сама заправка газа АГЗС происходит таким образом, что баллон наполняется примерно на 80% от своего объема. Это необходимо для того, чтобы в случае расширения газа при нагреве (когда температура окружающей среды повышается) баллон не разорвало. Во время эксплуатации парообразная фаза газа поднимается вверх и используется в первую очередь. По мере потребления газа, жидкая фаза постепенно переходит в парообразное состояние, этот процесс сопровождается потерей «быстрых» молекул, у которых более сильная кинетическая энергия. Эти молекулы потребляются и жидкость постепенно утрачивает свою энергию и остывает. При этом скорость остывания жидкости напрямую зависит от скорости испарения, а также остатка жидкости в баллоне. При достижении критически низкой температуры, испарение ухудшается, и подача газа прекращается. В зимнее время, когда температура воздуха понижается, этот процесс усложняется и обмерзание газового баллона ускоряется.

Вторая причина, по которой баллон обмерзает — плохое качество газового топлива. Нередко решение проблемы обмерзания заключается в некачественном газе, которым мы с вами заправляемся. Зимой на заправках должен заправляться исключительно «зимний» вариант пропан-бутана, в котором должен преобладать пропан, по той причине, что газ этот прекрасно испаряется даже при минусовой температуре. Однако стоимость пропана выше бутана, поэтому нередко газовщики нарочно экономят и «бадяжат» на своих АГЗС откровенно «летнее» топливо.

Газовый баллон обмерзает — что делать?

  1. Решить данную проблему можно несколькими способами. Вариант первый — обеспечить обогрев баллона, вариант второй — снизить расход топлива. Во втором случае подразумевается не снизить расход топлива в общем для двигателя, а понижение за счет ограничения использования. Теперь более подробно…

Подогрев газового баллона подразумевает повышение температуры вокруг резервуара. Это может быть перемещение баллона в салон автомобиля. Более высокая температура окружающей среды (в салоне) позволит отодвинуть порог, при котором обмерзает баллон ГБО.

  1. Второй вариант — утепление места расположения баллона. В данном случае существует риск создания еще более худших условий, при которых баллон еще больше будет подвержен обмерзанию. Почему? Дело в том, что охлаждение происходит изнутри баллона, в итоге вы получите такой себе холодильник или термос, который будет генерировать холод и держать его в стенках утеплителя.
  2. Третий вариант — увеличение количества баллонов. Если подключить к системе несколько баллонов, мгновенный расход газа у каждого баллона снизится в три раза, следовательно, это не позволит избежать критически низких температур. Данный вариант не подойдет для тех, у кого в багажнике минимум места.
  3. Еще один способ «победить» обмерзание газового баллона — установить подогрев. Этот способ кардинальный и малоизученный, поэтому прежде чем приступать к его реализации, необходимо все как следует изучить.

Важно помнить, что несоблюдение правил техники безопасности и внедрение самодельных доработок в газовую систему, чревато печальными последствиями!

В сети есть умельцы, которые утверждают, что избавиться от обмерзания баллона можно путем установки электроподогрева зеркал (большого размера) под днище баллона. Другие твердят, что в качестве подогрева подходят комплекты подогрева сидений, которые оснащены термореле и температурными датчиками. Но опять же повторюсь, такой подогрев баллона это всего лишь чья-то идея, которая не имеет научного основания и не рекомендуется к использованию ни одним производителем ГБО. Поэтому будьте осторожны, все что вы делаете — вы делаете на свой страх и риск.

Подводя итоги

Если баллон обмерзает и вы регулярно испытываете неудобства, в связи с этим рекомендую обратиться к профессионалам, думаю, они найдут истинную причину, по которой это происходит и смогут порекомендовать вам какое-нибудь оригинальное решение вашей проблемы.

У меня все, спасибо за внимание! Буду рад услышать ваши варианты решения проблемы, когда газовый баллон обмерзает на авто с ГБО. Берегите себя, пока!

Газовый баллон замерзает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *