План, таблицы и дневник огородника
Если у вас есть свой огород, наверняка вы постоянно сталкиваетесь с необходимостью решать, где что сажать и как чередовать посадки, чтобы соблюдать правильную схему посадок и севооборот ваших огородных культур.
Что вообще такое севооборот и почему важно соблюдать его? Севооборот — это просто чередование культур, выращиваемых на каком-то конкретном месте. А чередовать культуры необходимо по ряду причин.
Во-первых, разным культурам нужен несколько иной состав питательных веществ в почве: кому-то больше требуется калия (картофелю, например), а кто-то спокойно относится к его недостатку. Если сажать одни и те же овощи на одном месте, может накопиться недостаток каких-то веществ, и растения начнут страдать от их нехватки.
Во-вторых, многие растения выделяют в почву вещества, угнетающие их при последующих посадках. Поэтому для полноценного развития важно менять их положение. Так перец, к примеру, очень чувствителен к почве своих перечных предшественников, а вот, томаты, напротив, любят расти на одном месте по нескольку лет.
В-третьих, есть сочетания растений, которые благотворно влияют друг на друга, поэтому их можно или сажать вместе, или чередовать по годам, что тоже требует грамотного планирования посадок.
Общее же правило при составлении плана посадок на этот год таково: сажать так, чтобы предшественники были не того же самого семейства. Например, крестоцветные: репа, редька, редис, брюква, капусты — все они одного семейства, и сажать их друг за другом — заведомо ухудшать им условия жизни.
Вот поэтому важно вести дневник всех своих садово-огородных дел, куда в обязательном порядке записывать и зарисовывать схемы посадок каждый год.
Чтобы облегчить себе участь, я в своё время сделал несколько таблиц, куда каждый год вношу данные о посадках. На одной таблице сведения о крупных грядах, куда я высаживаю основные огородные культуры. На другой — мелкие грядки со своими мелкими подробностями. Привожу одну из них в качестве примера. Сделаны они в Exel’е. Цветами помечены одинаковые культуры.
Таблица посадки огородных растений на грядах
Глядя на цветовые схемы, легко сориентироваться, что куда сажать в этом году, и планировать посадки так, чтобы культуры возвращались на прежнее место не чаще чем через три-четыре года. За это время почва восстанавливает равновесие и с помощью предшественников восполняет дисбаланс элементов, вносимый данной культурой в почву.
Ну а таблицы посадки огородных растений я построил на основе общего плана своего сада-огорода, где схематично показаны все обработанные участки: и гряды, и грядки. Распечатывая каждый год такую план-схему, я вношу вначале карандашом примерные варианты, а когда найдена правильная схема, заполняю уже ручкой, а позже переношу данные и в таблицы. Производя же посадки, вношу также записи в свой дневник огородника.
Заполняемый план огорода на каждый год
Кроме того, что такой учёт позволяет легче и надёжнее планировать посадки, накопленные данные помогают лучше разобраться в подробностях вашего участка — имея под рукой многолетние сведения, вы можете многое узнать о своей земле, о тех методах и приёмах, которыми вы пользуетесь, внести в них исправления, что-то улучшить, что-то учесть.
Потому настоятельный совет всякому вдумчивому огороднику-садоводу: ведите дневник садовода и огородника и составляйте таблицу посадок огородных и садовых растений, заполняйте их регулярно и повышайте эффективность ваших земледельческих усилий, становитесь настоящим мастером-земледельцем.
Успехов вам на земле.
В отпуске у нас наконец появляется много свободного времени, часть которого можно направить на поддержку русского языка. В расслабленном, занимательном формате это позволяет сделать «Дневник путешественника», который легко превращается в «Летний дневник», в «Дневник дачника» или в «Деревенский дневник».
Если сделать нетрудную подготовку перед тем, как отправиться в путешествие, всегда под рукой будет материал, который поможет ребенку регулярно тренировать письмо и чтение на русском языке, научит анализировать события прошедшего дня, оценивать свои чувства. Дневник пригодится и в дороге, и на веранде в знойный полдень, и в ожидании заказа в кафе. Идеи для этого «Дневника путешественника» пригодятся детям, которые совсем недавно стали писать и делают это еще несмело. «Дневник» поможет поддержать мотивацию и убрать страх письма на русском языке. Ведь это собственный дневник, он может быть таким, как захочется автору, с ошибками, исправлениями, изменениями, пропущенными страницами или целыми придуманными самостоятельно разделами. А еще легко расширить наполнение дневника по возрасту и уровню владения языком так, что он станет интересен детям любого возраста. Списки, состоящие из коротких слов, превращаются в описательные предложения, таблицы дополняются новыми столбцами, рецепты и рекламные проспекты становятся похожими на настоящие, а герой-путешественник сочиняет на страницах «Дневника» историю о своем путешествии. Каникулы должны приносить удовольствие, а «Дневник» призван оставить хорошие воспоминания. Главное, не забывать заполнять его регулярно!
Нам понадобятся:
- Записная книжка, в которой хочется оставлять заметки. Например, с замочком и ключиком, с ароматными страницами, с иллюстрациями любимых персонажей.
- Карандаш или ручка, разноцветные карандаши, клей-карандаш.
- Герой-путешественник. Варианты:
- картонный человечек с фотографией ребенка вместо лица;
- глиняный герой, сделанный ребенком (жар-птица, персонаж из страны проживания, герой любимой книги, образ домашнего животного);
- нарисованный на закладке герой.
«Дневник путешественника» может делиться на разделы. Одна страница = один день, одна страница = одно событие или посещение интересного места, одна страница = один город; списки, календарь погоды, календарь настроений, кулинарная страница, новые знакомства, галерея рисунков, карта путешествия, отзывы после посещения интересных мест и мероприятий.
В ходе путешествия мы можем вести списки:
- города и станции, через которые проезжаем;
- виды транспорта, которыми передвигаемся;
- вещи, которые нужны в путешествии;
- новые блюда, которые попробовали в путешествии;
- музеи, театры, галереи, магазины, которые посетили;
- что я сделал в первый раз (прокатился на катамаране, увидел жирафа, спал в палатке и т.д.).
Что еще мы можем делать в путешествии:
- Придумываем рекламный проспект для туристов города или деревни (куда надо обязательно сходить с детьми, где лучшие места для фотографии, про самые весёлые детские площадки, где можно покормить уток, про кафе с детской зоной и лучшие места для купания).
- Приклеиваем использованные билетики (самолеты, трамваи, театры).
- Собираем гербарий только из тех растений, которые не растут в родном городе.
- Записываем рецепт или ингредиенты блюда, которое впервые попробовала в путешествии.
- Ведём собственный словарик, куда записываем определения новых слов. Например, планетарий – это театр с куполом, где можно смотреть и слушать представление о звёздах, планетах, затмениях.
- Составляем карту путешествия. Можно зарисовывать и подписывать виды транспорта, которыми передвигались от точки А до точки Б, наносить на карту кафе и музеи, которые посещали, нарисовать водоемы и парки, пунктиром рисовать маршруты.
- «На что похожи облака?» Рассматриваем облака, зарисовываем в дневник, подписываем, на что они похожи.
- Записываем интересные факты, которые узнали на экскурсиях.
- Ведём таблицу посещения интересных мест:
Город | Место | Время | С кем? |
---|---|---|---|
Одесса | Планетарий | Вторник, 14 июля | С дедушкой |
Что понравилось | Что не понравилось | Заметки | Воспоминание |
*приклеиваем билетик или буклет* |
Успехов! И весёлых каникул!
Автор статьи: Анастасия Ф.
Преподаватель русского языка и литературы для детей-билингвов офлайн и онлайн. Преподаватель в русской школе «Колобок», Барселона.