Для садовода, любящего растения и испытывающего удовольствие от общения с ними, интересным окажется новое направление в ландшафтном дизайне – арбоскульптура, или, иными словами, древоформирование. Если быть точным, то это хобби появилось давно – в начале ХХ века, но вторую жизнь получило лишь почти сто лет спустя благодаря увлеченности людей, искренне любящих природу и стремящихся сблизиться с ней.

Истоки арбоскульптуры

Древоформирование как искусство началось с причудливой «четырехножки» из деревьев, сросшихся по замыслу автора в единый ствол. Изобретателем направления стал американский фермер Аксель Эрладсон, создавший массу замечательных фигур, сформированных из изогнутых стволов и веток растений. Он использовал живые растения, продолжающие вегетировать, обрастать листвой, цветущие и плодоносящие.

Его «Древесный цирк» стал популярен и время от времени пополнялся новыми «аттракционами» и «артистами» в виде деревьев-людей, древесных стульев и колонн, изящных зеленых беседок и чудесных цветущих фонтанов. Невиданная популярность метода со временем сменилась забвением и лишь сейчас вновь стала интересна тысячам садоводов.

Принципы изготовления древесных скульптур

Многие путают арбоскульптуру с топиарным искусством (эффектной стрижкой деревьев и кустарников) или со стилем бонсай (выращиванием карликовой копии настоящего дерева). Общее между ними, безусловно, есть – работа с живым растением, с его стволом и ветвями. Но существенное отличие арбоскульптуры – создание из естественных материалов неестественных для дерева форм.

Каким образом работает «скульптор»-садовник? Он берет за основу молодые растения в основном с гибкими стволами и, как правило, на карликовом подвое. С помощью каркаса из дерева, металла или пластика побегу придают определенную форму и выжидают одревеснения ствола. Затем вновь отросшие ветви также заключают в каркас нужной формы и выжидают до следующего сезона. Для скрепления «деталей» используют приемы простого переплетения или прививки.

У этого направления в искусстве есть единственный, но очень значительный минус: деревья растут медленно. Для создания одной скульптуры порой требуется от 5 до 25 лет! Зато как феерично выглядят готовые шедевры: мебель с шатрами из зелени, человечки с шапками листьев на голове, чаши, тоннели и даже зеленые храмы!

Арбоскульптура в собственном саду

Глядя на фото готовых древесных композиций в парках мира, невольно задумываешься: а возможно ли сотворить такое простому смертному? Обычному человеку, загоревшемуся желанием постичь искусство древоформирования?

Ответ неожиданный: да! Научиться изготавливать фигуры из дерева может любой садовод, умеющий пользоваться прививочным ножом и имеющий терпение выжидать несколько лет для получения конечного результата.

Для того, чтобы попробовать себя в роли арбоскульптора, нужно высадить материал для работы. Звучит немного странно, но на самом деле это одно или несколько растений с гибкими стволами. В наших условиях можно использовать грушу, сливу, яблоню, вишню. Эти растения порадуют не только оригинально сформированными очертаниями стволов и ветвей, но и вкусными плодами. Помимо плодовых культур используют липу, клен, черемуху, рябину. Оптимальными считаются быстрорастущие ива и слива мелкоплодная. Они неприхотливы, обладают хорошей приживаемостью и скоростью роста.

Инструменты, которыми можно пользоваться, просты: ножовки, секатор, прививочный нож, шпагаты и материалы для каркаса (бамбуковые палки, металлические и пластиковые прутья).

Пробуем себя в роли скульптора

Рассмотрим простой пример – дерево со стволом, изогнутым зигзагом. Только представьте, как эффектно будет выглядеть такое растение под вашим окном!

Алгоритм начала формовки будет следующим:

  • молодой саженец с гибким стволиком располагают в посадочной яме под углом (30–45°) и закрепляют на каркасе;
  • побег в каком-то месте осторожно, чтобы не сломать, изгибают также под углом и место изгиба фиксируют к каркасу;
  • если позволяет длина саженца, побег изгибают еще раз и опять закрепляют;
  • все ветви, имеющиеся и образующиеся в процессе роста ниже изгибов, удаляют без образования пенька, срезы обрабатывают; ухаживают за растением, как обычно, поливают, обрезают; следующей весной отросший стволик вновь изгибают (пользуясь тем, что в начале сокодвижения он довольно гибкий) и закрепляют (со временем штамб утолщается, дерево сохраняет изгибы самостоятельно);
  • при желании можно посадить рядом еще несколько растений, переплести их или присоединить стволики методом прививки путем сближения (снимают кору и крепко обвязывают вместе).

Как видно из описания, арбоскульптура – это не самое сложное творение рук человеческих, поэтому вполне вероятно, что вскоре во многих садах появятся мебельные гарнитуры и заборы, навесы и просто изящные фигуры для украшения сада, изготовленные методом древоформирования. Более приближенный к природе способ их изготовления вряд ли найдется.

Часто, для того чтобы подчеркнуть твердость материала, мы сравниваем его с железом, но не все знают, что в субтропиках и тропиках растут деревья, у которых древесина также тверда как железо. Такое дерево произрастает в Талышских горах на юге Азербайджана. Его называют Темир-Агач, в переводе это слово означает «железное дерево». Его ветви и ствол отличаются нехарактерным цветом ржавчины. А древесина на самом деле очень твердая и тяжелая, как железо и даже тонет в воде.

Однако более уникальным свойством этого дерева является тот факт, что его стволы и ветки сращиваются, тем самым образуя непроходимые заросли. Именно поэтому темир-агач используют для строительства изгородей и беседок, которые никогда не потребуют ремонта и будут с каждым годом все больше укрепляться. Из древесины этого «железного дерева» изготавливают детали для приборов, челноки для текстильных машин и некоторые музыкальные инструменты.

Природа одарила «железное дерево» еще одним уникальнейшим свойством. В талышских лесах в осенний период есть возможность услышать какую-то непонятную трескотню. Вот так стреляет дерево темир-агач. В этот период его семена разлетаются из своих коробочек на расстояние около восемнадцати метров, и удаляются о стволы и листву деревьев.

В южной части Приморского края ест похожее дерево, однако оно не стреляет своими семенами из коробочек. Его называют березой Шмидта, а местные жители прозвали его «железная береза», потому что она крепче чугуна почти в полтора раза. А если выстрелить пулю ей в ствол, то она отлетит и не оставит на дереве следа.

Есть еще одно «железное дерево», которое имеет очень тяжелую и твердую древесину, оно растет в таких южноамериканских республиках как Аргентина и Парагвай. Прозвали такой вид деверев в этой местности квебрахо, в переводе с испанского языка это означает «сломай топор». Очень красноречивое название, не так ли?

На нескольких вершинах гор Копетдага, которые расположены недалеко от границы Ирана с Туркменией произрастает уникальный кустарник. Его тесно переплетенные стебельки образуют что-то наподобие огромных подушек. Но вот для сна они не могут пригодиться, потому что они настолько твердые, что на них не остается следов даже от копыт лошадей. Если поджечь эти «зеленые подушки», то они горят очень ярким пламенем. Интересен факт, что такие кустарники растут также в другом пустынном районе Южной Америки, а конкретнее в Патагонии, то есть на противоположном полушарии.

Арбоархитектура – направление в архитектуре, где в качестве основы строительных конструкций используются живые растения, – становится настоящим трендом. Однако этому тренду не одна сотня лет.

Деревянные строения считаются очень экологичными, т.к. дерево поглощает углекислый газ. Но что если строить здания, которые не только нейтрализуют вредные выбросы, но и, используя их, сами становятся прочнее?

Арбоархитектура, или ботаническая архитектура, очень популярна в Германии, одним из лидеров этого направления здесь является архитектор д-р Фердинанд Людвиг, доцент Университета Штутгарта. Для него увлечение растительной архитектурой началось с изучения древних образцов этого искусства. Например, на северо-востоке Индии ростки корней каучукового дерева используются для создания мостов. Когда они дорастают до другого берега реки, люди позволяют им укорениться в почве. Спустя 10-15 лет получается крепкий природный мост, который выдерживает вес до 50 человек.

Д-р Людвиг усовершенствовал эти древние технологии. Внедряя растительные элементы в металлические строительные леса и другие конструкции, он строит целые живые здания. С ростом дерева, эти металлические соединения продолжают укреплять строение.

Конечно, далеко не все деревья подходят для таких построек. Идеальные кандидаты – платан, тополь, береза, граб.

За годы экспериментов Людвигу и его команде удалось найти решение многих проблем, связанных с такими конструкциями: повреждения деревьев морозом, водой, различными заболеваниями. Архитекторы научились удалять и заменять пострадавшие растения, не затрагивая постройку в целом.

Само большой конструкцией ботанической архитектуры на сегодняшний день является куб из платанов. Он был представлен в 2012 г. на растениеводческом шоу в Нагольде (Германия) и сегодня является популярным аттракционом.

Стоит отметить, что конструкции ботанической архитектуры могут быть не только красивы, но и полезны – например, в борьбе с эрозией почвы. Корни деревьев могут улучшить качество подземных вод. Использование таких конструкций для создания тени способно уменьшить расход энергии на охлаждение зданий.

Арбоскульптура для начинающих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *