В здании хотят организовать братский корпус.

Село Борок (Буйский район) может лишиться единственной школы. Здание отдано костромской Епархии. Пока еще школа функционирует, но ее дальнейшая судьба стоит под большим вопросом, сообщает корреспондент портала K1NEWS.RU.

В селе есть Иаково-Железноборовский монастырь. При нем когда-то была школа. В 1929 году советская власть ликвидировала монастырь, а школа переместилась в двухэтажное кирпичное здание неподалеку – там когда-то жили монахи.

В начале 90-ых монастырь начали восстанавливать. В то время здание школы было в муниципальной собственности. В 2008 году монастырь признали памятником архитектуры и приняли решение о передаче здания в собственность Епархии.

В соответствии с законом о территориальном планировании, в селе в течение пяти лет должны были построить новую школу. Однако этого так и не произошло.

Когда решение о передаче в собственность Епархии вступило в силу, состоялся суд. Истец – Епархия, ответчик – администрация района.

«Епархия требовала изъять из собственности района это здание. И вот, в 2012 году судебное разбирательство закончилось. В 2013 году был заключен договор аренды этого здания, пока оно используется как школа.1 августа срок аренды истекает. И продлевать его далее епископ не намерен», — рассказал председатель попечительского совета, депутат районного собрания Алексей БЕЛОБЛОЦКИЙ.

Сейчас в школе учится 47 человек.

«Проблема затянулась настолько, что поможет только чудо!», — говорит Алексей.

Если школу в селе Борок закроют, детей придется возить на автобусе в соседний населенный пункт.

Еще один вариант – переместить детский сад в здание администрации, школу в здание детского сада, а для сотрудников администрации найти новое помещение. Но для этого нужны деньги, которых не хватает.

У Иаково-Железноборовского монастыря есть свой сайт.

«Во второй половине 18 века в монастыре вознеслись два каменных храма, существующих и поныне. Закрытая после революции, обитель на долгих 65 лет прервала свое существование. В 1994 году жизнь в монастыре возобновилась. К настоящему времени братия, состоящая из нескольких монахов, совместно с трудниками совершает восстановление монастырского комплекса и возрождение монашеского делания», — написано на сайте.

Как нам сообщили в Епархии, здание школы вернется к своему первоначальному предназначению. Там планируют организовать братский корпус.

Последние новости рубрики

02:09, 10 сентября 2020

За последние полгода листки нетрудоспособности брали лишь 23% костромичей – выяснила служба исследований сайта hh.ru. Чаще других на больничный уходили…

Расположенный в 100 км от Костромы небольшой провинциальный город Буй привлекает туристов своей богатой историей, большим количеством старинных зданий и природными красотами.

Никоновская летопись повествует нам о заложении на этом месте города еще в январе 1536 года, для охраны восточных границ Русского государства от мордвы и татар. В конце 19 века здесь расположилось несколько производственных предприятий, затем была проложена железная дорога из Питера в Сибирь, что сыграло большую роль в истории развития поселения.

Сегодня это ухоженный городок с большим количеством старинных архитектурных объектов, стоит его посетить чтобы познакомиться с историей этого региона и насладиться живописными пейзажами.

Благовещенский храм

Самая древняя достопримечательность города, был построен в 1810 году. Его строительство сыграло большую роль в дальнейшем устройстве Буя так как вокруг храма начал формироваться нынешний исторический центр города.

С 30-х годов и до 1999 года в здании церкви располагался хлебозавод, только в 2004 году, после возвращения Русской Православной Церкви, начались восстановительные работы, продлившиеся 12 лет.

Сегодня в храме собрано огромное количество примечательных древних икон в серебряных ризах, мощи неизвестных святых, деревянная частица креста Господня. Стоит посетить Благовещенский храм чтобы прикоснуться к этим святыням. Местоположение: Площадь Революции — 9.

Храм Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца необычна тем, что ее здание объединено с железнодорожным вокзалом, а во времена советской власти использовалась как его служебное помещение. Изначально здесь была построена часовня, затем был возведен кирпичный храм в русско — византийском стиле.

Богослужения возобновились в 2002 году, и сегодня каждый желающий может посетить храм и посмотреть на это необычное соседство: церковь и вокзал в одном месте. Прибыв в Буй несомненно стоит уделить время этой достопримечательности, так как это одна из нескольких церквей в России, находящихся прямо на перроне.

Церковь Воскресения Христова

Была построена в 1838 году. Небольшая и аккуратная каменная церковь возведена местными жителями в живописном месте, на берегу реки Вексы у моста.

Богослужения в храме не прекращались даже во времена советского союза, это одна из древнейших достопримечательностей города.

Стоит посетить это историческое место чтобы оценить его красоту, убранство церкви, ее престолы, также прогуляться по окрестностям.

Местоположение: улица Пушкина — 28.

Часовня Параскевы Пятницы

Изначально деревянная часовня была основана еще в 17 веке, но сооружение не устояло в пожаре. Тогда в 1833 году на месте сгоревшей возвели новую, в стиле классицизм. Часовня представляет собой куполообразную ротонду с двухколонным портиком при входе, имеет восьмигранный купол и крест на крупном шаре.

Разрушенная в советское время часовня была отстроена в 2000 году по сохранившимся чертежам и фотографиям в том же виде. Есть смысл посетить это место, приехав в Буй, чтобы поближе познакомиться с историческим обликом этого города.

Местоположение: улица Карла Маркса, площадь Революции.

Иаково – Железноборовский монастырь

Монастырь был основан в конце 14 века святым Иаковом Железноборовским. За счет своего расположения это место становилось центром различных исторических событий: его посещали влиятельные люди, сам монастырь не раз восстанавливался после многочисленных пожаров, также здесь был пострижен в монахи Лжедмитрий I.

Совершив поездку в этот монастырь туристы могут прикоснуться к мощам основателя, святым храмовым иконам, поближе познакомиться с жизнью его обитателей.

Краеведческий музей им. Т. В. Ольховик

Открытие состоялось 20 марта 1946 года, большой вклад в его развитие своей трудовой деятельностью был внесен Тамарой Васильевной Ольховик, проработавшей там 25 лет.

Краеведческий музей представляет собой крупный комплекс из двух сооружений с пристройкой, в которых находятся фонды, основные экспонаты, рассказывающие историю развития города. Имеется большое количество выставочных залов, например зал посвященный Великой Отечественной Войне с настоящими орденами и оружием. Детям будет интересно посетить зал с представителями животного мира края, здесь представлены достаточно крупные экземпляры. Сооружения музейного комплекса являются архитектурными памятниками 20 столетия, одно из них — дом Милославских.

Посетив музей туристы смогут поближе познакомиться с историей края, также здесь можно приобрести краеведческую литературу, в качестве сувениров — собрания стихов местных авторов, открытки.

Местоположение: улица Карла Маркса — 12.

Локомотивное депо

В 1905 году состоялось открытие локомотивного депо, которое продолжительное время являлось одним из самых крупных в стране и положило начало бурному росту города – его население увеличилось в 3 раза.

Сегодня это одно из немногих мест где можно увидеть в действии поворотный круг для локомотивов. Неподалеку от депо находится еще одна достопримечательность города — это Паровоз – памятник Л – 2218 1953 года сборки.

Интересующиеся тяжелой техникой туристы могут поближе познакомиться с техническими особенностями эксплуатации паровоза и с историей развития железной дороги здесь, в Народном музее истории железнодорожного транспорта, расположенного на станции Буй.

Жилой дом купца Галанина

Здание является архитектурным памятником конца 19 века, в период активного развития города здесь располагались торговые ряды – продавали ткани и одежду, бакалею, также здесь располагался собственный винный погреб. Дом построил специально для торговли зажиточный купец Василий Кузьмич Галанин. В 1914 году сооружение не устояло в пожаре и после было заново отстроено Степаном Галаниным – сыном первого владельца.

Сегодня здесь расположено училище искусств. Стоит посетить эту достопримечательность чтобы понять чем жил город во времена своего активного развития.

Местоположение: улица Карла Маркса — 1/4.

Народный дом

Дом был построен в 80-х годах 19 века влиятельным генерал-лейтенантом Всеволодом Николаевичем Сипягиным, богатейшим предпринимателем и владельцем фарфоровой фабрики.

Положение позволило ему приобрести самый лучший участок в городе, сам дом представляет собой мощное здание, имеющее два входа, расположенное на центральной площади Буя.

В 20-е годы здание получило название Народный дом так как здесь расположился центр культурной жизни всего города — пролетарский клуб. В наше время здесь расположена художественная школа для детей. Эта достопримечательность также обязательна к посещению во время пребывания в городе.

Старое городище

Сегодня в центре города можно увидеть остатки крепости, возведенной в 1536 году здесь по приказу Елены Глинской для защиты поселения от набегов татар. Позднее сооружение получило статус тюрьмы, а 18 веке было разобрано.

Гости города имеют возможность прогуляться в этом историческом уютном сквере, здесь воссоздана декоративная башня и стена, возведена красивая ротонда, с которой открывается живописный вид, установлена скамья примирения.

Стоянка времен неолита

Неподалеку от города расположены древние стоянки: «Вёкса-8», относящаяся к VI-V тысячелетию до н.э., и «Вёкса-10» III-II тысячелетия до н.э. соответственно. Явных внешних отличий от прилежащего ландшафта археологический памятник не имеет, но археологи находят здесь различные предметы быта местных жителей того времени – наконечники стрел, орудия труда, керамические изделия.

Преодолев своим ходом небольшой путь туристы имеют возможность посетить место археологических раскопок, принять в них участие.

Скульптуры из стволов деревьев

Одна из современных достопримечательностей города Буй – это комплекс скульптур из цельных стволов деревьев. Местные мастера выполняли кропотливую и сложную работу в течение трех дней чтобы преподнести такой подарок горожанам в честь Дня рождения Буя.

Скульптуры представляют собой сказочных персонажей, мастерами создана иллюзия будто они произрастают из земли.

Обязательно стоит посетить эту достопримечательность чтобы насладиться мастерством художников и сделать фотографии в память о городе.


Введенская Брылеева пустынь в четырех верстах от Иакова Железноборовского монастыря. Фотография начала XX в.

Он занимал бывшую волость Борок, известную с начала XV века, когда она принадлежала галичскому князю Юрию Дмитриевичу — сыну Д.Донского.

На реке Тебзе стоит историко-архитектурный памятник — Железноборовский монастырь. Основал его в 1392 г. боярский сын Яков Аносов, ученик Сергия Радонежского.

В то время здесь уже добывали из болотной руды железо, его плавили в домницах и изготовляли оружие и инвентарь. Залежи болотных руд были в поймах рек Шачи, Письмы, Андобы и др. Процветавшее в XIV—XV вв. Галичское княжество было обеспечено собственным железом. Оружие ковалось для обороны и, увы, частых междоусобиц.

Монастырь получал большие доходы и от производства железа, и от богатых вкладов вотчинников. В 1429 г. его разорили татары. Монастырь был свидетелем междуусобной войны Галича с Москвой.

В 1450 г. московский великий князь Василий Васильевич ходил войной на галичского князя и свой командный пункт расположил в Железноборовском монастыре. В Никоновской летописи записано: «Князь великий приде на Зелезной Порок и слышав, что князь Дмитрей в Галиче, а людей около его много и город крепит и пушки готовит и сам перед городом стоит со всей силой. Князь же великий начал отпущать князей и своих воевод со всею силой своей. Воеводы великого князя подошли с озера к горе, взошли на гору и подошли к врагу. Потом сошлись полки, разбили, и князь Шемяко (сын Юрия Дмитриевича. — Д.Б.) едва убежал и в крепости затворился. К князю же великому весть приде на Порок, что верх его, он же благодарив Бога и молебен совершил в церкви Иоанна Предтечи, поиде к Галичу, усмирил и наместника посадил». По преданию, Василий Васильевич подарил монастырю свою кольчугу, в которой пришел из Москвы.


Иаков Железноборовский монастырь. Фотография начала XX в.

Железноборовский монастырь пользовался покровительством царей. В 1599 г. царь Борис Годунов дал монастырю жалованную грамоту на сельца Царево и Контеево с деревнями. До этого у монастыря на них была жалованная грамота Ивана Грозного, но ее уничтожили поляки в 1613 г. Царь Михаил Федорович делал богатые вклады в монастырь книгами, иконами, утварью. Строгановы подарили монастырю икону Спаса работы своих мастеров.

В описи монастыря 1765 г. указано, что в монастыре две каменные церкви: Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы.

Подворья монастыря находились в Костроме, Галиче, Буе. У монастыря было 1329 крепостных крестьян, 1918 десятин пашенной земли и 91 десятина лесу.

Принадлежала ему и близлежащая пустынь — небольшой мужской монастырь, основанный в XV веке Яковым Брылеевым, учеником Якова Железноборского. Здесь захоронены мощи основателя монастыря. Позже на месте этом возник Введенский погост.

Когда железоплавильное производство в России стало развиваться, на завод братьев Маллеров в Мало-Ярославском уезде были приглашены мастера из монастыря.

В Железноборовском монастыре был пострижен в монахи под именем Григория Отрепьева Юрий Богданович — будущий самозванец, недолго сидевший на московском престоле. В повести князя Котырева читаем: «Бысть сын боярский Галичской веси, имя ему Гришка Отрепьев, от юности восхоте мнишески образ носити, пострижен в Галичской стане Борки звамом, а отец и мати его близ того монастыря жительство имаху».

Из Железноборовского монастыря Отрепьев ушел сначала в Суздальский монастырь, а потом в Чудов монастырь в Москве, где монахом был его дядя. Известную роль, способствующую бегству Отрепьева за границу, сыграл дьяк Садывной, родственник Отрепьева и земляк Романовых, освободивший Отрепьева в Москве из тюрьмы, куда он по приказу царя Бориса был заточен; за это дьяк Садывной Годуновым был казнен.

Усадьба деда самозванца Елизара Матвеевича стояла у деревни Большая Абатурка на речке Абатурке. Отец самозванца Богдан Елизарович служил в Москве сотником стрельцов и был убит литвином в Немецкой слободе.

Монастырь служил и местом ссылки политических заключенных. В 1660 г. в монастырь было сослано пять человек «литовских полонников и велено их в монастыре держать с великим бережением и с монастыря их не спускать». Галичский воевода А.Ушаков ответствовал царю: «А около того монастыря ограда худа и беречь тех литовских полонянников некому».

В этом краю были и вотчины Писемских, из рода которых был писатель А.Ф.Писемский. Писемские еще XVI веке получили земли на реке Письме, откуда и произошла их фамилия. В 1577 г. вдова Андрея Писемского Аксинья пожертвовала в Троице-Сергиев монастырь сельцо Глебовское с деревней Пакшино: «…а вотчина была мужа государево жалование».

Деревня Мыс была тоже Писемских, ее в 1570 г. передали опричнику Ивану Салманову, но потом Грозный возвратил эту деревню П.К.Писемскому. В то время Писемские занимали видное положение при царском дворе.

Село Новографское. До 1917 г. оно было центром Новографской волости. Село своим названием обязано графу — последнему фавориту Екатерины II — Платону Александровичу Зубову. Екатерина подарила Зубову огромные поместья, и в том числе село Новое в Буйском уезде, куда входили деревни Антоново, Боброво, Ильино и др. В эту вотчину Зубов перевел и часть крестьян из-под Парфеньева из вотчины своего отца. Новую вотчину назвали экономией и стали жестоко эксплуатировать крестьян. Сотские, десятские следили за каждым шагом работников. Эти экономии как бы предваряли будущие военные поселения Аракчеева, печальная слава которых широко известна.

По смерти Екатерины II могущество Зубовых при дворе пало, поместья у них были отобраны. Зубовы не простили этого Павлу I, деятельно участвовали в заговоре против царя и его убийстве.

Вблизи села при Троицкой церкви помещица Варенцова в 1874 г. на свои средства открыла женскую богадельню для престарелых.

В 1850 г. Новографское с деревнями, в которых было двести крестьянских дворов, принадлежало Александру Николаевичу Зубову. Родительница его была Наталья Александровна Суворова, дочь полководца А.В.Суворова, известная в свете «Суворочка».

Село Смольница в 1646 г.— вотчина князя В.А.Голицына, сын которого В.В.Голицын был сподвижником и любимцем царевны Софьи. Тогда в селе стояло две деревянных церкви, Благовещенская и Покровская. Каменная Покровская церковь с колокольней построена в 1803 г. А.Д.Семичевым, местным помещиком и предводителем костромских дворян.

