О. А. Зыкова, младший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО

Нужен ли специалист-эколог детскому саду?

Усугубление экологической ситуации в нашей стране и в мире заставляет задуматься о верности выбранного обществом пути развития. Приведет ли этот путь к гибели всего живого, либо общество в целом и каждый человек в отдельности осознает, что он не «царь природы», а лишь ее неотъемлемая часть? Решающая роль в таком осознании принадлежит непрерывному экологическому образованию, которое начинается в раннем возрасте.

Ученые установили, что значительная часть информации усваивается человеком в возрасте до пяти лет. Эта информация — не только знания об окружающем мире, но и личностное отношение к нему, чувства, которые также формируются в этот период.

Важную роль в экологическом воспитании детей играют дошкольные образовательные учреждения. Дошкольные учреждения могут работать по разным программам («Наш дом -природа», «Мы — земляне», «Паутинка» и др.). Программа «Юный эколог» для своей полноценной реализации предполагает наличие специалиста-эколога в дошкольном учреждении.

Нами были проанкетированы 170 руководителей, старших воспитателей и воспитателей детских садов Москвы, Белгорода, Московской, Белгородской и Саратовской областей по вопросам экологического воспитания в их учреждениях. На вопрос: «Считаете ли вы необходимым повысить уровень экологического воспитания в вашем учреждении?» 92 % респондентов ответили утвердительно. При этом особое внимание, по их мнению, необходимо уделить систематичности мероприятий по экологическому воспитанию, улучшению методического обеспечения, обогащению эколого-развивающей среды, повышению профессионального уровня педагогов, совместной работе ДОУ с родителями в этой области. Материалы показали: в дошкольных учреждениях «хромает» именно организационно-управленческая составляющая экологического воспитания.

Каким образом можно исправить данное положение? Предполагается, что руководство ДОУ, управляя экологическим воспитанием детей, должно сосредоточить внимание на поддержании в педагогическом коллективе актуальной мотивации, создании в учреж-

дении полноценной эколого-развивающей среды, систематическом развитии профессиональной компетенции и экологической культуры воспитателей. Однако опыт работы дошкольных учреждений в настоящее время свидетельствует о том, что большая загруженность заведующих и старших воспитателей, их собственная недостаточная компетентность в вопросах экологического образования не позволяют осуществить реализацию системы экологического воспитания детей в необходимом объеме.

Одним из главных организационных условий внедрения экологического направления в систему дошкольного воспитания является специалист-эколог, который может разделить обязанности со старшим воспитателем и заведующей по руководству экологическим воспитанием в ДОУ.

Утвердительно на вопрос «Есть ли в вашем детском саду человек, который занимается экологическим воспитанием, если да, то, что он делает?» ответили лишь 17 % опрошенных. Это воспитатели, взявшие на себя руководство экологическим кружком, педагоги дополнительного образования по экологическому воспитанию, либо педагоги эколого-биологического центра, организовавшие кружок на базе дошкольного учреждения. Четвертая часть таких специалистов занимается ведением кружка, еще одна четверть — ведут программные занятия, 7 % отвечают за содержание живых объектов в комнате экологии. Надо отметить, что значительная часть из них — 43 % — выполняют не одну, а ряд функций, таких как организация предметно-развивающей среды; повышение теоретического уровня знаний педагогов, систематизация материалов, ведение документации; занятия с детьми, разработка конспектов занятий и пр.

я

Половина педагогов, занимающихся экологическим воспитанием в ДОУ, выполняют узконаправленную педагогическую функцию — ведение кружка, либо занятий по экологическому воспитанию. Расширенным набором функций обладает меньшая часть специалистов по экологии в ДОУ — 43 %. Такой результат показывает, с одной стороны потребность практики в специалисте-экологе, с другой — неопределенность его функций. Во всех случаях обязанности определяются руководителем дошкольного учреждения. Данный факт доказывает необходимость разработки оптимальной модели деятельности педагога-эколога в дошкольном учреждении.

Анализ ответов респондентов на последний вопрос анкеты: «Ваше мнение: нужен ли специалист-эколог в детском саду? Если «да», то какие обязанности он должен выполнять?» частично подтвердил наши предположения по поводу функций педагога-эколога в ДОУ. 85 % респондентов убеждены в необходимости педагога-эколога в дошкольном учреждении, в чьи обязанности, по их суммарному мнению, должна входить организация эколого-развива-ющей среды (экологической комнаты, зимнего сада, озеленение территории ДОУ, проектирование экологической тропинки); педагогическая работа с детьми (занятия, экологический кружок, праздники, досуги, экскурсии

в природу, экспериментирование в лаборатории); повышение профессиональной компетенции педагогов (семинары-практикумы, консультации, открытые занятия); работа с родителями по экологическому воспитанию детей (экологические акции, выступления на собраниях, консультации, реализация проектов).

На базе детского сада № 2434 Москвы в настоящее время идет эксперимент по апробации модели деятельности педагога-эколога, предложенной С. Н. Николаевой в книге «Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду». В рамках данной модели эколог в ДОУ обладает разносторонним набором функций.

1) Разработка модели эколого-развивающей среды для данного конкретного учреждения с учетом всех его социоприродных особенностей (природного окружения, пространственных возможностей помещения детского сада и др.); организация и руководство ее практическим воплощением, регулярный бионадзор. Знание специалистом основ экологии обеспечит экологически правильное содержание животных, выращивание растений, создание экосистем. Для развития экологической культуры у детей и взрослых наличие самой природы, постоянное общение с ней является главным условием нашей концепции экологического образования.

2) Разработка системы повышения квалификации по основам экологии и методике экологического воспитания детей для конкретного состава педагогического коллектива учреждения. В этом случае значение имеет учет образования сотрудников, стажа их работы, индивидуальных и личностных особенностей и устремлений, их отношения к природе, знания ее законов и опыта взаимодействия с ней. Для становления начал экологической культуры детей и развития ее профессионального аспекта у воспитателей эта обязанность специалиста имеет принципиальное значение. Экологическое образование — это в целом новая отрасль знания, общество до конца еще не определилось с ней, и поэтому она по содержанию и форме не устоялась во всех звеньях системы общего и профессионального образования. Государство колеблется, маневрирует между экономикой и экологией, что влечет за собой изменения в приоритетах образования на всех его ступенях.

3) Экологическое просвещение родителей, повышение их эколого-педагогической

компетенции — функция эколога, тесно связанная с предыдущей. Специалист-эколог, изыскивая эффективные формы взаимодействия с родителями, повышает их экологическую культуру.

4) Мониторинг параметров окружающей среды в пространстве жизнедеятельности детей в образовательном учреждении определяет здоровьесберегающий аспект экологической культуры. Систематическое отслеживание состояния воздуха, питьевой воды, почвы, песка в песочнице, радиационной и шумовой обстановки имеет очень большое значение, т. к. непосредственно связано со здоровьем детей, влиянием на них плохой окружающей среды, которая, как известно, усугубляет существующие в настоящее время многочисленные физические и психические отклонения в их развитии.

5) Краеведческое исследование территории дошкольного учреждения (района, города, окружающей сельской местности), знакомство с историей, достопримечательностями природы и деятельности людей. Накопление краеведческих материалов необходимо для разработки интересных занятий, экскурсий, праздников, акций, которые помогут поднять экологическую культуру детей и взрослых, проживающих на этой территории, до уровня понимания «малой родины», ее ценности в жизни человека.

6) Педагогическая работа с детьми в «над-воспитательном» статусе. Это означает, что основную работу по экологическому воспитанию детей в группах ведут воспитатели и одновременно развивают свою педагогическую и экологическую компетентность. Специалист-эколог берет на себя наиболее емкие и трудные по содержанию формы работы с дошкольниками (организация и проведение экологических акций, праздников, экскурсии на экологической тропе, кружковые и обобщающие занятия и др.).

В проводимом эксперименте эколог с данным функционалом начал работу осенью 2008 года. Пока рано подводить итоги, но к промежуточным результатам уже можно отнести:

• введение в образовательный процесс работы по программе экологического воспитания «Юный эколог», которую осуществляют воспитатели; кружка юных экологов, дежурств в комнате природы;

• создание экологической тропинки дошкольного учреждения, «озеленение» его помещений, организация лаборатории для детского экспериментирования;

• создание творческой группы воспитателей по экологическому направлению работы детского сада, проведение ежемесячного сетевого семинара-практикума для педагогов целого ряда дошкольных учреждений Юго-

я

Западного округа столицы, которые начали углубленно заниматься экологическим воспитанием дошкольников;

• организация проектной детско-родитель-ской деятельности, просвещение родителей на собраниях и с помощью брошюр.

Однако самый важный результат проводимого эксперимента — это атмосфера значимости экологического воспитания, которая была бы невозможна без понимания и активной поддержки деятельности эколога руководством учреждения — заведующей и старшим воспитателем. Практика показывает: в случае недопонимания или недооценки руководством широкофункциональной и «над-воспитательной» роли эколога в постановке и реализации целостного процесса экологического воспитания детей, работа специалиста-эколога идет по «традиционному» пути — проведения специалистом экологических занятий с детьми вместо воспитателя. В этом случае воспитатель фактически отстраняется от обязанностей экологического воспитания и отдаляется от развития экологической культуры у себя и у детей, а эколог выполняет только одну функцию — педагогическую.

В данном исследовании заключена принципиальная позиция. На существующем этапе развития общественного дошкольного воспитания наблюдается — и это совершенно очевидно — отрицательное явление, когда в детский сад приходит все больше специалистов и каждый из них «отбирает» у воспитателя очередную область обучения, воспитания и развития детей (музыкальный руководитель, воспитатель физкультуры, психолог, руководитель изостудии, логопед, преподаватель иностранного языка и др.). Появление специалиста-эколога с широким набором функциональных обязанностей и «надвоспитательным» статусом должно свидетельствовать о значимости не только данного направления воспитания детей, но и вообще роли специалиста в дошкольном учреждении, который работает с детьми и воспитателями, повышая их общепрофессиональную и специальную культуру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смысл исследования в том, чтобы показать, что воспитатель может полноценно вести основную работу по экологическому воспитанию дошкольников своей группы, а эколог проводит лишь дополнительные, кружковые занятия с детьми, но при этом осуществляет большую работу с взрослым контингентом. Только в этом случае, — как справедливо

утверждает А. Н. Миллер, — может идти речь

0 полном выполнении задач экологического воспитания дошкольников, которое не сводится к проведению лишь занятий или кружковой работы, поддержанию комнаты природы при ее наличии, но имеет мировоззренческое значение, требует проникновения экологического компонента в весь образовательный процесс, развитие экологической культуры всех его участников1.

Специалист-эколог в дошкольном учреждении встречается достаточно редко (17 % опрошенных детских садов), а его функции зависят во многом от оплаты его деятельности. Нередко детские сады могут себе позволить эколога лишь на 0,3 или 0,5 ставки.

Материалы начавшегося исследования показали, что в педагогической практике дошкольных учреждений возможности экологического воспитания реализуются не в полной мере. Именно это обстоятельство, существующее, видимо, не только в дошкольном, но и в других звеньях непрерывного экологического образования создает противоречия между:

• направленностью общественного развития на реализацию социально-экологического идеала, требующего принципиально новых качеств личности, экологически ответственного отношения к природе на личностном уровне, и не удовлетворительным уровнем развития экологической культуры самого общества;

• потенциалом психического развития детей дошкольного возраста в плане становления экологической культуры и отсутствием должной постановки и организации экологического образования, его управлением в дошкольном учреждении;

• разработанностью теоретических основ экологического образования детей дошкольного возраста и недостаточной подготовленностью руководителей и воспитателей ДОУ к реализации системы эколого-педагогической работы, обеспечивающей развитие экологической культуры у всех участников образовательного пространства.

Предстоит сделать еще очень много: продолжить сбор краеведческих материалов, разработать систему мониторинга окружающей среды, сделать экологический паспорт детского сада, придумать сценарии экскурсий по экологической тропинке, найти оптимальные формы и методы работы с родителями. ■

1 Миллер А. Н. Городские экологические семинары ДОУ // Управление ДОУ. — 2008. — № 7. — С. 15.

«Органическое сельское хозяйство» – современный и модный в последнее время термин.

Если говорить совсем просто, то органическое сельское хозяйство – это чистый и экологически безопасный вариант современного сельского хозяйства.

Что такое органическое земледелие?

Под этим термином, как уже говорилось выше, принято понимать ведение без использования искусственных препаратов – удобрений, пестицидов, инсектицидов, разного рода добавок и т.д. Искусственные добавки полностью заменяют природными аналогами, такими как сидерат и т. п. Для получения стабильно высоких урожаев активно используют почти забытый многими современными фермерами севооборот и специальные методы обработки земли.

Главные сторонники органического земледелия преследуют несколько целей – получить чистые, питательные и безопасные для здоровья людей продукты. Согласитесь, в наше время такие продукты постепенно становятся все большим дефицитом.

Вторая цель – сведение к минимуму или полное устранение негативного влияния сельского хозяйства на окружающую природу. Разумеется, полностью устранить деструктивное влияние на природу вряд ли получится в обозримом будущем, но стремиться к этому необходимо!

Однако даже частичное устранение негативных факторов позитивно повлияет на здоровье населения, причем и тех категорий, которые не употребляют органическую продукцию.

Следовать соблюдению основ органического земледелия – значит максимально приспособить его под законы природы, не нарушая их, то есть сделать выращивание необходимых для человека продуктов естественной частью экосистемы.

К сожалению, современное сельское хозяйство чуждо и деструктивно для экосистемы. Многие методы направлены на изменение природы, ее подчинение с целью получить как можно более высокие урожаи, не думая при этом о возможных последствиях. В гонке за прибылью мало кто задумывается о вреде, нанесенном природе и самим себе.

Принципы органического земледелия

Цель, как известно, определяет методы ее достижения, и органическое земледелие – не исключение. В целом, органическим является самое обычное сельское хозяйство, каким оно являлось и 100, и 200 лет назад, но с тем отличием, что теперь его можно сделать более совершенным, опираясь на современные знания законов природы и используя новейшую технику, биологические средства защиты и питания растений.

Органическое земледелие базируется на четырех простых принципах:

  • Здоровье – человеческое здоровье неотделимо от здоровья окружающей среды.
  • Экология – сельское хозяйство должно быть частью экосистемы.
  • Справедливость – все люди на планете должны иметь возможность употреблять высококачественные продукты.
  • Забота – сельскохозяйственная деятельность не должна наносить вред здоровью людей и природе. Это относится не только к использованию химикатов, но и к генной инженерии.

Составляющие органического земледелия

Они очень просты и дают возможность четко понять, с чего можно начинать органическое земледелие:

  • Частичный или полный отказ от искусственных средств обработки растений в пользу природных аналогов.
  • Неукоснительное соблюдение правил севооборота с целью восстановления и повышения плодородности почвы, борьбы с сорняками и вредными насекомыми.
  • Работа по замкнутому циклу, в котором растениеводство обеспечивает животных питанием.
  • В редких случаях в виде исключения допускается использовать высокоэффективные быстрорастворимые химикаты – например, если существует серьезная угроза потери урожая. Использование пестицидов и удобрений возможно, если только биологические методы не приносят результата. Такие методы должны использоваться крайне редко, не нарушая основ органического земледелия.

С чего начать переход на органическое земледелие

Необходимо отметить, что переход на полностью органическое земледелие с нуля поначалу достаточно болезнен с финансовой точки зрения. Первые 2-3 года – самые трудные, ведь придется полностью изменить принципы работы. Согласно органическим стандартам, необходимо применять исключительно натуральные удобрения и методы обработки в течение 36 месяцев.

Эти три года считаются так называемым «переходным периодом», в течение которого почва и землевладелец приспосабливаются к новым условиям. С насекомыми и сорняками тоже необходимо «разобраться» на протяжении этого времени.

Разумеется, на протяжении трех лет ожидать какой-то серьезной прибыли бессмысленно. Полученные во время переходного периода урожаи не классифицируются как органические и экологичные.

В этой ситуации лучше всего разбить ведение хозяйства на несколько этапов. Например, на протяжении переходного периода можно заниматься выращиванием культур, которые не требуют высоких затрат. Это в какой-то мере поможет минимизировать убытки.

Итак, с чего начать органическое земледелие? Разумеется, с составления плана мероприятий. Так, в первый год лучше подготовить 15-20% земель, причем выбрать для перехода лучшие земли. Это поможет получить необходимый опыт с нуля. На следующий год – добавить еще 15-20%, и так далее, до полного перехода на органическое земледелие. Весь процесс может занять до 10 лет.

Чтобы вырастить овощи и ягоды, не содержащие вредных веществ, необходимо отказаться от применения химикатов. Как бороться с вредителями и иметь хороший урожай без химикатов? Если на растениях завелись вредители, их нужно опрыскивать не гербицидами, а настоями и отварами определенных растений или безвредными препаратами:
• настоями одуванчика, крапивы, полученными из переброженных растений ( заливают водой в бочке на 10 суток) и разбавленными 1:10, подкармливают культуры. Такие подкормки чередуют с навозными и зольными;
• от тли избавляются при помощи настоя из высушенных и измельченных бархатцев. Для этого полведра растений заливают до краев теплой водой, настаивают 48 часов, процеживают и добавляют 40-60 г хозяйственного мыла. В этот же настой погружают на 8-10 часов клубни гладиолусов;
• почковый смородинный клещ может быть уничтожен при обработке настоем чая ( 50 г чая заливают 25 л кипятка и настаивают, после этого на 3 часа помещают черенки смородины в настой. Потом их высаживают и сутки не поливают);
• из календулы лекарственной готовят настой ( 200 г семян на 10 л воды), с помощью которого избавляются от мелких вредителей (клещей, фузариоза и нематоды);
• из шелухи лука (200 г на 10 л воды), настоянной 4-5 суток, готовят настой от уверток, совок, тлей и паутинного клеща;
• настой из одуванчиков (400 г измельченных листьев выдерживают 2-3 часа в 10 л теплой воды) помогает при борьбе с клещами и тлями. Опрыскивания обычно повторяют через 10-15 дней;
• отвары и настои готовят в эмалированной посуде. Отцеживают через мешковину или марлю. Обрабатывают растения после высыхания росы или вечером до ее выпадения. Погода при этом должна быть сухой и безветренной;
• жидкие препараты наносят на верхнюю и нижнюю поверхность листьев. При этом норма расхода препарата следующая: на плодоносящее дерево — 10 л; на молодое ( до 5-6 лет) — 2 л; на куст крыжовника — 1 л; на куст малины, смородины — 1,5 — 2 л; на посадки земляники — 1,5 л на 10 кв.м; картофеля — 1 л на 10 кв.м; следите чтобы препарат не попал на шмелей и пчел, ведь они — опылители, и от них тоже зависит урожай в вашем саду и огороде.

Чтобы в овощах не было нитратов:
• кислые почвы перед применением азотных удобрений следует произвестковать. Минеральные удобрения вносят вместе с органикой;
• при подкармливании растений используют амидные и аммонийные формы удобрений — сульфат амония, карбимид. Нужно отказаться от использования селитр;
• удобрения вносят в ясную погоду, лентами, на глубину 10-12 сантиметров;
• за месяц — полтора до уборки урожая азотные подкормки прекращают. Чем больше срок от последней подкормки до сбора, тем меньше нитратов. Осеннее внесение азотных удобрений не эффективно ( они легко растворимы и могут вымыться из почвенного слоя ) и оказывает экологический вред — удобрение поступает в водоемы с талыми водами, вызывая их цветение;
• овощи собирают только спелыми, а не переспевшими, только во второй половине дня и при солнечной погоде;
• при выращивании овощей в теплицах не допускают перегрева воздуха, поддерживают оптимальную влажность ( для зеленых культур и помидоров — 60-70 процентов, для огурцов — 70-80 %.
• Перед уборкой зеленых культур за 7-8 дней снижают температуру воздуха и почвы до 5-6 градусов;
• регулярный полив овощей способствует равномерному и регулярному азотному питанию, снижает накопление нитратов в овощах;
• очень важный фактор борьбы с нитратами — освещенность. Не загущайте посадки и посевы;
• нитраты в овощах распологаются неравномерно. Можно обезопасить себя, употребляя в пищу те части растений, где нитратов меньше. Содержание нитратов увеличивается от листа к черешку, затем к стеблю. В листьях петрушки, укропа, сельдерея нитратов на 60% меньше, чем в стебле. В соцветиях цветной капусты на 70% меньше, чем в кочерыжке. У белокочанной капусты в листьях на 40% меньше нитратов, чем в черешках, на 70% — чем в кочерыжке. На поверхности моркови на 80% меньше, чем в сердцевине. В огурцах и редисе на 70% нитратов больше в кожуре. Поэтому у этих овощей, так же как у арбуза и дыни, срезают незрелую мякоть около корки;
• кончик и сердцевина свеклы содержат в 10 раз больше нитратов, чем центральная часть. В верхушке кабачка в 2 раза меньше нитратов, чем у плодоножки, а у баклажан — в 8 раз;
• на 10 -15% количество нитратов снижает мытье овощей, а вымачивание в воде в течение 2 часов — на 20%. Отваривание в течение 40 минут с отливанием отвара снижает количество нитратов на 80%, тушение на 10, жарение в свином жире — на 40-60% ;
• нитраты переходят в сверхядовитые нитриты при длительном хранении овощных блюд в холодильнике, а также при многократном изменении температуры при приготовлении овощных блюд. Вредно и долгое запаривание плохо промытой свеклы; хранение овощных салатов, заправленных сметаной или майонезом.
Хорошего и экологически чистого вам урожая !

Экологическое земледелие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *