Угадайте, кто зимой внимательнее всех слушает прогноз погоды на завтра. Конечно же, владельцы загородных домов. Ведь от того, сколько снега выпадет ночью, зависит время их утреннего подъема. А знаете, как можно быстро избавиться от снега во дворе? Если нет, то эта статья для вас.
Когда двор сплошь усыпан белым, искрящимся в лучах солнца снегом, это выглядит потрясающе. Но, с другой стороны, вся эта «красота» мешает нам передвигаться по участку, затрудняет открывание калитки, ворот, выезд машины из двора, наконец.
И тогда перед нами встает вопрос «как же быстро очистить участок от снега?». Предлагаем вам несколько простых и очень эффективных способов уборки снега во дворе.
Содержание
- Способ 1. При помощи лопаты
- Способ 2. При помощи скрепера
- Способ 3. При помощи соли
- Способ 4. При помощи снегоотбрасывателя
- Как правильно чистить снег
- Уборка участка зимой. Почему нельзя сбрасывать снег на газон?
- Как убирать снег и лед на дорожках, парковке, тротуарах загородного участка?
- Немеханические методы уборки снега и льда
- Как снег и лед могут повредить деревья и кусты на участке?
Способ 1. При помощи лопаты
Пожалуй, самый простой и дешевый инструмент для уборки снега – это снегоуборочная лопата. Она может быть пластиковой, металлической и даже сделанной из фанеры. Есть облегченные варианты и модели с телескопическими ручками. Принцип работы таким инструментом очень прост – проводите лопатой по земле, загребаете снег и отбрасываете его в сторону.
Снегоуборочная лопата очень маневренна. С ее помощью удобно очищать от снега небольшие садовые дорожки, узкие тропинки, проход от крыльца до калитки. При необходимости можно даже очистить колею для машины.
Но если двор у вас большой и нужно перекидать несколько кубометров слежавшегося снега, то лопата в этом случае вряд ли будет хорошим помощником. Удовольствия от такой «гимнастики» вы точно не получите. А вот спину «сорвете» запросто.
Способ 2. При помощи скрепера
В народе этот инструмент часто называют «движок» или «скребок». Внешне скрепер напоминает широкую лопату, оборудованную невысокими бортиками и изогнутой рукояткой. В отличие от лопаты, которой можно только отбрасывать снег, скрепер толкают впереди себя, перемещая тем самым снежные пласты в одно место. Инструмент прекрасно скользит по снегу (а некоторые модели и вовсе оборудованы колесиками), поэтому нагрузка на спину при работе с ним будет минимальной, а производительность труда – высокой.
Но есть у этого чудо-инструмента и недостаток. Это большие габариты, из-за чего работать на маленьком или узком участке скрепером практически невозможно. К тому же при неосторожном обращении скребок может повредить покрытие садовой дорожки.
Способ 3. При помощи соли
Избавиться от наледи и снега можно также при помощи обычной поваренной соли. Достаточно просто рассыпать ее по поверхности и уже через 15-30 минут снежный сугроб или слой льда просто «расплавится». Вам останется лишь убрать образовавшуюся в процессе химической реакции «кашу».
Как видите, все просто. Только маленькая оговорка. Поваренная соль – очень агрессивный реагент, способный разъедать подошвы обуви и покрытия дорожек. К тому же попадание соли на растения или в почву крайне нежелательно. Поэтому все, что осталось от растопленного при ее помощи снега желательно сразу же выносить за пределы участка. Иначе весной вас ожидает весьма удручающее зрелище.
Способ 4. При помощи снегоотбрасывателя
Пожалуй, снегоотбрасыватель – самый универсальный, безопасный, удобный и легкий в работе инструмент! С его помощью избавиться от снега на участке можно за считанные минуты. Принцип работы снегоотбрасывателя заключается в уборке и отбрасывании снега мощной направленной струей на расстояние до 15 м.
В современных моделях снегоотбрасывателей Husqvarna, таких, например, как ST 224, ST 227P и ST 230P, шнек представлен в виде ленты, создающей смесь из снега и воздуха. Благодаря чему даже очень тяжелый слежавшийся снег становится «воздушным» и хорошо поддается выбросу.
Неоспоримым преимуществом данных моделей снегоотбрасывателей является мощный двигатель с высоким моторесурсом и возможностью запуска при температуре до -37°С. Для тех, кому приходится очищать снег вечером, производители предусмотрели светодиодные фары, а также подогрев рукояток на случай длительной работы в мороз.
Если у вас относительно небольшой участок с неширокими (около 60 см) дорожками, выбирайте снегоотбрасыватель Husqvarna ST 224 с рабочей шириной 61 см. Для очистки большой территории подойдут более мощные модели ST 227P и ST 230P с шириной рабочей поверхности 68 и 76 см соответственно.
И, что немаловажно, несмотря на свои габариты снегоотбрасыватели Husqvarna очень маневренны и легки в управлении. Достаточно просто нажать на курок на рукояти, чтобы отсоединить соответствующее колесо от привода и повернуть снегоотбрасыватель с минимальным радиусом.
Хотим успокоить тех, кто волнуется за тротуарную плитку и другие декоративные покрытия во дворе. У всех трех моделей снегоотбрасывателей Husqvarna металлические опоры заменены на пластиковые. Поэтому контакт с поверхностью у них более щадящий, что позволяет избежать царапин и сколов.
Наглядно оценить работу снегоотбрасывателей Husqvarna 200 и 300 серии вы можете, посмотрев видео. Спрашивайте новинки в магазинах официальных дилеров!
Неконтролируемые глыбы льда и снега, скапливающиеся на крыше домов и строений, представляют серьезную опасность и могут привести к жутким необратимым последствиям. В этой статье разберём более подробно чем же так опасно бесконтрольное скопление снежных масс и как можно избежать их обрушения.
в чём опасность?
Множественные случаи порчи автомобилей, а самое страшное — травмирования и гибели людей показали, что не стоит игнорировать правила по снегоочистительным работам домовых крыш. Угроза жизни и здоровью человека — это уже весомый повод обеспечить контролируемый и безопасный сход снега с кровли. Но существуют и другие причины, которые заставляют очищать крышу от наледи и снега.
Обрушение кровельной конструкции под тяжестью снежных масс и наледи
§ Деформация и порча кровельной конструкции. Каждая крыша способна выдержать разный уровень снеговой нагрузки, и это стоит учитывать. Прежде всего, скопление снежных масс несёт угрозу для небольших деревянных строений и конструкций из дерева, для плоских крыш и с небольшим углом ската. При неконтролируемом скоплении снега он уплотняется под собственным весом и со стороны может показаться, что ситуация еще не критична и снега накопилось не так много, но это совсем не так. Снег утрамбовывается, а при температурных скачках подтаивает и становится мокрым либо леденеет, что делает его еще тяжелее и кровля перестаёт справляться с весом снежных масс, а это уже чревато деформацией всей кровельной системы. Кроме того, температура снежной шубы на крыше значительно отличается от температуры кровельного покрытия, что со временем приводит к его порче;
§ Протекание кровли. За зиму скопившаяся на крыше огромная глыба снега к весне начинает таять и провоцирует протекание кровли из-за того, что уровень нагрузки начинает превышать допустимые для крыши значения. Мокрый подтаявший снег почти на треть состоит из воды, кубический метр который весит около 1000 кг! А Обледенелый снег и вовсе несёт огромнейшую нагрузку на кровельную систему, так как состоит почти на 95 % из воды;
§ Срыв внешних коммуникаций. При неправильной теплоизоляции крыши, кровельное покрытие начинает нагреваться от тепла внутри здания и возникает перепад температур, что ведёт к образованию ледяной корки. На ней начинает скапливаться снежный покров, который уже не будет держаться за кровельное покрытие, и риск внезапного обрушения глыб снега и наледи увеличивается в разы. А такие явления сопровождаются срывом антенн, водосточных систем и других внешних коммуникаций дома. Восстановление всего этого требует дополнительных затрат;
§ Угроза повреждения рядом стоящих предметов и строений. Особенно опасны обледенелые массы. Они имеют неприятное свойство внезапно обрушиваться в самых неподходящих местах: вблизи строений и легко повреждаемых глыбами льда предметов. А лёд неизбежно образуется, если вовремя и правильно не убирать снег с крыши.
Как избавиться от снега и наледи на крыше?
Самостоятельное удаление снега с крыши
Снежная шапка и образование наледи на крыше — проблемы, которые требуют комплексного подхода и незамедлительного решения. Существуют несколько вариантов, как можно обезопасить себя и своё имущество от нежелательного схода снега с крыши.
§ Самостоятельная уборка снега. Это самый опасный способ, которым лучше пренебречь. Чем больше угол ската — тем выше риск травмироваться. Да и избавиться от наледи самостоятельно очень сложно, легче предотвратить её появление. Для этого необходимо продумать устройство крыши и обеспечить вентиляцию чердака, исключив попадание тепла и теплого воздуха в чердачное помещение. Также можно использовать чердачный вентилятор для дополнительного охлаждения и проветривания. В этом случае исключается появление наледи, так как исчезает температурный дисбаланс и кровля перестаёт нагреваться;
§ Обращение к помощи промышленных альпинистов. Специалисты по высотным работам, используя специальные инструменты и снаряжение, быстро и качественно избавят вашу крышу от ненужных снежных масс. Но за это придётся платить, причем регулярно, ведь обильный снегопад в нашей стране явление распространенное. Проще продумать систему снегоочистки, которая прослужит не один год и не будет требовать регулярных затрат;
§ Подогрев кровли. Существуют специальные кабельные системы антиобледенения, которые устанавливаются на кровле, водосточных системах, ступеньках и дорожках. Их функция очень проста — растопить снег и лед с дальнейшим удалением воды по желобам и тубам до земли, не повредив при этом ни кровлю, ни фасад здания. Этот инновационный способ избавления от снега достаточно дорогостоящий и редко используется на практике;
Использование снегозадержателей. Снегозадержатели — это эффективный и не затратный способ избавиться от снега на крыше. Снегозадержатели бывают разные (), самый популярный их вид — снегорезы. Они дозированно сбрасывают безопасное количество снега по мере поступления, при этом не создаётся нагрузка на кровлю. Установив их раз вы на много лет забываете о проблеме внезапного схода больших снежных масс.
Как правильно чистить снег
У нас настоящая зима. Такая как надо. Именно такая, как я и люблю (это когда есть моральный повод сидеть дома, смотреть киношки и никуда не ходить). В основном мороз. Серьёзный такой, за минус тридцать неделями напролёт. В такой мороз у нас принято очень хорошо одеваться (а то, что мы по пьяни в новогоднюю ночь полуголые бегали по снегу, причём дважды – это не считается).
Так вот, в те редкие дни, когда на улице нет мороза, нам на радость валится снег. И тогда уже никаких отговорок, надо вставать и выходить махать лопатой. И это правильно. А чтобы было ну душе веселей, в такие моменты рекомендуется вспоминать далёкое лето. Помните, я вам как-то рассказывал про свой участок возле дома, или говоря не по-русски — бэкьярд и фронтьярд? Так вот, начнём с бэкьярда (сзади дома). Там кроме дека больше чистить нечего. Летние фотки здесь будут крайне уместны, я так думаю.




Теперь идём на фронтьярд (перед домом).
Вчера крыльцо дома и дорожку спереди засыпало полностью. Копал как археолог, даже точно не знал, где начинать, но потом хорошенько углубился и всё нашёл, и крыльцо, и дорожку.

Для тех, кому такое развлекалово как чистка снега ещё в новинку, я дам сейчас несколько крайне полезных советов. Возможно, я облегчу вам жизнь, минимизирую страдания и уберегу от типичных ошибок.
Сначала совет для тех, кто, так же как и я жмёт денег презирает блага цивилизации и чистит снег вручную лопатой. Если снег уже идёт несколько часов и, похоже, останавливаться не собирается, то всё равно выходите и чистите. Да, придётся чистить дважды, но в итоге у вас времени уйдёт даже меньше, и чистка будет не каторгой, а лёгкой зимней забавой. Не надо будет глубоко копать и ворошить снег тоннами. Всё просто и быстренько сгребается лопатой и легко отбрасывается.
Недостатки: чистить снег под снегом выглядит идиотизмом, но поверьте, так проще.
Далее. Многие жалуются, мол, спина отвалится, пока всё почистишь. Ну а чему здесь удивляться? Понятно, что не каждый из вас ходит в спортзал и раз в неделю делает становую тягу. Поэтому здесь всё можно победить искусством. Техника здесь крайне простая. Подгребаем лопатой снег к краю дороги, и дальше не поднимаем лопату руками, а только придерживая сверху за ручку, отвешиваем лопате хорошего пинка снизу. В результате снег с лопаты лихо улетает на полтора-два метра, а спина вообще не участвует в процессе. Как бонус, к лету можно записываться в сборную по футболу. Способ реально работает.
Недостатки: пинать лопату ногами, со стороны выглядит идиотизмом. Да и времени чуть больше уходит на чистку. Руками раскидать снег намного быстрее, чем распинать его ногами.
Следующий совет. Если драйвэй (парковку) засыпало снегом – никому не позволяйте заезжать на машине пока не почистите. Снег утрамбовывается капитально, что усложняет потом чистку в разы. Ещё важный совет. Чистите полностью. Особенно если ваш драйвей, построен с уклоном, как у меня. Весной, когда всё это начнёт подтаивать и мёрзнуть, там как на катке убиться можно нафиг. А толстый, намороженный и утрамбованный лёд вручную чистить — это вообще адская задача.
У меня возле дома драйвей как раз с наклоном. В прошлом году я тоже ленился чистить полностью. Так вот весной у меня прикол случился. Сижу дома, соседи стучаться, мол иди глянь, где твоя машина. Выхожу и ё-ё-ё, она по льду сама съехала с парковки возле дома и раком встала посреди улицы. А сколько раз мои на льду там падали и меня проклинали – этого вообще не сосчитать.
В этом году мы решили бороться с ледовым беспределом. Но не сразу. Мы первые снегопады не до конца почистили, и машинами первый снег укатать и утрамбовать тоже успели. Сами накосячили, сами и пошли исправлять. Яростно долбались несколько часов. Сейчас фотки покажу, но для контраста позвольте сначала летнюю.



Это мои дети вгрызались в лёд. Кстати, этой зимой они начали ходить по домам и чистить чужие драйвеи за деньги. Опыта у них хоть отбавляй. Если что – обращайтесь. За нескромное денежное вознаграждение они почистят и вам. Однако дома, они по-прежнему чистят снег за еду.
В результате, у нас теперь самый чистый драйвей на районе. Я даже подмёл немного, чтобы дорогим соседям помозолить глаза. Хорошо получилось.
Собственно на этом все. Если есть вопросы – спрашивайте любые. Но только я не буду отвечать на тот вопрос, который мне задают неместные чаще всего – «А чем вы обычно зимой занимаетесь, вам зимой там не скучно?». Так и хочется взять лопату и с размаху к-а-а-а-к влепить под зад предложить вопрошающего вместе со мной «поскучать» на драйвее долгими зимними вечерами.
Проживание в своем собственном загородном доме имеет массу преимуществ. Но в то же время это еще и большая ответственность. Так, например, зимой, в отличие от жизни в квартире, домовладельцу приходится выполнять дополнительные работы по уходу за участком, в частности его своевременной уборки от снега и льда.
Между тем, в этом вопросе все не так просто, как кажется на первый взгляд. Оказывается долбить лед ломом зимой — не лучшая идея, так как это может повредить поверхности дорожек и газона, а убирать снег лопатой тоже следует с умом и не кидать его куда попало. О том как правильно убирать снег и лед на участке зимой и о том, какие нюансы следует учесть, мы и расскажем в данной статье.
Уборка участка зимой. Почему нельзя сбрасывать снег на газон?
Самая частая ошибка домовладельцев в процессе уборки участка зимой — это скидывание снега с дорожек и тротуаров на газоны. Это кажется самым простым и легким решением, однако оно вредит вашему газону. Почему?
Во-первых, тяжелый и плотный слой снега может привести к тому, что замерзшие травинки под ним сомнутся и сломаются. Во-вторых, образуя огромные снежные кучи на газоне, вы нарушите его естественную микрофлору — газон не сможет получать в нужном количестве воздух и микровещества, что несомненно отразиться на его качестве весной.
Толстый слой снега особенно опасен для газона во время весенних оттепелей, потому что под плотным снежным покровом на нем может развиться опасная болезнь — снежная плесень. Лечить от нее газон будет очень долго и сложно.
Что же делать в таком случае? Совсем не скидывать снег на газон? Вовсе нет. Просто его следует распределить на газоне равномерно, невысоким, нетяжелым и неплотным слоем.
Такое решение будет даже полезным для вашего газона, поскольку снежная подушка создает естественную, природную защиту травы от сильных морозов. И эту подушку вы можете оставить на газоне вплоть до середины-конца февраля, удалив затем плотный замерзший слой снега, чтобы обеспечить более эффективный доступ газона к воздуху.
Также учтите, что замерзшую зимой траву очень легко повредить. Поэтому в холодное время года рекомендуется не ходить и не бегать по газону (независимо от того покрыт ли он снегом или льдом). Собранный снег с проезжей части вашего участка лучше хранить вдали от газона, особенно если вы планируете использовать для удаления льда дорожную соль.
Как убирать снег и лед на дорожках, парковке, тротуарах загородного участка?
Хорошо, с газонами мы разобрались. Но как тогда правильно делать уборку снега и льда на дорожках, тротуарах и парковочном месте на участке?
Во-первых, следует учитывать особенности поверхности (бетон, плитка, тротуарный кирпич и т. д.). Во-вторых, снег лучше всего сгребать к углам участка и забору. В-третьих, следует использовать правильные инструменты.
Основным инструментом, безусловно, является лопата для уборки снега. Она может быть квадратной или прямоугольной, пластиковой или стальной, с деревянной ручкой или из пластика — здесь решение может быть любым, главное, чтобы было удобно вам.
Также многие домовладельцы для уборки снега на участке предпочитают использовать электрические и бензиновые снегоуборщики. Это мощные и эффективные устройства, однако они прекрасно справляются с грубой работой (когда нужно быстро очистить участок от большого количества неплотного снега, к примеру последствий метели), однако они почти бесполезны если вам необходимо точечно и качественно очистить, к примеру, тротуарную плитку от мокрого снега. Поэтому здесь в любом случае вам пригодятся лопаты.
Как избавиться от льда?
Сложнее всего, конечно, бороться со льдом на участке. Ни лопаты, ни снегоуборщики не справятся с уже замерзшим снегом. Многие домовладельцы для удаления льда с участка используют различные тяжелые и острые инструменты, такие как:
- ломы;
- кирки;
- молотки;
- и даже кувалды.
Однако следует учитывать, что такие инструменты следует использовать аккуратно и только в крайнем случае. Так как, в сочетании с грубой силой, они могут легко повредить вашу брусчатку, плитку и даже асфальт. Для безопасного удаления замерзшего снега или соскабливания льда с дорожек на участке эксперты рекомендуют использовать специальные инструменты с пластиковыми или резиновыми наконечниками.
Их вы можете найти на строительных рынках и специализированных садовых магазинах.
Немеханические методы уборки снега и льда
Есть и другие, проверенные методы как лучше избавиться от льда на дачном участке.
Посыпание участка песком
Традиционно эффективным способом борьбы со льдом на участке является песок. К тому же посыпание дорожек и тротуаров песком абсолютно безопасно для здоровья и не наносит вреда их поверхности.
Однако минус этого метода заключается в том, что это нужно делать очень часто, поскольку песок быстро сдувается ветром, либо разносится обувью и шинами автомобилей.
Посыпание участка галькой
Еще одним популярным средством обработки участки от льда является посыпание его сверху микрощебнем, мелкой галькой или гранитной крошкой. Они тяжелее и дороже песка, но имеют более острую структуру.
Как правило, ими посыпают въезды / выезды на участок, место для парковки автомобиля, потому что такие материалы обеспечивают лучшее сцепление шин с дорогой на льду. Кроме того, гранитная крошка не сдувается ветром и является многоразовым материалом — после зимы вы можете смести ее в мешок или контейнер и использовать в следующем сезоне.
Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ
Посыпание участка солью
Для предотвращения образования льда и скользких поверхностей на участке вы также можете купить техническую соль и рассыпать ее в нужном месте. Под воздействием соли уже через несколько часов лед растает как будто его и не было.
Современные технические соли для дорог и тротуаров отличаются очень эффективным составом и безвредны для обуви, животных и окружающей среды. Они продаются в удобных мешках по 25, 50 кг, а также навалом. Благодаря этому можно запастись солью сразу насколько вам нужно, еще до зимнего сезона и более низким ценам.
Однако следует учитывать, что для удаления льда на участке лучше избегать использования поваренной соли и других размораживающих химикатов. Поскольку многие из них наносят вред растениям в саду, а иногда могут привести к выцветанию и появлению пятен на поверхности тротуарной плитки или брусчатки.
Как снег и лед могут повредить деревья и кусты на участке?
Снег и лед также представляют опасность для растений в нашем саду. Большое количество снега, лежащего на ветвях, может деформировать или даже сломать кроны деревьев и кустарников. К тому же растение может еще и опрокинуться под весом сугробов, особенно если речь идет о хвойных деревьях и кустарниках с небольшими стеблями.
Чтобы предотвратить повреждение растений снегом на участке, следует регулярно с них стряхивать снег. Если вы заметили на участке поврежденные снегом кусты или деревья (когда их ветки сильно согнулись к земле), следует после стряхивания снега плотно обвязать поврежденные ветви веревкой. Так у нас есть шанс, что растение снова поправится.
Если ветка растения уже обломалась, ее следует срезать как можно скорее, чтобы она не порвала дерево дальше, а ранней весной срежьте зубчатую кору или обрежьте пень, оставшийся от ветки. Затем на рану нужно нанести препарат, ускоряющий заживление (такие как Фунабен, Лак Бальзам, Эко Бальзам и др).
Сильные морозы, которые часто случаются в конце января и феврале (иногда также в начале марта) представляют серьезную угрозу для некоторых видов деревьев (особенно тех, что с гладкой корой).
Следует внимательно наблюдать за кустарниками и деревьями в солнечные морозные дни. В такие дни стволы деревьев быстро прогреваются с юга и юго-запада, а после захода солнца — они также быстро остывают. Такое быстрое изменение температуры приводит к растрескиванию коры и образованию ран на растении, через которую могут проникать вирусы, бактерии и грибки, вызывающие заболевания древесины.
Наиболее подвержены повреждению коры фруктовые и декоративные деревья, к примеру:
- бук;
- граб;
- каштан;
- слива;
- и декоративная вишня.
Чтобы избежать повреждения коры, стволы и ветви фруктовых деревьев следует заранее отбелить раствором извести. Стволы молодых декоративных деревьев рекомендуется завернуть и укрыть соломой или картоном.
Весной вы также для этих целей можете посадить плющ вокруг деревьев. Его вечнозеленые листья, со временем, покроют ствол растения, и в следующем году вам не понадобится дополнительная защита от солнца.
Если морозная трещина на дереве уже образовалась, ее следует как можно быстрее заделать специальными составами, чтобы предотвратить инфекцию. Таким образом, весной, когда дерево достаточно прогреется, трещина закроется сама собой за счет заживляющей ткани.
Большие трещины на дереве зимой заметить несложно, чего не скажешь о микротрещинах и скрытых повреждениях. Для этого применяют другой метод: если вы заметили отслоение коры в определенной части ствола дерева, вы можете слегка постучать по этому месту (если звук глухой, значит есть повреждения). В этом случае выступающую кору можно прибить к стволу обратно с помощью маленьких нержавеющих гвоздей, а сверху нанести специальный защитный состав.
Купить снегоуборочную машину
Была ли эта статья для вас полезной? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:
Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.
В РАЗНЫХ СТРАНАХ ДЕЙСТВУЮТ РАЗНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ КАСАТЕЛЬНО УБОРКИ СНЕГА И НАЛЕДИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД. ГДЕ-ТО ШИРОКО ПРИМЕНЯЮТ ХИМРЕАГЕНТЫ, ГДЕ-ТО ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ПЕСКОМ, СОЛЬЮ И КАМЕННОЙ КРОШКОЙ — ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗИМНЕЙ УБОРКИ, ТОЖЕ МОГУТ СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ РЕГИОНА К РЕГИОНУ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ МЫ СОБРАЛИ НЕСКОЛЬКО ЛЮБОПЫТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ НАС СФЕРЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА.
Снег и наледь, которые покрывают дороги зимой, затрудняют движение автотранспорта, являются одной из главных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и часто приводят к транспортному коллапсу, когда на городских улицах и трассах образуются внушительных размеров пробки. По этой причине дорожники тех стран, где снег зимой — норма или, по меньшей мере, вероятность, стараются решить эту проблему в первые же часы после ее возникновения.
Так, в Соединенных Штатах Америки действует «правило трех часов» — именно за такое время снег на дорогах должен быть убран. Прошлая зима с экстремальными морозами и невероятным для США количеством осадков была исключением — но обычно указанного времени американцам вполне хватает для того, чтобы очистить дороги. При этом обязанность очистки трасс и главных улиц в городах лежит на профильных государственных организациях и муниципалитетах, улицы поменьше чистят коммерческие компании, а расчисткой придомовой территории заняты сами граждане: если снег у дома лежит более суток, его владельцу скорее всего выпишут штраф. В расчистке городских улиц в США, как и во многих других странах мира, принимают участие волонтеры — их труд считается очень полезным и почетным. Снег американцы собирают и топят в специальных плавильных установках, которые в этой стране используются в большом количестве.
В северных штатах страны для чистки дорог от снега исполользуются TowPlow — специальные автопоезда с «косым» прицепом. Вслед за базовым автомобилем, чей кузов, как правило, нагружен запасом противоледных материалов, под тупым углом следует прицеп с отвалом во всю его длину. Отвал имеется и впереди машины-тягача. Такая конструкция позволяет очищать сразу две-три, а то и четыре полосы автотрассы, в зависимости от длины прицепа и, соответственно, размера отвала у него на боку.
Было бы несправедливым не упомянуть и новейшую российскую разработку в интересующей нас сфере — мощную снегоуборочную машину на базе полноприводного шасси КАМАЗ-43118. Машина, разработанная совместно специалистами «КАМАЗ» и «Завода СпецАгрегат», имеет просто фантастическую производительность: снегоочиститель фрезерно-роторный СФР-1 модель 103-СА способен убирать до 3500 тонн снега в час. (Для сравнения, производительность представленных на рынке российских аналогов — до 1600 тонн в час.) Кроме того, СФР-1 103-СА характеризуется способностью к максимально возможному отбросу снежной массы на расстояние до 50 метров. В процессе уборки снега машина двигается с помощью гидропривода с бесступенчатым регулированием скорости (управление осуществляется из кабины оператора при помощи джойстика), а в транспортном режиме она перемещается за счет штатного механического привода. Отметим, что первыми заказчиками новинки стали крупная газодобывающая компания и совместное российско-американское предприятие на острове Сахалин — региона, отличающегося особенно обильными снегопадами.
В Канаде, где зимы по своей суровости сопоставимы с российскими, а все дороги принадлежат государству, для очистки проезжей части широко применяют как всем известную техническую соль — хлорид натрия, так и хлорид магния, который в больших объемах добывают в районе Великих озер. Уверяют, что в борьбе со снегом он эффективнее обычной соли — однако металл хлорид магния разъедает еще быстрее, нанося ущерб транспортным средствам и муниципальному хозяйству страны в целом. Впрочем, как только реагент превращает снег в кашу, последнюю оперативно убирают и сгружают в плавильные установки. Именно Канада — родина снегоплавилок: первые машины этого типа, изобретенные здесь, стали работать на улицах Торонто в семидесятых годах прошлого века. Интересно отметить, что в Канаде при строительстве дорог в асфальтобетонную смесь добавляют материал на основе хлористого кальция — верглимит, который, как считают, способствует таянию снега и наледи.
Возвращаясь к разговору о реагентах, используемых для очистки дорог, нельзя пройти мимо новозеландского опыта. Отрицательные температуры в этой стране редкость, а вот снегопады бывают обильные. По этой причине для обработки дорог здесь используют кальциево-магниевый ацетат. Для металлических частей транспортных средств он не вреднее простой воды, однако эффективен в борьбе со снегом и льдом при температурах не ниже минус семи градусов по Цельсию. Кроме него новозеландцы также используют другие средства, безопасные для местной экологии, — хлорид кальция и мочевину. Последняя, имея низкую коррозийную активность, часто применяется для удаления льда с мостовых конструкций. Однако это органическое соединение обходится в семь раз дороже соли, что и ограничивает сферу его применения в борьбе со снегом и льдом.
А вот в Японии применение химических реагентов на дорогах запрещено почти повсеместно — как, кстати, и шипованная резина на автомобилях. При этом обильные снегопады на севере этой страны случаются регулярно. Под некоторыми участками трасс прокладывают специальные тепловые магистрали, которые топят лед и снег, но глобально проблемы очистки дорог не решают. По этой причине в Японии для борьбы со снежной стихией используют мощную спецтехнику. Впереди идет габаритный трактор, который проторяет путь для других машин. За ним — экскаваторы с удлиненной стрелой, которые ссыпают снег на обочины и выравнивают снежные стены. Наконец, за ними следуют грейдеры, которые удаляют остатки снега и очищают кромку дороги. Учитывая, что снежный покров на острове Хоккайдо может достигать пяти метров, за уборку здесь обычно принимаются, не дожидаясь окончания снегопада. Снежные стены вдоль японских дорог очень популярны в Интернете — их приезжают увидеть туристы со всего мира. Средства, вырученные от их визитов, идут все на ту же уборку дорог.
В континентальной Европе, где до недавнего времени снега выпадало сравнительно немного, к использованию реагентов по природоохранным соображениям относятся негативно. Например, в Берлине, где нет ни снегоуборочных машин, ни снегоплавилок, прошлой зимой со снежной стихией боролись несколько тысяч человек, вооруженных лишь оборудованием ручного класса.
Вместо химреагентов в Германии используют соль, к которой на этапе разбрасывания подмешивают немного щелочи. Делается это для того, чтобы соль приняла полужидкую форму и ее не снес с дороги ветер. При этом дозировка «жидкой соли» должна составлять не более 25 граммов на квадратный метр дороги, а разбрасывать ее можно лишь во время снегопада, причем только на тех улицах, по которым ходит общественный транспорт. Такая жесткая регламентация объясняется необходимостью защиты растений и грунтовых вод, к чему в Германии относятся очень щепетильно. Пешеходные дорожки и придомовую территорию чаще посыпают каменной крошкой или песком — делают это, как правило, собственники домов, сами или нанимая частные компании. То же самое касается уборки снега и наледи: домовладельцы знают, что, если прохожий поскользнется и травмируется рядом с принадлежащей им недвижимостью, возмещать ущерб придется им. Выполнившие свою роль противогололедные материалы аккуратно убираются — каменная крошка при этом высушивается в специальных машинах и используется повторно.
Пожалуй, главным поставщиком инноваций для зимней очистки дорог являются скандинавские страны, прежде всего — Швеция и Норвегия. Зимы в этом регионе достаточно суровые и снежные, а местные жители отличаются большой щепетильностью в вопросах сохранения окружающей среды. Пожалуй, только в скандинавских странах можно увидеть, как прямо во время снегопада дорогу расчищают грузовики-снегоуборщики с передним отвалом, движущиеся со скоростью до 90 километров в час! Но это, скорее, местная традиция.
Что же касается инноваций, в них также недостатка нет. В прошлом десятилетии исследовательница Руна Калбом с острова Готланд предложила обрабатывать дороги не чистой технической солью, а ее смесью… с сахаром! Воздействие этого микса на снег и наледь гораздо сильнее, а вреда для автотранспортных средств — много меньше: сахар в значительной мере минимизирует вред от воздействия едких солей. Смесь соли и сахара хороша и как превентивное средство: на обработанном ей дорожном покрытии наледь образуется гораздо медленнее. Интересно, что сам по себе сахар такого эффекта не дает: его применение эффективно только в комбинации с солью. В составе антигололедной смеси содержание сахара составляет от 25 до 50 процентов. Это новшество, к сожалению, прижилось лишь в одном отдельно взятом лене, хоть на него и были выделены средства из бюджета страны. Возможно, все дело тут в диких животных — они с удовольствием слизывают с дорожного покрытия соль, а ее смесь с сахаром может оказаться для них еще привлекательнее, и тут уж недалеко до возникновения ДТП.
В Швеции и Норвегии, с их сравнительно небольшой территорией, число единиц снегоуборочной техники разного типа составляет несколько тысяч единиц — и это при том, что на юге этих стран обильные снегопады редки. Технология уборки здесь довольно специфичная: в отличие от той же Германии, снег тут не счищают до асфальта, оставляя его слой толщиной в несколько сантиметров. Поверх этого слоя наносят «горячий гравий» — так здесь называют смесь очень горячей (90—95 градусов Цельсия) воды с песком или мелкой каменной крошкой. Обработанный таким образом снег подтаивает, а его остаток укатывается вместе с наполнителем. Сцепление колес автомобиля с такой поверхностью не очень отличается от их сцепления с обычным асфальтобетоном. Укатанной таким способом дорогой при суточном трафике в 1500 автомобилей можно пользоваться неделю — если, конечно, снова не начнется снегопад. Этот метод в 2004 году изобрел шведский ученый Торгейр Ваа — с тех пор он получил широкое распространение как в скандинавских странах, так и в Финляндии. Его единственный недостаток в том, что приготовление и нанесение смеси из кипятка и песка требует специальной, довольно дорогой техники. Справедливости ради нужно заметить, что на дорогах Скандинавии с высокой интенсивностью движения реагенты все же используются: одним песком с водой в этом случае не обойдешься.
В Норвегии и ряде других стран Северной Европы распространена технология обработки дорог двухфазными реагентами. Такие материалы на 75% состоят из твердых гранул, на 25% — из вещества, напоминающего по составу морскую воду. Оба компонента смешиваются непосредственно перед нанесением на асфальт в распределительной тарелке комбинированной дорожной машины: таким образом, на дорогу попадают уже увлажненные гранулы.
Двухфазные реагенты отличает высокая точность распределения и экологичность. Еще одно преимущество — экономичность. Увлажненные гранулы тяжелее, поэтому материал равномернее распределяется по дорожному полотну, его не сдувает ветер и не выбрасывает за пределы проезжей части транспортный поток. Кроме того, такая технология позволяет обрабатывать дорожное покрытие превентивно: за несколько часов до образования ледяной корки или снегопада.
В последние годы эту технологию перенимают и в России. Двухфазные реагенты под маркой «Бионорд» уже три года успешно используют в Казани, а предстоящей зимой начнут применять в Самаре, Перми, Екатеринбурге, Калуге и Новосибирске.
А вот в островной скандинавской стране — Исландии — техника для разбрасывания реагентов не нужна. Опыт, который применяется в Японии лишь на отдельных участках дорог, в населенных пунктах Исландии внедрен повсеместно. Тротуары и проезжая часть дорог здесь отапливаются горячей водой из геотермальных источников, которых на острове очень много. Трубы с природным кипятком, идущие в дома жителей, государственные и коммерческие учреждения, проложены прямо под улицами, по причине чего снег, выпадающий на них, сразу же тает. Это очень экологично и не требует отдельных затрат на уборку зимой.
При том, что в разных странах мира для зимнего содержания дорог и улиц используется сравнительно немного типов спецтехники, методы очистки дорог и улиц от снега и гололеда от региона к региону заметно разнятся. Это заставляет исследователей экспериментировать с новыми противогололедными материалами и их комбинациями, включая как природные материалы (соль, песок, мочевина и так далее), так и химреагенты. Экологичные способы очистки дорог, несомненно, важны и интересны, но снежный коллапс на улицах современных мегаполисов и оживленных трассах приносит экономике огромный ущерб, что побуждает исследователей искать разумный компромисс между сохранением окружающей среды и максимально быстрой очисткой дорог и тротуаров от снега и наледи — в том числе и с помощью инновационных реагентов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.