У деревни Тетерино была усадьба Н.И.Корсакова, родного дяди декабриста М.М.Корсакова. Село Покровское в 1629 г. было в вотчине Троице-Павловского вологодского монастыря. Каменная Покровская церковь (по ней и названо село) построена в 1792 г. Село известно с 1557 г. Тогда здесь был монастырский двор,»а в нем жил старец». На кладбище села Покровского похоронены многие Писемские, и в том числе П.П.Писемский, поручик, служивший в лейб-гвардии Семеновском полку и замешанный в бунте 1823 г. По этой причинеон и был исключен из полка.

Россия, Костромская область, Буйский район, Борок на карте


Буй. Вид на реку Вексу

В XV—XVI вв. северо-восточная граница Московского государства проходила по рекам Меже, Ветлуге, Усте. За ними простиралось Казанское ханство и владения марийцев (черемисов). В XVI в. московское правительство, обеспокоенное набегами татар и черемисов на свои границы, создало здесь оборонительный рубеж с крепостями Буй, Парфеньев, Кадый, Кологрив, Судай и др.

Но татары продолжали свои набеги с целью грабежа и захвата пленных, которых продавали на рынках Востока. Особенно разорительным был набег летом 1536 г. Воры приплыли на стругах по Волге, поднялись по Унже и Виге и с верховий пошли на Чухлому и Галич. Часть Галича татары сожгли, но взять крепости не смогли и устремились на юг. На реке Куси (в 30 км южнее Галича) они встретили русскую заставу и разгромили ее. Львовская летопись гласит: «Лета 1536 приходили татаровя на Костромские места и на Галичские и многие люди и князь великий послал воевод своих Михаила Сабурова, да князь Петра Пестрого, княж Васильева, сына Засекина и воеводы сошлись с казанцы на Куси, на речке и казанские люди многие и грех ради наши за многие неисправления перед Богом и людей великого князя побили и по грехам князь Петра Пестрого да Меньшика Полева убили и многих детей боярских побили».

После битвы на Куси татары пошли левобережьем реки Костромы, минуя Корежскую, Андобскую, Шачебольскую, Железноборовскую волости.

Беседка. Фото М.Смодор.

Жители волостей, напуганные татарским набегом, обратились к Москве с просьбой построить в Буе город (крепость), за стенами которого население могло бы укрыться. Просьба жителей была удовлетворена: зимой 1536 г. «повелением великого князя Ивана Васильевича поставлен городок в Костромском уезде Буй на Кареге» (Александро-Невская летопись). Что было на месте Буя до возведения здесь крепости? Было урочище, уже тогда носившее громкое название «Буй» (смелый, отважный).

Географическое положение Буя при впадении Вексы в реку Кострому предопределило это место-буевище как место сбора населения для отправления ритуальных обрядов, для праздников с их кулачными боями, состязаниями в ловкости и силе. При выборе места для крепости было учтено выгодное положение: с запада и севера крепость защищена реками Костромой и Вексой, а с южной стороны рвом, заполненным водой.

О конструкции крепости сведений нет, но, скорее всего, по аналогии с крепостями в Парфеньеве, Кологриве, Судае, стены ее были сделаны из городней — деревянных продолговатых отдельных срубов, засыпанных внутри землей. Отсюда название «Буй-городок». Стены из вертикальных, заостренных вверху бревен назывались острогом.

Теперь на месте деревянных стен остался лишь невысокий земляной вал от бывшей земляной засыпки внутри стен. Ров же, защищавший крепость с юга и заполненный водой, обсох и заилился. Позже район крепости назывался Старым Городищем, и на нем в XIX в. разбили бульвар.

Внутри крепости стояли дворы городового приказчика (коменданта крепости), его канцелярия (приказная изба), склады оружия и продовольствия для обороняющих крепость, тюрьма и осадные дворы вотчинников, волостных (уездных) крестьян и монахов, укрывавшихся здесь. В переписи владений московского Симонова монастыря, сделанной в 1562 г., записано: «Да в Буе-городке двор осадный Симонова монастыря, да за городом вне, на посаде, двор монастырский за рекой Костромой, ниже Симоновой слободки».

Еще в 1546 г. Иваном Грозным Симонову монастырю была пожалована грамота на слободку в Буе: «Се яз князь великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал игумена Симонова монастыря архимандрита Трифона з братией, что у нас в Костромском уезде в Буе-городке монастырская слобода, а судить людей той слободы архимандриту». Симонов и местный Железноборовский монастыри имели большие вотчины в Галичском и Костромском уездах и скупали землю под дома в Галиче и Буе.

Сооружая крепость, непременно в ней строили церковь. А так как места для строительства церкви в крепости не оказалось, то по приказу Ивана Грозного для церкви было взято дворовое место волостных крестьян, старостой которых был Юрий Губин, а церковь должен был строить игумен Железноборовского монастыря. В царевой грамоте городовому приказчику значится:»Нифонту с братией церковь поставить для осадного времени и службу устроить, а Юшке Губину с товарищи дать в обмен на монастырской земле, а Юшка Губин из того двора не идет вон и не опорожняет, и как к тебе сея грамота придет, ты бы Юшку Губина с того двора выслал вон, двор опорожнил и отдал Нифонту».


Благовещенский собор и здание земской больницы

Заложенную в 1542 г. церковь назвали Благовещенской. Впоследствии она стала называться соборной, а на ее месте в 1810 г. построили каменную двухэтажную церковь Благовещения. На посаде была построена небогатая церковь Воскресения Христова. За посадом, за рекой Вексой, стояла еще Троицкая церковь, но простояла она недолго. В переписи 1653 г. указано: «Она стоит без пенья, и попа и дьячка нет». А в переписи 1718 г. значится:»Об оной Троицкой церкви земские старосты показали, что оная церковь запустела и вся сгнила, а с какого года не указано».

Буй, как и все древние русские города, состоял из города (крепости) и посада со слободами на окраинах. На правом берегу реки Костромы стояла Большая Слобода, а Малая Слобода на левом берегу Вексы. Слобожане должны были отработать несколько дней в году на монастырь.

После завоевания Казанского ханства Буй, как и другие крепости здесь, утратил свое военное значение и превратился в административно-торговый центр.


Торговая площадь и Благовещенская церковь.

На торговых площадях ставили церкви во имя мученицы Параскевы Пятницы — покровительницы торговли. Ни один купец не отправлялся в свой торговый вояж, не отслужив здесь молебна. Буйская Параскева на Торгу сгорела. В 1677 г. затеяли строительство новой церкви, а когда сгорела и эта, на пожарище поставили памятную часовню. Ежегодно 28 октября к этой часовне совершался крестный ход из соборной (Благовещенской) церкви в память избавления жителей от морового поветрия, постигшего Буй в 1654 г.

Буй был местом ссылки опальных бояр. Князь Андрей Иванович Шуйский, дядя будущего царя Василия Ивановича Шуйского, был сослан Годуновым: «А князя Андрея Ивановича Шуйского в Буй-городе повелеша в темнице смертию убити и тако преставился мучениски в 97 годе (1589 г. — Д.Б.), месяца маия в 8-й день».

В 1806 г. в Буй были сосланы участники польского восстания Шелепчинский, Кац, Шрейдер, Гретович, Петралцовский. Ксендза Ружицкого надлежало отправить из Буя в ссылку в Варнавин. Сопровождать его был выделен солдат Соловьев из буйской инвалидной команды. Ссыльного везли по Солигаличскому тракту. В деревне Заломаево Соловьев повздорил и подрался с Ружицким, волостной старшина из деревни Заломаево отправил их обратно.

В Буе дело рассмотрел городничий: «Виновен Соловьев в том, что назначенный для сопровождения политического преступника пьянствовал вместе с ним, и за то предается военному суду. Но учитывая, что начальника инвалидной команды не было при отправлении Ружицкого и отправление было похоже на поездку частного человека, и потому Соловьев не мог осознать ответственности своего поручения, определяю: не предавать Соловьева суду, а посадить в Буйский тюремный замок в одиночное заключение на хлеб и воду на семь дней. Бывшему начальнику инвалидной команды отставному майору Ширшову за небытие при отправке Ружицкого объявляю строгий выговор».

В 1866 г. в Буе находится под надзором полиции высланный из Петербурга Л.Е. Оболенский — публицист, редактор журналов «Мысль» и «Русское богатство», привлеченный по делу Каракозова и за агитацию на Мальцевских заводах в Калужской губернии. В 1875 г. сюда была выслана О.И.Вноровская (Мищенко), слушательница Повивальных курсов в Петербурге, за агитацию среди рабочих и участие в демонстрациях. В 1877 г. в Буе беднягу повторно арестовали и сослали в Великий Устюг.

В 1876 г. в Буй из Петербурга была выслана Н.А.Армфельдт (по мужу Комова) за распространение запрещенной литературы. Здесь она жила под надзором полиции, но продолжала свое дело, за что осудили ее на четырнадцать лет каторжных работ и выслали в Кару, где она и умерла от чахотки в 1887 г.

В Буе временно жила Е.Г.Бартенева, внучка генерал-губернатора Восточной Сибири С.Б.Браневского, сочувственно относившегося к сосланным декабристам.

Екатерина Григорьевна училась в Петербурге, где познакомилась с чухломичом Бартеневым и вышла за него замуж. Молодые уехали в Швейцарию, там сблизились с Бакуниным, вступили в члены I-го Интернационала, участвовали в Парижской коммуне. Летом 1871 г. вернувшись в Россию, она занялась литературной работой, приняла деятельное участие в революционном движении. В Петербурге она встречалась с Кибальчичем, Морозовым, Сажиным, Армфельдт, Степняком-Кравчинским, с А.И.Ульяновым. Екатерина Григорьевна отдала крестьянам землю в Буйском уезде, полученную ею по наследству от отца. Умерла Е.Г.Бартенева в 1914 г.

В Буе прошли детские годы революционера М.П.Сажина. Высланный в Вологодскую губернию, Сажин бежал в Америку и под именем Армана Росса организовал там артель, описанную В.Г.Короленко. Из Америки Сажин переехал в Швейцарию, сблизился с Бакуниным, участвовал в восстании парижских коммунаров, уехал в Россию, где его вновь арестовали и выслали в Сибирь, в Киренск. В 1905 г. Сажин участвует в революционном движении в Нижнем Новгороде, после 1917 г. работает в обществе политкаторжан. Умер Сажин в 1934 г.


Беседка. Фото М.Смодор. 1910-е гг.

В Буе в 1825 г. родился А.П.Смирнов. Окончив Московский университет, он преподавал словесность в московской гимназии. В 1848 г. написал учебник русского языка, выдержавший много изданий. Он же составил и издал сборник «Песни крестьян Буйского уезда». Умер и похоронен Смирнов в селе Никиткине, под Ковровом.

Россия, Костромская область, Буйский район, город Буй на реке Костроме

Иаково-Железноборовский монастырь (Костромская область) : / фото А. А. Кассировой. — Электронные данные (7 файлов : 89,1 МБ). — Село Борок,Костромская область, 10 июля 2015 года. —
Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
В альбоме представлены 7 фотографий Иаково-Железноборовского монастыря: 1-2. Общий вид на Иаково-Железноборовский монастырь с Колхозной улицы; 3. Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи с колокольней; 4. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и колокольня церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи; 5. Трёхсвятская башня-часовня с трапезной; 6-7. Колокольня церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Копирование пользователями не разрешается.
Мужской Иаково-Железнооборовский монастырь получил своё название по селению Железный Борок Костромской области, рядом с которым был построен на левом берегу р. Тебзы. Название села связано с добычей железной руды в этой местности. Обитель основана при великом князе Василии Дмитриевиче около 1390 г. учеником Сергия Радонежского — преподобным Иаковом Железноборовским, мощи которого находятся в соборе под спудом. В связи с расположением на пути из Галича в Москву, монастырь постоянно находился в центре исторических событий. Он был сожжен во время татаро-монгольских и польско-литовских нашествий, но снова отстроен и восстановлен. В 1450 г. Василий Темный во время похода на Галич против Дмитрия Шемяки установил на территории монастыря командный пункт. В начале XVII в. в обители проживал и был пострижен в монашество – Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I). После революции монастырь был закрыт и только с 1994 г. в нём вновь начались восстановительные работы. В настоящее время в ансамбль Железноборовского монастыря входят: Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1761 г.), Церковь Рождества Богородицы (1753-1757 гг.), Трёхсвятская башня-часовня с трапезной (1811 г.), Келейный корпус (19 в.). Адрес: Костромская область, Буйский район, с. Борок, ул. Колхозная, 43. — Использованы материалы сайтов: «Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь» (URL: http://www.zheleznoborovskiy.ru/); «Кострома. Россия начинается здесь» (URL: http://kostroma.ru/god/monastyri/predtechenskii/index.aspx); «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» (URL: http://svodokn.ru/search/alphabet/3?sPs.tV=т&lc=ru) .

Борок Костромская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *