Обложка книги Марины Румянцевой очень необычна для немецких или, как эта, швейцарских книг. Под немецким заглавием «Auf der Datscha» на первой странице стоит русское: «На даче». Это, конечно, игра. Но игра со значением. Дача — российский феномен, поэтому и слово перешло в иностранные языки. В Восточной Германии, например, так называют летние домики.

Обложка книги Марины Румянцевой

Попытку объяснить суть, общественное и (не побоимся этого слова) историческое значение дачи сделала швейцарская журналистка Марина Румянцева, родившаяся и выросшая в Москве. В ее книге есть и авторский текст, и переведенные на немецкий язык — частично даже впервые — отрывки из «дачных» произведений Льва Толстого, Чехова, Зощенко, Трифонова, Аркадия Аверченко и других известных писателей. В интервью Deutsche Welle Марина Румянцева рассказывает о своей книге.

Deutsche Welle: Ваша книга написана исключительно для немецкоязычной публики…

Марина Румянцева: Да. Я исходила из реалий западной жизни и пыталась объяснить то, чего живущие здесь люди не знают. Ведь дача — не просто место отдыха, летний домик, это — образ жизни, который уже давно укоренился в России. Триста лет прошло с тех пор, как в России появилась дача, и по моим ощущениям речь идет о явление, так сказать, общественного порядка.

Строительство на даче не кончается никогда

Об этом очень хорошо сказал Дмитрий Лихачев, описывая свои выезды на дачи в первые после революции годы, в семнадцатом-восемнадцатом годах, во время Гражданской войны… Разруха, голод, все боролись за выживание, тем не менее, многие продолжали выезжать на дачи. Такова была сила обычая: летом надо было выезжать на дачу.

И еще есть одна очень интересная история. Она касается декабристов, которые были сосланы в Сибирь в начале 19 века. Некоторые из них приехали в сибирскую деревню Урик. Построили себе дома в этой деревне и построили себе примерно в десяти километрах от деревни дачи. Никакой формальной, практической надобности в том, чтобы строить эти дачи, не было: жили-то все равно на природе… Но такова была модель жизни, таково было сознание: нужна была дача, как особое место, куда переезжали в летние месяцы, где свой, определенный образ жизни, где процветает свободное общение.

То есть объяснение, почему русские так любят дачи, далеко уходит за границы каких-то формальных причин, которые можно было бы назвать, таких как тяга к природе или что-то другое. Это — образ жизни, модель жизни, без которой сегодня российский горожанин лета себе просто не представляет.

Причем, судя по Вашей книге, массовость это явление приобрело еще до советской эпохи?

— Многие просто не осознают, что «массовость дачи», если можно так выразиться, существовала уже в начале и в первой половине 19 века, тем более в конце 19-го — начале 20 веков. Даже появилось слово «дачемания». И дача была социальна, демократична. Границы как бы уходили далеко вниз по общественной лестнице. Вспомним, например, как Маяковский выезжал на дачу, снимая за какие-то копейки комнатку. Очень многие снимали комнатки, веранды, хибарки.

— Такая хибарка была и у нас — домик на садовом участке. Я эту дачу с младых лет ненавидел: добирались до нее несколько часов с пересадками, никаких удобств там не было, еще нужно было работать, копть картошку, которая в магазине стоила дешевле… Ну, не этим же привлекает дача такое количество людей? И не одним только фактом социальной значимости?

— Нет, конечно. У дачи есть множество практически полезных функций, она что-то дает людям: свежий воздух, природу, работу на земле… Но социальный фактор все же очень важен. Дача, в первую очередь, — это феномен общения, неформального общения, которое сложилось уже веками. Не случайно мы говорим о дачных сообществах.

Дача Бориса Ельцина

А сколько свобод связано с дачей! Она уже изначально означала некую свободу от города, от рутины, освобождение от этикета, условностей, жестко регламентированных вещей, с которыми человек так или иначе связан в городе. На даче люди «отрываются» – так, как поет об этом сегодня группа «Ленинград»: «Но на даче мы можем рубаху рвануть». Дача — это место, где возможны какие-то свободы, которые невозможны в городе. Я думаю, что это один из очень существенных пунктов.

— Вы живете в Швейцарии. У Вас здесь дача есть?

— Нет. Понимаете, невозможно применять это понятие, это слово к реалиям какой-либо другой страны. Во-первых, нет этого образа жизни, когда основная масса городского населения, больше половины, съезжает на дачи и неделями, месяцами живет на два дома, курсируя туда-сюда. Вот это именно дача, а не здешний домик в горах. Кроме того, дача очень сильно нагружена культурными традициями, в ней еще заложен культурный код. У швейцарцев есть домик в горах, у французов — домик на море, но до дачи им далеко.

Интервью вел Ефим Шуман
Редактор: Дарья Брянцева

Ранее оно уже перестало фигурировать во всех федеральных законах, кроме Кодекса об административных правонарушениях, напомнили в Госдуме Фото: Галахов Илья/ТАСС

Из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) исключат понятие «дачный дом». Соответствующий проект закона разработали депутаты Госдумы во главе с председателем Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым, сообщает «Парламентская газета».

Понятие «дачный дом» уже перестало фигурировать во всех федеральных законах, кроме КоАП. К примеру, в статье «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» содержится норма, согласно которой за непредставление предложений установить счетчики энергоресурсов собственникам дачных и садовых домов устанавливается штраф, уточняется в заметке.

С 1 января 2019 года в стране функционируют только огороднические и садоводческие некоммерческие товарищества, поэтому вышеназванная статья КоАП к реальной жизни теперь не относится. Закон об упразднении понятия «дачный дом» сенаторы рассмотрят на заседании 27 марта, следует из публикации.

В 2017 году президент Владимир Путин подписал закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», упразднивший дачные товарищества. Документ также касается целого ряда вопросов — управления товариществами, строительства домов на участках, а также регистрации на дачах. Закон вступил в силу 1 января текущего года.

Как-то я задумалась: а от чего произошло слово «дача»? Явно связано со словом «давать». Вот только что, кем и кому дадено?
48% населения России владеют дачами. Данные из Википедии за 2011 год
Но — ­ слава Интернету – ответ нашелся. Оказывается, слово «дача» появилось в русском языке еще в начале XVIII века. Дачей называли земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи новопостроенного Петербурга.

Царские придворные жили в Москве. Ездить в Петербург часто было трудно и накладно, а царь требовал постоянного присутствия в новой столице – не на постоялых же дворах останавливаться знати!
Так и появились в российском обиходе «дачи» – земли данные царем. Конечно, они совсем не напоминали дачи в современном понимании слова. Это были огромные поместья на многие сотни гектаров с капитальными строениями в духе того времени. Но слово дача вошло в обиход и закрепилось в значении «временное жилье за городом».
Москва. Тверская-Ямская улица. Конец XIX в. Фото с сайта img-fotki.yandex.ru
Более близкое к современному значение слово приобрело уже в начале XIX века, когда дачами стали называть временное (летнее) жилье за чертой города для более демократичных слоев населения. К этому времени Москва стала приобретать черты большого города: сносилась жилая застройка в виде одноэтажных частных домиков с огородами, на их месте появлялись так называемые «доходные дома», которые сдавались внаем разночинному люду: учителям, врачам, музыкантам, литераторам, приказчикам, мелким чиновникам, обедневшим дворянам. В Москве появились улицы без единого деревца. Пыль и духота стали обычными для столицы в летнюю пору. Рынки, мусор, различные «мануфактуры» тоже озона не добавляли.
Среди разночинного населения стала популярной мысль, что жизнь в ближних пригородах в летний сезон здоровее и дешевле. Переезд на дачу – съемное жилье в ближних деревнях – в апреле-мае стал обычным делом для значительной части небогатого городского населения.
Сами дачи представляли собой ветхие ненужные крестьянам строения, которые приводились в более-менее приемлемое состояние самими дачниками. 40 тысяч небогатых дворян перебирались в теплый сезон на съемные «летние резиденции» – почти четверть всего московского дворянства. Многие предприимчивые крестьяне зарабатывали на этом, строя небольшие временные деревянные хижины без всяких удобств, а также снабжая дачников продуктами, овощами, зеленью. Ведь огородами дачники не занимались.

К концу XIX века город все больше приобретал черты мегаполиса, и все больше росло число желающих покинуть его пределы в летнее время. Москва обросла дачными поселками, в которые превратились ближние к столице деревни: Перово, Сокольники, Кунцево, Останкино и пр.
Переезд на дачу весной. Фото с сайта fresher.ru
Не зарабатывал на дачниках только ленивый. Извозчики перевозили утварь и домашний скарб на дачи, появилась специальная торговля в дачных поселках – для дачников. Театральные труппы приезжали развлекать скучающих за городом горожан. Например, Федор Шаляпин начинал свою концертную деятельность с поездок по подмосковным дачам.
Чаепитие на даче. Фото с сайта tele.ru
Под дачи стали строить специальное жилье – чаще деревянное в «русском» стиле, с резными наличниками, коньками, обязательно с террасой – для вечерних чаепитий. Архитекторы того времени создавали проекты дач, которые можно было приобрести любому желающему.
Проект дачи в русском стиле. Фото с сайта fresher.ru
С появлением железной дороги добираться до дач стало гораздо удобнее, ведь пока семья отдыхала на природе, главы семейств вынуждены были по-прежнему ежедневно посещать службу в городе. Дачные поселки строились вдоль железных дорог – Ярославской, Казанской, Рижской. На станциях Химки, Малаховка, Томилино, Пушкино, Тарасовка, которые назывались «поселками для отдыха», дежурили владельцы двуколок, чтобы довезти дачника до временного жилища. При всем том из центра столицы до дачного поселка можно было добраться минут за 40, а извозчиком — и того быстрее (но дороже).
Дачный поезд на станции Рига-2. Фото с сайта fresher.ru
Чем занимались горожане на дачах? Ни в коем случае не земледелием. Даже декоративные огороды (выращивание цветов) считались причудой и возлагались на прислугу. Читали, качались на качелях, гуляли, катались на лодках и купались в водоемах. Собирание грибов и ягод считалось крестьянским занятием, но можно было купить ягоды и сварить варенье.
Кроме того, музицировали, пели, читали вслух, ставили театрализованные постановки и писали этюды.
Дачники на берегу реки. Фото с сайта images.vfl.ru
Возмутителями дачного спокойствия считались появившиеся «моменталисты» – предшественники современных папарацци – обладатели устройств моментального фото, которые под видом орнитологов пытались сфотографировать известных особ, в основном во время купания на реке, и на этом заработать.
Более безобидные велосипедисты — обладатели этого необычного для тех времен механического устройства — тоже подвергались остракизму из-за слишком обтягивающей одежды, удобной для езды, но не соответствующей духу времени (здесь же дамы!). Велосипедистов травили собаками и швыряли в них камнями.
Дачники на рыбалке. Фото с сайта interviewrussia.ru
Очень хорошо дачная жизнь того времени описана в произведениях Чехова, Бунина и других русских писателей. Часто устраивались балы на задворках особо крупных дачных строений, да такие, что на них приезжали даже из Москвы. Молодые студенты и служащие, приглашаемые на балы для развлечения дачных барышень, натанцевавшись, зачастую отправлялись в город на своих двоих. Так дешевле, а отмахать пешком пару десятков километров было тогда делом обычным. Из-за оживленной культурной жизни на дачах «дачная жизнь» стала значительным явлением в искусстве, культуре, театральной жизни своего времени.
Владимир Маковский. Кукольное представление на дачах
На дачах богатых и «продвинутых», как сегодня говорят, горожан собирались знаменитые артисты, художники, актеры, музыканты. Общались, делились творческими замыслами, танцевали, а заодно пристраивали замуж дочерей — природа, романтические настроения и прочее… На подмосковных дачах были написаны многие знаменитые картины, пьесы, музыкальные произведения.
Константин Коровин. Дача. За чайным столом
В конце XIX – начале XX вв. дачная жизнь среди городского населения обеих столиц стала чрезвычайно популярной. Вывезти семью летом за город считалось обязательным, невозможность снять дачу на летний сезон была признаком крайних материальных затруднений (надо учитывать, что съем дач и все выше написанное касалось только среднего и богатого класса – дворян, купечества и разночинцев, то есть образованной части общества). Рабочие горожане ни о каких дачах не мечтали даже.
Вместе с тем в обществе шли процессы, характерные для того времени: разорение дворянства и усиление нового класса – буржуазии. У разорившихся дворян выкупались имения и усадьбы, где устраивались дачи и сдавались внаем. Именно предприимчивые люди стали строить дачные поселки под аренду, очень красивые, благоустроенные, по специальным проектам, обладающие своей инфраструктурой: парками, купальнями, мощеными дорожками для прогулок, площадками для крокета и пр.
Под Москвой одним из первых таких дачных поселков стала деревня Перловка, принадлежащая купцу Василию Перлову, который построил там около 80 дачных домиков и благоустроил поселок. Большой дачный поселок был в Клязьме, Бутове и других местах.
Дачники катаются на лодке в Полежаевском парке. Фото с сайта statehistory.ru
Под Петербургом надворный советник Борис Полежаев устроил дачный поселок с роскошным парком в селе Лигово на реке Лиговка. Было много и других дачных поселков: в Красном Селе, Вырице, Гатчине, Дудергофе, возле станции Сиверская и др.
Издавались журналы о дачном отдыхе – «Дачник», «Домовладение и городское хозяйство», «Поселок», «Земельно-поселковое дело», путеводитель «Куда ехать на дачу?» и пр. Те из дачников, кто не обладал большими средствами, объединялись в первые российские дачные товарищества для решения общих инфраструктурных проблем своих поселков.

Под дачей мы все сегодня понимаем загородное место летнего отдыха. Однако в этом слове чувствуется еще и более старинный смысл: «что-то дарованное, данное».

Действительно, слово дача тесно связано с глаголом «дать». А глагол этот один из древнейших в русском языке. Производные от него слова могут показаться совершенно неожиданными: это удача и задача, подать (налог) и удалой, подаяние и даром, отдача (при выстреле) и сдача (в магазине или в драке).

Что же касается слова «дача», то возникло оно еще в древней Руси и встречается в самых ранних письменных памятниках. Первоначальное его значение: «дар», «подарок». Например, в Никоновской летописи есть такая фраза: «Дачку учинил великую», где слово дачка значит «дар».

В Московской Руси это слово означало уже земельный участок, пожалованный служилому человеку. Своим военным слугам, дворянам, московский государь за их службу давал земли. Эти земельные дачи, обусловленные дворцовой и ратной службой, получили в XV и XVI веках название поместий.

Любопытно, что в петровское время дача получила еще одно значение: «даяние, взятка». В этом смысле оно неоднократно используется в рассказе Юрия Тынянова «Восковая персона», удачно стилизованном под язык XVIII века. Писатель говорит, что любимец Петра I Александр Меншиков очень «полюбил дачу». Данилыч не брезговал никакими подношениями, но больше всего нравилась ему дача в виде денег, и он говорил: «Дача, она у меня в руке, в пяти пальцах».

А вот в конце XVIII – начале XIX веков под дачей подразумевалась уже небольшая дворянская усадьба или загородный дом, предназначенный для летнего отдыха. И только около ста пятидесяти лет назад, когда летними дачами стали пользоваться разные слои городского населения, слово «дача» наконец обрело современный, привычный для нынешних горожан смысл. Причем в советское время в нём снова начал просвечиваться первозданный смысл, т.к. дачные участки давались гражданам в пользование государством.
В заключение замечу еще, что дача – явление исключительно русское. На иностранные языки с сохранением смысла оно почти не переводимо. Бедным иностранцам приходится запоминать, что это короткое русское слово означает «земельную собственность, обычно размером от шести до десяти соток, тщательно возделываемую под различные садово-огородные культуры или используемую как зона отдыха».
Ссылка на историю http://zaist.ru/~crSdI

ДАЧА Загородный дом для летнего (см. лето) отдыха городских жителей, а также загородная местность с таким домом или домами.
От стационарного загородного дома, где живут постоянно, дача может отличаться, например, системой отопления, рассчитанной только на теплое время года, или характером мебели (традиционно это легкая, плетеная дачная мебель).
Дачу можно построить или приобрести, и тогда это будет собственная дача. Человек, владеющий собственной дачей, — дачевладелец (ж. р. дачевладелица).
Дачу можно снять (взять в аренду), обычно на лето, и жить тогда на снятой даче. Городских жителей, временно живущих на собственной или снятой даче, в дачной местности, а иногда и просто в деревне называют дачники.
Дачный отдых всегда был популярной формой летнего отдыха у россиян разных сословий. Эта традиция связана, по-видимому, с обычаем дворян (см. дворянин) проводить зиму в городе, а лето — в загородном поместье и усадьбе. Типичными чертами дачного отдыха всегда считались дневные прогулки в лесу или в поле, купание в реке или в пруду и вечернее чаепитие (см. самовар, чай). Еще одной распространенной именно в России формой дачных развлечений всегда были походы в лес за ягодами и грибами. Эти особенности дачной жизни сохранились и в советское (см. Советский Союз) время, когда для крупных государственных и партийных чиновников (см. чин) были построены специальные так называемые правительственные дачи. Уже в 1930-е гг. советская власть стала выделять участки земли и строить специальные дачи для представителей советской художественной и инженерно-технической интеллигенции, для деятелей науки. Тогда же стали возникать дачные поселки. Так, под Москвой в поселке Переделкино появились знаменитые дачи писателей, под Звенигородом и в Комарово под Петербургом — дачи академиков и т.д.
Начиная с 50–60-х гг. XX в. дачниками начали становиться и рядовые граждане (см. гражданин). Большие участки земли под строительство дач давались различным предприятиям, учреждениям, организациям. Их руководители (администрация, партийная и профсоюзная организации) распределяли эту землю среди сотрудников. Обычный размер участков был от 0,04 до 0,08 га, а чаще всего 0,06 га (то есть 600 кв. м), поэтому эти участки получили обобщенное название шесть соток. Для строительства и эксплуатации дач люди объединялись в так называемые дачно-строительные кооперативы (ДСК). Дачи строились на средства членов этих кооперативов. Член кооператива не являлся свободным собственником своего участка земли (и дома) и не мог по своему желанию продать его без участия других членов кооператива. В наше время члены дачного кооператива имеют право распоряжаться свои домом и участком, если он оформлен как частная собственность. Несмотря на то, что на таких дачных участках люди чаще всего сами обрабатывают землю, выращивают овощи и фрукты, у них остается время и для традиционных форм дачного отдыха.
Дачная жизнь — популярная тема произведений русской литературы. Слово дача часто встречается если не в заглавиях, то в текстах многих произведений русских классиков, начиная от первой фразы неоконченного произведения А.С. Пушкина «Гости съезжались на дачу» и кончая известной пьесой Максима Горького «Дачники» (1904 г.).
Современные русские называют дачниками всех, кто, независимо от формы собственности и рода занятий, проводит лето за городом. В переносном смысле дачником или дачницей иронически называют человека, не желающего выполнять тяжелую крестьянскую (см. крестьянин) работу.
Дачный дом:

Дача слово

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *